ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К СДАЧЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
консультация по русскому языку (11 класс) на тему

Мулюкина Ольга Леонидовна

Идея единого государственного экзамена возникла в условиях резко возросшего разнообразия средств и методов обучения в школе, использования вариативных учебных планов, программ, учебников и учебных пособий. В отечественном образовании со всей остротой встала задача повышения качества образования, обеспечения единого содержания образования для всех выпускников, повышения объективности и стандартизации выпускных и вступительных экзаменов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К СДАЧЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Мулюкина Ольга Леонидовна

учитель русского языка и литературы

МБУ гимназия №38

Идея единого государственного экзамена возникла в условиях резко возросшего разнообразия средств и методов обучения в школе, использования вариативных учебных планов, программ, учебников и учебных пособий. В отечественном образовании со всей остротой встала задача повышения качества образования, обеспечения единого содержания образования для всех выпускников, повышения объективности и стандартизации выпускных и вступительных экзаменов.

Оценка уровня подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности экзаменуемого с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля: устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного анализа текста и др. Преимущества тестов, используемых в контрольных измерительных материалах единого государственного экзамена по русскому языку, перед всеми возможными формами контроля заключаются, по мнению федеральной предметной комиссии по русскому языку, кандидатом педагогических наук И.П.Цыбулько, в следующем:

- все экзаменуемые находятся в равных условиях, что позволяет объективно оценить их достижения в усвоении предмета;

-сведена к минимуму субъективность при оценке задания С (тест со свободным ответом);

-результаты поддаются статистической обработке;

-существенно экономится время, затрачиваемое на проверку;

Все проверочные задания в рамках ЕГЭ обязательно соотнесены с содержанием образовательного стандарта по предмету. В связи с этим проверяется уровень сформированности языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций.

За время проведения ЕГЭ я считаю, что есть положительные моменты в преподавании предмета:

- в практике преподавания русского языка конкретизируется содержание обучения русскому языку, отрабатывается обязательный перечень содержательных элементов государственного образовательного стандарта; становится актуальным компетентностный подход в обучении;

Прошло уже много лет с введением ЕГЭ, и разработано множество методических рекомендаций и пожеланий, ЕГЭ уже не является чем-то неизведанным и пугающим. Сегодня уже можно говорить об определенных успехах, достижениях и вместе с тем недостатках работы в процессе преподавания русскому языку, а значит, и перспективах и разработке новых приемов и методов.

Имея опыт подготовки обучающихся к сдаче итоговой аттестации по русскому языку в форме единого государственного экзамена, могу сказать, что данная тема на сегодняшний день является одной из самых актуальных в преподавании в школе.

Считаю целесообразным рассмотрение вопроса о системе подготовки к ЕГЭ по русскому языку неразрывно связанным с основами психологической подготовки к экзамену, поэтому хочу остановиться, прежде всего, на психологических аспектах подготовки.

Что усугубляет психологические трудности ученика?

Прежде всего, это отсутствие полной и четкой информации о процедуре единого государственного экзамена.

Основное следствие личностных трудностей – это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше у него сил остается на учебную деятельность. Поэтому преодоление личностных трудностей должно быть направлено на снижение тревоги. Зачастую мы, учителя, способствуем нагнетанию нездорового ажиотажа вокруг экзамена, пугаем сложными заданиями и строгими организаторами.

Сама процедура экзамена непривычный для детей характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене. Поэтому в первую очередь обращаю внимание на следующие моменты:

    Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Процедура ЕГЭ предполагает особую форму заполнения бланков, которая является непривычной для учащихся. У детей возникает страх ошибиться при заполнении бланка, и такие ошибки действительно могут появиться у детей с проблемами внимания.

    Трудности, связанные с непривычной ролью взрослого. Обычно на экзамене педагог, особенно работающий в данном классе, совмещает функции поддержки и оценки. В ситуации ЕГЭ присутствующие педагоги – это только наблюдатели, что также может повышать тревогу у выпускников.

Итак, очевидно, что природа возможных трудностей не только педагогическая, но и психологическая, Поэтому психологическая подготовка к единому государственному экзамену представляется совершенно необходимой. Кто может заниматься этим? Не только психолог. Для того чтобы обеспечить полноценную психологическую подготовку, очень важно объединить силы всех вовлеченных сторон: выпускников, педагогов, родителей.

Психологическая подготовка выпускников к единому государственному экзамену должна состоять из нескольких компонентов:

1.Фронтальная подготовка учащихся, предоставляющая необходимую информацию о правилах и нормах процедуры единого государственного экзамена и направленная на выработку индивидуального стиля работы.

2.Выработка индивидуальных стратегий для конкретных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

3.Привлечение родителей: ознакомление их со спецификой единого государственного экзамена.

При подготовке, я учитываю психологические особенности:

Тревожные дети.

Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде. Тревожные дети задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли.

Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Задача взрослого – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?», лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Нет сомнения, что ты все делаешь правильно, и у тебя все получится».

Неуверенные дети.

Проблема таких детей в том, что они умеют опираться на собственное мнение и склонные прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы, они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому что не уверены в правильности своих знаний и решений.

Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче ЕГЭ подобные дети испытывают дополнительные трудности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а для неуверенных детей эта задача крайне сложна.

При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций, лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение. Неуверенного ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха» «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа : «Подумай ещё», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит тревогу и никак не продвинет выполнение задания.

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации.

Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них редко бывают истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные дети» - это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.

На этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, которое требуется для выполнения задания, составление списка необходимых дел, линейка, указывающая на нужную строчку, и т.д.

Детям с недостаточно развитой произвольностью требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты сейчас что делаешь?» Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ученик научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

Перфекционисты и «отличники».

Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и должно получить соответствующую оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.

ЕГЭ для данной категории детей – это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее – враг хорошего».

Очень важно таким детям помочь скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задании. На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.

Застревающие дети.

Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Застревающие дети основательны и зачастую медлительны, Ещё одна особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких учеников начинают торопить, темп их деятельности ещё больше снижается.

Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности: необходимости быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для застревающих детей.

Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определить время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить пять задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более двенадцати минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене.

Задачи взрослого – по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым.

Это ещё раз служит доказательством мысли о создании системы подготовки к единому государственному экзамену, речь о которой пойдет в следующей главе.

1 этап.

Проведение анализа предложенной структуры ЕГЭ, сопоставление его с курсом школьной программы по русскому языку, принятие следующих решений:

1) В 10-11-м классах, обучающихся по зачетной системе, проводить обязательные полугодовые и итоговые зачеты по русскому языку в форме тестов ЕГЭ.

2) Ежегодно проводить репетиционное тестирование выпускников с созданием условий, приближенных к ЕГЭ. Такое тестирование решили проводить один раз в течение четверти.

3) Активно вводить тесты как форму проверки знаний учащихся на уроках русского языка и литературы начиная с 5 класса с целью адаптации учащихся к данному виду работы.

2 этап.

Анализ первых результатов показал, что задания ЕГЭ синтезируют в себе весь учебный материал по русскому языку с 5 по 9 классы (основное изучение русского языка заканчивается в 9 классе), а в 10-11-м классах стало традиционным повторение изученного материала.

Таким образом, необходимой стала задача организации наиболее эффективного повторения на последнем этапе обучения, а на предшествующем – создание единых требований к рабочим программам учителей и оценке умений, навыков учащихся. Введено профильное обучение в 10-11 классе, учащиеся занимаются по индивидуальным учебным планам. Профиль гимназии лингвистический, русский изучается на профильном уровне, что предполагает 3 часа в неделю и элективные курсы, им предложены для выбора курсы: «Всемогущий синтаксис», «Выразительные средства русского языка», «Русское правописание: орфография и пунктуация», «Трудности словообразования».

Каждый курс рассчитан на полугодие – 17 часов, каждый учащийся проходит 2 курса в год. Класс делится на группы.

Анализ также показал, что наибольшую трудность вызывает у учащихся выполнение задания части С, ориентированное на интерпретацию научно-популярного, публицистического или художественного текста и написание эссе.

Все контрольно-измерительные материалы по проверке освоения обучающимися образовательного стандарта созданы в форме тестов, являются едиными для всех школьников, комплекты собраны в количестве, необходимом для индивидуальной работы ученика. Сейчас ведется работа по систематизации тестовых материалов по годам обучения, с тем чтобы у каждого учителя имелся комплект тестовых материалов по русскому языку и литературе с целью проведения единой экспертизы знаний по мере прохождения промежуточных тем.

Анализ проводимых контрольных работ осуществляется по единой схеме, подробно, с определением перспективных задач преподавания, планирования работы с каждым учеником.

С текущего учебного года репетиционного тестирования проводится не однократно, обязательно с соблюдением требований и условий, предъявляемых к проведению единого государственного экзамена. В конце каждой четверти (школа учится по старой системе по четвертям) тестирование проводится на бланках, идентичных бланкам ЕГЭ, с целью отработки навыков их быстрого и правильного заполнения, привлекаются другие учителя предметники (не русоведы) в качестве ассистентов, дети пишут по одному за партой. Учитель проверяет блок С и выставляет баллы в соответствии с критериями.

Анализ результатов показывает, что необходима также и разработка систему подготовки слабых обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ .

Во-первых, знания в данном случае должны быть не некими абстрактными знаниями по русскому языку по принципу «чем больше, тем лучше», а конкретными, то есть теми, которые необходимы при выполнении заданий централизованного тестирования.

И, во-вторых, полученные знания необходимо закреплять практически, постоянно превращая эти самые знания в умения и навыки.

За все последующие годы, несмотря на то, что ЕГЭ по русскому языку сдают все, качество знаний и успешность не снижаются. Эти данные позволяют мне говорить о том, что приемы и методы, использовавшиеся мною при подготовке обучающихся к единому государственному экзамену, были правильными.

В описании своей системы подготовки к единому государственному экзамену я хочу выделить две подсистемы: в ученических коллективах, где преподаватель работает с пятого класса, и ученических коллективах, где преподаватель работает с десятого класса.

Знакомлю с экзаменом не только детей, но обязательно и родителей на родительских собраниях, показываю и варианты заданий, и бланки, на которых выполняются тесты, рассказываю все особенности процедуры экзамена.

Следующие ступени различаются, поэтому познакомимся сначала с системой работы с 5-11 класс.

3.2. Система работы с 5-11 класс.

Обязательное условие – введение тестовой формы проверки знаний, умений и навыков учащихся с 5-го класса. При этом, безусловно, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционных форм: различные диктанты, сочинения, изложения. Тесты может составить и сам учитель, можно использовать и те, которые предлагаются современными пособиями, тем более выбор есть. Хорошо зарекомендовали себя в моей педагогической практике тесты, проверочные и контрольные работы ……………

Это и тесты для проверки знаний определений и правил, и для проверки осознанности определений и правил, и для проверки сформированности умений применять знания при решении практических задач, где требуется выбрать не один правильный ответ.

5-7 классы.

На этой ступени обучения русскому языку можно осуществить интенсивную работу по решению заданий части А. Учащиеся обычно без труда справляются с подобными заданиями.

С 5-7 класс происходит изучение всех орфограмм. Считаю целесообразным составление таблиц орфограмм, которые мы активно используем на уроках.

Когда такая работа выполняется на каждом уроке, к концу 7-го класса дети без труда определяют орфограммы и могут их объяснить грамотно. В 8-11 –м классах в случае затруднения обращаются к названным выше таблицам, которые есть у всех обучающихся.

Также на данном этапе изучаются сложные для детей этой возрастной группы темы: «Словообразование, основные способы образования слов в русском языке», «Разбор слова по составу». С изучения этих тем начинаем с детьми собирать лингвистическую папку таблиц и схем для ЕГЭ

Работу можно организовать по-разному: предоставить ученикам готовые схемы, составить вместе или предложить ребятам составить самим (в сильном классе). Составление схем помогает учащимся учиться анализировать изученное, сопоставлять, сравнивать, систематизировать материал, что способствует более качественному усвоению темы, активизирует мыслительную деятельность, развивает логику и творчество.

Не существует конкретных однозначных правил, регулирующих произношение слов в русском языке. Орфоэпические диктанты призваны сформировать практические навыки расстановки ударения в словах. В каждом классе в конце учебника по русскому языку ( по Программе под ред. Т.Ладыженской) имеется перечень слов для запоминания их произношения. В течение года осуществляю знакомство с данными словами, затем провожу промежуточные орфоэпические диктанты, в конце года – итоговый тест.

В период обучения русскому языку с пятого по седьмой класс можно также осуществлять изучение грамматических и морфологических норм русского языка. В седьмом классе систематизируем с учениками пройденный по теме материал в таблицы и схемы. С целью предотвращения совершения грамматических ошибок в части С считаю необходимым систематическую работу по отработке навыков употребления глаголов, глагольных форм, наречий, частиц на следующие правила:

1) употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно ( следует: ….даст, научит… или …дает…, учит);

2) образование действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);

3) образование деепричастий: Вышев на улицу, певцы поклонились ( норма: выйдя);

4) употребление частицы бы: Хорошо было бы, если бы на картине стояла подпись художника;

5) согласование подлежащего: Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо:…нужны смелость, знания, честность);

и другие. Целесообразной является работа над своими ошибками в сочинениях, изложениях, а также взаимопроверка.

По окончании седьмого класса можно предложить учащимся итоговый тест по изученным заданиям части А и В.

8-9 классы.

На этом этапе активно ввожу тесты типа части В, тем более что они составлены на базе программного материала этого этапа обучения.

Задание В3 – определение вида подчинительной связи в словосочетании;

В4 –виды односоставных предложений

В5 - обособленные члены предложения;

В6- виды придаточных предложений.

Эти темы изучаются в 8-9 классах, а также задания части А на знание синтаксиса и пунктуации рассматриваются на этом этапе.

При изучении указанных тем использую уже описанные выше приемы и методы: устные и письменные зачеты, составление схем и таблиц обобщающего характера, решение тестов тематических и итоговых, работа с текстом, сопутствующее повторение пройденного с использованием контрольных работ по орфографии (печатные задания на разные виды орфограмм) и другие формы.

Большинство итоговых работ по окончании изучения отдельной темы в девятом классе также провожу не только в форме диктанта, как это бывает обычно, но и в форме тестов. Эффективно помогают при подготовке к ЕГЭ минидиктанты с творческими грамматическими заданиями. После записанного под диктовку отрывка текста предлагаются, например, такие задания: 1. Выпишите заимствованные слова.

2.Объяните письменно значение слова.

3.Найдите сложное предложение, составьте его схему.

4. Выделите уточняющие обороты.

5.Произведите морфологический разбор слов.

При подготовке к выполнению задания В8 использую возможности уроков литературы. Прежде всего, при изучении художественных произведений особое внимание обращаю на средства художественной выразительности, провожу литературные диктанты по данной теме. Обязательным условием анализа стихотворения является также анализ средств выразительности, начиная с пятого класса.

Задание В7 целесообразно рассматривать при знакомстве обучающихся с текстом ещё в пятом классе, а затем на уроках развития речи при подготовке к сочинению, изложению и другим творческим работам обязательно осуществлять повторение средств связи предложений в тексте.

10-11 класс.

Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием и структуры ЕГЭ, и содержанием заданий, умеют выполнять упражнения части А и В. В 10-11 классе остается только текущее повторение, практическая отработка полученных умений и навыков и тщательная подготовка к сочинению части С.

10 класс – активно использую обобщающие таблицы, которые есть у каждого ребёнка для работы. После уроков дети отрабатывают пройденные задания на время. Определённый срок – определенное количество вариантов.

Для повышения орфографической зоркости использую контрольные работы по орфографии, пунктуационной – комплексный анализ текста. С целью повторения орфографии в сильном классе предлагаю учащимся создать текст на определенный тип орфографического правила по типу текстов, предлагаемых Ткаченко в книге «Триста диктантов». Примерный вариант предложения: чопорный черт в черной шелковой одежонке… и т.д.

Каждое полугодие учащиеся сдают обязательные зачёты по русскому языку в форме заданий ЕГЭ.

В 10 классе ( если обучение веду не с этого года) и в 11 классе ( если преподаю с десятого) проводится самая глубокая работа по выполнению заданий части С. С точки зрения большинства, самой жуткой, пугающей, страшной частью экзаменационной работы ЕГЭ является эта часть , в которой сформулированное задание требует развёрнутого монологического ответа. Любая из формулировок выявляет три умения:

1) внимательно читать предложенный текст;

2) понимать читаемый текст;

3) определять тему текста, позицию автора;

4)формулировать основную мысль своего высказывания;

5)развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;

6)выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

7)отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

8)соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Все предлагаемые тексты вариантов ЕГЭ по поднимаемым в них проблемам можно разделить на несколько групп, Я предлагаю обучающимся эти основные проблемы: проблемы семьи, проблемы экологии, проблемы нравственности и т.д. Затем мы определяем вытекающие из этих глобальных проблем более частные, и по ним учимся писать вступление, заключение, подбираем аргументы, а потом прикладываем их к так называемому конкретному материалу, т.е. тексту.

После того, как совместно с детьми разобраны и обсуждены вышеназванные проблемы, проведена должная работа, ученику легче справиться с сочинением, так как у него уже накоплен определенный практический материал.

Кроме того, при изучении любого художественного произведения в курсе литературы обязательно определяем его тему, идею, проблематику, находим связи с современностью, отвечаем на проблемные вопросы: что есть красота, по Толстому, и твое представление о красоте; в чем современность романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»; как ты понимаешь высказывание Ф.И.Тютчева «Мысль изреченная есть ложь» и т.д.

Большую работу провожу по построению предложений сочинения части С. Подбираем синонимы , чтобы избегать повторов, составляем предложения по комментарию проблемы, учимся, как лучше оформить авторскую позицию, аргументы и т.д.

Эффективной оказывается работа по анализу сочинений одноклассников, такая работа помогает детям видеть ошибки других и на допускать подобных самим. Учит видеть структуру работы. (распечатывать сочинения прошлых лет)

Значительно усложняется задача учителя, если он берет ученический коллектив с 10-го класса.

Для того, чтобы эта система работала эффективно, нужна методическая база для каждого урока. Мною она собиралась многие годы и была систематизирована в папки по темам, по классам и частям заданий ЕГЭ. Пополнение этой базы происходит постоянно усилиями учителя, родителей и учеников. Это очень сложный, трудоёмкий процесс, но он позволяет обеспечить каждого школьника индивидуальными контрольно-измерительными материалами для подготовки к ЕГЭ.

Результаты подготовки к ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся – он-лайн тестирование, участие в дистиционной олимпиаде – наша школа является по опорной по проведению международной олимпиады п основам наук Уральского университета. Применяется единый критериального подхода к оценке творческих работ учащихся. Одним из главных требований в организации учебной деятельности по усвоению языка должно быть постоянное внимание к языковым значениям

И ещё одно не менее важное дополнение – необходимо использовать не только уроки русского языка, но и литературы, где можно осуществлять тщательную подготовку к выполнению задания к части С. Пока же недостаточно реализуются межпредметные связи, поэтому опыт изучения других предметов не используется при написании сочинения по прочитанному тексту. При этом следует подчеркнуть, что работа по обогащению словарного запаса выпускников должна вестись координировано и целенаправленно преподавателями разных предметов, так что усиление межпредметных связей при обучении русскому языку приобретает важнейшее значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

Диалог с текстом. (Технология подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме)

Материал урока предназначен для учителя, ведущего подготовку к государственной итоговой аттестации  по русскому языку в новой форме.  Перед учителем стоит задача научить учащихся разным вида...

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения.

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения....