Второстепенные члены предложений. Обстоятельство. Виды обстоятельств.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Панькова Зоя Викторовна

  Находить  второстепенный член предложения - обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств  по вопросам и значениям, графически его обозначать, отличать обстоятельства от определения и дополнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_-_obstoyatelstvo_5_klass.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Посельская  средняя общеобразовательная школа»

 Открытый урок по русскому языку по ФГОС

Класс:  5

Учебник: УМК. (Русский язык. 5 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение  Т.А.Ладыженской.)

Тема:        Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств (ознакомление)

Учитель русского языка и литературы:  Панькова З.В.

2017

Тема:        Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств (ознакомление) (с презентацией).

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Цель:

Знать определение понятия «обстоятельство», способы выражения обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения; знать о зависимости обстоятельств от глаголов-сказуемых; роль обстоятельств в более точной передаче содержания высказывания.

Уметь находить обстоятельства в предложениях; верно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами; использовать обстоятельства для более точной передачи содержания высказывания.

Уметь различать второстепенные члены предложения; уметь составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам

Задачи:

Образовательные: 1. Закрепить понятия о определении и дополнении. Дать понятие об обстоятельстве, показать роль обстоятельства в речи, развивать навыки синтаксического разбора.

 2.Формировать   язык предмета.

3. Формировать речеведческие умения.

Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.

2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор учащихся.

3. Развивать память и внимание.

Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами  обучения воспитывать интерес и любовь     русскому языку,  к окружающему миру.

2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, слушать и слышать друг друга.

Цели как деятельность учеников.

М/п: преобразовывать информацию (составлять таблицу, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

ПР: находить второстепенный член предложения – обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств по вопросам и значениям, графически его обозначать, отличать обстоятельства от определений и дополнений

Личностные: мотивация к исследовательской деятельности, формирование привычки к рефлексии.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

1 Фронтальный опрос:

- Что такое дополнение?

- Какими  частями речи обычно выражаются дополнениями?

- Что такое определение?

- Какими  частями речи обычно выражаются определения?

2. Проверка домашнего задания.

 Упражнение 189- чтение  словосочетаний с определениями.

«Кто больше?»

Один -два ученика (предупреждены заранее) читают составленные дома тексты повествования (по домашнему упр. 190). Остальные учащиеся на слух определяют дополнения и выписывают их.

Затем учитель просит подсчитать, сколько дополнений выписали.

Коллективная проверка.

3. Запись предложения:

Мы с ежом замечательно жили, уважали друг дружку, дружили.

Задания:

– обозначить и графически объяснить изученные орфограммы;

– найти и графически обозначить главные члены предложения;

– обратить внимание учащихся, что подлежащее в этом предложении мы с ежом выражено словосочетанием;

– найти дополнение, графически обозначить его (выражено словосочетанием друг дружку);

– на какой вопрос отвечает оставшийся второстепенный член предложения? (как?)

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (выборочным, детальным).

2. Производить анализ, синтез, обобщения.

III. Введение в тему с последующим планированием деятельности на уроке.

Материал для наблюдений  проводим с помощью презентации .

– Учитель попросил Пашу и Петю разобрать предложение по членам. Вот что у них получилось.

                                        Паша.

Моя собака медленно приближалась к нему.

                                       Петя.

Моя собака медленно приближалась к нему.

– С кем из ребят вы согласны? Почему?

– Какой вопрос возникает? Какая будет тема урока? Прочитайте название в учебнике.

Запись темы урока: Обстоятельство.

- выскажите предположения о содержании нашей предстоящей работы на уроке.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока и его цель.

3. Планировать деятельность.

IV. Открытие нового знания.

1. Упр. 191 – наблюдение над словами, обозначающими время, место и способ действия.

Ученики читают текст вслух, находят слова с названными значениями, выписывают словосочетания по образцу, выявляют признаки, делают предположения об особенностях нового второстепенного члена – обстоятельства.

2. Проводится беседа по тексту с использованием вопросов и заданий к упр. 191. Учащиеся самостоятельно формулируют вывод.

Методическая рекомендация. Обращаем внимание на последовательность вопросов, задаваемых к обстоятельству: в таком порядке их легче запоминать.

Заучивание рифмовки (с паузой после слова откуда) сразу на уроке.

– Сколько вопросов можно задать к каждому виду обстоятельств? (Два.)

– Какие из них точнее указывают на вид обстоятельства?

3. Составление графической схемы второстепенного члена предложения – обстоятельства (можно использовать материал предметного диска – графическая схема обстоятельства к § 39).

                                глагол                                   нареч. / сущ.

                                           

                                                    где?

                                                    когда?

                ══════════        куда?

                                                    откуда?

                                                    почему?

                                                    зачем?

                                                    как?

4. Составление таблицы «Второстепенные члены предложения». – работа в группах

На уроке можно задать только общие параметры таблицы, а дома дополнить таблицу примерами.

(Можно использовать материал предметного диска – обобщающая таблица «Второстепенные члены предложения»  к § 36.)

 Итоговая таблица может выглядеть так:

Вид второстеп. члена

Вопросы

Значение

Примеры

Определение

какой? чей?

признак предмета

Белая береза под моим окном принакрылась снегом словно серебром.

Дополнение

косвенных падежей

предмет

Земля покрылась снегом.

Я думаю о тебе.

Обстоятельство

где? когда? куда? откуда? отчего? зачем? как?

места, времени,

образа действия

На деревьях набухли почки.

Вечером пошёл дождь.

Ребята жили дружно.

Регулятивные УУД

4. Искать пути решения проблемы.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

3. Выделять главное, озаглавливать, составлять план, рассказывать по плану.

4. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

5. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).

V. Развитие учебно­языковых, правописных и речевых умений.

Упр. 192 – развивается умение находить обстоятельства в предложении с помощью основных и дополнительных вопросов, графически их обозначать.

Самостоятельное составление алгоритма нахождения обстоятельства в предложении:

а) найду в предложении глагол­сказуемое;

б) поставлю от него вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?;

в) определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают время, место, образ действия;

г) если есть, значит, это обстоятельства.

Упр. 196 - со словом земля – три предложения так, чтобы в первом оно было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем – обстоятельством – работа в   парах

Упр. 197   Составить по данным схемам предложения.

Упр. 198.  Расскажите о главных и второстепенных членах по плану:

1. Какие члены предложения являются главными?

2. На какие вопросы отвечает каждый второстепенный член?

3. Как вы думаете, почему дополнение получило такое название?  Свою мысль докажите примерами.

4. Как вы думаете, почему обстоятельство так называется? Приведите примеры.

Работа по тестам:  Тест № 14 – (Е.П.Черногрудова. Тесты по русскому языку. К учебнику Т.А.Ладыженской  и др. «Руский язык  5 класс»)

 - взаимопроверка

Познавательные УУД

6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

7. Сравнивать и обобщать, делать выводы.

8. Строить алгоритм рассуждения (преобразовывать информацию из текста в алгоритм).

Коммуникативные УУД

3. Строить связное монологическое высказывание.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

6. Соблюдать речевые нормы в процессе коммуникации.

VI. Итог урока.

– Какую новую информацию получили?

Соотнесите работу на уроке с планом. Всё ли намеченное выполнили?

– Над чем необходимо продолжить работу?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка (на основе алгоритма самооценки).

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

Поставьте   себе в тетрадь:

5 баллов – все усвоил

4 балла – есть сомнения

3 балла – не понял тему.

Регулятивные УУД

6. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

1. Составить письменный план текста об обстоятельстве, дополнить обобщающую таблицу о видах второстепенных членов примерами.

2. Упр. 195.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе. Второстепенные члены предложения. Виды обстоятельств.

Тема урока посвящена повторению изученного материала в 5-7 классах и изучению нового материала по теме "Виды обстоятельств"....

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Данная презентация используется на уроке объяснения нового материала по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Учебник в 2-х частях....

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс...

Урок. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

Урок рассчитан на 10-15 минут. Проведен в рамках конкурса "Учитель года"...

Второстепенные члены предложений. Виды обстоятельств

Проверочная  работа для учащихся 8 кл....


 

Комментарии

спасибо за конспект