Система работы над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка
план-конспект по русскому языку

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями

на уроках русского языка в начальной школе.

   «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал  известный российский ученый - методист  А. В. Текучев.

  В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности. От того, насколько полно будут сформированы эти навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

  К сожалению, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин такого положения – недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написаниям, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу, и мало научных, обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.

Этапы работы над словами с непроверяемыми написаниями:

  1. Первичное восприятие слова или группы слов.
  2. Закрепление правописания слова или группы слов.
  3. Контроль и учет полученных знаний.

При первичном восприятии слова или группы слов учитель работает по следующему плану:

  1. Орфоэпическое чтение детьми вслух предложенного слова – работа над слуховым образом слова.
  2. Краткий орфографический обзор : обозначение ударения, деление слова на слоги, объяснение написания проверяемых орфограмм.
  3. Запоминание слов с опорой на главный тип памяти.
  4. Запись слова под диктовку.
  5. Орфографический самоконтроль (проверка по образцу с обязательным орфоэпическим проговариванием)
  6. Запись словосочетания, предложения или текста с изученным словом или словами.

      При таком порядке работы учащиеся пассивно знакомятся с новым словом, что снижает эффективность его восприятия. Практика показывает, что правильнее поступать иначе.

Работу над  словом с непроверяемым написанием строю по следующей модели:

1. Предъявление слова  (по методике Г.А.Бакулиной)

2. Постановка орфографической задачи

3. Фиксация поставленной орфографической задачи

4. Решение орфографической задачи

5. Запоминание слова с опорой на  главный тип памяти

6. Работа над лексическим значением слова

7. Закрепление правописания слов

8. Контроль  

1. Предъявление слова.  

   На первом этапе  школьники самостоятельно определяют новое словарное слово. Эта деятельность осуществляется с помощью упражнений, выполнение которых направлено на одновременное развитие важнейших интеллектуальных качеств ребенка, интенсификацию речемыслительного процесса и значительное увеличение его в роли представляемого слова.    

Использование этих приёмов позволяет не только заинтересовать ученика, но и обеспечивает увеличение объема и сосредоточенности внимания, его оптимальное распределение, развитие аналитико-синтетическое мышление и оперативной памяти, систематическая работа символами, кодами, шифрами позволяет формировать абстрактное мышление учащихся.  

2. Постановка орфографической задачи.    

     Это очень важный этап, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Как, известно, дети лучше запоминают то, что они нашли сами. Если учащиеся умеют определять «опасное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.  

3.Фиксация поставленной орфографической  задачи.   

После того как дети определяют ударный и безударный слог, они записывают слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали «опасное» место пропуском буквы – так называемым «окошком». Специфическая форма записи слова с пропуском «опасного» места – это способ, предлагаемый для фиксации поставленной орфографической задачи.  

4.Решение орфографической задачи.    

На этом этапе ученикам необходимо вставить в «окошко» искомую букву. Для этого мы используем следующие приемы:

1. Обращение к орфографическому словарю. Этот прием способствует  накоплению опыта работы со словарем, формирует умение решать орфографическую задачу самостоятельно.

2. Использование элементов этимологического анализа. Этимология  позволяет увидеть основу слова,   в этом случае к моторной и зрительной памяти подключается ассоциативное мышление и память, что делает запоминание более осмысленным. При знакомстве с происхождением слова происходит расширение границ познания, осуществляется  связь между русским языком и историей, знакомство с бытом разных народов, что приводит к повышению интереса к учебе и языку.  

5.Запоминание слова с опорой на  главный тип памяти.    

   Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс  восприятия различных анализаторов. Поэтому очень важно в процессе обучения детей орфографии не забывать о развитии различных типов памяти у обучащихся, с одной стороны, и максимально способствовать облегчению формирования орфографического навыка через наиболее развитый тип памяти - с другой».

 Запоминанию слов  способствует привлечение мнемонических приемов. К мнемонимическим приёмам можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.  

6.Работа над лексическим значением слова.  

  Ознакомление с лексическим значением слова  осуществляю частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом.

Лексико-семантическая работа в начальных классах должна  широко применяться, так как она способствует развитию у детей лексико-семантического взгляда на слово, обогащает речь детей, вызывает у школьников познавательный интерес к русскому языку, формирует орфографическую зоркость и помогает запомнить правописание  « словарных слов».  

7.Закрепление правописания слов.  

    В учебниках русского языка Бунеевых по программе «Школа 2100»  очень хорошо раскрыта работа над словами как с непроверяемыми написаниями, так и вообще с трудными, но часто встречающимися в жизни, словами. Эти слова оформлены в рубрики «Готовься к словарным диктантам» и записаны на страницах учебника. Наиболее трудным, в понимании, словам дается объяснение из толкового словаря. Новые термины включены в упражнения, в задания к упражнениям, очень богатый занимательный материал. Детям легче усваивать такие группы слов, т. к. они в течение недели работают над ними в разных вариантах.

Эти задания развивают у детей логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, языковую интуицию, связную и аргументированную речь. Способствуют закреплению правописания слова.

  При  организации  работы  необходимо  помнить, что  для  перевода  информации  о  написании  слов  из  кратковременной  памяти  в  долговременную  необходимо  обеспечить, во-первых, не  менее  четырёх  повторных  восприятий  в  течение  1 – 2  недель; во-вторых, переработку  информации  на  базе  имеющихся  знаний, то  есть  включение  изучаемых  слов  в  новые  системные (речевые  и  языковые)  отношения.

8.Значение  и  необходимость  последнего, третьего  этапа  видно  из его  названия – «Контроль  и  учёт  знаний  детей».

Формой контроля сформированности умений писать являются диктанты. Использую следующие виды словарных диктантов:  традиционный, лексический, синонимический, орфоэпический,  этимологический.  

  За время моей работы с использованием данных методов и приемов у детей значительно увеличилось качество правильных написаний словарных слов, дети с интересом знакомятся с новыми словарными словами, не боятся словарных диктантов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

Некоторые элементы системы работы по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка

В статье представлены некоторые элементы обновления  стратегии обучения для успешного формирования у учащихся универсальных учебных действий, что способствует не только  саморазвитию и самос...

Система работы по подготовке к сжатому изложению на уроках русского языка в 9 классе

Работа по развитию связной речи учащихся имеет огромное значение и осуществляется непрерывно в рамках уроков русского языка. Она направлена на достижение важнейших целей обучения русскому языку. Спосо...

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...

Система работы по теме: "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, образованный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям, поэтому актуальность ...