Система работы по теме: "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Рябчикова Ольга Васильевна

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, образованный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям, поэтому актуальность моей работы состоит в том, что  в настоящее время всё интенсивнее стало развиваться  понятие «функциональная грамотность».  Кроме элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты, умения строить рассуждения и осуществлять простейшие математические  действия необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для успешной адаптации в социуме, для профессионального карьерного роста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_chit_gr.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы  по теме: «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка»

Задача для 5 класса

СКАЗКИ ИЗ ЧЕРНИЛЬНИЦЫ

Формат текста: сплошной.

  • Скажи, дедушка, – как-то спросил Сережа, – откуда ты сказки берешь?
  • Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
  • А как ты их оттуда достаешь, дедушка?
  • Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком.
  • Как рыбу удочкой?
  • Да нет, мой маленький, так сказку не выудишь, – говорит дедушка.
  • Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом – крючки. А потом – буквы. А потом – слова. А потом и сказка может зацепиться.

Поступил Сережа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Сережа, а сказка не зацепляется.

– Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?

– Не горюй, Сергей! – утешает дед. – Придет время – не только сказку, а, может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнешь, тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее...

Не все тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал

  • другим пересказал.

Коды

Задания

1.2

Ответьте на вопросы:

2.3

Как вы понимаете значение слова «притча»?

2.1

Восстановите последовательность событий в тексте: Дедушка дает Сереже урок по добыванию сказок.

Сережа пересказывает людям дедову притчу. Сережа пробует добывать сказки.

Сережа интересуется у дедушки, как добывать сказки. Сережа поступил в школу и научился писать

2.8

Как бы вы в двух предложениях пересказали дедову притчу другим людям

2.6

Если бы Евгений Пермяк писал свой текст в XXI веке, какими бы синонимами можно было заменить слова «перо» и «чернильница»?

2.2

Какова основная мысль текста?

3.6

Выберите, какая из русских пословиц отражает основную мысль текста:

  • Не пером пишут, а умом;
  • Перо сохи легче. Грамотей не пахарь (не работник);
  • Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать.

Обоснуйте свой выбор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ООО"

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ОООИз опыта работыучителя русского языка и литературы филиала МБОУ Пеклинской СОШРябчинской СОШАв...

Статья на тему: «Формирование навыка читательской грамотности на уроках английского языка в основной школе»

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникат...

Презентация на тему: " Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное   дело.К.Д.УшинскийПриём формирования читательской грамотности«Письмо с пробелами»...

Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка» (дидактический материал для обучающихся)

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка» (дидактический материал для обучающихся)...

Опыт работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка с осуществлением/ на основе применения личностно-ориентированного подхода»

Мною выстроена системная работа, в результате которой развитие коммуникативных навыков осуществляется через общую коммуникативную направленность урочного взаимодействия с осуществлением во внеурочной ...