Главные вкладки

    Дидактический материал по теме "Употребление имён существительных в речи". Русский язык 5 кл.
    учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

    Дидактический материал разработан для учащихся 5 класса по теме " Употребление имён существительных в речи" для работы по текстам. Этот материал можно использовать как раздаточный в качестве разноуровневых заданий. Поможет он и при подготовке к олимпиаде по русскому языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл upotreblenie_imyon_sushchestvitelnyh_v_rechi.docx34.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Употребление имён существительных в речи.

    I. Окончания  -ов, -ев  и нулевое окончание в родительном падеже множественного числа.

    Упражнение 1.

    Прочитайте текст. О чём он? Запишите существительные, обозначающие названия жителей разных стран.

    Образец. Венгр – венгры – венгров.

                Для венгров, румын, австрийцев самая лучшая река Дунай. Дунайская волна бежит по землям одиннадцати стран.

                А вот для африканцев лучшим является Нил – самая длинная река на Земле.

                Для жителей Северной Америки нет лучше реки Миссисипи.

                Для индийцев самая красивая река – великий Инд, для австралийцев – Муррей, для поляков – Висла.

               Для жителей Республики Татарстан дороже всего Волга.

    Упражнение 2.

    Спишите текст, вставляя вместо точек пропущенные буквы. К какому типу речи относится текст? Выпишите названия национальностей и поставьте их в родительный падеж множественного числа. Выделите в них окончания. Какое слово вызвало затруднение?

            Татарстан расположен в месте слияния двух крупнейших рек: Волги и Камы. Это один из самых многонациональных регионов страны, здесь прож..вают представители 107 национальностей. Самые многочисленные — татары и русские, а также чуваши, удмурты, украинцы, мордва, марийцы и башкиры, азербайджанцы, белорусы, армяне, евреи.

               На герб..  республики на фоне диска со..нца изображен крылатый барс с круглым щитом на боку. В древности крылатый барс был символом плодородия, на герб же он попал как защитник татарского народа, а его щит, украшенный цветком астры, означает защищенность граждан Татарстана. Цветок с восемью лепес..ками — это олицетворение долголетия и веч (ь)ной жизни.

    Ключ. Татары – татар,  русские - русских, чуваши – чувашей, удмурты – удмуртов,  украинцы - украинцев, мордва – мордвин, мордвинов, марийцы – марийцев, башкиры - башкир, азербайджанцы - азербайджанцев, белорусы - белорусов, армяне - армян, евреи - евреев.

    Справка. Слово "мордва" означает только название народа и, как название народа же, может заменяться мордвинами и мордовцами. В родительном падеже множественного числа для мордвина допустимы обе формы - "мордвин" и "мордвинов".

    Упражнение3.

    Спишите текст, вставляя вместо точек пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Озаглавьте. Выпишите выделенные слова, поставьте их в родительный падеж множественного числа и выделите окончания.

            Любимейший праз..ник татарского народа – Сабантуй.

            В старину праз..нование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки  молодые жен (ь)щины готовили подарки – ткали  шили  вышивали. Весной, перед началом праз..ника, молодые джигиты соб..рали по деревн.. подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх  вышитые платки и полотенца  куски ситца  рубашки  куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями  шутками  прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей  следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге  прыжках  национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.

    Упражнение 4.

    Спишите текст. Выделенные слова поставьте в нужной форме. Какое существительное, обозначающее единицу измерения, в родительном падеже множественного числа может иметь две формы? У каких ещё существительных, обозначающих единицы измерения, допустимы обе формы.

                                        Что привезти из Татарстана?

                   Конечно же, надо попробовать традиционное татарское лакомство — чак-чак (сладость из теста и мёда). Самый большой в мире чак-чак был изготовлен в Татарстане 29 августа 2005 года в честь 1000-летия Казани — его площадь составила 13,266 кв. м., а вес — 1000 кг.

    Хочешь почувствовать себя настоящим татарином? Тогда примерь национальный головной убор — татарскую тюбетейку. Женщинам можно приобрести калфак (вышитую бархатную шапочку) и платок под него.

     Большой выбор (татарские туфли) и (сумки) с аппликациями из кожи.

    Ключ. Килограммов – килограмм.

            У существительных грамм, килограмм, миллиграмм, карат и др. в счётной форме допустимы обе формы – с окончанием -ов и с нулевым окончанием:

    10 граммов и 10 грамм; 10 килограммов и 10 килограмм; 5 каратов и 5 карат.

    Упражнение 5.

    Прочитайте текст. Озаглавьте. Выпишите названия обуви, поставьте их в родительный падеж множественного числа. Сделайте морфемный разбор выделенного слова. Какое значение имеет суффикс в этом слове? Подберите слова с аналогичным суффиксом.

            Валенки - исконно русская обувь. История валенок начинается с 4 века до нашей эры - именно к этому времени археологи относят изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках.

              Трудно поверить, но они появились лишь в конце 18-ого, начале 19-ого веков в Семеновском уезде Нижегородской губернии. До этого у русских издавна существовала низкая валяная обувь без голенищ: чуни, коты, валенцы.  

               В 18-м веке в моду входят дамские туфли на высоком каблуке, а уже в 19-м их сменяют высокие или полувысокие ботинки. Щеголи 18-го века носили башмаки с пряжкой - серебряной или золотой.      

    II. Увеличительные и уменьшительные суффиксы (-ушк-, -юшк-, -ышк-; -ищ-; -ин-, -ын-, -ов- в творительном падеже.    

    Упражнение 1.

    Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя суффиксы оценки. Устно указывайте, какой оттенок придаёт значению слова каждый из выделенных вами суффиксов.

             А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только ч..рным пятнышком мелькнула вверху. Моро..  как бы пот..плел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Кузнец не без робости отворил дверь и увидел Пацюка, сидевшего на полу перед кадушкою, на которой стояла миска с галушками. Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете: машинищ... такая, что в эту комнату не войдёт... А в плечищах у него была такая силищ..., какой нет у лошади. Покойный судья миргородский всегда любовался, глядя на дом Ивана Ивановича. Да, домишк... очень недурён! (Г.)

    Упражнение 2.

    Прочитайте. Выпишите существительные с суффиксами оценки. Обозначьте суффиксы.

    1) Солнышко, вёдрышко,

    Выгляни красное, из-за горы-горы. (Закличка)

    2) А мы Масленицу ожидали,

    Дорогую гостьюшку встречали,

    Блинами гору устилали,

    Сверху маслицем поливали.

    Как от блинов гора крута,

    Как от маслица гора ясна,

    А на горушку снег сыплют,

    А нас маменьки домой кличут. (Приговорка)

    3) Под гору коняшка, в гору – деревяшка. (Загадка)

    4) У осы не усы,  не усищи, а усики. (Скороговорка)

    Упражнение 3.

    Образуйте формы оценки посредством указанных ниже суффиксов и окончаний (письменно).

    1)С суффиксом -ищ- и окончанием -е или -а (указывайте род существительного) :

    голос, нос, рука, нога, волк, сила.

    2) С суффиксами -yшк-, юшк-, ышк- и окончанием -о или -а (указывайте род существительных, а в мужском роде также одушевлённость и неодушевлённость) :

    изба, гнездо, корова, лошадь, дед, соловей, Ваня, горло, стекло, зерно, поле, горе.

    3)С суффиксом -ишк- и окончанием -о или -а (указывайте род существительных, а в мужском роде также одушевлённость и неодушевлённость):

    земля, мальчик, плут, город, голос, шалун, дом, платье.

    Упражнение 4.

    Прочитайте. Ответьте на вопросы. Запишите ответы. Какой оттенок  придают значению слова суффиксы –ищ-,  -ок-?

    Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? Ветерок слушал их и думал: «А какой же я?»  Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло?  Что делал ветер? Подул ветер-ветрище. Что он делал? Что после этого случилось? И вот подул ветерок. Что он делал? Что произошло в природе?

    Ключ. Ветер (сильный, резкий, порывистый, холодный...).

    Ветрище (могучий, злой, суровый, ледяной.).

    Ветерок  (легкий, нежный, приятный, ласковый...).

     Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.).

    Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.).

    Что ветрище делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.).

    Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.).

    Что ветерок делал? (Дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки).

    Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.).

    III. Употребление некоторых существительных мужского рода в форе именительного падежа множественного числа. Две формы множественного числа.

    Упражнение 1.

    Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните существительные в именительном падеже множественного числа. Поставьте ударение. Возможна ли другая форма множественного числа существительного год? Найдите словарную статью этого слова. Составьте словосочетания.

    «На ру (с, сс)кой земле проложили мы сле.,

    Мы – чистое зеркало прожитых лет.

    С народом России мы песни певали,

    Есть общее в нашем быту и морали,

    Один за другим проходили года, -

    Шутили, трудились мы вместе всегда.

    Вовеки нельзя нашу дружбу ра..бить,

    Нанизаны мы на ед..ную нить»

    Г. Тукай.

    Упражнение 2.

    Прочитайте. Озаглавьте текст. Выпишите существительные,  употреблённые в именительном падеже множественного числа, образуйте от них форму единственного числа. Выпишите выделенные слова и поставьте их в именительный падеж множественного числа. Поставьте ударение.

    Одежда, обувь и головные уборы русского народа были невероятно красивы, изящны, гармоничны и преисполнены вкуса и богатства.

            Николай Иванович Костомаров, историк и этнограф 19 века, написал «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях». Вот как он описывает облачение бояр того времени: «По подолу и по краям рукавов рубахи окаймлялись тесьмами, расшитыми золотом и шелками, шириною пальца в два… Ожерелье, кроме вышивки золотом и шелками в виде разных узоров, унизывалось жемчугом

            Шёлковые материи... ткались вместе с золотом и серебром. По золотому полю выводились серебряные, а по серебряному – золотые узоры и фигуры, как, например, чешуи, большие и малые круги, струи, реки, травы, листья, птицы, змейки, изображения людей и стоящих, и лежащих, и с крыльями... В довершение блеска своих одежд русские украшали уши серьгами или одной серьгой и вешали на шее драгоценные золотые или позолоченные цепи...

            Сапоги, чеботы, башмаки, ичетыги были всегда цветные, чаще всего красные и жёлтые – иногда зелёные, голубые, лазоревые, белые, телесного цвета; они расшивались золотом, особенно в верхних частях на голенищах, с изображениями единорогов, листьев, цветов и унизывались жемчугом; особенно женские башмаки украшались так густо, что не видно было сафьяну.

    Упражнение 3.

    Прочитайте текст. Составьте план. Перескажите по плану. Выпишите выделенное слово и поставьте ударение. В каком значении употребляется это слово? Подберите омоним к этому слову. Какие ещё знаете слова-омонимы в форме множественного числа?

                                                    Новоселье.

            Новоселье в старой русской жизни сопровождалось торжественными обрядами. В старое время каждый имел свой собственный дом. Если кто переходил во вновь построенный дом, то сзывал священников на освящение, а потом сзывал родных и знакомых.

            Гости непременно являлись с хлебом и солью, как символом обилия и благополучия, а люди,  не чуждающиеся колдовства и ворожбы, являлись на новоселье с черной кошкой, с черным петухом, тащили растворенную квашню и катали три хлеба, а потом замечали,  как эти хлебы ложились...         Они  гадали насчет трех хлебов, которые пускали на землю из-за пазухи. Если все три хлебца лягут кверху верхней корой, то место доброе, а если же лягут вниз верхней корой — то место покинь.

            Во время пиршества на новоселье пол устилался травой. На большом столе, покрытом скатертью, клали принесенные хлебы и ставили в солоницах соль. После пирушки каждый гость должен был что-нибудь подарить хозяевам.

    Ключ.   Хлéбы (печеные) – хлебá (на корню)

    Некоторые слова-омонимы (в форме единственного числа) имеют во множественном числе окончание -ы(-и) или -а(-я) в зависимости от значения, например:

         кóрпусы (туловища) – корпусá (здания, войсковые соединения)

         лáгери (общественно-политич. группировки) – лагеря (военные, туристские и т. п.)

         мехú (кузнечные; бурдюки) – мехá (выделанные шкуры)

         óбразы (художественно-литературные) – образá (иконы)

         óрдены (рыцарские и монашеские общества) – орденá (знаки отличия)

         пóясы (географические) – поясá (части одежды)

         прóпуски (недосмотры) – пропускá (документы)

         сóболи (животные) – соболя (меха)

         тóки (электрические) – токá (места молотьбы)

         тóны (звуковые) – тонá (переливы цвета)

         тóрмозы (препятствия) – тормозá (в технике)

         учúтели (идейные руководители) – учителя (преподаватели)

         цветы (растения) – цветá (окраски).

    Упражнение 4.

    Прочитайте. Спишите. Подчеркните существительные, употреблённые в именительном падеже множественного числа. Поставьте ударение в выделенных словах.  Найдите уменьшительно-ласкательные суффиксы,  выделите их. В каких словах  форма множественного числа в современном языке не употребительна?

    Жаворонки, жаворонки,

    Дайте нам лето,

    А мы вам зиму.

    У нас корму нету!

    Жаворонки, жаворонки,

    Прилетайте к нам!

    Тут кисели толкут,

    Тут блины пекут и чаи пьют.

    Жаворонки, жаворонки,

    Прилетайте к нам!

    Приносите нам весну-красну,

    Красно солнышко,

    Тёпло гнёздышко.

                (Старинная народная песня).

    Упражнение 5.

    Прочитайте. Подчеркните существительные, употреблённые в именительном падеже множественного числа, образуйте от них форму единственного числа. У какого существительного возможна другая форма множественного числа? Найдите в словаре словарную статью об этом слове.  Подготовьте сообщение о словах,  имеющих двойную форму множественного числа.                  

                                                                Зима.

    Белым-бела уже земля.

    Как будто вымазаны мелом

    Леса и степи, и поля.

    Осталось всё под снегом белым.

    Поля уснули. До весны

    Дремать работникам усталым.

    Какие видятся им сны

    Под тёплым ватным одеялом?

    И солнце словно отдохнуть

    Решило в это время года:

    Взойдёт, свершит свой краткий путь

    И вновь уходит с небосвода.

    А ветры взялись за своё:

    Они над степью завывают,

    Они безжалостно с неё

    Одежды белые срывают…

    /Н. Наджми/

    Ключ. «Ветер» в словаре Ушакова. ВЕ́ТЕР, ветра, мн. Ветры (ветра •прост.), ветров-ветров, •муж.

    1. Движение потока воздуха. Сильный ветер. Порывистый ветер. Слабый ветер. Западный ветер. Поднялся ветер. Дуновение ветра. Сквозной ветер. 2. Только мн. Газы, образующиеся в желудке или кишках (спец.).

                    

    IV. Иноязычные фамилии на –ин, -ов. Названия населённых пунктов в творительном падеже.

    Упражнение 1.

    Прочитайте. Поставьте выделенное слово в творительный падеж единственного числа. Составьте с ним предложение. Составьте предложение со словосочетанием село Фролово,  употребив его в творительном падеже. В чём разница в написании фамилии и названии села?

            Интересна история появления фамилий. Слово «фамилия» происходит от латинского – «семья». Вначале установились фамилии знатных людей — князей, бояр, дворян. Подавляющее же большинство населения получило фамилии лишь в XVIII—XIX вв.

    Большинство русских фамилий образовано от христианских, православных имен, содержащихся в церковном календаре. Новорожденного называли не по желанию родителей, а в честь какого-либо святого, почитаемого церковью в строго определенный день года.

            Одна из самых распространенных фамилий Фролов произошла от крестильного имени Флор — цветок (лат.), искаженного в произношении и принявшего форму Фрол.

    Упражнение 2.

    Прочитайте. Составьте план. Перескажите по плану. Составьте предложения с выделенными словосочетаниями, поставив их в творительный падеж единственного числа. Сформулируйте правило.

    Город Пушкин (Царское Село).

            В 25 км. к югу от центра Санкт-Петербурга расположен небольшой городок Пушкин, всемирно известный своим дореволюционным названием – Царское Село. С 1990 года Царское Село – один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Европы, включено в список памятников всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

            Историческая жемчужина в ожерелье Северной столицы! Памятник мировой архитектуры и русского барокко. Три его парка, занимающие 600 гектаров, содержат в себе более 100 архитектурных сооружений.

            История Царского Села официально начинается 24 июня 1710 года, или 13 июня по старому стилю.  В этот день Петр I подписал указ о даровании земель своей супруге Екатерине Алексеевне, будущей русской царице Екатерине I.

            История Царского Села как резиденции российских царей заканчивается 14 августа 1917 года, после ареста Николая II и его семьи.         После революции Царскосельские дворцы и парки были превращены в историко-художественные музеи.

            Царское Село было переименовано в город Пушкин  в 1937 году, в год столетней годовщины со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Почти на каждом шагу пребывания в Царском Селе встречает тень А. С. Пушкина. Лицей, где он учился, дача, которую он снял на медовый месяц, церковь которую он посещал.

    Упражнение 3.

    Запишите слова в форме творительного падежа и подчеркните окончания.

    а) Фамилии: Беляев, Винокуров, Дятлов, Евсеев, Елагин, Елкин, Казаков, Кузьмин, Краснов, Левин, Росин, Цветов, Чаплин, Черепанов;

    б) названия населенных пунктов: Балабаново, Волхов, Бородино, Волошино, Глазов, Глухов, Гусино, Державино, Жданов, Жилево, Калинин, Нежин, Сормово, Тамбов.

    Упражнение 4.

    Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением формы падежа имен существительных.

    1. Роль Раневской в («Вишневом саду»—«Вишневом саде») А. П. Чехова исполняла в свое время артистка Книппер-Чехова. 2. Мичурин творчески переработал многое из того, что было создано (Дарвином — Дарвиным). 3. В галантерейном магазине был большой выбор чулок и (носок – носков). 4. Лучше всего астрономы наблюдают  (Марса — Марс) во время его противостояния, когда он находится на самом близком расстоянии от Земли. 5. Фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста (гектаров — гектар) 6. В реконструированном (цеху — цехе) завода было новейшее оборудование  7. Работа должна быть закончена к первому (августу — августа). 8. В продажу поступила первая партия ранних  (помидор — помидоров). 9. По завещанию наследство было было разделено на несколько равных (доль — долей). 10. Чтобы разделить дробь на дробь, нужно (числитель — числителя) первой дроби помножить на (знаменатель — знаменателя) второй, а (знаменатель — знаменателя) первой — на (числитель — числителя) второй


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Общее понятие о склонении имён существительных. Урок по русскому языку

    Тема. Общее понятие о склонении имён существительных. Цели:      - сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных; ...

    Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным (казахским) языком обучения. Модуль "Имя существительное".

    В пособии представлен дидактический материал в системе методик коллективного способа обучения для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным ...

    Дидактический материал по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку 9 класс

    Дидактический материал можно использовать при продготовке учащихся к экзамену по русскому языку как на уроках , так и на факультативных занятиях....

    Дидактический материал по теме Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Нормы употребления форм имени существительного.

    Данный дидактический материал предлагается для повышения грамотности выпускников и, в частности, для подготовки к выполнению задания № 6 в ЕГЭ по русскому языку....

    Дидактический материал "Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"

    Дидактический материал по применению пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературе и во внеклассной работе в средней школе. Пословицы и поговорки, созданные нашим народом, составляют неоце...

    Методическая разработка дидактического материала по теме: « Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Орфография и пунктуация».

    Методическая разработка дидактического материала по теме: « Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Орфография и пунктуация»....