Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения.
статья по физике на тему

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения.

С введением государственной итоговой аттестации выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускники обязательно выбирают физику.

Насколько сложно подготовить ребёнка к ЕГЭ?

Физика у многих школьников имеет репутацию сложного предмета. Действительно, школьный курс физики касается большого объёма явлений и закономерностей. В отличие от большинства других школьных дисциплин естественно-научного цикла, физика требует высокого уровня математической подготовки. Вдобавок ко всему, в непрофильных классах 3 ступени на физику отводится всего 2 часа. А КИМы ЕГЭ не учитывают этих сокращений. Единый Государственный Экзамен по физике добавляет к этим сложностям новые, вытекающие из специфики проведения ЕГЭ и из содержания контрольных измерительных материалов (КИМОВ).

Я выделяю следующие сложности:

  1. Ввиду ограниченного времени на ЕГЭ, психологического дискомфорта условия задач учениками прочитываются бегло, а поэтому зачастую понимаются неправильно. Часто невнимательность при прочтении текста, неумение анализировать и проводить аналогию с решёнными ранее подобными задачами. Медлительные по своему темпераменту обучаемые не успевают выполнять задания более высокой сложности.
  2. Зачастую результаты верно решённой задачи выпускник записывает с нарушением правил заполнения бланков ответов, а в результате при проверке компьютером они не засчитываются.
  3. Задача физически решена верно, но произведён неверный математический подсчёт.
  4. Всем известно, что задания типа С ориентированы на сильного ученика, претендующего на высокий балл. Эти задания многие ученики заранее считают сложными и даже не пытаются приступать к их решению.
  5. Многие выпускники уже испытывают усталость после решения заданий блока А и В, поэтому не могут сосредоточиться на заданиях блока С.

Анализируя всё это, я задаю себе вопрос:

«Какие же пути выхода из сложившейся ситуации можно найти?»

Главная проблема учителя «Научить учеников учиться». ЕГЭ предъявляет большие требования к знаниям физического материала. Хорошие знания учащихся, их глубина и качество находятся в прямой зависимости от познавательного интереса школьников, который формируется прежде всего в процессе учебной деятельности ребят.

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться... Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание — лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становиться всё крепче, и разрывать его всё труднее. Главное средство предупреждение этих пороков — учить учиться...»

Выход из ситуации есть

Во-первых, это профилизация, введение в школе с 10 класса профильного обучения, целенаправленный выбор учащимися с 10 класса такого профиля, где на физику отводиться 5 часов в неделю. Это уже само по себе является достаточной гарантией успешности ученика на ЕГЭ.

Во-вторых, систематическая тренировка по материалам ЕГЭ прошлых лет, неоднократное проведение в течение года «школьных ЕГЭ».

В-третьих, при составлении календарно-тематического планирования перераспределить учебное время так, что теоретический материал изучать по блочно-модульной системе, увеличивая число часов на решения задач по темам. Особое внимание обратить на внесение в планирование проверочных работ тестового характера по всем темам без исключения.

В-четвёртых, проведение индивидуальных консультаций с учащимися во внеурочное время.

В-пятых, систематическое тесное взаимодействие учителя, ученика и родителей.

Внедрение на уроках физики современных технологий также является одним из условий качественного усвоения учебного материала.

Учитывая современные требования к образованию я использую для достижения результатов обученности различные методики и технологии обучения. Большое внимание при обучении физике уделяю решению задач различного уровня и содержания. Добиваюсь того, чтобы каждый ученик имел позитивную динамику роста как при изучении теоретического материала, так и при решении задач.

В системе моей работы большое место занимают индивидуально-групповые методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся.

Личностно-ориентированная технология при обучении физике предполагает развитие личностных качеств учащихся, создаёт оптимальные условия для самовыражения.

Технология дифференцированного, в том числе индивидуального обучения позволяет осуществлять учет особенностей учащихся. Даёт возможность мне, как учителю подбирать приёмы, влияющие на появление и сохранение интереса к учебному материалу по физике.

Технология эффективной речевой деятельности способствует управлению речью. Эффективная речевая деятельность развивается на уроках-зачётах, где каждый ученик показывает свои знания теоретического материала. Сюда включаются вопросы, связанные с формулировками физических законов, описание физических опытов, знание буквенных обозначений физических величин и их единиц измерения, знания формул. Зачёт проводится по вопросам, которые выдаются ученику заранее. Дети на таких уроках приучаются говорить грамотным физическим языком, грамотно формулировать физические законы и опыты. Это является первым из условий успешности ученика.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне развивать у школьников интеллектуальную сферу, особенно такие качества, как сообразительность и критичность мышления, воображение, умение концентрировать внимание, познавательные умения и умения учиться. Вместе с тем активно развивается не только интерес к учению, но и такие качества, как мотивация достижения, стремление к поиску.

ИКТ обучения позволили мне активизировать учебный процесс. Возможность практической деятельности учащихся в виртуальном режиме обеспечила доступность всех групп учащихся к освоению программного материала по физике. Использование современных мультимедийных пособий по физике позволило увидеть многие физические процессы, которые невозможно продемонстрировать в рамках обычной физической лаборатории на основе опытов. На уроках подготовки к экзаменам, широко используется мультимедийный материал, особенно подбор заданий тестового характера, количественные и качественные задачи. Ребята очень быстро выполняют задания и сразу получают оценку «независимого лица».

Несмотря на все положительные стороны, проблем остаётся очень много. Неплохие результаты ЕГЭ не успокаивают меня. Я чётко вижу проблемы, постоянно анализирую свои недоработки, ошибки своих учеников и стараюсь выстроить свою систему работы с учётом этих недочётов.

Возвращаясь к проблемам ЕГЭ, хочу добавить, что востребованность в знаниях по физике с каждым годом возрастает. Все вы знакомы с приоритетами нашего Государства. Сейчас знания физики востребованы как никогда. Это и развитие нанотехнологий, и создание высокоэкономичных энергосберегающих установок, обеспечение современным оборудованием всех отраслей хозяйства.

Необходимо много сделать для того, чтобы не оттолкнуть выпускников от поступления в ВУЗЫ на технические специальности. Для этого не только нам учителям, ученикам и их родителям надо беспокоиться о качественных знаниях предмета, о проблемах при сдаче ЕГЭ по физике, но и составителям КИМов не следует чрезмерно увлекаться усложнением материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая подготовка к проведению единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации.

Занятие с элементами тренинга для обучающихся 9-х и 11-х классов "Психологическая подготовка к проведению единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации". Данный материал аппр...

Родительское собрание в 9 классе«Как помочь школьникам при подготовкек государственной (итоговой) аттестации (ГИАв независимой форме?».)

Филиал Муниципальное общеобразовательное учреждение«Ерышовская СОШ Саратовской области» в с. Каменка Родительское собрание в 9 классе...

«ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ – КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ В НОВОЙ ФОРМЕ (ГИА)» (методические рекомендации)

В методических рекомендациях рассматриваются вопросы учебно - информационного обеспечения организации обучения физике при подготовке обучающихся 9 - х  классов к государственной (итоговой) аттест...

конспект урока по теме "Поясное изделие. Юбка" для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации

план-конспект урока по теме "Поясное изделие. Юбка." в рамках подготовки к экзаменам ля учащихся 9 класса...

Об изменениях в проведении единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в 2015 году по географии.

Презентации "Об изменениях в проведении единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации  в 2015 году по географии" по материалам последних изменений в структуре проведения...

Некоторые формы обобщения и систематизации знаний по русскому языку при подготовке к итоговой аттестации в новой форме за курс основного общего образования

В статье представлены некоторые формы работы, которые можно использовать на уроках повторения при подготовке к экзамену по русскому языку....

Из опыта подготовки обучающихся 9 класса к государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по математике в 2015-2016 уч. году

Из опыта подготовки обучающихся 9 класса к государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по математике в 2015-2016 уч. году...