Главные вкладки

    Дидактический материал по теме Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Нормы употребления форм имени существительного.
    материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему

    Данный дидактический материал предлагается для повышения грамотности выпускников и, в частности, для подготовки к выполнению задания № 6 в ЕГЭ по русскому языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл normy_upotrebleniya_form_imeni_sushchestvitelnogo_no_6.docx21.96 КБ

    Предварительный просмотр:

         НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ФОРМ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

                            РОД  НЕСКЛОНЯЕМЫХ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

    Иноязычные слова, обозначающие НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ предметы

    большинство – среднего рода:

    важное интервью, строгое жюри, теплое кашне, вкусное какао

    мужского рода:

    горячий кофе, точный пенальти

    женского рода:

    длинная авеню, вкусная салями, полезная кольраби

    Иноязычные слова, обозначающие ОДУШЕВЛЕННЫЕ  предметы

    мужского рода:

    серый кенгуру, забавный пони, пестрый какаду, ловкий шимпанзе

    женского рода:

    цеце ( муха), иваси (рыба)

    Если контекст указывает на самку:

    Кенгуру несла в сумке кенгуренка.

    Иноязычные слова, обозначающие ЛИЦ

    мужского рода:

    старый идальго,

    богатый рантье

    женского рода:

    прелестная мисс,

    уважаемая леди

    Инкогнито – загадочный и загадочная; протеже – наш и наша;

    визави – мой и моя.

    Род географических наименований определяется по роду главного слова

    солнечный Батуми (город);

    широкая Миссисипи (река);

    полноводное Онтарио (озеро);

    живописный Капри (остров).

    Род  аббревиатур определяется по роду главного слова

    МХАТ поставил пьесу;

    ЕГЭ содержал задания;

    ДПС сообщила

    Названия лиц

    по профессии, званию, занятию и т.п.

    нейтральные пары:

    писатель – писательница

    продавец – продавщица

    санитар – санитарка

    Нормативная и разговорная формы:

    врач – врачиха

    дворник – дворничиха

    бухгалтер – бухгалтерша

    кассир - кассирша

    Существительные мужского рода адвокат, профессор, хирург, экскурсовод , майор, диктор, врач, редактор и т.п.

    относятся к лицам мужского и женского рода:

    Внимательный врач Иванова выслушала пациента.

    Университетский профессор Петрова прочитала лекцию.

    Опытный редактор Сидорова работала с текстом.

                             

                                                    ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

    Формы множественного числа

     с окончанием Ы/И   и  А/Я

    ударяемое -А /-Я:

    директора, доктора, инспектора, корма, короба, кузова, невода, отпуска, паспорта, повара, профессора, сторожа, флигеля, шомпола, штемпеля, якоря…

    неударяемое -Ы/-И:

    бухгалтеры, договоры, инженеры, клапаны, лекари, лекторы, порты,

    редакторы, торты, цехи, тракторы, фронты, шоферы….

    Имеют разные окончания во множественном числе слова

    с разными значениями:

    Образы ( в искусстве) – образА (иконы)

    ПоясЫ (географические) – поясА (одежда)

    ПрОпуски (занятий) – пропускА (документы)

    УчИтели (идейные наставники) – учителЯ (преподаватели)

    Отвлеченные существительные употребляются в форме множественного числа, если приобретают конкретное значение:

    Испытывать радость – радости жизни

    Знание предмета – знания учеников

    Горький опыт – ставить опыты

    Отношение к жизни – личные отношения

    Социальная среда – только в единственном числе в этом значении!

    Вещественные существительные употребляются в форме множественного числа только при обозначении  различных сортов и видов:

    Смазочные масла

    Красные и белые глины

    Высококачественные стали

                                                                                 

    ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ

    ФОРМ РОДИТЕЛЬНОГО  ПАДЕЖА

       мужского рода

    женского рода

    среднего рода

    только во множественном числе

    пара ботинок, сапог, валенок, чулок, носков, гектаров, помидоров, баклажанов, апельсинов…

    среди татар, турок, монголов, партизан…

    много барж, басен, вафель, простынь, оглобель, туфель, кочерёг, яблонь, пригоршней, свечей…

    (НО: Игра не стоит свеч).

    верховьев, низовьев, устьев, побережий,

    захолустий, блюдец, болотцев,

    копытцев,

    полотенец…

    сумерек, будней, яслей, потемок, носилок, дрожжей…

                                             ФОРМ ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖА                

    Обстоятельство:

     вырастить в саду

    гулять в лесу

    Дополнение:

    заботиться о саде

    рассказать о лесе

    В «Лесе» Островского

    В «Вишневом саде» Чехова

                                              СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ

                                    иноязычных

               славянских

                                                      форма родительного падежа

    теория Адама Смита    

    жизнь Сомса Форсайта    

    роман Жюля Верна          

    письмо Мери Смит

    ответ Ирен Форсайт

    дом Мадлен Верн

    стихи

    Тараса Шевченко

    Петра Белых

    Юрия Живаго

    стихи          

     Ольги Коваленко

     Марии Петровых

                                                         форма творительного падежа

    Познакомиться с ДарвинОм,  ЧаплинОм

    Гордиться ПушкинЫм, БородинЫм

    В географических названиях:  под селом БородинОм, под городом ИвановОм

    ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ

    1. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения.

    Черн__ кофе,  увлекательн__ шоу, стар__ маэстро, треснувш__ пенсне, забавн__ гризли, остроумн__ конферансье, заброшенн___ ранчо, маленьк__ цеце,  истинн___ денди, мелк__ иваси, полезн__ кольраби, солнечн__  Сочи, жарк__ Гоби, наш__ ФБР.

    2. Укажите ошибки в употреблении форм существительных. Исправьте их.

    1) Инкогнито в пышном белом платье появилось неожиданно появилось в гостиной.

    2) В кафе нам предложили черное кофе и несколько сортов мороженых.

    3) Забавные ошибки часто встречаются в речах детей.

    4) Мне глубоко чужды ваши отношения к жизни.

    5) Не забудь положить в рюкзак две пары шерстяных носок.

    6) Я слушал оперу «Князь Игорь», написанную композитором Бородином.

    7) Фильмы, поставленные Чаплином, - это классика мирового кино.

    8) Батуми расположены на побережье Черного моря.

    9) В углу стояло несколько кочерг и висело много полотенцев.

    10) Наша врачиха Мария Семеновна всегда внимательно выслушивает пациентов.

    11) Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шофера.

    12) Ученики изучали произведения Жюль Верна и Вальтер Скотта.

    13) Сад занимает свыше ста гектар.

    14) В музее открылась выставка пейзажей Павла Ивановича Сидорчук.

    15) В этом же здании обучаются будущие слесаря.

    16) Инженера заключили договора с администрацией предприятия.

    17) На конкурсе успешно выступила лауреатка второй премии Анна Светлова.

    18) Онегин читал книги Адама Смит.

    19)  Странно слышать такие рассуждения от человека с колоссальными знаниями жизни.

    20) Пару ботинков купил своему сыну папа Карло.

    21) Мне поручили забрать сестрёнку из ясель.

    22) Эти герои принадлежат к разным социальным средам.

    23) Трех килограмм апельсин вполне достаточно для нашего праздничного стола.

    24) Теория, предложенная Дарвином, поддерживается не всеми учеными.

    25) Несколько баржей спускалось по реке от её верховий.

    26) Отряд партизанов добрел до нескольких лесных болотец.

    27) В «Вишневом саду» Чехова дебютировал выпускник театрального училища.

    28) С моим приятелем Семеновым мы удачно поохотились под селом Семеновым.

    29) СМИ сообщила об этом необычном происшествии.

    30) Ваши паспорты будут готовы к следующему вторнику.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным (казахским) языком обучения. Модуль "Имя существительное".

    В пособии представлен дидактический материал в системе методик коллективного способа обучения для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным ...

    Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"

    Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

    Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"

    Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

    Конспект урока русского языка "Путешествие в княжество Имени Существительного

    Данный конспект предназначен для обобщения материала по теме "Имя существительное". Урок разработан в игровой форме....

    Конспект-презентация урока русского языка "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном".

    Конспект - презентация урока русского языка разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида 9 класс по учебнику Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. "Русский язык 9 класс", Москва, "Просвещение", 20...

    Проектная работа по русскому языку "Частотность употребления женских имен МБОУ СОШ № 66 г.Екатеринбурга"

    ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ " ЧАСТОТНОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЖЕНСКИХ ИМЕН МБОУ СОШ № 66 Г.ЕКАТЕРИНБУРГ (2013 ГОД)...

    Методическая разработка дидактического материала по теме: « Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Орфография и пунктуация».

    Методическая разработка дидактического материала по теме: « Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Орфография и пунктуация»....