Статья "Выбор темы сочинения. Стратегия и тактика"
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Джалалова Эрмина Анатольевна

Сочинение - это форма творческой работы, позволяющая ученику продемонстрировать как знание материала, положенного в основу работы, так и умение логически мыслить. Часто в своей практике я сталкиваюсь с тем, что текст произведения учеником прочитан, да и размышлять он умеет, но, читая сочинение, понимаешь, что написано оно не о том, тема не раскрыта. На мой взгляд, это происходит потому, что учащийся недостаточно хорошо понял тему. Что же делать в такой ситуации? Научить понимать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vybor_temy_sochineniya.docx24.88 КБ
Файл vybor_temy_sochineniya._strategiya_i_taktika.pptx137.7 КБ

Предварительный просмотр:

Выбор темы сочинения. Стратегия и тактика

            Сочинение – это творческая работа по русскому языку и литературе, в которой ученик может и должен продемонстрировать знание художественного текста и теории лингвистики, умение логически мыслить и облекать свои мысли в правильную с точки зрения речи и грамматики форму, формулировать собственные суждения, основательно аргументируя их.

             К сожалению, сегодняшние ученики недостаточно хорошо владеют обеими формами речи – устной и письменной. Вследствие этого написание сочинений любого жанра представляет для них трудную, порой непосильную, с их точки зрения, задачу.

             Существует, на мой взгляд, несколько причин, по которым создание творческой работы становится для ребенка проблемой. Во-первых, многие ученики не читают программную, да и просто качественную художественную литературу, и хорошая русская речь и грамматика языка не усваивается ими сама собой. Во-вторых, теоретическую информацию выучивают так, что надолго в памяти она не сохраняется. В-третьих, в своих часто неверных суждениях о жизни, человеке дети настолько категоричны, что не принимают во внимание и не хотят учитывать те законы, ценности, которые создавались веками разными поколениями людей. В-четвертых, перед ними в обычной жизни редко встает задача отстоять свое мнение с опорой на стопроцентные доказательства: им легче отказаться от словесной битвы, дать волю эмоциям, переключиться на что-либо другое.

              Но современный учитель-филолог все равно должен научить писать сочинение каждого учащегося, хотя воспитать творческое отношение к написанию сочинения все труднее и труднее. Стандарты единых государственных экзаменов свели написание сочинений к выстраиванию рассуждений по определенному плану. Казалось бы, это упрощает задачу. Но опять возникают трудности. Мой опыт говорит мне о том, что, прежде всего, ученику трудно выбрать тему, по которой он мог бы успешно написать сочинение. Если же тема выбрана верно, то и мысли найдутся, и художественные произведения вспомнятся и даже аргументы с выводом сформулируются.

               Что же значит «тема выбрана верно»? Как осуществить этот выбор? «Верно» означает, что в формулировке темы ученику понятен весь спектр значений каждого слова, включая ассоциативный ряд. «Верно» означает, что он понял на сто процентов смысл формулировки темы, осознал цель, поставленную перед ним, и сделал наброски плана своих действий, продумав, что он будет показывать и доказывать в своей работе и с помощью каких средств (литературные примеры, примеры из данного текста, из личного опыта) будет анализировать художественный текст, аргументировать какие-либо собственные утверждения. Только в этом случае, составив стратегический план своей деятельности и подобрав необходимые тактические приемы, можно быть уверенным, что тема выбрана верно, тогда следует приступать к работе над сочинением.

               Стратегия (др. -греч. στρατηγία, «искусство полководца» ) — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, способ достижения сложной цели, являющейся неопределённой и главной на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия.               Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.

               Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель».

             Как же научить ученика этой правильной стратегии и тактике? Прежде всего, следует понимать, что стратегия и тактика относятся к области практической деятельности и проявляются только в практической деятельности. Поэтому необходимо для коллективной, групповой и самостоятельной работы на уроках, а также для выполнения домашнего задания предлагать упражнения, направленные на выработку определенных умений и навыков:

  • определение лексического значения слова;
  • составление ассоциативного ряда;
  • формулирование темы своими словами;
  • составление комментария к теме;
  • формулирование основной цели и задач;
  • подбор примеров из данного текста, из художественной литературы и личного опыта для аргументации;
  • нахождение в текстах художественных приемов и тропов.

       Я хотела бы представить примеры отдельные фрагменты уроков, приемы, с помощью которых я учу детей понимать формулировки тем.

Задание 1.

Существует несколько направлений тем выпускного сочинения:

А) соотнести темы сочинений с направлениями

  1. «Береги честь смолоду»
  2. «Истинная честь не может терпеть неправду» (Генри Филдинг).
  3. «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти» (Жан Жак Руссо).
  4. Может ли поражение стать победой?
  5. «Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон).
  6. «Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий).
  7. «Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна» (Махатма Ганди).
  8. Может ли опытный человек ошибаться?
  9. «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль).
  10. «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается».
  11. Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?
  12. «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств»
    (М.М.Пришвин).
  13. Внутренний конфликт: чувства против разума.
  14. "Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк).
  15. "Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести" (В.Г.Белинский).
  16. "Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле" (А.С.Пушкин).
  17. Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь" (Пифагор).
  18. "Разуму не постичь надобностей сердца" (Люк де Клапье Вовенарг).
  19. "Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге" (В.Г.Белинский).
  20. "Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце" (Шиллер).
  21. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни" (Л.Н.Толстой)
  22. «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями»
    (Н.В. Гоголь).
  23. Может ли дружба перерасти во вражду?
  24. Что такое настоящая дружба.
  25. «Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь).
  26. Друг познается в беде.
  27.  Как Вы считаете, важно ли всегда оставаться верным себе и своим идеалам?
  28.   Согласны ли Вы с утверждением Луция Сенеки: «Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима»?
  29. « Для измены родине нужна чрезвычайная низость души» (Н. Г.Чернышевский)
  30.  Лучше красота верности или красота внешности?
  31.  Можно ли простить измену?
  32.  Согласны ли Вы с мыслью А.П.Чехова, что «…равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»?
  33.  Важно ли в наше время быть отзывчивым человеком?
  34.  Согласны ли Вы с утверждением Н.С.Лескова: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру»?
  35. Каким стал бы наш мир, если бы исчезли доброта и отзывчивость?
  36. Что, на ваш взгляд, может быть хуже равнодушия?
  37. Как Вы понимаете мысль Б. Паскаля: «Прошлое и настоящее — наши средства: только будущее — наша цель»?
  38. Бесцельное существование или невыполнимая цель?
  39. Как найти цель своей жизни?
  40. Согласны ли Вы с О. Хаксли, что «…средства определяют природу цели»?
  41. «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят». Н. Н. Миклухо-Маклай
  42. Согласны ли Вы с утверждением А.В. Суворова: «Только трусы жестокосердны»?
  43. Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?
  44. Трусливый друг страшнее смелого врага?
  45. Где смелость, там и победа.
  46. Всегда говорить правду – смелость или глупость?
  47. Человек для общества или общество для человека?
  48. Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
  49. Какие книги, на ваш взгляд, способны влиять на общество?
  50. «Уровень массы зависит от сознания единиц». (Ф. Кафка)
  51. Может ли один человек изменить общество?

«Нет уз святее товарищества»

Слово

Значение

Ассоциации

Примечание

Узы

Узы - 1. устар. Цепи, оковы. // перен. То, что связывает, стесняет.

2. перен. То, что создает внутреннее единение, связь. // Брак, супружество.

То, что связывает, соединяет

Союз, связь,

Родственные узы, близкие люди, крепкие узы, сложно разорвать

Святой

Значение слова Святой по Ожегову:

Святой - Истинный, величественный и исключительный по важности

Святой Человек, посвятивший свою жизнь церкв и и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы

Святой Обладающий божественной благодатью

Святой Святая любовь к Родине

Высокий, религиозный, чистый, Бог, безгрешный праведная жизнь

Степень сравнения

Товарищество

Значение слова Товарищество по Ожегову:
Товарищество - Совместное 
участие в чем-нибудь на равных правах


Товарищество Близость, основанная на товарищеских отношениях

начение слова Товарищество по словарю Ушакова:

ТОВАРИЩЕСТВО

товарищества, ср. 1. только ед. Совместное участие в чем-н. на положении товарища, спутника и т.п. (устар.). Николай Петрович одобрил всё и предложил своё товарищество.

Дружба, верность, общее дело, единство

«Нет уз святее товарищества»

Слово

Значение

Ассоциации

Примечание

Узы

Узы - 1. устар. Цепи, оковы. // перен. То, что связывает, стесняет.

2. перен. То, что создает внутреннее единение, связь. // Брак, супружество.

То, что связывает, соединяет

Союз, связь,

Родственные узы, близкие люди, крепкие узы, сложно разорвать

Святой

Значение слова Святой по Ожегову:

Святой - Истинный, величественный и исключительный по важности

Святой Человек, посвятивший свою жизнь церкв и и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы

Святой Обладающий божественной благодатью

Святой Святая любовь к Родине

Высокий, религиозный, чистый, Бог, безгрешный праведная жизнь

Степень сравнения

Товарищество

Значение слова Товарищество по Ожегову:
Товарищество - Совместное 
участие в чем-нибудь на равных правах


Товарищество Близость, основанная на товарищеских отношениях

начение слова Товарищество по словарю Ушакова:

ТОВАРИЩЕСТВО

товарищества, ср. 1. только ед. Совместное участие в чем-н. на положении товарища, спутника и т.п. (устар.). Николай Петрович одобрил всё и предложил своё товарищество.

Дружба, верность, общее дело, единство


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выбор темы сочинения. Стратегия и тактика

Слайд 2

Обоснование Сочинение – это творческая работа по русскому языку и литературе, в которой ученик может и должен продемонстрировать знание художественного текста и теории лингвистики, умение логически мыслить и облекать свои мысли в правильную с точки зрения речи и грамматики форму, формулировать собственные суждения, основательно аргументируя их. К сожалению, сегодняшние ученики недостаточно хорошо владеют обеими формами речи – устной и письменной. Вследствие этого написание сочинений любого жанра представляет для них трудную, порой непосильную, с их точки зрения, задачу.

Слайд 3

Существует, на мой взгляд, несколько причин, по которым создание творческой работы становится для ребенка проблемой. Во-первых, многие ученики не читают программную, да и просто качественную художественную литературу, и хорошая русская речь и грамматика языка не усваивается ими сама собой. Во-вторых, теоретическую информацию выучивают так, что надолго в памяти она не сохраняется. В-третьих, в своих часто неверных суждениях о жизни, человеке дети настолько категоричны, что не принимают во внимание и не хотят учитывать те законы, ценности, которые создавались веками разными поколениями людей. В-четвертых, перед ними в обычной жизни редко встает задача отстоять свое мнение с опорой на стопроцентные доказательства: им легче отказаться от словесной битвы, дать волю эмоциям, переключиться на что-либо другое.

Слайд 4

Но современный учитель-филолог все равно должен научить писать сочинение каждого учащегося, хотя воспитать творческое отношение к написанию сочинения все труднее и труднее. Стандарты единых государственных экзаменов свели написание сочинений к выстраиванию рассуждений по определенному плану. Казалось бы, это упрощает задачу. Но опять возникают трудности. Мой опыт говорит мне о том, что, прежде всего, ученику трудно выбрать тему, по которой он мог бы успешно написать сочинение. Если же тема выбрана верно, то и мысли найдутся, и художественные произведения вспомнятся и даже аргументы с выводом сформулируются .

Слайд 5

Что же значит «тема выбрана верно»? Как осуществить этот выбор? «Верно» означает, что в формулировке темы ученику понятен весь спектр значений каждого слова, включая ассоциативный ряд. «Верно» означает, что он понял на сто процентов смысл формулировки темы, осознал цель, поставленную перед ним, и сделал наброски плана своих действий, продумав, что он будет показывать и доказывать в своей работе и с помощью каких средств (литературные примеры, примеры из данного текста, из личного опыта) будет анализировать художественный текст, аргументировать какие-либо собственные утверждения. Только в этом случае, составив стратегический план своей деятельности и подобрав необходимые тактические приемы, можно быть уверенным, что тема выбрана верно, тогда следует приступать к работе над сочинением.

Слайд 6

Стратегия (др. -греч. στρατηγία, «искусство полководца» ) — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, способ достижения сложной цели , являющейся неопределённой и главной на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель».

Слайд 7

Как же научить ученика этой правильной стратегии и тактике ? Прежде всего, следует понимать, что стратегия и тактика относятся к области практической деятельности и проявляются только в практической деятельности . Поэтому необходимо для коллективной, групповой и самостоятельной работы на уроках, а также для выполнения домашнего задания предлагать упражнения, направленные на выработку определенных умений и навыков:

Слайд 9

Предположим, что сегодня вы пишете сочинение. «Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь). - Что сделать вам будет легко, а что трудно? - Какие знания, умения и навыки вам понадобятся? - Назовите этапы написания хорошего сочинения? - Что вы должны сделать, прежде чем начать писать? (выбрать тему, составить план…)

Слайд 10

Задание 1. Прочтите записи на экране. Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? «Верность и измена» «Равнодушие и отзывчивость» «Цели и средства» «Смелость и трусость» «Человек и общество» «Честь и бесчестие» «Победа и поражение» «Ошибки и опыт» «Разум и чувства» «Дружба и вражда»

Слайд 11

Соотнести темы сочинений с направлениями Аргументировать «Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон). "Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк). « Для измены родине нужна чрезвычайная низость души» (Н. Г.Чернышевский) «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят». Н. Н. Миклухо-Маклай "Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле" (А.С.Пушкин).

Слайд 12

Самостоятельная работа 1) Выберите одну из тем, на которую, как Вам кажется, Вы бы смогли написать сочинение. Запишите ее на листке. 2) Сформулируйте основную мысль вашего будущего сочинения. Запишите. 3) Запишите названия, авторов, имена героев литературных произведений, на основе которых Вы будете выстраивать аргументы. 4) Сделайте предположение: насколько Вы уверены, что правильно поняли тему, насколько точно сформулировали идею сочинения, верно ли подобрали литературные произведения. 5) Отложите листки.

Слайд 13

Что значит понять тему? Тем сочинений много, и мы не сможем обсудить все. Какую же задачу мы попытаемся выполнить сегодня? (разобраться в предложенных темах, проверить себя: насколько верно Вы сделали свой выбор)

Слайд 14

Групповая работа (делятся на группы по количеству тем) Задача – победить тему: - понять (лексические значения слов, составить ассоциативный ряд, сформулировать тему своими словами) - поставить цель (сформулировать или переформулировать проще вопрос, на который следует дать ответ в сочинении) - поставить задачи, которые следует решить для достижения цели - подобрать несколько произведений для аргументации

Слайд 15

-Выступления групп -Обсуждение выступлений, дополнения -Запись в тетради основных положений по каждой теме

Слайд 16

Сопоставление записей , сделанных самостоятельно на листах с теми, что создали в группе: 1) Сравните все этапы записи на листах и в тетради 2) Какой вывод можете сделать? 3) Изменилось ли ваше решение по выбору темы? 4) Какие коррективы вы бы внесли в свою работу?

Слайд 17

Какая группа лучше всех справилась с заданием? Почему так считаете? Чему научились сегодня?

Слайд 18

Домашнее задание «Нет уз святее товарищества», "Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце" (Шиллер) или та тема, которую выбрали в начале урока Выработать стратегию и тактику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и географии в 9 классе"Стратегия и тактика российских полководцев в войне 1812 года".

Интегрированный урок (история и география) для учащихся 9 классов. Урок изучения нового материала. Урок в форме беседы с элементами практической работы....

Стратегия и тактика преподавателя по налаживанию дисциплины в студенческом (ученическом) коллективе

Методические рекомендации по налаживанию дисциплины в студенческой группе...

Стратегия и тактика детских походов (как вырастить туристёнка)

Статья для родителей Размещена по адресу: http://a-lapin.narod.ru/taktika.htm...

Стратегия и тактика учителя физической культуры в процессе социализации личности

Модель социализации личности в нашей школе формируется через учебный процесс, Культуротворческую школу, воспитательный процесс класса.Социализация личности – это процесс принятия норм общества ребёнко...

Семинар по теме "Стратегия и тактика работы с учащимися, имеющими индивидуальные особенности в усвоении учебной деятельности"

Учащиеся, имеющие индивидуальные особенности в обучении,  есть в каждой школе. Как выстроить работу с такими детьми? Какие методы и формы работы дадут максимальный результат? На эти и другие вопр...

Выступление на педагогическом совете по теме "Стратегия и тактика гимназии в условиях реализации и внедрения ФГОС общего образования"

Современная школа призвана обеспечить развитие у своих выпускников деятельностных способностей, которые позволяют им полноценно войти в следующий период своей жизни и быть ее субъектами. Чтобы найти с...