"Игра как вид деятельности на уроке русского языка"
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Беспалова Надежда Николаевна

Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьезную дидактику. Очевидно, это происходит потому, что в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика, – это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать. Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие «дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цель задается учителем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как вид деятельности на уроке русского языка

Дети должны жить в мире красоты, ИГРЫ, сказки, музыки рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

А игры не будет, что ж тогда останется?

Л.Н. Толстой. “Детство”

Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьезную дидактику. Очевидно, это происходит потому, что в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика, – это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать. Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие «дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цель задается учителем.

В настоящее время существует несколько интересных пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроке русского языка. Мы обратились к классификации дидактических (Баев П.М., 1989 г.) игр по русскому языку, основанной на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики; при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.

Можно выделить основные аспекты целесообразности применения игр при обучении

  • Происходит раскрепощение в поведении ребенка, а в связи с этим появляется большая потребность в творческой самоактуализации личности:
  • Возможно создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через которые происходит развитие познавательных интересов учащихся;
  • Происходит развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной, так и двигательной сферы детей.

Классификация игр

1. По количеству участников игры:

  • Парные.
  • Групповые.
  • Общеклассные.
  1.  Дидактические игры.
  2.  Ролевые игры (деловые). В ролевых играх можно выделить три фазы:
  • предигровая (подготовка к игре: выбор сюжета, распределение ролей, инструктаж

      участников  игры, подготовка ролей);

  • игровая (собственно игра, проигрывание ситуаций);
  • постигровая (рефлексия).

Рефлексия может проходить и в ходе игры, в так называемые аналитические паузы.

Уровни рефлексии:

  • эмоциональный (комфортность, владение ситуацией и т.д.);
  • исполнительский (мастерство: самоанализ и анализ другими участниками игры);
  • качественно-прогнозирующий (Что получилось? Что нет? Почему? Варианты решения проблемы).
  • По влиянию на познавательные интересы (по доминирующему признаку):

4. Развивающие

  1. Восприятие.
  2. Мышление.
  3. Познавательные интересы.
  4. Внимание.

В качестве примера, иллюстрирующего данную квалификацию, расскажу о нескольких играх.

В водной части урока, когда необходимо создать хороший настрой, стимул к речевым действиям, можно использовать игры, создающие проблемную ситуацию

Вертушка 

(Тема: Слушание как вид речевой деятельности)

Цель: показать трудности слушания как вида речевой деятельности

Игровой этап. Преподаватель просит пятерых участников (близко сидящих к двери) выйти на несколько минут из класса, а сам без всякой установки на слушание читает текст: “ Молодой специалист Юра решил поменять место работы. Ему казалось, что способен выполнять более сложные задания, нежели те, что ему поручали. Окружающие говорили, что он там сможет получить квартиру и даже купить машину”.

По цепочке приглашаются ученики, вышедшие из класса, и учитель предлагает сначала кому-либо из присутствующих, а потом по очереди входящим передавать услышанную информацию, учитывая, что каждый новый входящий с этой информацией не знаком.

Игра неролевая, групповая, но в то же время, кто не участвует в процессе игры, участвует в рефлексии. Игра направлена на развитие внимания и познавательных процессов. После такого наглядного примера несложно перейти к новой теме.

Типы уроков-игр

На уроке русского языка могут быть проведены:

  • Сюжетные (или ролевые) игры представляют собой ряд проблемных задач, основная цель которых – прийти к согласию, наладить взаимодействие с партнерами. В таких играх обязательно формируются социально-ролевые отношения участников.

  • К играм-соревнованиям относятся эстафеты, игры на командное или индивидуальное первенство. В таких играх главной движущей силой является «спортивный» интерес, а дидактическая цель достигается подспудно.

  • Интеллектуальные игры являются основной составляющей при работе со старшеклассниками.

Фонетические игры

Фонетические игры: фонемное различение слов; различение глухих и звонких согласных; оглушение и озвончение; различение твердых и мягких согласных; звук [j]; слоговой состав слов; омофония, омография, определение ударного слога; особенности русского ударения.

Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса; на расширение звуковысотного диапазона; на выбор адекватной громкости; на развитие силы, «полетности» голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм.

Лексико-фразеологические игры

Лексико-фразеологические игры: на значение слов (кроссворды, сканворды, чайнворды); системные отношения в лексике («пропорции», «третий лишний», «ассоциации», лото, домино, игры с мячом, с юлой).

Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («соберите поговорки»; «кто догадливее?»; «кто наблюдательнее?» и др.).

Дидактические игры

«Выбери три слова»

(Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. 

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

 

  Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
  2. Составить предложения, используя данные слова.

Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил

ански

кьоинк

лыжи

санки

коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
  2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Игра « Дешифровщик»

  1     2      3     4      5      6     7      8       9       10      11     12    13

  а     к      к     о     м     п     а       н       е        м      е      н      т

1, 7    прикАсаться

2, 3    рюКзаК

4        рОсток

9        в  течениЕ  часа

Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Игровые приёмы

Найди «лишнее» слово

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК

РОМАШКА

РОЗА

ЛУК

КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

КОРОВА

БЕРЕЗА

ДУБ

МАЛИНА

ОСИНА

КОРОВА

ЛИСА

ВОЛК

МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

Детям очень нравятся такие задания, как:

  • Заменить словосочетания одним словом:

- промежуток времени в 60 минут  

- военнослужащий, стоящий на посту

- ребенок, любящий сладкое

- очень смешной фильм  

  • Распредели слова на две группы. Найди родственные слова. Выдели корень.
  • Закончи предложения: …..
  • Составь рассказ по опорным словам:  

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

 Игры по морфемике и словообразованию

Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «корень и дерево», «неологизмы», «слова по схеме»).

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис.

Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.

В книге Л.В. Петрановской «Игры на уроке русского языка» выделяются игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие.

По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой среде – с предметами и без предметов, настольные, комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные и, наконец, технические, со средствами передвижения.

Из игр с предметами на уроке русского языка наиболее эффективно применять игры с мячом и с юлой. Однако надо помнить, что для проведения игры с мячом требуется более открытое пространство, чем школьный класс с партами в три ряда.

Игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами.

1-й способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, проводить игры настольные, комнатные с раздаточным материалом на каждого или на парту: лото, кроссворды (сканворды, чайнворды), шарады, загадки и пр.

2-й способ. Мебель в классе сдвигается по количеству команд или по принципу «игровое поле» – «жюри» – «зрители». Для проведения компьютерных игр учащиеся приглашаются в компьютерный класс.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

1-й этап. Проверка домашнего задания.

Обычно этот момент урока наиболее традиционен: устная и письменная фронтальная проверка, двое-трое трудятся над индивидуальными заданиями, кто-то не поднимает от парты взгляда, чтобы учитель не спросил. Для преодоления унылой традиции на этом этапе можно ввести элемент игры. Однако необходимо помнить, что игра способствует раскрепощению ребенка, повышает эмоциональную возбудимость. Поэтому пользоваться игровыми приемами в самом начале урока следует осторожно. В противном случае «разыгравшиеся» дети потом так и не войдут в нужное русло урока. Поэтому игры должны носить тренинговый или контролирующий характер.

Наиболее эффективными будут игры по фонетике, развивающие речевой аппарат у детей и выявляющие степень усвоения лингвистического материала. «Фонетическую разминку» предлагаем ввести наряду с орфографической в привычку. Так при изучении темы «Звонкие и глухие согласные» можно проводить игры «эхо», «найди пару». Все они основаны на делении согласных на парные и непарные звонкие и глухие. Игры проводятся до тех пор, пока все ученики в классе не усвоят классификацию звуков по звонкости/глухости. Приведем примеры подобных игр.

  Игра «Эхо»

Цель игры: усвоение классификации согласных.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это – ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.

Если вы приучили своих учеников к систематической работе над орфографией, на этапе проверки домашнего задания можно проводить орфографические игры.

Игра «Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.

Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. Сравнить их произношение и правописание, например: французские кабина, кабинет, комод; немецкие калоша (галоша), что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского – рубаха) и т. д.

Побеждают те, кто нашел больше слов и правильно их написал.

Игра «Найдите слог с нужной гласной»

Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.

Ход игры.

Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндарины – мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5–10 слов). Задание: кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.

Объяснение нового материала. На этом этапе проводятся обучающие игры.  

При введении сложного и неинтересного для школьников   материала используется элемент занимательности.

Закрепление, повторение, обобщение.

При закреплении и повторении материала, когда исчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес. Например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке» можно использовать словообразовательную игру «Чье гнездо больше?».

Игра «Чье гнездо больше?»

Цель: развитие навыка словообразования.

Класс разбивается на команды, в каждой выбирается капитан. Учитель засекает время по секундомеру. Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача команды – за определенное время составить гнездо однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования. О результатах работы докладывает капитан. Побеждает та команда, которая уложилась в срок и дала максимальный список слов.

Урок-игра "В мире слов"

Задания:

1.    Станция «В компании со словарем» (на станции команда получает орфографический словарь, за определенное время надо правильно вставить пропущенные буквы).

К…рандаш, кил…метр, д…г…вор, алф…вит, б…бл…отека, л…пата,, предл…жжение, гор…да, з…п…ведник, б…льшой, вел…чина, к…рова, заг…ловок, скворе……ик, тр…мвай, м…г…зин.

2.  Станция «Крылатые слова» (на станции команда должна составить крылатые выражения, используя части выражений из первой и второй колонок).

1. Делу время

     3) лучше ста слов

2. Волков бояться

     5) что дерево без корней

3. Добрый пример

     1) потехе час

4. Добрые дела

     7) а лень только берет

5. Человек без друзей

     4) человека красят

6. Человеку по работе

     6) воздается честь

7. Труд всегда дает

     2) в лес не ходить

3.  Станция «Чей хвост длиннее» (на станции команда получает слово из трех букв, заменяя одну букву в каждом последующем слове, выстраивает цепочку; например, бок-ком-мак и т.д.)

4.  Станция «Ступеньки» (на станции команда делится на три группы, каждая группа вписывает в кружки слова на заданную букву, состоящие из трех, четырех и т.д. букв)

И т.д.

"Конкурс грамотеев"

1. Сколько букв в русском алфавите?

а) 33          б) 34           в) 30         г) 32

2. Какого падежа нет?

а) родительного           в) творительного

б) звательного              г) винительного

3. Какая из этих букв состоит из одного звука?

а) е       б) ю          в) ё                г) у

4. Сколько в году месяцев, оканчивающихся на Ь знак?

а) 9                       б) 3                      в) 8             г) 7

5. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?

а) приставка                  в) подставка

б) выставка                   г) заставка

6. Какое из этих слов – название главного члена предложения?

а) корень             б) подлежащее          в) основа                  г) прилагательное

7. Разделительный Ь знак пишется:

а) между двумя согласными

б) в начале слова                            

в) между согласной и гласной

г) в конце слова

8. Сколько гласных звуков в русском языке?

а) 10           б) 6        в) 8              г) 5

9. Какое из этих слов – название части речи?

а) суффикс                    б) сказуемое                 в) глагол                       г) окончание

10. Назовите седьмую букву с конца алфавита.

а) ш            б) щ            в) ь                    г) ъ

11. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?

а) ?                       б) !                       в) .                      г) ;

12. Расположите слова по количеству букв О начиная с наибольшего.

а) горох                        б) водоворот                    в) кот                    г) сковорода

Учащиеся награждаются медалями "Самый умный" или "Знаток русского языка")

Алгоритм построения уроков по игровой технологии

Очень часто инициатива преподавателя в проведении игр с учениками на уроках русского языка не приносит желаемого результата: на уроке поднимается невообразимый шум, гам, никто не слушает ведущего, каждый выкрикивает свой ответ и оспаривает поставленную ему оценку.

Решить эти проблемы нелегко. Но стоит помнить, что, прежде всего, надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровую деятельность нужно вводить в каждый урок.

Во-вторых, надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от игры. И только когда вы убедитесь в том, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливо поставленные им командой оценки, можно приступать к подготовке игры. Предлагается алгоритм построения уроков по игровой технологии (Семяшкина Н.И., 1997 г.,№2).

В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента – этапа урока.

1. Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.

3. Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.

4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.

Количество больших игр, которые можно будет провести в учебном году, зависит от того, совмещаете ли вы учебную и внеклассную деятельность (то есть ли у вас время большее, чем 40 минут для проведения игры), можно проводить 3 - 4 игры за учебный год, завершая игрой каждую четверть. Но поначалу у вас получится только одна «большая» игра в год. Для «большой» игры подходит любой тип: сюжетная (ролевая), интеллектуальная, игра-соревнование.

Предположим, вы выбрали интеллектуальную игру по типу «Что? Где? Когда?» и с ее помощью хотите проверить не только глубину знаний учащихся по русскому языку, но и их сообразительность, языковое чутье, умение работать с источниками. Тогда необходимо объявить ориентировочный этап.

Ориентировочный этап

На этом этапе в школе вывешивается объявление (предположим, в середине сентября), что в конце учебного года будет проведена большая игра по русскому языку. Тема: «Все неизвестное и непознанное из области русского языка». Объявляются правила игры, формируются команды. Далее следует, пожалуй, самый важный этап, так как часто подготовка к игре может стать интереснее самой игры.

Подготовка к проведению игры

Учитель объявляет конкурс вопросов. Все по правилам: грамотный вопрос, ответ на него и источник информации. Если у вас в школе несколько параллелей, то один класс, готовит вопросы для остальных и т.д. В этой подготовительной работе не участвует только будущая команда (если команда разновозрастная, то в это время она формируется – проходят отборочные игры по параллелям). На подготовительный этап (принятие вопросов, анализ их корректности, особый способ их изложения, подбор иллюстративного материала, какие-то вопросы отсечь) уходит примерно полгода.

Проведение игры предполагает несколько вариантов, из которых организаторам предстоит выбирать наиболее подходящий.

Вариант 1. Полное воспроизведение телевизионной игры. Все, присутствующие на игре, делятся на 3 группы: 1-я – команда, 2-я – зрители, 3-я – авторы выбранных ответов.

Вариант 2. Игровых столов не один, а несколько, главный стол в центре, на нем волчок и конверты. Волчок запускается, конверт вскрывают и читают вопрос (проецируют через кодоскоп). Минута пошла. Как только за одним из столов готов ответ, капитан поднимает руку и сообщает ответ ведущему (письменно). Минута истекла – принимается ответ у главной команды. Если ответ верен, команда остается за столом, если нет – уступает место той команде, которая первой ответила правильно. Если все команды дают правильный ответ, то каждая получает свой балл. Организация игры может варьироваться по вашему желанию с учетом предложений детей и конкретных обстоятельств.

Обсуждение игры: можно провести как в устной форме, так и в письменной.

План мероприятия «Час занимательного русского языка»

Цель: развитие интереса к изучению русского языка, его фонетики и орфографии, обогащение словарного запаса учеников, развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности, укрепление и сплочение детского коллектива.

Ведущий: Ребята, прежде чем мы с вами начнем нам нужно разделиться на две команды и дать им названия.

На двух плакатах написаны буквы, из которых надо составить название своей команде.

ОТКИЗНА (ЗНАТОКИ)

РЕМИОГТА (ГРАМОТЕИ) 

Ведущий: А сейчас проведем разминку «Составь алфавит». Вы должны расположить буквы (написанные на отдельных карточках) в алфавитном порядке. Какая команда сделает это быстрее, та и получает первый балл!

(Далее команды участвуют в играх под руководством ведущего)

Игра «Назови одним словом»

Задание: ученикам предлагаются словосочетания, где главным словом является имя существительное ЧЕЛОВЕК, а зависимыми выступают имена прилагательные: храбрый, добрый, умный, болтливый, ленивый, мудрый, богатый, грубый, сильный, веселый. Вместо словосочетания требуется назвать одно слово (имя существительное).

 Например: храбрый человек – храбрец.         

Игра «В две колонны становись!»

На доске таблички со словами: подводник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер.

Первая команда должна собрать таблички со словами, родственными слову ВОДА, вторая команда – ВОДИТЬ. 

Конкурс капитанов

Задание: отгадайте слово.

Его корень в слове писать,

Приставка в слове рассказать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода.  (Расписка)

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове сказка,

Окончание в слове рыба. (Завязка) 

Задание: закончить пословицу, объяснить смысл каждой.

Кто много читает…(тот много знает)

Не спеши языком…(торопись делом)

Не тот друг, кто медком мажет…(а тот, кто правду скажет)

И т.д.

Скороговорная пятиминутка

Задание: произнесите скороговорку на скорость

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят как галчата

И как волчата галчата молчат.

Шарады

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь. (Сосна – насос) 

Известное я блюдо,

Когда прибавишь «м»

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (Уха - муха)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Игра и игровая деятельность на уроках русского языка и литературы"

Использование игровых технологий на уроказ русского языка и литературы....

Мини-проект Игра как вид деятельности на уроке русского языка

Концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на осно...

Мини-проект Игра как вид деятельности на уроке русского языка

Концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на осно...

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...

«Исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство творческого развития учащихся 5-6 классов» Описание опыта педагогической деятельности

Хочу поделиться опытом организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах....