Открытый урок русского языка по теме: "Придаточные предложения сравнения".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Шпис Любовь Александровна

Конспект открытого урока русского языка по теме: "Придаточные предложения сранения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pridatochnye_predlozheniya_sravneniya.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 9 классе

 (Шпис Любовь Александровна – учитель русского языка и литературы

МБОУ Блюдчанская СШ)

Тема: "Придаточные предложения сравнения"

Цели:

  1. Дать понятие о сложноподчиненном предложении (СПП) с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте, постановку знаков препинания при союзе как.
  2. Содействовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, умений определять значения придаточных СПП, осуществлять синтаксический разбор сложного предложения.
  3. Содействовать нравственному воспитанию учащихся.

Тип урока: Изучение нового материала и повторение пройденного ранее.

Ход урока

Организационный момент

Учитель:  Здравствуйте, ребята!  Давайте поприветствуем друг друга, используя СПП. (Чтение учащимися предложений, которые заранее лежат на столе у каждого) Определите вид придаточного.

-Я хочу, чтобы ты была счастливой.  (Изъяснительное) (Вика)

- Я думаю, что ты должен  больше  трудиться, чтобы построить свободную  счастливую жизнь. (Изъяснительное) (Арман)

-Я хочу, чтобы ты учился на одни пятерки. (Изъяснительное). (Кирилл)

-Я думаю, что ты пишешь мудрые  стихотворения. (Изъяснительное) (Нурислам)

-Мне кажется, что ты сегодня  получишь пятерку. (Изъяснительное) (Лена)

- Пусть, что задумано – получится, во всем везенье ожидает! (Изъяснительное) (Саша)

-Желаю, чтобы  во всем сопутствовал успех. (Изъяснительное) (Ира)

-Желаю достичь всего, что хочешь ты. (Изъяснительное). (Аня)

-Желаю, чтобы радостно было на сердце. (Изъяснительное) (Данил)

- Уважаемые учителя, я думаю, что Вам понравится наш урок. (Гостям)

Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Надеюсь, все сегодня получат хорошие отметки. Перед Вами лист самоконтроля можете поставить за первое задание себе +. Я предлагаю Вам совершить путешествие в страну «Знатоков русского языка»

1-я станция «Я могу!»

 Работа по группам.

Учитель: Сократите текст, используя способы сжатия текста.

Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались школьные подруги. То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его лучших друзей — самых близких, самых нужных.

В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым.

Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретённых в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой открытости людям, непосредственности. Храните её во всём и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.

(По Д.С. Лихачёву )

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Характер человека и круг его лучших друзей формируется в молодости.

2

В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость.

3

До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях, в привычках, в своей открытости людям.

2-я станция «Я знаю»

Учитель. У вас на столах лежат карточки с заданием, прочитайте каждый свое задание, выйдите к доске и выберите нужное слово, создайте красоту в стране «Знатоков русского языка».

  1. Замените просторечное выражение «страсть сколько»  в предложении 38 стилистически  нейтральным  синонимом.  

— (37)Идём с нами раков ловить, — проговорил Ивашка. — (38)Их там страсть сколько …

Напишите этот синоним. ___________________________________________________________

Много. Сколько угодно.

2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «вспыхнул» (предложение 22). 

(20)Ребята расхохотались, а новенький стоял растерянный, не зная, что ответить. (21)От обиды у него даже слёзы выступили на глазах, и это смутило его ещё больше. (22)Он вспыхнул, сделал шаг вперёд.

1) погорячился

2) расстроился

3) покраснел

4) заплакал

Покраснел.

3.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «явно» (предложение 4). (1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала  и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.

1) сильно

2) открыто

3) определённо

4) ясно

Определенно.

4. Замените разговорное слово ПРИКИДЫВАЛАСЬ в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом.

(13)Так, у нашей кошки Мурки были крылья, и она ночами улетала в окно. (14)А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал. (15)Но и люди вокруг меня были не теми, кем казались…     Напишите этот синоним. __________________________________________________________________

Притворялась.

5. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «лихость» (предложение 19). 

      (19)Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.

1) скорость

2) война

3) шутка

4) удаль

Удаль.

6. Замените книжное слово «отречься» в предложении 8 стилистически нейтральным  синонимом.

       (7)Старинное это гаданье, однако, и сбылось, и не сбылось. (8)Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся. (9)В четырнадцать лет увлечённо читал и писал стихи, в пятнадцать перешёл на «Анну Каренину», а в шестнадцать прочитывал и разбирал с товарищами всё подряд. (10)А пьяницей, к счастью, не стал.  Напишите этот синоним.

Отказаться.

7. Замените разговорное слово «враньё» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом.

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. Напишите этот синоним.

Вранье.

8. Замените просторечное слово «смазал» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом.

(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:

– (18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!    Напишите этот синоним.

Ударил.

9. Замените книжное слово «ведает» в предложении 1 стилистически нейтральным  синонимом.

(1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта. Напишите этот синоним.  

Не знает.

+ в лист самоконтроля

- Что такое СПП?

Победители отвечают на дополнительные вопросы.

  • Что называется сложным предложением?
  • Какие разновидности сложных предложений мы изучили?
  • Что называется СПП?
  • Какие виды СПП мы уже знаем? Например.
  • Как определить значение СПП? Например.

Учитель: Угадайте слово. С ней выступают, ею завладевают, её подавляют и проявляют, берут и вырывают, перехватывают и захватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда она наказуема. Это… ИНИЦИАТИВА.

  • Учащиеся записывают слово, определяют его лексическое значение.

1. Почин, побуждение к началу какого-н. дела. По собственной инициативе. Это была его инициатива.

2. Руководящая роль в каких-н. действиях. Противник захватил инициативу в свои руки.

3. Предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям. Обладать инициативой. Человек без всякой инициативы.

Составьте и запишите с данным словом словосочетание со связью согласование (например, ученическая инициатива). Перестройте словосочетание так, чтобы словосочетание было со связью управление (Инициатива ученика)

3—я станция «Я  хочу  узнать!»

Объяснение нового материала.

Учитель: Сопоставьте два предложения

1)Сердцем старайся сберечь,

    Как звёздное небо России,

    Обычную русскую речь.

                                           Б. Саянов

2) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому,  как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Г. Паустовский)

Работа по презентации Запишите число, тему урока.

1. Беседа по вопросам.

А) Что объединяет предложения? (сравнительные отношения)

Б) Чем они выражены? (сравнительный оборот, придаточное сравнительное)

-Каким способом можно выразить сравнение?

 1. Сравнительный оборот со сравнительными союзами как будто, словно, как, что.

Мы плыли по тёмной, как чернила, реке.

2. Имя существительное в творительном падеже.

       Окрасился месяц багрянцем.

3. Имя прилагательное, наречие в сравнительной степени.

С ней и солнце краше, и весна милей.

4. Устойчивое сочетание.

                      Посмотрит – рублём подарит.

5. Метафора – слово в переносном значении, скрытое сравнение.

            В саду горит костёр рябины красной.

6. Приложение.

                  Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.

  • Есть и ещё один способ выражение сравнения. Как вы думаете, какой?
  • придаточные сравнительные.

Учитель: Запишите тему урока

Придаточные предложения сравнительные.

Учитель: Какой вопрос можно задать к придаточному сравнительному? (Как?  В сравнении с чем?)

В чем состоит особенность СПП с придаточным сравнительным. (выступление подготовленного учащегося)

Значение

Вопрос

Средства связи

Пример

Обстоятельственные

сравнения

Как?

Союзы:

Как; подобно тому,

как; чем; словно; будто; как будто; чем, тем ….

Мы спешили изо всех сил, (как будто за нами кто-то гнался).

Image2680

  • Но мы знаем, что вопрос как? задается к СПП образа действия. Как отличить придаточное сравнение от придаточного образа действия?
  • Объяснение учащегося:

1. Мы так спешили, как будто за нами кто-то гнался. (есть указательное слово так, придаточное поясняет глагол – сказуемое и наречие образа действия образ действия)

2. Мы спешили изо всех сил, как будто за нами кто-то гнался.

(отсутствует указательное слово, придаточное поясняет глагол – сказуемое, значение сравнения) сравнение.

  • Хотелось бы обратить внимание на постановку знаков препинания в предложении с союзом как. (Выступление подготовленного учащегося).

Ставится запятая

Запятая не ставится

  1. В придаточном сравнения.
  2. Как в составе вводных конструкций.
  3. Как в сравнительном обороте
  4. Как в составе приложения в значении причины
  1. Как в составе сказуемого.
  2. Как в составе устойчивых словосочетаний.
  3. Как в составе приложения со значением “в качестве”.

  1. Наблюдение над значением и особенностями придаточных сравнительных предложений.
  1. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве. (И. С. Тургенев).

[ ], как (). (Как? В сравнении с чем? Подобно чему?) Придаточное относится ко всему главному предложению, имеет значение сравнения.

  1. Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь. (А. П. Чехов).

Чем (), [тем...]. (Как? В сравнении с чем?) Придаточное относится ко всему главному предложению, имеет значение сравнения.

  1. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин).

Как (), [так...]. (Как? В сравнении с чем?) Придаточное относится к сочетанию с указательным словом так, имеет значения образа действия и сравнения.

  1. Оживленное гудение базара привлекало прохожих, подобно тому как запах меда привлекает пчел. (В. Солоухин).

[ ], подобному тому как (). (Как? В сравнении с чем? Подобно чему?) Придаточное относится ко всему главному предложению, имеет значение сравнения.

  1. Что ты тих, как день ненастный? (А. С. Пушкин).

[ ]. Предложение простое, со сравнительным оборотом (Сравнительный оборот не включает сказуемое.)

Выводы: Мы видим, что придаточные сравнительные могут присоединяться к главному предложению как одиночными союзами, так и составными, иметь в главном предложении указательные слова, принимать дополнительные значения образа действия. В отличие от сравнительного оборота, при общим с ним значении сравнения, придаточное сравнительное является предложением. СПП с придаточными сравнительными характерны для художественного стиля речи.

Учитель: Поработаем с учебником.

4-я станция «Я узнал!»

Учитель.  1. Потренируемся в разборе подобных предложений.

Упражнение 161. + в лист самоконтроля

       2.Тест

  • Самостоятельная работа (упражнение заранее распечатано).

Задание: сначала выписать СПП с придаточными образа действия, затем – сравнительными, потом простые предложения со сравнительными оборотами. Расставить пропущенные знаки препинания.

1. В птич(?)ем ряду Кольку как в весе(н,нн)ем лесу оглушили щелк. . нье чирик. . нье свист. (Г. Березко).

2. На ветках словно серебр. . (н,нн)ые колокольчики зв. . нят зяблики. (Д. Зуев).

3. Волны звучат так ласково точно просят пустить их погрет(?)ся к костру. (М. Горький).

4. На заре Звенигород звенит будто пчелы обн. . вляют соты. (С. Марков)

5. Ему очень пр. . ятно на нас см. . треть точно он в. . рнулся домой после длит. . льной команд. . ровки. (Ф. Кнорре).

6. Словно золотые нити прониз. . вают жаркий воздух жу. . ащие пчелы. (Д. Зуев).

7. Невский так широк что дома по об. . им его сторонам кажутся ниже чем на самом деле. (С. Маршак).

8. И цепью русские п. . латки как на н. . члеге журавли белеют смутно уж (в) дали. (М. Лермонтов).

9. Озеро было так густо засып. . но палыми листьями что даже в кабину прон. . кал их сладк. . ватый запах. (К. Паустовский).

10. Этот свежий осе(н, нн)Ий ветер умеет нежно разговар. . вать с охотником как сами охотники часто болтают между собой от избытка радо. . ных ожиданий. (М. Пришвин).

11. Прохор (не)уклюже взмах. . вает руками и словно (не)опытный канат. . ходец ловит моменты р. . вновесия. (В. Шишгков).

12. Аня перекинула косу за плечо и вдруг покраснела так как умеют краснеть (пятнадцати)летние девушки. (Ю. Герман)

13. Сп. . ша к пр. . чалу словно к дому с теченьем спорит пароход. (В. Семернин). 14. Я по развалинам хожу и по осколкам ржавым как будто в летопись гляжу моей родной д. . ржавы. (Н. Букин)

IХ. Итог

Что нового узнали на уроке?

Как отличить придаточное сравнения от придаточного образа действия?

Ставится ли знак препинания при придаточном сравнения?

Оценивание работы учащихся на уроке.

Составьте синквейн на тему СПП

Х. Домашнее задание.

Дифференцированное задание:

“Сильные учащиеся” подбирают из художественных произведений 10 СПП образа действия и 10 СПП сравнения.

Остальные учащиеся выполняют упражнение на закрепление из учебника (по заданию) упр. 163 устно. 165 письменно. Подведение итогов по листам самоконтроля, выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Грамматический тест по немецкому языку по теме "Придаточные дополнительные предложения", 7 класс

Данный тест можно проводить при прохождении темы "Придаточные предложения", тем самым понять уровень ЗУН по этой теме. Учащимся дается задание на понимание построения придаточных предложений в немецко...

Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.

Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....

Открытый урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия" с самоанализом

Урок объяснения нового материала по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"...

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённое предложение. Урок-практикум»

Открытый урок русского языка в 9 классе   по теме «Сложноподчинённое предложение. Урок-практикум»...

Открытый урок русского языка в 8 кл по теме"Односоставные предложения" Имя урока « Не может быть здоровья тела без здоровья души»

Данный урок может быть использован в качестве повторительно-обобщающего урока по теме "односоставные предложения" в 8 классе...