МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Скляр Светлана Валерьевна

Работа содержит материалы, помогающие осуществлять принцип преемственности при изучении словарных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл словарные слова221.23 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ.

        Как известно, «навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений, причём прочность их находится в прямой зависимости от числа «встреч» учащихся с трудными орфограммами» (Д.Н. Богоявленский «Психология освоения орфографии»).

        Каждый учитель знает, что чем больше дети пишут, тем прочнее навыки. Особенно  это относится к непроверяемым написаниям. Но механически писать одно и то же слово, чтобы его запомнить, и скучно, и утомительно. Упражнения должны быть привлекательны внешне, опираться на жизненный опыт ребёнка, его знания, умения и навыки, пробуждать и укреплять познавательный интерес и быть значимыми для системы обучения и воспитания.

        При работе над словарным словом определённую трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова. Запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Ведущим, конечно же, являются зрительное и слуховое восприятия. На рецептивно-репродуктивной деятельности обучающихся основаны следующие методы работы со словарным словом.

1. МЕТОД, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАСССОВ.

1) Выделение или сообщение нового словарного слова через загадку, стихотворение, сюжетную  картинку.

2) Предъявление изображения предмета или явления (если возможно), объяснение лексического значения.

3) Орфоэпическое звучание слова, запись, орфографическое чтение.

4) Работа со словом: ударение, деление на слоги, выделение букв, которые надо запомнить, морфологические признаки.

5) Разбор по составу, подбор однокоренных слов.

6) Составление словосочетаний и предложений.

7) Воспитательная беседа.

8) Упражнения, закрепляющие навык правописания данного слова.

9) Творческие работы.

10) Работа со  словарём и словариком.

2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРИ РАБОТЕ НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ С ОПОРОЙ НА СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ.

        Все слова группируются по непроверяемой букве: с О, А, Е, И, Я.

Предметы, обозначенные этими словами, включаются в композицию. Например, на картинке изображены лягушка, заяц, ягода, ягнёнок. Печатаются слова с выделенными орфограммами.

        Виды работы по сюжетной картинке:

  • Соотнесение предмета и слова;
  • Орфоэпическое и орфографическое чтение;
  • Запоминание слов и предметов: ученик, встав спиной к картине, чётко проговаривает слова, называет предметы, остальные проверяют;
  • Запись слов, составление словосочетаний и предложений;
  • Составление связных рассказов.

ЕСТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ПРЕДМЕТНЫЕ И СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ

3. РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ МЕТОДОМ ГРУППИРОВКИ ПО ТЕМАМ.

  1. Установочный этап: в конце недели учитель выдаёт группу слов, близких по теме.
  2. Отрабатывающий этап: всю следующую неделю учитель проводит орфографические минутки, в которые вводит эти слова.
  3. Проверочный этап: в конце недели проводится словарный диктант, после его анализа есть материал для новых диктовок.
  4. Развивающий этап: дети составляют устные рассказы или пишут мини-сочинения на заданную тему.

                                ГРУППЫ СЛОВ:

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Спорт: велосипед, велогонки, гимнастика, баскетбол, соревнования, состязаться, тренироваться, стадион, спартакиада, ворота, теннис.

Армия: герой, героизм, чехол, бинокль.

Дом: комната, телевизор, телефон, паркет, фарфор, фотоаппарат, гардероб.

Дорога: вокзал, телеграф, шоссе, маршрут, вагон, перрон, платформа.

Школа: беседовать, рапорт, салют, гербарий, коллекция, грамотный, правильный, правило.

Меры: сантиметр, дециметр, километр, килограмм.

Прилагательные: громадный, огромный, фиолетовый, лиловый, справедливый, благородный.

Производство: цемент, каучук, шофёр.

Одежда: свитер, ремень, варежка, кашне.

Магазин: конфета, шоколад, вермишель, апельсин, мандарин.

Огород: щавель, орех, свёкла, горох.

Искусство: пианино, гитара, арена, модель, партер.

Общество: революция, конституция.

Космос: планета, ракета, мечта, космонавт.

Общество: претворить, трибуна, коммунист, торжество, информировать, осведомить, уведомить, реформа.

Прилагательные: бронзовый, багряный, бордовый, великолепный, румяный, обыкновенный.

Школа: ровесник, программа, образование, коллекция, владение, величина, вариант.

Дом: абажур, бахрома, перила, терраса, паркет, кружево, сени, салфетка, карниз, орнамент, корзина.

Огород: фасоль, салат.

Улица: тормоз, препятствие, километр, гараж.

Числительные: миллион, миллиард, одиннадцать, двести, триста, четыреста, девяносто.

Наука: аппарат, университет, трансляция, атмосфера, изображение, академия.

Спорт: бассейн, состязание, педаль, велосипед, поскользнуться.

Армия: ветеран, оповестить, повестка, поражать, караван, лейтенант, территория, агрессия, маневренный.

Строительство: арматура, бетон, брезент, керосин, резина, обеспечение, профессия, ремесло, инструмент, маляр, штукатур, конвейер.

Нравственность: аккуратный, вежливый, характер, презирать, опрятный, чистоплотный.

Литература: автор, биография, богатырь, печать, подражать, искусный, талант, экземпляр, заглавие, подзаголовок, иллюстрация, типография.

Общество: присутствовать, претензия, ситуация, реальный, средства, масса, трибуна.

Армия: отразить, колонна, пакет, прекратить, кавалерия, дистанция, тревога, дисциплина, ориентация, ориентировать-ся, ориентир, гарнизон, сражаться, комендант.

Дом: калитка, каморка, кастрюля, табурет, тарелка, диван.

Обед: котлета, салат, винегрет.

Почта: почтальон, квитанция, штемпель, конверт, междугород-ный.

Строительство: рационализатор, экскаватор, эскалатор.

Спорт: кросс, бассейн, чемпион.

Искусство: галерея, изобразить, классик, недосягаемый, силуэт, гирлянда.

Одежда: ожерелье, косынка.

Больница: эпидемия, лекарство, микстура, порошок, терапевт, хирург, бюллетень, температура, термометр, поликлиника, амбулатория.

Дорога: светофор, семафор.

Школа: вариант, сверстник, старательно.

Литература: пьеса, диалог, монолог, эпилог, пролог, биография, библиография, иллюстрированный, картотека, фильмотека, прототип, идеал, традиция, легенда.

Наука: приоритет, привилегия, диплом, кандидат, воображение, стипендия, стипендиат, дискуссия, аудитория, лаборатория, ландшафт, эксперимент, экспериментатор, экспериментировать.

Школа: свидетельство, аттестат, каникулы, девиз, директор, секретарь, ровесник, сверстник.

Армия: реликвия, амбразура, подвиг, героизм, мужество, обелиск, эскадра, эскадрон, эскадрилья, авиабаза, таран, легендарный, поражать, акватория, девиз, артиллерия.

Улица: троллейбус, милиция, полиция, патруль, достопримечательный, достопримечательность, преследовать, преследование, сигнал, регулировать, регулировщик, маршрут, трамвай, магистраль, трасса, преобразиться.

Строительство: специальность, профессия, осуществлять, ремонт, профиль, монтаж, панорама, труженик, преобразиться, преобразование, ресурсы.

Спорт: байдарка, катер, акваланг, аквалангист, аквариум.

Общество: истинный, кандидат, митинг, делегат, депутат, конгресс, конференция, президиум, декларация, декларировать, информация, информировать, большинство, меньшинство, решение, резолюция, постановление, прения, дебаты, плакат, транспарант, комиссия, комитет, символ, президент.

Искусство: театр, подлинный, талантливый, гениальный, декорация, режиссёр, реставрация, концерт, консерватория, лауреат, симфония, транслировать, дебют, фантазия, сезон, карнавал, иллюминация, репетиция, фестиваль, ансамбль, композитор, постамент, пьедестал, удивлять, пейзаж, артист, актёр, впечатление, впечатляющий.

Нравственность: достоинство, честь, доблесть, мужество, преданность, патриотизм, патриот, героизм.

Нравственность: активный, инициативный, деятельный, пассивный, оптимист, пессимист, гуманный, человечный, моральный.

Искусство: аккомпанемент, аккомпанировать, балет, опера, популярный, грандиозный, салон, силуэт.

Наука: эффект, доклад, тезисы, реферат, систематически, инертный, интенсивный, интенсификация, прогноз, прогнозирование, достижение, ресурсы.

Армия:

канонада, мобилизация, демобилизация, эшелон, колонна, ориентир, ориентироваться.

Общество:

идеологический, идеология, политический, убеждения, убеждённость, прогресс, прогрессивный, комментарий, комментатор, агитатор, пропагандист, миропонимание, мировоззрение.

Строительство: комбинат, комбинезон, результат, регулярно, планомерно, радиофикация, газификация, коллектив, коллективный, бетон, асфальт, резервы, ресурсы, колоссальный.

ПРИМЕРЫ ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

1. УБОРКА УРОЖАЯ

        У нас в огороде растут вкусные овощи. Мы вырастили крупный картофель. На грядках у нас растёт морковь, чеснок, капуста, горох, огурцы. В этом году поспело много ягоды: виктория, смородина, малина, крыжовник.

        Пришло время собирать урожай. Сначала мы собирали картофель, а потом морковь, чеснок, помидоры, капусту. Пока мы собирали, то всё время дивились – какие большие овощи!

        В этом году у нас богатый урожай!

2. НА ДАЧЕ

        Лето в этом году жаркое. Урожай будет богатый.

        Зеленеют на грядках полосатые арбузы, морковь радует глаз, картофель занимает целое поле. Высокие подсолнухи тянутся к солнцу, словно солнце их мать, и они хотят дотянуться до него. В саду краснобокие весёлые яблоки так и просятся в рот. Сочные апельсины, кажется, сейчас взлетят на небо и засияют как много-много маленьких солнц.

        Вот сколько радости подарило нам лето!

3. ПОХОД В ГОРЫ

        Мы с рюкзаками зашли в вокзал и подошли к кассе, чтобы купить билет до «Лесной поляны». Наш класс ехал в первом вагоне, рядом с линией бежало шоссе, цвели ромашки, летали стрекозы.

        Электропоезд остановился на нужной остановке. Мы вышли на перрон и пошли по назначенному маршруту. Мы карабкались в гору и дошли до места стоянки. Здесь мы разбили лагерь. Учитель повесил котелок с ухой над костром, достал фотоаппарат и сфотографировал нас. После завтрака мы смотрели в бинокль на горы. Потом собрали великолепную коллекцию растений для гербария.

        После похода все чувствовали себя счастливыми.

4. ОБРАЗОВАНИЕ

        Наконец наступили долгожданные каникулы. Большинство моих сверстников получили аттестаты. В последнее время мы не раз задумывались о том, какую профессию выбрать.

        Я хотел быть секретарём, а мой друг мечтал о специальности актёра. Я поступил в институт и по его окончании получил диплом с отличием. Другу  было сложнее. Чтобы удивить комиссию, он подготовил интересный монолог. Комиссия вынесла постановление о приёме друга в театральный институт. Директор заведения назначил ему за хорошую учёбу стипендию. Я также был стипендиатом.

5. ПАМЯТЬ

        В лихую годину народ сплачивается и показывает чудеса мужества и героизма.

        В гражданскую войну основным родом войск была кавалерия, позволяющая быстро маневрировать. В Великую Отечественную войну царицей полей стала артиллерия.

        Чувство патриотизма было столь велико, что подвигов солдат не счесть! Многие герои взошли на пьедестал почёта и стали символами нашей эпохи. Легендарный Чапаев. Александр Матросов, закрывший своим телом вражескую амбразуру. Николай Гастелло, протаранивший самолётом вражеский эшелон.

        А скольким безымянным героям поставлены обелиски и монументы! Врага преследовали и на его территории. В Берлине стоит главный памятник: на огромном постаменте – русский воин-освободитель.

        В музеях хранятся драгоценные реликвии: шинели, каски, солдатские письма. В государственной фильмотеке много фильмов о войне.  Это наша память!

 

ВИДЫ РАБОТЫ С СОЗДАННЫМИ ТЕКСТАМИ:

Представить свою работу

Провести проверочный, свободный или выборочный диктант для одноклассников.

        Чтобы познавательный интерес повышался, дети должны заниматься продуктивной деятельностью, то есть творчески мыслить, решать практические задачи. К продуктивным можно отнести следующие методы работы:

4. РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

1. Предъявление слова через загадки, грамзапись, рассматривание картинки, описание признаков предмета, через слово-синоним и т.п.

2. Работа над слуховым образом слова: школьники сами должны поставить орфографическую задачу: выделить трудное место в слове.

3. Запись слова с «дыркой». Обозначив место буквы с непроверяемым написанием пропуском, точкой, чёрточкой, дети фиксируют поставленную орфографическую задачу.

4. Работа над зрительным образом слова: учащиеся самостоятельно решают орфографическую задачу, обратившись к словарю.

        Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями связано с осмыслением запоминания, которое может быть достигнуто на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нём трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами. На этом основана следующая методика:

5. МЕТОДИКА ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ НА ОСНОВЕ АССОЦИАТИВНЫХ ОБРАЗОВ.

1) записать слово и поставить ударение:    БЕРЁЗА;

2) выделить слог, который вызывает трудности при написании:    БЕ-РЁ-ЗА;

3) выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив орфограмму:    бЕ, бе;

4) найти ассоциативный образ, связанный со словом, и записать его напротив:

                Требования к ассоциативному образу.

*образ должен быть связан со словом общим признаком; ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству, месту расположения, звучанию, вкусу, назначению и т.п.

*ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове:

                БЕРЁЗА – по цвету – БЕЛАЯ

                БЕРЁЗА – кудрявая – ГРЕБЕНЬ

5) изобразить словарное слово, объединённое с ассоциативным образом, через рисунок или пересечение:

Б

                         Б  Е Р Ё З А

                             Л

А

Я

6)прочитать слова и чётко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

Способы организации ассоциативных связей.

1 .Графический приём.

 Опора на зрительные образы, двигательные анализаторы. Букву, которую надо запомнить, выделяем и превращаем в предмет, связанный со смысловым запоминанием слова.

 а).Картинки:

ассоциация по смыслу:

 л...пата ...гурец яг...да

 м...рковь ябл...ко

ассоциация по смежности и сходству:

 м... л... ко Молоко везут круглые колеса. м...л...т...к Он забивает круглые гвозди, п... суда Это круглая сковорода.

букву Ё можно превратить в ёжика: шёл Шёл ёжик, чёрный Шёл чёрный ёжик, жёлтый Шёл жёлтый ёжик.

Шифровки - ребусы.

 У детей развивается при разгадывании ребусов мышление, художественные способности, зрительная память. 2.Фонематический приём.

 Опоры на слуховые анализаторы. «Слова-помощники», но не родственные.

 Пенал. Открыли пенал, а там - пена.

 Ужинали ужи. В космос построили мост.

Словарные слова можно  запомнить при помощи мнемосистемы «связей», которая заключается в следующем:

  1. запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
  2. сплоченные в группы предметы должны оживать, двигаться.
  3. Словарные слова объединены в группы, каждая группа имеет свой сюжет. Для лучшего запоминания использую схематические рисунки. Приведу страничку словарика, где представлены текст и сами слова для запоминания.

Как кататься на велосипеде?

Хорошо, быстро, весело, скоро.

К ДАННОМУ МЕТОДУ ЕСТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ПРИЁМЫ МНЕМОТЕХНИКИ.

6. ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЁМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ.

1. Подготовительный этап.

Целью данного этапа является вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями. Для этого решаются следующие практические задачи:

- познакомить обучающихся с непроверяемым словом, выяснить его лексическое значение;

-научить орфоэпическому и орфографическому проговариванию данного слова;

-приступить к формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её тип;

-познакомить с этимологической справкой.

2. Ориентировочный этап.

На данном этапе обучающиеся знакомятся со структурой орфографического действия, т.е. подводятся к решению вопроса о том, что нужно сделать, чтобы правильно писать непроверяемое слово. Перед школьниками чётко формируется объект и цель формируемого действия. Так, объектом является непроверяемое слово, а целью – правильность и осознанность его написания.

3. Закрепительный этап.

Посредством применения различных упражнений вырабатываются орфографические навыки. Упражнения направлены на практическое применение знаний и умений, на развитие речи для активизации и обогащение словаря школьника, выработки умения в области словообразования и словоизменения, связной речи и культуры речи. Этимологические сведения о слове следует повторять при нарушении написания, причём активизировать ту этимологическую форму, которая усиливает и определяет написание.

4. Этап контроля и самоконтроля.

Как известно, навык формируется в процессе речевой деятельности. Поэтому на данном этапе следует проводить не только диктанты, но и изложения, сочинения, занимательные игры.

7. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

        Исследовательская деятельность на уроке русского языка – это творческая деятельность в целях изучения предмета, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

ФРАГМЕНТ УРОКА: Знакомство с новым словарным словом ВЕТЕР.

1. Отгадав загадку, запишите отгадку:

По полю рыщет,

Поет, да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер)

2. Учащиеся поспешили записать отгадку, но встретились с затруднениями, т.к. не знали какую гласную писать в слабой позиции. И  предложили решить эту проблему, исследуя  слово.

3. На доске вывешивается табличка со словом ВЕТ.Р.

4. Я предложила учащимся побывать на заседании «Ученых советов».

Группы – «ученые советы» - формируются по цвету (В начале урока на партах лежат цветовые элементы карт. Дети ищут свою группу по цвету, пересаживаются за определенный стол и складывают карту. Получаются слова-названия разделов русского языка: «Морфология», «Фонетика», «Словообразование», «Орфография» и т.д. – это и есть названия «Ученых советов»). Таких советов 4, по 5 человек в каждой, а остальные «ученые» выполняют спецзадание: работа с фразеологизмами – 3 человека и синтаксический разбор предложения – 2 человека.

5. Каждой группе выдается чистый лист, памятка и словарь.

ПАМЯТКИ:

«Морфология» - изучает части речи.

- часть речи;

- вопросы;

- что обозначает;

- характеристики этого слова.

«Фонетика» - изучает звуки.

- ударение и безударные гл.;

- слоги;

- транскрипция;

- согл., гл.;

- буквы, звуки.

Начинается самостоятельная исследовательская работа групп. Выбранный детьми ученик (докладчик) записывает результаты исследования на листе.

Затем прикрепляет лист с полученными результатами на доску и рассказывает о том, что узнал «ученый совет». Остальные ученики слушают и оценивают работу данной группы.

ПРОВЕРОЧНАЯ  РАБОТА:

1. Докладчик «ученого совета» «Орфография»:

В слове ВЕТЕР ударение падает на гласную Е, значит вторая гласная – безударная, в слабой позиции ее нужно проверить. Гласная непроверяемая, ее следует проверить по словарю и запомнить. В слове ВЕТЕР пишется буква Е. В этом слове 1 орфографическая трудность.

2. Докладчик «ученого совета» «Морфология»:

Ветер – имя существительное, т.к. отвечает на вопрос что? И обозначает предмет.

Предмет - неодушевленный, мужского рода, ед.числа.

3. Докладчик «ученого совета» Словообразование»:

Однокоренные слова: ветерок, ветрище, ветреный, обветрить и т.д.

Корень слова – ветер.

4. Докладчик «ученого совета» «Фонетика»:

Демонстрирует транскрипцию слова: [в' э т' и р]. Дает полную характеристику звукам. Называет количество букв и звуков в слове.

5. Каждая группа предлагает свой вариант ПИКТОГРАММЫ, которая помогает запомнить данную орфограмму. После представления пиктограмм,  выбирается наилучшая, которую дети зарисовывают в свой индивидуальный словарик.

ВЕТ    Р

6. Проверка выполнения спецзадания.

Ученики исследовали слово ветер с точки зрения фразеологии. Они нашли определения фразеологизмам в литературе и заслушивают ответы учащихся, соглашаясь с их мнениями или опровергая их.

Например:

Ветер в голове – речь идет о человеке несерьезном, легкомысленном, ненадежном.

Ветер свистит в карманах – карманы пусты.

7. Закрепим наши знания, из данных слов составьте предложение.

Березки, веет, сквозь, ветерок, тихо, теплый.

 Какая наука поможет нам продолжить исследования?

(Наука синтаксис, которая изучает связь слов и предложение).

Сквозь березки тихо веет теплый ветерок.(синтаксический разбор предложения)

2 ученика, которые отвечали за это задание, впоследствии,  предлагают выполнить дополнительные задания: отметить части речи, выписать словосочетания с новым словарным словом; составить следующие предложения, продолжая речь о ветре и т. д.

Подведение итогов работы:

1. С какой целью мы сегодня выполняли исследовательскую работу?

(Узнали, как писать еще одно слово с непроверяемой гласной – это слово ВЕТЕР.)

2. Можем ли мы утверждать, что все знаем о слове ветер? (нет)

Мы не исследовали его с точки зрения этимологии. Узнать историю происхождения слова ВЕТЕР вам предстоит дома – это и будет вашим домашним заданием.

Хотелось бы вам узнать научные данные о ветре, о том, какие бывают ветры и почему они возникают?

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, дополнительной литературой (газеты, журналы, энциклопедии,  справочники и т.д.), что в наше время – в век компьютеризации немало важно.

Материалы для работы со словом.

ВЕТЕР, -тра, мн. -ы, -а́, муж. Движение потока воздуха.

Сильный, легкий ветер. Попутный ветер. Стоять на ветру. // прил. ветрово́й, -ая, -ое. Ветровая мельница. (По С.И. Ожегову)

Происхождение слова. Общесл. индоевр. характера; образовано с помощью суф. -тръ от той же основы, что и «веять»; первоначально было названием бога ветров. (По Н.М. Шанскому)

Однокоренные слова. Ветеро́к, ветряно́й, ветри́ще, ветри́ло, ветря́к, ве́треный, вы́ветрить, обве́трить.

Сочетаемость слов. Сильный, слабый, мягкий, приятный, холодный, знойный, свежий, ласковый, ураганный, северный, порывистый, встречный, попутный ветер; несмотря на ветер; идти

навстречу ветру; идти, грести против ветра; бороться с ветром.

Синонимы. Буря, ураган, вихрь.

Антоним. Штиль.

Переносные значения слова.

Держать нос по ветру (ирон.) – т.е. приспосабливаться к обстоятельствам. Бросать слова на ветер – говорить что-н., не беря ответственности за сказанное.

У него ветер в голове – о пустом, легкомысленном человеке.

Подбитый ветром – о легкомысленном человеке, а также об одежде без теплой подкладки.

Литературные примеры

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море.

(А.С. Пушкин)

* * *

Здравствуй, Ветер!

Ветер, здравствуй,

Ты куда летишь вихрастый?

(И.П. Токмакова)

* * *

Только ветер-ветерок

Перегнать никак не мог.

(Г.В. Сапгир)

* * *

Бездельник ветер дунул,

Не тратя ни минуты,

В рожок: «Тара-та-та-та!»

Потом: «Туру-ту-ту-ту!»

(Я. Бжехва)

* * *

Евгений. Он страшился, бедный,

Не за себя. Он не слыхал,

Как подымался жадный вал,

Ему подошвы подмывая,

Как дождь ему в лицо хлестал,

Как ветер, буйно завывая,

С него и шляпу вдруг сорвал.

(А.С. Пушкин)

* * *

Бедняк проснулся. Мрачно было:

Дождь капал, ветер выл уныло,

И с ним вдали, во тьме ночной

Перекликался часовой…

А.С. Пушкин

МЕТАЛЛ, -а, муж. Химически простое вещество (а также сплав), обладающее особым блеском, ковкостью, хорошей теплопроводностью и электропроводностью. Черные металлы (чугун, сталь). Цветные металлы (медь, свинец, никель и др.). Благородные или драгоценные металлы (золото, серебро, платина). Легкие металлы (алюминий, магний, натрий). Тяжелые металлы (железо, медь, серебро, золото, платина). // прил. металлический, -ая, -ое. Металлический блеск. (По С.И. Ожегову)

Происхождение слова. Слово пришло в XVIII в. из нем., восходит к лат. «металлум» – металл, минерал, рудник, которое в свою очередь представляет собой переоформление греч. «металлон» – земляные работы, раскопки. (По О.А. Шаповаловой)

Однокоренные слова. Металли́ст (рабочий металлопромышленности), металли́ческий (сделанный из металла), металлурги́я (отрасль тяжелой промышленности), металлу́рг, металлурги́ческий.

Сочетаемость слов. Производство металлов; металлургическое производство; металлические трубы, деньги; мастерская по ремонту металлических изделий.

Литературные примеры

Живу я в глубине России,

В краю озер и рудных скал.

Здесь реки – сини, горы – сини

И в синих отсветах металл.

(Л.К. Татьяничева)

* * *

– Конечно, – сказал сталевар, – металл

Я сам из руды доставал.

Но в темные недра Уральских гор

Спускался не я, а шахтер.

(Е.Ф. Трутнева)

ПЕНАЛ, -а, муж. Ящичек, футляр для ручек, карандашей и т.п. Школьный пенал. (По С.И. Ожегову)

Происхождение слова. Понятие этого обязательного предмета школьной жизни пришло к нам из нем., в который попало из лат., где «пенна» – перо (птицы); футляр для письменных принадлежностей стал называться производным словом от названия птичьего пера, потому что раньше писали перьями

птиц. (По Л.П. Катлинской)

Сочетаемость слов. Новый, красивый, удобный, школьный пенал; пенал ученика.

Загадки

В ранце я всегда лежал,

Букву как-то потерял…

Если руки с мылом мыли,

То меня с водою смыли. (Пенал – пена.)

Портфель у меня

Не велик и не мал:

Лежат в нем задачник,

Букварь и… (пенал).

Литературные примеры

Сначала в пенале лежали только перья (причем не стальные, а гу-

синые). Потом туда стали класть и другие предметы для письма и ри-

сования. (Г.А. Юрмин)

* * *

Семь ночей и дней в неделе.

Семь вещей у нас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И пенал, и карандаш,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно,

И букварь – приятель наш.

(С.Я. Маршак)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Современные формы, методы и приёмы работы с родителями в практике учителя начальных классов"

Старый школьный афоризм гласит: "Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями". Мне захотелось поделиться своими паработками в этой области....

Работа над словами с непроверяемыми написаниями.

Цели: раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова; добиваться от детей правильного произношения и написания слов; развивать навыки работы со словом и умения употреблять их в устной и письменной ...

Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием.

Данный способ даёт больше эффекта при запоминании словарных слов, разнообразие, делает урок более интересным и привлекательным. Мнемонические приёмы, загадки, шуточные вопросы, кроссворды, шарады, реб...

Размышляя о главном...Выбор методов и приёмов работы на уроке истории.

Немного об эффективных методах и приёмах работы на уроке истории...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ПЯТОМ КЛАССЕ по ФГОС

Изучение уровня готовности,система учителя по отработке навыка выполнения домашнего задания...

ВИДЫ РАБОТ НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ

В третьем и четвёртом классах словарные слова можно изучать по темам: "Птицы", "Животные", "Огород", "Сад", "Лес", "Поле", "Машины"...

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка...