Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Цель программы:

-развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

 

         Содержание программы.

        1.Устная и письменная речь. Выдающиеся  лингвисты

        2.Словообразование.

        3.Лексика.

        4.Синтаксис. Словосочетание и предложение.

       5.Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

       6.Правописание. Орфография и пунктуация.

       7.Повторение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_vneurochnaya_deyatelnost_7_klass.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель:

-развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

особенности ударения в русском языке;

основные правила орфоэпии;

основные способы образования слов;

основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

правила русской орфографии;

морфологические признаки частей речи;

нормы употребления в речи языковых единиц;

виды словосочетаний;

виды предложений;

основные группы пунктуационных правил;

признаки текста.

Уметь:

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся 5-6 классов  познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел  обучения  для обучающихся 7-9 классов  заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Формы проведения занятий

•        лекции;

•        практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

•        анализ и просмотр текстов;

•        самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

•        игровая;

•        теоретическая;

•        практическая.

Основные методы и технологии

•        технология  разноуровневого обучения;

•        развивающее обучение;

•        технология  обучения в сотрудничестве;

•        коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств  школьника

Планируемые результаты.

Личностные результаты

•        эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

•        эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

•        чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

•        любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

•        интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

•        интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

•        интерес к изучению языка;

•        осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

•        самостоятельно формулировать тему и цели урока;

•        составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

•        работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

•        в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

•        перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

•        пользоваться словарями, справочниками;

•        осуществлять анализ и синтез;

•        устанавливать причинно-следственные связи;

•        строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

•        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

•        высказывать и обосновывать свою точку зрения;

•        слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

•        задавать вопросы

                               Содержание программы.

        1.Устная и письменная речь. Выдающиеся  лингвисты

        2.Словообразование.

        3.Лексика.

        4.Синтаксис. Словосочетание и предложение.

       5.Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

       6.Правописание. Орфография и пунктуация.

       7.Повторение.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны уметь:

- использовать речевые средства в зависимости от цели, ситуации и условий общения;

-иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах.

-составлять словообразовательные пары, цепочки слов, характеризовать словообразовательные гнезда.

-осуществлять устный и письменный анализ.

-распознавать наречия разных разрядов;

- различать слова категории состояния и наречия.

-различать грамматические омонимы;

-различать предлог, частицу, союз;

-уметь проводить морфологический анализ.

Освоить алгоритм правописания не и ни с разными частями речи и уметь использовать их на практике;

- освоить правила слитного и раздельного  правописания  служебных частей речи.

                                     

             

Кол-во часов

        Раздел

     Тема

Дата 7а

Дата7б

 Ожидаемые результаты

5 ч.

   Раздел 1

Устная и письменная речь.

Выдающиеся  лингвисты

 1.Виды пересказов.

 2.Письмо.

3. Спор – один из жанров разговорного языка. Его особенности.

 4.  Выдающиеся  лингвисты.

5. Практическая работа.

 Умение использовать речевые средства в зависимости от цели, ситуации и условий общения;

-иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах.

8 ч.

 

    Раздел 2

Словообразование

1-2. Типичные способы образования слов.

3. Сращение.

4. Переход слов из одной части речи в другую.

5-6. Словообразовательное гнездо.

7-8. Практическая работа.

Уметь составлять словообразовательные пары, цепочки слов, характеризовать словообразовательные гнезда.

Осуществлять устный и письменный анализ.

10 ч.

 

      Раздел 3

Лексика.

1-2.Лексика русского языка.

3. Основные средства выразительности  лексики и фразеологии.

4. Исконная и заимствованная лексика.

5. Старославянизмы.

6. Историзмы и архаизмы.

7. Неологизмы.

8.Лексический разбор слов.

9. Лексические  словари .

10. Практическая работа.

Уметь определять лексическое значение слова и его грамматические признаки;

- уметь пользоваться  схемой лексического разбора слова.

- умение пользоваться лексическими словарями.

13 ч.

         Раздел 4

     

 Синтаксис. Словосочетание и предложение.

1. Основные единицы синтаксиса.

2.Виды связи слов в словосочетании.

3-4. Анализ простого предложения.

5. Причастный оборот.

6. Деепричастный оборот.

7. Однородные члены предложения.

8. Обращение и вводные слова.

9. Тире между подлежащим и сказуемым.

10. Элементы интонации в предложении

11 Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.

12-13. Практическая работа.

-овладеть  основными понятиями синтаксиса;

-группировать и моделировать словосочетание;

- распознавать главные члены предложения и способы их выражения;

10 ч.

         Раздел 5

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

1-2. Разряды наречий.

3. Степени сравнения наречий.

 4. Категория состояния.

 5. Грамматические омонимы.

 6-7-8. Служебные части речи.

9-10. Практическая работа.

-распознавать наречия разных разрядов;

- различать слова категории состояния и наречия;

-различать грамматические омонимы;

-различать предлог, частицу, союз;

-уметь проводить морфологический анализ.

8 ч.

        Раздел 6

   Правописание. Орфография и пунктуация.

1.Дружба не и ни с разными частями речи.

2. Правописание предлогов.

3. Правописание союзов.

4. Правописание частиц.

5-6. Правила пунктуации.

7-8. Практическая работа.

Освоить алгоритм правописания не и ни с разными частями речи и уметь использовать их на практике;

- освоить правила слитного и раздельного  правописания  служебных частей речи.

10 ч.

         Раздел 7

Повторение.

1. Разделы лингвистики.

2. Фонетика.

3. Морфемика. Способы словообразования.

4. Лексика и фразеология.

5. Морфология. Самостоятельные части речи.

6.Наречие и слова категории состояния.

7. Правописание наречий.

8. Служебные части речи как средство связи.

9. Синтаксис.

10. Аукцион знаний.

Умение использовать полученные знания при решении лингвистических задач.

Список  литературы:

1.Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений.5-9 кл. Под ред. Е.Я.Шмелёвой. М.: « Вентана-Граф»2013г

2. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл.М.: Просвещение, 2009 г.

3.Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии.: Азбука-классика, 2005 г.

4.Откупщиков Ю.В.К истокам  слова. Азбука-классика, 2005г.

5.Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.

М. :МИРОС-МАИК, 2000 г.

6.Панов М.В. Занимательная орфография.М.: Просвещение 2010 г.

8. Гузее В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2007. № 7.

10.Российский образовательный портал  //www.school.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса "Мастерская владения речью"...

программа внеурочной деятельности по русскому языку, 5 класс

Программа внеурочной деятельности «Весёлая грамматика" для 5 класса1 час  в неделю, всего 17 часов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки русского языка", 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Загадки русского языка». Основное общее образование, 5 класс. Направление: общеинтеллектуальное....

рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс

Программа предназначена для расширения изучения русского языка шестиклассниками...