Кружок 7 класс
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Салина Ольга Васильевна

Кружок по русскому языку 7 класс "Говорим и пишем правильно"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_7_kl_fgos.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Говорим и пишем правильно» по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта.

В современном мире востребованы люди способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Итоговая аттестация по русскому языку, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками  речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.

Кружок «занимательный русский язык» предназначен для учащихся  7 класса

 Программа кружка рассчитана на 34ч. (1 час в неделю). 

Продолжительность одного занятия -35 мин. Программа кружка опирается на знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

Основные формы организации кружковых занятий – семинары и практические занятия. Формы контроля  над достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.

Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках    мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена  с целью углубления представлений  о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
Программа кружка включает в себя углубленные  вопросы по  разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.                                                                              

Требования к уровню подготовки обучающихся

 В результате изучения русского языка  ученик должен

Знать/понимать                                                                                                                                                                                                                                                                                                    функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

Уметь

проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

Аудирование и чтение

использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

Говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Цели :

   пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка;

   воспитать любовь к русскому языку; научить бережному обращению с ним;

   выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности;

   расширить представление о русском языке, его возможностях;

   обучить речевому этикету;

   помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;

   обогатить словарный запас;

   подготовить учащихся к олимпиадам и тестированию по русскому языку.

  Задачи :

  • Формировать эстетический вкус, уважение к труду.
  • Расширить знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания.
  • Совершенствовать  языковые способности, позволяющие использовать все богатства  языковых средств  в различных ситуациях   общения.
  • Воспитать человека, владеющего  искусством речевого общения.
  • Развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях    жизни.
  • Воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке.

Методы и формы работы
- беседы;
- творческие задания;
- тесты;
- исследования;

- конкурсы;

- семинары

- проекты

- практические работы;

- игры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

ПРЕДМЕТНЫЕ.

  • правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
  • объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
  • свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
  • распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
  • характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
  • определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  • по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»

п/п

Раздел

программы

Основное содержание

Формы организации учебных занятий

Основные виды

учебной деятельности

1

Введение.

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов.

Игра, диспут, обсуждение,

Составлять текст по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке.

2

Орфография.

Работа с некоторыми школьными правилами создание новых формулировок правил. Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов. Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Использование Ь и Ъ знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..» Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа

Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил..)

Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.

3

Лексическая стилистика.

Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок. Употребление паронимов. Их отличия. Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Знакомство с каламбуром, многозначностью. Определение, как рождаются слово

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование

Анализировать текст. Составлять свой текст.

4

Грамматика. Синтаксис и морфология. Предложение.

Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение. Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование

Анализировать текст. Составлять свой текст.

5

Морфология. Наречие.

Наречие. Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач. Разряды наречий .Употребление наречий в тексте. Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках. Правописание не и ни в наречиях.

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование

Анализировать текст. Составлять свой текст.

6

Слова категории состояния.

Слова категории состояния: их виды и применение.

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа

Анализировать текст. Составлять свой текст.

7

Предлог.

Роль предлога в речи и в тексте. Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.

Анализировать текст. Составлять свой текст.

8

Союз.

Правописание союзов. Роль союзов в тексте. Построение текстов

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа

Анализировать текст. Составлять свой текст.

9

Частица.

Разряды частиц. Значение и роль частицы в тексте.

Анализировать текст. Составлять свой текст.

10

Междометие.

Слова вежливости, междометия. Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Анализировать текст. Составлять свой текст.

11

Культура речи.

Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Функциональные разновидности языка, их особенности.

Защита проектов.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАН

п/п

Дата

7-А

Дата

7-Б

Тема

Количество часов

1

1 четверть

3.09.

1 четверть

7.09.

Язык и речь - чудо из чудес.

1

2

13.09.

14.09.

Необычные правила.

1

3

20.09.

21.09.

Путеводные звёзды орфографии.

1

4

27.09.

28.09.

Если матрёшки не откликнулись…

1

5

4.10.

5.10.

Ъ и Ь – смягчение иль разделение?

1

6

11.10.

12.10.

Хитрый звук «йот»

1

7

18.10.

19.10.

Слова-тёзки.

1

8

25.10.

26.10.

Различай и отличай.

1

9

2 четверть

8.11.

2 четверть

9.11.

Поиск нужного слова.

1

10

15.11.

16.11.

Многословие.

1

11

22.11.

23.11.

Каламбур и многозначность.

1

12

29.11.

30.11.

Тайно слово родилось.

1

13

6.12.

7.12.

Судьба слова.

1

14

13.12.

14.12.

Проще простого или сложнее сложного.

1

15

20.12.

21.12.

Согласуй меня и помни.

1

16

27.12.

28.12.

Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

1

17

3 четверть 17.01.

3 четверть 11.01.

Наречие как часть речи.

1

18

24.01.

18.01.

Образование бывает разным.

1

19

31.01.

25.01.

Разряд, становись в ряд!

1

20

7.02.

1.02.

Узнай меня по суффиксу!

1

21

14.02.

8.02.

Некогда или никогда?

1

22

21.02.

15.02.

Затруднительное состояние.

1

23

28.02.

22.02.

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.

1

24

7.03.

1.03.

Употреби меня со словом.

1

25

14.03.

15.03.

То же, так же иль за то?

1

26

21.03.

22.03.

Соединю простое в сложное.

1

27

4 четверть

4.04.

4 четверть

5.04.

Уточню, укажу, на вопрос отвечу.

1

28

11.04.

12.04.

Не могу не знать = я знаю!

1

29

18.04.

19.04.

Будешь вежлив ты со мной.

1

30

25.04.

26.04.

«Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»

1

31

2.05.

3.05.

Заговори, чтоб я тебя увидел.

1

32

16.05.

10.05.

«Стильная речь»

1

33

23.05.

17.05.

Защита проекта.

1

34

24.05.

Типы речи или типы в речи.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический кружок для 5-6 классов

Программа математического кружка...

кружок по информатике "Я познаю компьютер" для 7-8 классов

КТП кружка по информатике "Я познаю компьютер" 3ч/нед. 7-8 классы3ч\...

Кружок по декоративно-прикладному творчеству "Умелые руки" 5-7 класс

В этом материале представлена рабочая учебная программа по кружку "Умелые руки"....

Кружок для 9 класса "«Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей » "

Структура организации занятий кружка «Элементы комбинаторики,  статистики и теории вероятностей » в 9 классе....

кружок по английскому языку в 1-ом классе

По требованиям ФГОС ученики 1-го класса после занятий должны посещать кружки. Вот программа к кружку....

Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружок «Весёлый светофор») для 1 «А», 1 «Б» классов, 2 «А», 2 «Б» классов в МОУ СОШ №16

Пояснительная запискаИз  года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий.  Причём, несчастные случаи...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....