Рабочая программа "Родной (русский) язык"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа базируется на системно-деятельностном, компетентностном, коммуникативном и культурологическом подходах обучения родному (русскому) языку. Основное содержание обучения родному (русскому) языку в общеобразовательной организации направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и социокультурной компетенций учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения руководителем МО _______/Соловьёва О.В./ «__»___________2017 г. | Согласована с заместителем директора по УВР _________/Сорокина Н.В./ «____»____________2017 г. | Утверждена руководителем образовательного учреждения «___» __________2017 г. |
Рабочая программа
учебного курса «Родной (русский) язык»
в 5 классе
Составитель: Парамонов Дмитрий Вячеславович
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (далее – Примерная рабочая программа) разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) и определяет цели, задачи, планируемые результаты и содержание предмета.
Данная Примерная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами и правовыми актами:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
4. Закон Республики Мордовия о государственных языках Республики Мордовия. Принят Государственным Собранием Республики Мордовия 24 апреля 1998 года (в ред. Законов РМ от 12.03.2010 № 4-З, от 19. 12. 2011 г. № 78-З).
5. Закон Республики Мордовия от 8 августа 2013 года № 53-З «Об образовании в Республике Мордовия» (в ред. Закона Республики Мордовия от 19.12.2014 № 103-З).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. №594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (с изменениями от 9 апреля 2015 года).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897, от 29.12.2014№2357).
8. Примерная основная образовательная программа (в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и является документом, определяющим контроль и качество обучения по данному учебному предмету.
Место предмета «Родной (русский) язык» в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на изучение родного (русского) языка в 5 классе с обучением на русском языке и предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в объеме 17 ч (1 час в неделю).
Планируемые результаты обучения
Рабочая программа базируется на системно-деятельностном, компетентностном, коммуникативном и культурологическом подходах обучения родному (русскому) языку. Основное содержание обучения родному (русскому) языку в общеобразовательной организации направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и социокультурной компетенций учащихся.
Освоение программы 5 класса предусматривает формирование у обучающихся следующих личностных результатов по родному (русскому) языку:
- уважительное отношение к родному языку как средству межличностного и межкультурного общения;
- оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
- доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу, компетентность в межкультурном диалоге.
К метапредметным результатам обучения родному языку относятся:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
- умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы;
- умение оценивать качество работы, опираясь на определенные критерии;
- умение анализировать и понимать причины удач и неудач в учебе;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.
К предметным результатам обучения родному языку в 5 классе относятся:
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
- расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
- формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Язык – отражение национальной культуры. «Язык есть дух народа».
Языковая картина мира. Национальное своеобразие языковой картины мира. Способы выражения национальной картины мира. Базовые аксиологические понятия русской национальной картины мира. Базовые национальные ценности:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России. Значение языка в историческом развитии страны. Языковые выражения народной мысли. Пословицы и поговорки. Фразеологические единицы.
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Роль русского языка в международном сотрудничестве.
Раздел 2. Язык и культура.
– искусство и язык – эстетические возможности языковых единиц. Выразительное чтение. Единицы техники речи. Художественное чтение. Лучшие образцы художественного чтения.
Раздел 3. Экология языка.
– природа – экологическое сознание. Экология языка. Взаимосвязь экологии языка и сохранения базовых национальных ценностей.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Из них |
развитие речи, ч. | |||
1 | Введение | 1 | - |
2 | Общие сведения о языке | 1 | |
3 | Язык – форма и зеркало национальной культуры | 6 | 2 |
4 | Текст | 6 | 1 |
5 | Лексика и фразеология | 2 | - |
6 | Заключительное занятие | 1 | 1 |
Итого | 17 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Формы контроля | |
план | факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение (1 ч) | |||||
1 | Чему учит предмет «Родной (русский) язык»? | 1 | Конспект | ||
Общие сведения о языке (1 ч) | |||||
2 | Русский язык в семье родственных языков | 1 | Схема «Место русского языка среди языков мира» | ||
Язык – форма и зеркало национальной культуры (4 + 2 ч) | |||||
3 | Национальное своеобразие понятий «языковая картина мира», «языковая личность», «русская языковая картина мира» | 2 | Устное моноло-гическое или диалогическое высказывание («Словари русского языка») | ||
4 | Отражение русской языковой картины мира в фольклоре. Пословицы. Поговорки. Обряды. | 1 | Таблица «Единицы языка», подготовка проекта «Русский язык в посло-вицах, поговор-ках, обрядах» | ||
5 | Р/р. Музей одной пословицы, поговорки, фразеологических единиц | 1 | Защита проекта | ||
6 | Русский речевой этикет. Единицы речевого этикета. | 1 | Подготовка проекта «Русский речевой этикет» | ||
7 | Р/р. Русский речевой этикет | 1 | Защита проекта | ||
Текст (5 + 1 ч) | |||||
8 | Текст как продукт речевой деятельности | 2 | Составление таблицы «Приз-наки текста» | ||
9 | Средства связи и виды связи предложений в тексте | 1 | Составление таблицы «Грамматические и лексические средства связи предложений в тексте» | ||
10 | Типы речи: повествование, описание, рассуждение | 1 | Создание текстов разных типов речи | ||
11 | Выразительное чтение. Единицы техники речи: интонация, логическое ударение, дыхание, орфоэпия | 1 | Выразительное чтение прозаических и лирических произведений | ||
12 | Р/р. Художественное чтение отрывка прозаического или лирического произведения | 1 | Конкурс чтецов | ||
Лексика и фразеология (2 ч) | |||||
13 | Экология русского языка | 1 | Проект на одну из тем: «Причины нару-шения экологии русского языка». «Использование ненормативной лексики в соци-ально-бытовой сфере». «Использование заимствований во всех сферах жизни общества». «Необходимость сохранения национального своеобразия русского языка». | ||
14 | Словари – наши помощники. Виды словарей. Особенности работы со словарями | 1 | Написание словарной статьи | ||
Заключительное занятие (1 ч) | |||||
15 | Р/р. Устное сочинение «Язык есть дух народа» | 1 | Выступление |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Тематическое планирование по родному (русскому) языку и составлено по учебно-методическому комплекту:
1. Ладыженская, Т. А. Русский язык. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носителе : в 2 ч. / Т. А. Ладыженская [и др.]; науч. ред. Н. М. Шанский. - М. : Просвещение, 2013.
Дополнительная литература для учителя
1. 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку / Н.В. Воронина, Т.В. Егорова. – М.: «Русское слово», 2013. – 288 с.
2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2009. – 112 с.
3. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5–9 / авт.-сост. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009. – 46 с.
4. Синицын, В. Мастерская выразительного чтения. 5–6 класс: методическое пособие для учителей русского языка. – М.: РОСТ, 2015.
5. Художественный текст на уроках русского языка: дидактические материалы к учебникам «Русский язык»/ под ред. М.В. Панова. 5–9 классы; В.В. Луховицкий. – М.: «Русское слово», 2012. – 136 с.
6. Школьная риторика: 5класс: учебное пособие для общеобразовательной школы/ под ред. Т.А. Ладыженской.– М.: Ювента; Балласс, 2013.–160с.
Список интернет-источников
- http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». Содержит электронные версии наиболее авторитетных изданий текстов русской классики и посвященных им научно-исследовательских работ. Все издания имеют постраничную разметку в соответствии с печатным оригиналом, что упрощает их цитирование. «Фонды» библиотеки распределены по следующим разделам:
Фольклор: Былины и песни, Сказки, Заговоры.
Древнерусская литература: Слово о полку Игореве, Житие протопопа Аввакума. Русская литература XVIII в.: Ломоносов (планируется добавление разделов по Державину и Карамзину). Русская литература XIX в.: Пушкин, Батюшков, Грибоедов, Жуковский, Боратынский, Тютчев, Лермонтов, Гончаров, Гоголь, Лев Толстой, Чехов (планируется добавление раздела по Достоевскому). Русская литература XX в.: Маяковский, Есенин, Шолохов (планируется добавление разделов по Блоку, Мандельштаму и Горькому). Справочная литература: Литературная энциклопедия, Словарь литературных терминов, Поэтический словарь, Словарь русского языка в 4 т. (МАС), Толковый словарь Ушакова, Словарь псевдонимов, Словарь русского языка XVIII в. Периодические издания: Известия Российской академии наук (с 1852 по 1927 гг. и с 1992 по 1998 гг.), Известия Академии наук СССР (с 1929 по 1991 гг.), Российский Архив, Труды Отдела древнерусской литературы. А также: История всемирной литературы в 9 т., История русской литературы в 10 т., История русской литературы в 4 т.Библиотека постоянно пополняется.
- http://lib.pushkinskijdom.ru/ Библиотека Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН. На сайте размещены электронные версии изданий Пушкинского дома, а именно: Словарь книжников и книжности Древней Руси, Библиотека литературы Древней Руси, Труды Отдела древнерусской литературы; Русская литература. Век XVIII. Лирика, Русская литература. Век XVIII. Трагедия, Петр I в русской литературе XVIII века: Тексты и комментарии, Словарь русских писателей XVIII века, XVIII век. Сб. 1–24. 1935–2004; Материалы к Пушкинской энциклопедии, Грибоедов. Энциклопедия. Еще один очень интересный для любого филолога раздел сайта: «Пушкин. Прижизненные публикации». Приводятся репринты прижизненных публикаций поэта в формате PDF.
- http://www.ruscorpora.ru/ – Национальный корпус русского языка. Информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме. Объем корпуса – более 140 миллионов слов.
- http://philologos.narod.ru/ – Материалы по теории языка и литературы. Обширная подборка учебников, монографий, научно-исследовательских статей.
- YourDictionary.com – собрание online словарей многих языков, в том числе малоизвестных
- Словари Lingvo
- http://www.gramota.ru «Русский язык». Справочно-информа-ционный портал. Основные задачи портала: возрождение культуры речи, популяризация русского языка и поддержание его литературных норм. Рассчитан на самый разный образовательный уровень и круг интересов. Размещены электронные словари: «Орфографический словарь» под редакцией В.В.Лопатина, который постоянно пополняется; «Словарь трудностей произношения и ударения» под ред. К.С.Горбачевича. В он-лайновом режиме бесплатно работает «Справочное бюро». Также предлагается поучаствовать в «Дискуссионном клубе», порешать лингвистические задачи в разделе «Конкурсы» или прочитать аналитические материалы в «Научном журнале». Здесь же собраны все «официальные документы», относящиеся к русскому языку.
- http ://www . repetitor .org / Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.
- http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка.
- http ://lit .1 september . ru /index . php Газета «Литература». Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.
- http ://old - russian . narod . ru / Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.
- http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии.
- http://math.msu.su/~apentus/znaete/ Проект «Знаете слово?». Приводится более 1500 интересных слов с толкованием, этимологией и иллюстрациями. Для удобства поиска имеются хронологический, алфавитный и тематический каталоги.
- http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlitmain.html Урок литературы. Авторский проект Юрия Ээльмаа. Сайт методико-литературной почтовой рассылки для школьных учителей литературы, старшеклассников, людей, интересующихся филологией и преподаванием литературы.
- http://www.mapryal.org/ Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы. Общая информация, мероприятия Ассоциации, проблемы преподавания русского языка в мире, материалы Вестника «Русский язык за рубежом».
- http://lermontov.niv.ru/ Михаил Юрьевич Лермонтов. Сайт посвящен жизни и творчеству поэта.
- http://literus.net/ Сайт о русском языке и литературе. На сайте можно найти правила по орфографии и пунктуации русского языка, учебники и сочинения по литературе, литературный словарь, методические материалы, материалы для подготовки к ЕГЭ.
- http://lib.prosv.ru/ Школьная библиотека. На сайте собрана вся школьная программа по литературе. Бесплатно и в разных электронных форматах собраны произведения от классиков до современников. Проект издательства «Просвещение».
- http://philolog.pspu.ru/ Филолог. Научно-методический, культурно-просветительский журнал Пермского государственного педагогического университета. Архив журнала с 2002 года.
- http ://www . slovorusskoe . ru /Main .html Слово Русское. Сайт посвящен русскому языку и фольклору. Здесь собраны пословицы и поговорки, высказывания и стихи о русском языке, статьи о фольклоре и обрядах, игры и развивающие материалы для детей.
- Архив учебных программ и презентаций – Архив учебных презентаций по всем предметам, в том числе и по русскому языку с литературой. Есть возможность добавлять свои материалы.
- Коллекция презентаций –Коллекция презентаций по различным предметам.
- «Я иду на урок литературы» – Электронная версия журнала «Литература», сайт для учителей литературы.
- «Я иду на урок русского языка» – Электронная версия газеты «Русский язык», сайт для учителей русского языка.
- Культура письменной речи – Грамма.ру. На сайте представлены наиболее интересные и полезные статьи и материалы из современных изданий, способные оказать существенную помощь всем, кто связан с изучением русского языка и литературы.
- Золотой стихофон – Архив образцов искусства художественного чтения, виртуальная аудиокнига классической поэзии, в которой собраны голоса великих русских поэтов в mp3, профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино.
- Аудиохрестоматия – Образовательный портал даёт возможность услышать великие литературные произведения в исполнении известных актеров, включает в себя гипертекстовый ресурс, формирующий культурное поле читателя.
- Фабрика кроссвордов– Ресурс, позволяющий самим в сети создавать на русском языке кроссворды по различной тематике и решать их в интерактивном режиме. Можно дать ссылку ребятам, чтобы они создали или отгадали.
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата | Содержание | Причина | Подпись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа русский язык 6 класс
Планирование составлено учителем русского языка и литературы МОУ ООШ № 12 Вакулиной Ириной Юрьевной, на основе рабочей программы 2 вида по русскому языку, утвержденной 30...
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/27/picture-571.gif)
Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс
Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК (УМК «Школа 2100») 8 Б класс
составлено на основе Программы основного общего образования по русскому языку 5-9 («Школа 2100»под ред.Р.Бунеева и Е.Бунеевой)– М.: БАЛАСС, 2010; Сборник нормативных документов РУССКИЙ ЯЗЫ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/06/picture-516590-1536257195.jpg)
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/26/picture-696643-1445890336.jpg)
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...