Типы подчинительной связи в словосочетании
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект открытого урока, проводившегося в рамках школьного методического дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_podchinitelnoy_svyazi_v_slovosochetanii.docx45.43 КБ

Предварительный просмотр:

 «Типы подчинительной связи  в словосочетании».

Тип урока:  урок "открытия" нового знания ( с использованием

медиаресурсов).

Задачи урока:

  • Образовательные: 

-  повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов   в словосочетании;

-  отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

 -  закрепление навыков правописания;        

      -  обучение умению связно излагать свои мысли.

  • Развивающие:

-  развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

-  развитие познавательной самостоятельности;

-  овладение нормами литературного языка.

  • Воспитательные:

- воспитание ответственности за качество своих знаний;

      - воспитание любви к родному русскому языку.

УУД:

  • Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
  • Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.
  • Познавательные УУД: проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Методические приемы: объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста,  анализ схемы), репродуктивные (работа с учебником),  частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом),  самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (кластер (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения), свободное письмо, таблица «ЗХУ», объединение информации в блоки, синквейн.

Формы работы: парная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

- стремиться к совершенствованию собственной речи;

- испытывать потребность в самовыражении через слово;

-толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать.

2. Метапредметные.

Познавательные УУД:

-самостоятельно формулировать тему;

-сравнивать и анализировать, выделять главное;

-устанавливать  причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в деятельности;

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

-осуществлять  самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других.

Коммуникативные УУД:

-уметь  формулировать собственное мнение и  позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

3. Предметные результаты:

   - систематизация  знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;

- формирование знаний о типах  связи слов в словосочетании, формирование умений определять типы  связи слов в словосочетании;

-  подготовка учащихся к выполнению заданий ОГЭ.

Использованные технологии: развитие критического  мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная.

Ход урока

  1. Организационный момент.

      Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

Тема урока, постановка целей.  

- Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко. ( СЛАЙД 1 )

Ученики определяют тему – «Словосочетание». ( СЛАЙД 2 )

II.   Стадия вызова.

Цели: актуализация и обобщение  имеющихся у учащихся знания по данной

теме, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Учитель:  Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; чем сочинительные словосочетания  отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

1. Прием «Свободное письмо». Парная работа. Перед вами таблица «Знаю-хочу знать – узнал» Задание. Запишите в первую графу «ЗНАЮ» все, что вы знаете о словосочетании.  

2. Парная работа. Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.

3. Проверка работы с таблицой «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

 Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

 

 

 

Учитель: Откуда у вас сведения о словосочетании?

Ответы учащихся:

-Прочитал в учебнике, книге.

-Слышал раньше от учителя.

-Узнал от одноклассника и др.

  Учитель: Таким образом, источниками нашей информации стали: книги, рассказы взрослых.

      Это интересно. Как в  «Российской грамматике» М.В. Ломоносов раскрывает тему «Словосочетание Изучение словосочетаний имеет большую историю. Так ещё в первом синтаксисе Апполония Дискола ставилась задача уразуметь, как из отдельных слов образуются предложения. Апполоний Дискол называет принцип сочетаемости слов – семантика.  Российская грамматика» впервые была опубликована в 1757 году.

«Российская грамматика» состоит из шести «наставлений», в которых Ломоносов излагает свои взгляды на теорию;историю языка;описывает учение о частях речи, называя их «частями человеческого голоса»;учение о звуках русской речи;синтаксис словосочетания

 Главным объектом синтаксиса считает словосочетание Ломоносов, называл их «сочинения слов» (в значении соединения)

) ( СЛАЙД 3 )

   Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.

4. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки. (СЛАЙД 4)

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. (ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ БУДЕТЕ ДЕЛИТЬ? ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ)

Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.

Проверка.

 - Сколько блоков вы получили? 3 По каким признакам можно было объединить словосочетания?

(Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения:

по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно,  выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.

Составим кластер Типы словосочетаний по главному слову : именные, глагольные, наречные (СЛАЙД)

А можно было разделить по зависимому слову? Можно. Разделите

по зависимому слову:  1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар;

3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно).

- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?

(Объединение по первому варианту уже знакомо:  на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные  словосочетания, во втором – именные.  Объединение по зависимому слову незнакомо.)

- Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).)

- С типами  таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.

- Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».

 Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание сос-тоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа слово-сочетаний по морфоло-гическим свойствам главного слова: глаголь-ные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

 

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

 3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

 

 

 

 Открываем тетради Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании».
- Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке.
 Проводится целеполагание.

III. Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

- Переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Наш главный источник – текст § 4.

1.Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом.

 Прием  «Пометки на полях» (Инсерт).

Задание: Прочитайте материал  § 4 на стр. 277-278.

Сделайте  пометки на полях:

«+» - если считаете, что это вам известно;

«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«!» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Вопросы к классу:

1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?

2. Прием     Таблица «Знаю – хочу знать — узнал». (Парная работа).

Задание:  Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.

Проверка колонки «Узнал».

 В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:

Читаем 1 пункт, записыываем

Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самосто-ятельных слов, объеди-ненных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в  словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

  

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

  

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

 

 

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существи-тельное и все слова с признаками существительного).

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного).

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола). 

 - Как вы думаете, почему так называются виды связи?

(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

Театр мимики и жеста. Представьте типы словосочетаний движениями рук.

3. Применение теории на практике

Упражнение 19

АЛГОРИТМ (СЛАЙД)

. Применение теории на практике.ПОТРЕНИРУЕМСЯ Пользуясь алгоритмом, определить способ подчинительной связи в словосочетаниях

Тетрадный лист - соглас ,

тюбик клея , бегущий по полю, - насвистывая песенку. - управление

громко звенит, очень красивый, , налетел внезапно, шёл насвистывая,  - примыкание

4. Практическое закрепление знаний. 

    2). Поработаем с текстом.  ( СЛАЙД 6 )

О книгах.

     Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, очень радуешься и печалишься вместе с ними.
    Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших...

-Докажите, что перед вами текст.

 Исследование текста.  Выпишите  из текста по 1 примеру  на каждый вид связи. Проверка.

  • Диагностическая самостоятельная работа. ( СЛАЙД 7 )

4). Игровая пауза.

Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть, когда услышите словосочетание  со связью согласование: веселые крики, играя лучами, великолепный день, прислушиваясь к звукам, запорошив кусты, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева.   

    5). Обратим внимание на задания  ОГЭ  (клубничное варенье - варенье из клубники, скамейки из дерева, изделия из фарфора)

IV. Стадия рефлексии.

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

- А теперь проверим, как вы усвоили материал урока.

Прием  «Кластер».Составим  коллективный портрет ( кластер) « Типы  связи слов в словосочетании». ( СЛАЙД 8 )

Тип  связи слов  в словосочетании

http://festival.1september.ru/articles/614440/img1.gif

 

  Приём «Синквейн». ( СЛАЙД 9 )

Пока обучающиеся   работают с  кластеромодин обучающийся составляет  синквейн  по теме урока.

Примерный вариант, который может получиться у  обучающегося.

Связь.

Главное и зависимое.

Согласуется, управляет, примыкает.

Научился определять вид связи.

Словосочетание.

Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?

- Как вы это делали?

- Для чего нам это надо знать?

- Где будем использовать полученные знания?

- Что было легко?

- Что вам помогало в работе?

-Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?

Ответы учеников:        

-Интернет.

-Учебные пособия.

На уроке главным источником информации  был  текст параграфа, с которым вы будете еще работать  на следующих уроках.

- Интересен ли был вам сегодняшний урок?

- Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Если нет, то почему?

Прием «Анкетирование».

 - Предлагаю заполнить небольшую анкету и оценить свою работу на уроке.

  • Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  • Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней. 

V.  Домашнее задание.

Стр 277, упр 20

 Учебно-методическая литература:

  1. Русский язык.  7 класса: учебник для общеобразовательных организаций / А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоринская

Интернет – ресурсы:

  1.  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6777455-4262-41ba-bf07-1cd3c2755f81/index_listing.htm)  «Словосочетание».
  2. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html Электронное задание "Основные виды словосочетаний"
  3.  (http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml   «Тестирование».
  4. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf)  

Таблица «Типы связи в словосочетании».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Проверочная работа по теме "Типы подчинительной связи в словосочетании".

Данная работа может быть использована на уроке русского языка в 8 классе при закреплении темы ",Словосочетание. Типы подчинительной связи ( согласование, управление. примыкание)"....

Урок по русскому языку в 8 классе "Типы подчинительной связи в словосочетании"

Урок изучения нового материала  "Типы подчинительной связи в словосочетании" содержит образовательные, развивающие и воспитательные цели, задачи и методы работы. Подробно расписан ход урока, вклю...

Алгоритм определения типа подчинительной связи в словосочетании.

Материалы, необходимые для изучения темы "Типы подчинительной связи в словосочетании", и для подготовки к ЕГЭ по русскому языку....

Конспект урока русского языка в 11 классе "Типы подчинительной связи в словосочетании"

Тип урока: повторительно –обобщительныйВид урока: урок практических работ;Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;Методы: словесный,   поисково - проблемный;Ожидаемый результат...

Изучение темы «Типы подчинительной связи в словосочетаниях» с помощью технологии вебинаров

При подготовке обучающихся к сдаче экзаменов ГВЭ и ЕГЭ часто возникает потребность объяснения важного материла слабоуспевающим или отсутствовавшим на уроке ученикам. Также при подготовке обучающихся к...