Проектная работа по русскому языку "Частотность употребления женских имен МБОУ СОШ № 66 г.Екатеринбурга"
проект по русскому языку (10 класс) на тему

Ушакова Татьяна Евгеньевна

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ " ЧАСТОТНОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЖЕНСКИХ ИМЕН МБОУ СОШ № 66 Г.ЕКАТЕРИНБУРГ (2013 ГОД)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -proekt_imena_tekst.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательский  проект по русскому языку

Частотность употребления женских имен МБОУ СОШ № 66 г.Екатеринбурга

        

                                                                          Выполнили работу:                                                                                                    

        Мясникова Дарья,

        Васильева Анастасия,

        ученицы 10 А класса

                                                                           Руководитель  Ушакова Т.Е.,

                                                                           учитель русского языка   и

                                                                           литературы.

Екатеринбург 2013


Введение.

Цель:  исследовать частотность  употребления женских имен в МБОУ СОШ № 66  города Екатеринбурга

Задачи:                                                                                                                                                                                                      1. Установить влияние общественно-бытовых факторов на выбор имени девочки и причины  выбора родителями имени для новорожденной.                                                                                             2.Установить состав женских имен школы № 66 г.   Екатеринбурга.                                                                                               3.Выявить редкие и часто употребляемые женские имена в школе № 66 г.   Екатеринбурга.                                                                                                                   4. Сформулировать причины частотности употребления тех или иных женских  имен в школе.                                                                                                       5. Соотнести частотность употребления исконно русских женских имен с именами, пришедшими в русский язык из других языков.

Объект исследования: личные женские имена МБОУ СОШ № 66.

Гипотеза: выбор имени ребенка зависит от социального развития общества.

Методы:  сравнение, математический анализ,  обобщение, социологический опрос (анкетирование).

Новизна данной работы заключается в том , что со временем количество носителей различных имен изменяется, значение имени  забывается, а эти исследования важны и интересны с точки зрения статистики и лингвистики.

Актуальность данной работы в том, что в условиях нашего современного города было бы интересно узнать, какие женские имена наиболее популярны в период с 1995 по 2005 годы.

Практическая значимость работы в возможности использования полученных данных для анализа состояния культурного сознания населения нашего города в статистике и лингвистике.

                                                   

План исследования:

1.Теоретически познакомиться с такими науками как ономастика и антропонимика.

2.Изучить историю употребления женских имен в России от дохристианского периода до нашего времени.

3.Проанализировать списки учащихся по классам и выявить количественный состав девочек в школе.

4.Провести социологический опрос (анкетирование) среди девочек  школы  № 66 с 1 по 11 класс.

5. Проанализировать полученные данные , обобщить, сравнить и сделать выводы о проделанной работе.


Содержание  проекта:

Введение.

Глава 1. Науки, изучающие происхождение  имен.

Глава 2. История употребления женских личных имен в России:

        А)  дохристианский период

        Б) время после крещения Руси

        В) период Октябрьской революции 1917года

        Г) современный период

Глава 3. Анализ социологического исследования употребления женских личных имен в МБОУ СОШ № 66 г.Екатеринбурга

Глава 4 .Значение и происхождение некоторых часто употребляемых женских имен в МБОУ СОШ № 66 г. Екатеринбурга.

Заключение. Выводы о проделанной работе.

Глава 1. Науки, изучающие происхождение имен.

ОНОМАСТИКА  (от греческого onoma — «имя») — раздел языковедения, изучающий имена собственные: названия людей,  животных, мифических существ, племен и народов, стран, рек, гор, людских поселений. Часть О., посвященная изучению географических названий, обычно выделяется под названием топонимики. Онома́стика - раздел лексикологии, изучающий имена собственные (онимы).  Как особая наука стала развиваться с 1930-х гг. Описывает типы имён собственных, в первую очередь – именующие пространство (Тверь, Старая Ладога, Нева, Байкал) и людей (Иванов, Петрович, Шура). Онимы прочнее другой лексики связаны с культурой и историей народа. Изучает ономастика и литературные имена (Фамусов, Нью-Васюки). Исследования ономастики востребованы обществом: вырабатываются принципы наименования и переименования разных объектов, напр. городов и городских улиц, учреждений и организаций, товаров (товарные знаки).                                                                 Антропонимика (от антропо... и греч. ónyma — имя), раздел ономастики,изучающий собственные имена людей, происхождение, изменение этих имён, географическое распространение и социальное функционирование, структуру и развитие антропонимических систем. В современной русской антропонимической системе каждый человек имеет личное имя (выбираемое из ограниченного списка), отчество и фамилию (возможное число последних практически неограничено). Существовали и существуют иные антропонимические системы: в Др. Риме каждый мужчина имел преномен — личное имя (таковых было всего 18), номен — имя рода, передаваемое по наследству, и когномен — имя, передаваемое по наследству, характеризующее ветвь рода. Антропонимика вычленилась из ономастики в 60-70-е годы XX века. До 60-х годов XX века вместо термина «антропонимика» использовался термин «ономастика». Эта наука изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности, сословия, касты. Антропонимика изучает функции антропонима в речи — номинацию, идентификацию, дифференциацию, смену имен, которая связана с возрастом, изменением общественного или семейного положения, жизнью среди людей другой национальности, вступлением в тайные общества, переходом в другую веру, табуированием и др.

Глава 2. История употребления личных женских имен в России

В истории развития употребления личных женских имен в России выделяют  4 этапа:

               1.дохристианский период.

               2.период после крещения Руси.

               3.период после Октябрьской революции (1917 год).

               4.современный период.

1.Имена дохристианского периода.

1)Числовые имена. Имена отражают порядок детей в семье. Например: Перва

2)Имена, данные по внешним признакам, цвету волос и кожи. Весьма распространенными были имена Чернява, Белуха.

3)Так же встречались имена, связанные с особенностями телосложения: Малюта,  Голова.  

4)Имена ,связанные с чертами характера, привычками и поведением. Имена: Забава, Смеяна, Несмеяна , Скряба, Истома, Неулыба.

5)Имена, отражавшие желанность или нежеланность появления ребенка в семье, отношение родителей к ребенку; Голуба,  Любава.

6)Имя, связанное со временем года: Зима

7)Имена, связанные с животным и растительным миром: Корова,  Щука, Кошка, Трава.

8)Имена ,связанные с поверьями, что «плохие» слова в состоянии отвращать злых духов, болезни, смерть: Злоба, Нелюба.

2. Имена после крещения Руси.

 С момента принятия  христианства, после крещения Руси князем Владимиром в 988 году древнерусские имена начали вытесняться именами церковными, которые по происхождению были древнегреческими, древнеримскими, древнееврейскими, сирийскими, египетскими.

Все дети получали церковные имена в честь святого, праздник которого отмечался в этот день или в дни между рождением и крещением.

В крестьянских семьях девочек называли : Василиса, Фекла, Федосья, Мавра.

В дворянских семьях девочек называли: Ольга, Екатерина, Елизавета, Александра.

3.  Имена периода после Октябрьской революции 1917 года.

В период строительства социализма, имена превращались в самые разнообразные слова, которые отражали достижения нового общества в хозяйственной, политической и культурной областях.( Искра, Эра, Победа, Свобода)

  • Имена, указывающие на пролетарские праздники и месяцы рождения (Мая, Октябрина, Ноябрина,  Драздаперма)
  • Названия цветов, металлов, камней в качестве личных имён, использовались населением с особым энтузиазмом (Роза, Лилия, Гортензия, Сталь)
  • От названия гор и рек (Волга)
  • От отвлеченных понятий(Идея, Воля)
  • Образованные  на исконно русской основе (Зорислава, Дамира, Славина)
  • Наречение малоизвестными русскими именами (Злата, Купава, Любава, Лада)

  4.  Современные женские имена и как их выбирают.              

Софья, Анна, Виктория, Мария и Дарья, Анастасия, Алена.

Во-первых, имя для девочки можно подобрать по святцам. Для этой цели родители должны посмотреть специальный календарь, в котором рядом с датой рождения записаны имена. Можно выбирать имена также возле тех дат, которые наиболее близки ко дню рождения ребенка.

Во-вторых, девочку можно назвать в честь какого-нибудь важного для семьи человека. Как правило, в число этих людей входят родственники, друзья или известные люди, оставившие свой след в науке, спорте или культуре. В эту же категорию входят имена из фильмов и книг.

В-третьих, имя девочке можно давать исходя из его тайного значения. Сейчас существует множество специальных словарей с именами, в которых рассказывается про значение каждого имени и чертах характера, которыми будет обладать его владелец. Родителям достаточно просмотреть этот словарь и подобрать для своего ребенка подходящее, по их мнению, имя. На сегодняшний момент именно этот способ является самым распространенным, на что указывает огромное количество литературы, появившейся в последнее время и посвященной именам.

Четвертым способом выбора имени можно назвать астрологию и нумерологию. Некоторые родители используют в выборе имени этот способ, хотя официальные науки к этому методу настроены весьма скептически. Имя для ребенка выбирается исходя из положения звезд на небе во время его рождения.

Глава 3. Анализ социологического исследования частотности употребления личных женских имен в МБОУ СОШ №66 г.Екатеринбурга.

В МБОУ СОШ № 66 г.Екатеринбурга  на 1.09.2012 года- 325 девочек с 1  по 11 класс.  В социологическом опросе (анкетировании) приняло участие 153 человека. Годы рождения с 1995 по 2005. Проанализировав статистические данные, мы сделали  следующие выводы:

 Самые распространенные женские имена в школе:

1 место- Анастасия – 12%   (18 человек)

2 место- Александра-7%     ( 11человек)

3 место-Анна- 6%          ( 10 человек)

4 место- Алена и Дарья -4%   ( 7 человек)

Причины частотности употребления данных имен заключены в следующем: во-первых это имена, часто встречающиеся  в церковном календаре русских имен,  во-вторых, употребление данных имен сложилось исторически давно, многие выдающиеся женские личности ,оставившие след  в истории России, носили эти имена, в-третьих, многим родителям нравится значение и происхождение  данных  имен.

             Единичные имена в школе № 66 делятся на 3 группы:

            А)  Вера, Людмила, Милана, Снежана.

Это исконно русские имена, которые возвращаются снова в употребление.  Эта  группа имен  пока очень мала, эти имена очень редки среди девочек, но наблюдается тенденция возвращения в употребление исконно  русских имен.

        Б)  Саида, Сахара, Лайло,  Кибрине,  Азиза,  Рухшона, Наргиза, Михрубон, Лусина

Это восточная группа имен, связанная с вопросами миграции населения.

                    В)  Маргарита, Зоя, Софья, Вероника, Лариса, Аделина, Василиса, Регина, Марина

Третья группа- это женские имена иностранного происхождения. Они тоже единичны в употреблении  в школе 66. Почему родители дают девочкам такие имена? Эти имена красиво звучат, они необычны и  достаточно редко встречаются. Поэтому многие и выбирают для новорожденных необычное,  редкое по звучанию имя, чтоб ребенок выделялся из массы одногодок.

                            Анализ имен по происхождению.

Проанализировав 153 имени, мы пришли к следующему выводу: женские имена по происхождению делятся на несколько групп по частоте употребления:

1.Самая распространенная группа-это группа древнегреческих по происхождению  имен- в школе такие имена носят 69 девочек- 45 %

2.Второе место- имена по происхождению древнееврейские -их носят 21 человек- 13%

3.Третье место занимают русские имена, их носят 17 девочек-11%

4.Латинские  и восточные по происхождению имена, с такими именами встречаются 16 девочек-10%

5. Пятое место- древнеримские и древнегерманские имена- 5 девочек- 3%

                  Причины, по каким родители дают имена детям:

Изучив анкеты учащихся ,можно сделать следующий вывод: причины по каким родители дают имена своим детям   делятся  так:

1.Красиво звучит- 28%

2.Родителям нравится значение имени- 25%

3.имя сочетается с отчеством ребенка- 20%

4.назвали в честь бабушки или других родственников-15%

5.назвали по церковному календарю -4%

6.имя было  популярно-2,6 %

На первое место при выборе имени ребенка у родителей  учитывается его звучание и красота, потом уже значение имени. Многие подбирают имя под отчество ребенку, что также немало важно для созвучия имени с отчеством и фамилией. Осталась тенденция называть детей в честь бабушек и прабабушек, что обуславливает связь поколений.  По  церковным святцам детей  в сегодняшнее время называют редко. И совсем не учитывают такой критерий как популярность имени.

Знают ли сами опрошенные девочки, ученицы школы, что обозначает их имя и каково его происхождение?                                                                                                     

Сопоставив  анкетные данные опроса, мы пришли к такому выводу:

большинство  знают значение своего имени-75%

большинство знают, из какого оно языка замствовано-67%

 25% не знают, что обозначает их имя и                                                                        33% не задумывалось ,из какого языка пришло в употребление.                            

В заключении главы  хочется отметить, что многие  девочки школы №66 (по результатам соцопроса),знают   знаменитых людей, которые носят с ними одно и тоже имя ,назывались как правило актрисы , спортсменки, телеведущие, модели, певицы. Почти 59% назвали своих тезок. Но среди этой группы знаменитостей многие учащиеся выделяли  не просто современных гламурных поп-див, а  писательниц, поэтесс, балерин, которые внесли огромный вклад в развитие русской литературы и культуры в целом , называли   даже литературных героинь (15%). Были названы выдающиеся личности ,как Анна Ахматова, Вероника Тушнова, Наталья Гончарова, Анна Герман, Анна Павлова; литературные героини: Анна Каренина, Василиса Прекрасная; даже назвали профессора, руководителя института, занимающегося изучением мозга, видного современного ученого Наталью Бехтереву.

 Исторические личности (15%),названные школьницами, это прежде всего царицы и императрицы: Екатерина 1 и 2, Елизавета Петровна, Александра Романова, жена Николая 2;  царица Тамара; Елизавета, королева Англии; принцесса Диана; русская княгиня Ольга; а также наряду с ними Арина Родионовна, няня Пушкина.

Такая осведомленность очень радует, так как это  говорит о том, что культурный кругозор девочек школы № 66 имеет определенный потенциал для дальнейшего развития.

Глава 4. Значение и происхождение некоторых часто употребляемых женских имен в МБОУ СОШ № 66 г. Екатеринбурга.

Анастаси́я (др.-греч. Ἀναστασία) — женская форма мужского имени Анастасий (Анастас), в переводе с древнегреческого языка — «воскресение» («возвращённая к жизни»). Народная русская форма — Настасья. Самое распространённое уменьшительное имя в русском языке — Настя, Настенька, Анастасиюшка, Наюся, Нюня, Нюра, Нюрася, Нюраха, Нюраша, Ася, Стася, Нюся, Ная, Тася[1].ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ АНАСТАСИЯ. - Имя Анастасия (разг. Настасия и Настасья, прост. Анастасея и Настасея) - женская форма мужского имени Анастасий (Анастас). Происходит от древнегреческого слова "анастас" - воскресший, от индоевропейского корня "ста" - стоять. Означает: воскресение, возвращенная к жизни, воскресшая, воскрешенная, восставшая, воскрешенная к жизни, воскрешающая, возвращение к жизни. Первоначальное значение - переселение.

Хорошее имя, в нем гармонично сочетаются нежность и надежность, простота и легкость. Искрящаяся и пластичная энергия звучания этого имени сочетаются со стремительностью и натиском. Анастасия может стать хорошей артисткой, воспитателем детского сада, психологом. Имеет дар предсказания и предвидения за счет тонко развитой интуиции. Замуж выходит рано. Ее избранник сильный, мужественный. Часто военный. Мужу Анастасии нелишне знать, что она очень внушаема и ее легко растрогать. Если тот, кому она понравится, решит завоевать ее сердце, он добьется своего — достаточно лишь умело сыграть на развитом у Анастасии чувстве жалости.
 
Алекса́ндра (от др.-греч. Ἀλεξάνδρα — «оберегающая человечество», «благородная», «храбрая») — женское имя греческого происхождения. Мужское парное имя — Александр.  Имя Александра (прост. Лександра) - женская форма от имени греческого происхождения Александр, означает - защитница людей, мужественная, защита мужественная, помощь надежная, мужественная защитница. Хорошее и гладкое имя. Сильное и властное звучание этого имени создает образ повелительницы, солидной и независимой. Она исполнена достоинства и значительности, административного авторитета и идеологической принципиальности, опирающейся на несокрушимость своего потенциала.  "Александра стремится к истине, и стремится в духе мужском гораздо более, чем. носительницы многих других имен". (П.А.Флоренский).

Александра больше придает значения своей способности что-либо узнать первой. Умна и скорее трудолюбива, чем талантлива. Успеха добивается благодаря большой работоспособности. Но профессиональная   деятельность  у Александры  не на первом месте.

Анна.

Имя Анна имеет древнееврейское  происхождение и означает «благодать» .В Анне с раннего детства проявляется и главное качество-ДОБРОТА.

По натуре Анна-интроверт. Не поддается чужому влиянию и сама действует благоприятно на окружающих. Простое и хорошее имя с ярко выраженными признаками - это нечто большое, гладкое, громкое и храброе, и в то же время мужественное и медленное. От него исходит мягкий свет и покой смирения. Свою красоту, величественность и надежность оно несет уже более двух тысяч лет и любимо во многих  странах.

По распространенности имя находится в первой десятке имен и никогда не опускалось в разряд редких.

 Чувство долга, доброта, заботливость, альтруизм, готовность помочь. У Анны сильная воля, она верит в себя, способна оказать сопротивление невзгодам, умеет предчувствовать их благодаря интуиции. Анна может повлиять на окружающих, склонить на свою сторону не только близких, но и малознакомых людей. Она достигает больших успехов в учебе. У нее острый ум, прекрасная память. Нередко Анна одарена выдающимися творческими способностями. При этом Анна - отличная хозяйка, аккуратна, не выносит неряшливости и неопрятности.

Алена.

Имя Алена имеет различные версии происхождения. По первой версии, имя Алёна (Алена) – это народный, нецерковный вариант имени Елена. Имя Алена стало более активно употребляться обособленно от имени Елена в последние десятилетия ХХ века, а в последнее время стало полностью самостоятельным именем. Также просторечным вариантом имени Елена было имя Олёна.

По второй версии, имя Алена имеет древнегреческое происхождение и означает «солнечная», «сияющая». Есть некоторые другие варианты перевода – «взбудораживающая», «одухотворяющая», «притягивающая», «привораживающая».

Имя Алёна со славянского означает – алая, огненная, солнечная, избранная.

Алена – человек настроения, но в целом она очень веселый и жизнерадостный человек. Если ее обидеть или задеть словом, она словно замыкается в себе, забирается в капсулу, и нужно иметь недюжинное терпение и изобретательность, чтобы вернуть ее оттуда. Алене нужны перемены, очень любит ездить в путешествия, менять обстановку. Она устает от однообразия и таким образом себя развлекает.

Дарья.

Имя Дарья (стар. Дария) — женский вариант имени персидского царя Дария (Дарайавауша). В переводе с древнеперсидского означает: сильная, побеждающая, обладательница, владеющая, владеющая богатством, огонь великий, победительница.

   Дарья чувственная, медлительная. Умеет приспосабливаться к любой ситуации. Поскольку ей доставляет удовольствие общение, которое является для нее постоянной потребностью, он окружает себя приятными людьми. Малейшая критика или, наоборот, чрезмерные знаки внимания причиняют ей беспокойство. Часто задумывается над своими поступками, склонна к самобичеванию. Находится в постоянном сомнении — любят ее или нет. Аккуратна в работе, но никогда не доводит дело до конца. Ее легко вывести из равновесия.

У Дарьи аналитический склад ума, отличная память. Но она не очень любознательна. Обладает неплохой интуицией, однако не использует свой дар. В глубине души высокого мнения о себе. Так как слишком впечатлительна, то тяжело переносит неудачи, трудности, разрыв с любимым или друзьями. Ее свободное поведение производит впечатление, что для нее не существует норм морали, но на самом деле она строго следует общепринятым правилам.

          Заключение.

Выводы о проделанной работе:

  • проанализировали теоретический материал, связанный с ономастикой и антропонимикой;
  • узнали, что русские личные имена прошли большой путь в своём развитии (от дохристианского периода до наших дней); частотность употребления имён в разные времена была неодинакова;
  • лидером среди женских имён учащихся нашей школы являются имена Анастасия, Александра, Анна, Алена, Дарья;
  •  единичными  именами в нашей школе стали исконно русские женские имена :  Милана, Вера, Снежана, Людмила; а также  имена восточного происхождения: Саида, Азиза, Сахара, Рухшона и т.д                                                                                                                                      
  • многие популярные в XIX веке имена: Тамара, Агафья, Евдокия, Олимпиада,  Прасковья, Матрена, Марфа совсем вышли из употребления и встречаются очень редко;
  • при выборе имени ребёнку родители руководствуются  красотой его звучания, учитывают значение имени, а так же сочетаемость его с отчеством, но  редко обращаются к церковному календарю при  подборе имени;
  • лидером среди групп имен, которыми чаще всего  родители нарекают ребенка, выявлена группа древнегреческих имен, и это закономерно. Мы до сих пор используем имена, пришедшие к нам во времена крещения Руси из Византии. Это самые употребляемые и популярные имена в народе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по русскому языку на тему "Употребление диалектных слов в топонимике Еткуля"

Цель работы – исследовать образование названий неофициальных  микрорайонов села Еткуль.Употребление диалектных слов в названиях неофициальных микрорайонов  нашего села....

Проектная работа по русскому языку "Происхождение и значение имен и фамилий"

Проектная работа по русскому языку "Происхождение и значение имен и фамилий"...

Проектная работа по русскому языку по теме «Ее величество фразеология»

Проект «Ее величество фразеология» – это работа о фразеологизмах в русском языке. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и образной. Чем богаче словарный запас человека, тем интерес...

Исследовательская работа по русскому языку "Употребление слов-паразитов в речи школьников"

Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи.  Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшу...

Проектная работа по русскому языку "Сборник диктантов на засыпку"

Презентация по проектной рабооте по русскому языку "Сборник диктантов на засыпку"...

Тексты для лабораторной работы по русскому языку "Употребление имён прилагательных в речи" (6 класс)

Урок изучения нового материала.Цель урока: формирование знаний учащихся о роли прилагательных в речи.Задачи:1. рассмотреть роль имён прилагательных в речи;2. развивать наблюдательность, умение читать ...