Система работы по совершенствованию грамотности обучающихся старших классов
учебно-методический материал по русскому языку на тему

  Козырева Надежда Ивановна

Для использования на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по совершенствованию грамотности обучающихся старших классов

Козырева Надежда Ивановна,

учитель МБОУ Мерлинская школа

Краснинского района  Смоленской области

              В старших классах на этапе обобщенного повторения материала чрезвычайно велика роль структурирования материала. Обобщение материала, определение причинно – следственных связей, взаимообусловленности определенных грамматических категорий и правил особенно необходимо делать при подготовке к государственной аттестации. Почему обучающиеся плохо владеют навыками грамотного письма?  Почему затрудняются в написании иногда даже простых слов? Думается, причины в следующем:

  • Формально походят к изучению правил
  • Не ориентируются в лингвистических категориях
  • Путаются в определении частей речи, не умеют делать обобщений, проводить аналогии

Обучающиеся не могут соотнести орфографию с грамматикой, фонетикой, лексикой. Так, правила правописания гласных и согласных в приставках и корне нередко соотносят не со структурой слова (морфемным строением), а с морфологией, частями речи: (превосходный, превосходно)

                Все мы знаем, насколько сложна программа по русскому языку в 7 классе. 12-летний школьник должен раз и навсегда понять и запомнить, что причастие и деепричастие образовались от глагола. Он должен усвоить сложнейшие правила правописания суффиксов причастий, слитного и раздельного написания НЕ с причастием. При изучении темы кажется, что дети усвоили материал, но пройдет совсем немного времени и вдруг обнаруживается, что знания поверхностные, слабые, школьники путают причастие с прилагательным, деепричастием и даже наречием. Следовательно, идет путаница в написании орфограмм. Почему?  По-видимому, процесс закрепления материала не состоялся.

            Еще сложнее обстоят дела с изучением темы «Наречие» и темы «Служебные части речи». И эти пробелы переходят в старшее звено.

               Таким образом, отсутствие структурных знаний препятствует четкому пониманию явлений общелингвистического и орфографического характера, порождает смешение орфографических правил и в результате – неграмотная письменная речь.

               В старших классах перед учителем стоят достаточно сложные проблемы. Они связаны с недостаточным количеством часов по предмету и интенсивной подготовкой к государственной аттестации. Учитывая наличие определенных базовых знаний, учитель углубляет, систематизирует  материал, выводит  школьников на осознанное понимание правил, отрабатывая при этом навыки грамотного письма.

Система обобщенного повторения состоит из трех этапов:

1.морфемный

2.морфологический

3.этап широких обобщений

            На первом этапе идет повторение темы «Морфемика». Ученики должны безошибочно определять состав слова, знать, какие орфограммы есть в приставках, корне слова, суффиксах и окончаниях. На этом этапе прослеживается связь морфемики со словообразованием, фонетикой и орфографией. Ученики совершенствуют умения производить фонетический, словообразовательный, морфемный анализ слов. Тренируются в синтаксическом разборе сложного предложения.

           Анализируя тесты ЕГЭ, приходишь к выводу, что задания по морфемике достаточно сложные. Учащиеся чаще всего допускают ошибки в определении суффиксов, в чередованиях, некоторые пытаются найти окончания в наречиях, деепричастиях, т.к. не узнают их. Есть ошибки в определении корня слова и орфограмм внутри него. Для ликвидации этих пробелов в знаниях использую обобщающие таблицы:

*распознавание частей речи

*орфограммы в корне слова

*правописание приставок

*правописание разделительных Ъ и Ь

*правописание О-Ё после шипящих

            На втором этапе – морфологическом - работаем над четким распознаванием частей речи. Ученики путают производные предлоги с самостоятельными частями речи, союзы с местоимениями и частицами. Поэтому используем любую возможность правильно определять наиболее сложные части речи, распознавать их. А это обещает успех в решении первой задачи – морфемной. Например, правописание букв О-Ё зависит от многих факторов. По сути, надо сделать несколько ходов:

*определить морфему

*определить часть речи

*поработать над фонетическим рядом (умение слышать, ставить ударение)

*провести словообразовательный разбор ( тушенка- тушеный – тушить)  

Для применения этого правила можно использовать алгоритм:

1.если ударная гласная находится в корне слова, определим, есть или нет чередования гласных в корне слова,

2.если гласная находится в суффиксе или окончании, определите часть речи:

- в существительных, прилагательных и наречиях  после шипящих под ударением пишется буква О:

СучОК, борщОМ, горячО

- в глаголах и отглагольных образованиях после шипящих пишется буква Ё:

СбережЕННый, сбережЕТ

По окончании этой работы детям можно предложить диктант (или карточки) со взаимопроверкой.

Другое правило.

После Ц под ударением пишется буква О, без ударения Е.

Например: цОколь, пальтецО, письмецО, огурцОм, танцОр, ОблицЕвать, танцЕвать, платьицЕ, креслицЕ, зданьицЕ.

Далее записываем трудные слова и комментируем  их написание:

ДжОнка (китайское парусное судно), дирижЕр, ретушОр, стажЕр, жОкей (наездник), жОнглер, капюшОн, крюшОн, мажОр (музыкальный строй, радостное настроение), палаццО (дворец). скерцО (музыкальная пьеса в быстром темпе),трещОтка, шОвинизм  (крайний национализм), шОкировать (приводить в смущение), шОмпол, цОкотуха.

            Аналогично отрабатываем темы правописания Н и НН в отглагольных прилагательных, причастиях, а также в образованных от них существительных.

Для работы над темой «Правописание чередующихся гласных в корнях слов» привлекаем следующий материал:

1. составляем таблицу чередований, где указывается, от чего зависит выбор гласной в корне слова:

* от ударения (гар – гор, зар – зор, клан – клон, твар – твор)

* от наличия суффикса –А- после корня (лаг – лож, кас – кос, бер – бир и т.д.)

* от наличия определенных согласных в корне слова (раст – ращ – рос, скач – скоч)

* от значения корня (мак – мок, равн – ровн)

2. выполняются либо упражнения, либо используются специальные карточки. Ведется работа по отбору нужного материала.

3. В словарь записываются сложные по написанию слова.

Например:

Зоревать, отраслевой, пловец, пловчиха, плывуны, подростковый, полог, поровну, равнина, ровесник, Ростислав, Ростов-на-Дону, ростовщик, рост, бракосочетание, уровень, утварь, чета.

4. Далее идет самостоятельная работа с карточками, но задания при этом даются разные:

*списать, поставить ударение,

*списать, выделить суффиксы,

*списать, определить лексическое значение некоторых слов.

           Целесообразно при этом поработать над предложением, текстом, учить на практике находить нужный лексический материал. Итогом проведенной работы может послужить диктант или тестовые задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы над литературным произведением в старших классах коррекционной школы"

Данный материал познакомит с литературными произведениями, с которыми учащиеся знакомятся в старших классах и познакомит с рекомендациями в работе над этими произведениями....

Система работы по индивидуальным планам на старшей ступени обучения

Несколько лет работаем  по индивидуальным планам  в старшей школе.Учащиеся в 9 классе выбирают элективные курсы по предметам, которые хотели бы изучать  в 10 - 11 классе на профиль...

Развитие и практическое совершенствование силовых возможностей обучающихся старших классов на уроках ОФП.

Формирование умения адекватной  оценки собственных физических возможностей.Воспитание потребности сознательно применять  умения в целях укрепления и сохранения здоровья;Воспитание чувства от...

Формы и методы работы по совершенствованию грамотности учащихся.

Статья о формировании  у школьников прочных орфографических навыков. Ведь это одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того насколько будут сформированы навыки правописания, за...

Выступление на педсовете. Тема "Работа над функциональной грамотностью учащихся старшей школы как инструмент формирования УУД"

«Работа над функциональной грамотностью учащихся старшей школы как инструмент формирования УУД» (слайд 1)       Мы ...

Этапы работы над стихотворным текстом с глухими обучающимися старших классов на ИКЗ.

В этой работе представлены этапы работы над стихотворным текстом с глухими обучающимися на индивидуальных коррекционных занятиях....

модель работы по функциональной грамотности обучающихся

для использования методическими службами...