Подготовка к ЕГЭ. Изобразительно-выразительные средства языка.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Таблица "Изобразительно-выразительные средства языка" поможет учащимся систематизировать знания при подготовке к заданию 25 ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_25._izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva_yazyka.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 25

Изобразительно-выразительные средства языка

Название средства

Определение

Пример

ТРОПЫ

Троп – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении с целью усиления образности языка. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам в каком-либо отношении близкими.

1

Аллегория

- это иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа.

В баснях и сказках носителями свойств человека выступают животные, явления природы: хитрость показывается в образе лисы, упрямство – в образе осла и т.д.

Аллегорический смысл может получать иносказательное выражение: «пришла осень»  может означать «наступила старость»

2

Гипербола

- это образное выражение, содержащее преувеличение размера, силы, значения и т.п.

Дрожало небо от грозной песни.

В сто сорок солнц закат пылал.

3

Ирония

- это скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному.

Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую (говорится о полицмейстере-взяточнике). 

4

Каламбур

- это игра слов, шутка, основанная на многозначности или омонимии. В каламбуре одно и то же слово или выражение употребляется сразу в двух значениях - в прямом и переносном.

Любопытная, ветреная Форточка выглянула во двор: «Интересно, по ком это сохнет Простыня

Чайник кипел от возмущения.

5

Литота

- это образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления (преуменьшение).

Мальчик с пальчик, Мужичок с ноготок.

Маковой росинки во рту не было.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

6

Метафора/

развёрнутая метафора

- это вид иносказания, слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений, скрытое сравнение.

- перенос понятий в развернутой метафоре осуществляется на протяжении достаточно большого фрагмента фразы или даже всего текста.

По форме: Колесом за сини горы солнце красное скатилось. (Солнце подобно колесу)

По цвету: Горит восток зарею новой.

По сходству действий: Над садами высоко и медленно плавал коршун.

Развернутая метафора: Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту. (Сравнение построено на различных ассоциациях: войска страниц, строчечный фронт)

7

Метонимия

- это  вид тропа, состоящий в перенесении свойств предмета на сам предмет, при помощи которого эти свойства обнаруживаются; установление связи по смежности.

Я три тарелки съел (три тарелки ухи).

Читать Толстого (произведения Толстого).

Всё поле охнуло (люди, бывшие на поле).

И гордый внук славян (все русские люди).

8

Оксюморон

- это сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).

Живой труп, грустная радость, звонкая тишина, обыкновенное чудо, убогая роскошь наряда.

9

Олицетворение

- это разновидность метафоры, перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил

Вот опять вдруг зарыдали
Разливные
бубенцы.

10

Перифраз (перифраза)

- это  оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков.

Царь зверей (лев)  

Автор «Героя нашего времени» (Лермонтов)                                                                  Унылая пора, очей очарованье (осень)

11

Синекдоха

- это разновидность метонимии, которая состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого.

Пуще всего береги копейку (вместо «деньги»).

Где бодрый серп гулял и падал колос… (единственное число вместо множественного).

12

Сравнение

- это троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов.

Ее любовь к сыну была подобна безумию.

13

Эпитет

- это образное определение предмета или действия.

А волны моря с печальным рёвом о камень бились.

В атаку стальными рядами мы поступью твердой идем.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Лексические средства – это слова с осложненным значением.

1

Антонимы/

контекстные антонимы

-  это слова одной и той же части речи, противоположные по значению.

- это слова одной и той же части речи, противоположные  по смыслу только в данном контексте.

рано - поздно,  плакать - смеяться

Для вас века, для нас единый час.

Всю желчь я буду сбывать в этот дневник. На устах останется только мёд.

2

Диалектизмы

- это слова, употребляемые жителями определённой местности.

Векша (белка), гутарить (разговаривать), мшара (болото).

3

Заимствованные слова

- слова, пришедшие в русский язык из других языков. 

грамота, парус, этика, фонарь (из греч.);

вахта, штраф, ландшафт (из нем.);

вуаль, жалюзи, монпансье (из франц.);

матч, скотч, спортсмен (из англ.).

4

Индивидуально-авторские слова

-  это слова, созданные поэтами, писателями, публицистами для более точной и экспрессивной передачи авторской мысли.

Девочкой была огромноглазою (Евтушенко), широкошумные дубровы (Пушкин), в тяжелозмейных волосах (Блок).

5

Книжная лексика

-  это слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике.

Гипотетический, констатировать, эрудиция, генезис.

6

Неологизмы

-  это слова  или словосочетания, недавно появившиеся в языке.

Апгрейд, блог, имидж, постер.

7

Омонимы

-  это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию.

Планировать (плавно снижаться) — планировать (составлять планы); заставлять (принуждать) — заставлять (загораживать).

8

Просторечные слова

-  это слова, выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок.

Башка (голова),                                                                        муторный (неприятный),

трепач (человек, который много говорит попусту или лжёт).

9

Профессионализмы

-  это слова, употребляемые в разговорной речи людей, объединённых какой-либо профессией, специальностью, не являющиеся официально признанными наименованиями специальных понятий.

Окно - свободное время между уроками в речи учителя, баранка – руль в речи шофера, склянка – полчаса в речи моряков.

10

Разговорная лексика

-  это слова, употребляемые в повседневной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи. 

Газировка (газированная вода),

белобрысый (человек с очень светлыми волосами),

огорошил (внезапно удивил).

11

Синонимы/

контекстные синонимы

-  это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению.

-  это слова одной и той же части речи, которые сближаются в данном контексте, т.к.  относятся к одному предмету (признаку).

Бой, битва, сеча, сражение; высокомерный, гордый, надменный, важный, спесивый.

Только кочки и буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.

12

Термины

- это слова, являющиеся официально принятыми наименованиями научных понятий, приборов, инструментов, машин.

Гипотенуза (математика),

экспозиция (литературоведение).

13

Устаревшие слова

- это слова, которые не употребляются в современной речи.

Боярин, десница, алтын, продразвёрстка.

14

Фразеологизмы

- это устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным переносным значением.

Вешать лапшу на уши  (обманывать), попасть в просак  (оказываться в неприятном, неловком, невыгодном для себя положении)

15

Эмоционально окрашенные слова

- слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д.

Кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), космы (растрёпанные, всклокоченные пряди), лодырь (неодобрительное - о бездельнике).

СИНТАКСИЧСЕКИЕ СРЕДСТВА

это смысловые и интонационные особенности словосочетаний и предложений, а также особенности композиционного построения текста, его членения на абзацы, пунктуационного оформления.

1

Анафора

- это повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф.

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством…

2

Антитеза/

противопоставление

- это резкое риторическое противопоставление образов, состояний или понятий.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

3

Вводные слова

-  слово или словосочетание, входящее в состав предложения, но не вступающее с его членами в синтаксическую связь, выражает отношение говорящего к высказыванию, даёт сведение об источнике сообщения или связи с контекстом. 

Вдруг, к нашей радости, на горизонте мы увидели большой корабль.

По правде сказать, я не очень-то смелый.

4

Вопросительные предложения

- это предложения, выражающие вопрос.

Неужели и вправду отзвенели мечи?

5

Вопросно-ответная форма изложения

- это способ построения текста, при котором информация излагается в форме  вопросов и ответов на эти вопросы.

Может быть, он хотел славы? Нет, даже и не думал про это.

Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма - дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится - это задача нас всех.

6

Градация

- это расположение слов, словосочетаний или частей сложного предложения, при котором каждое последующее усиливает или ослабляет значение предыдущего.

Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено.

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

7

Диалог

- это форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми.

- Неужели так и сказала: уходи?
- Да, именно так.
- Я не могу поверить.
- Клянусь! Я тебе передал все слово в слово. Так и сказала: уходи.

8

Инверсия

- это изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение. Не всякий обратный порядок слов является инверсией.  При ее использовании ставится стилистическая задача – повышение экспрессивности речи.

Обеды задавал он отличные.

Изумительный наш народ!

Душа к высокому тянется.

10

Лексический повтор

- это намеренное повторение одного и того же слова либо речевой конструкции для придания экспрессивности.

Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы.

11

Назывные предложения

- это односоставные предложения, состоящие только из подлежащего или из подлежащего с пояснительными словами.

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет.

12

Обращение

- это слово или словосочетание, называющее лицо (реже — предмет), к которому обращена речь.

Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

Тебе, Казбек, о страж Востока, принес я, странник, свой поклон.

13

Однородные члены предложения

- это главные или второстепенные члены предложения, выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию  (относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос).

Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.

14

Односоставные предложения

- это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена.

Темно. Надо уходить. Волшебная ночь. Учите великий и могучий русский язык!

15

Параллелизм

- это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы.

16

Парцелляция

- это намеренное, нарочитое разделение предложения на несколько отдельных частей. 

Кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча, как ты пишешь. Мать. Учитель. Шекспир. Бог. (Мартин Эмис)

Слова отзвучивают и утекают как вода - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа. (Солженицын)

17

Риторический вопрос

- это вопрос, ответ на который не требуется. Риторический вопрос служит для эмоционального утверждения или отрицания того, о чем в нем говорится.

Как не удивляться волшебной силе искусства?

Доколе, счастье, ты венцами

Злодеев будешь украшать?

Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?

18

Риторическое восклицание

- это особо эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора; приём передачи кульминации чувств.

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

О времена, о нравы!

Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!

19

Риторическое обращение

- это условное обращение к предметам и явлениям, которое используется для привлечения внимания к предмету речи.

Русь, куда же несешься ты? Дай ответ.

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

Тише, ораторы, ваше слово, товарищ маузер.

20

Уточняющие члены предложения

- это член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом).

Там, на горизонте, светилась бледно-розовая полоска света.

Он был тщательно, до розового лоска на щеках, выбрит.

Над ним часто посмеивались, и справедливо.

21

Цитирование

- это дословная выдержка из какого-либо текста.

«Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим», - писал Д.С. Лихачев.

22

Эллипсис

- это пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения. Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи.

Мы сёла - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги.

Он к воротам, но из окна послышался голос матери.

23

Эпифора

- это повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Силы даны мне судьбой,

Удача дана мне судьбой,

И неудача - судьбой;

Всё в мире вершится судьбою.

(М. Гаспаров)

ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

1

Аллитерация

- это повторение одних и тех же (или подобных) согласных звуков, похожих на описываемое явление. 

Грохочет эхо по горам,

Как гром, гремящий по громам.

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

2

Ассонанс

- это повтор гласных звуков, чаще всего ударных.

У наших ушки на макушке!
Ч
уть утро осветило пушки
И леса синие верх
ушки -
Франц
узы тут как тут.

3

Звукопись

- это использование звукового состава слов (гласных и согласных звуков) с целью звукоподражания, подчёркивания выразительных возможностей языка.

Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную нивы, волную воды,

Вздохнув, немею…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка к ЕГЭ. Задание В8. Изобразительно-выразительные средства языка.

Презентация поможет учащимся вспомнить изобразительно-выразительные средства языка, потренироваться в определении вида тропов и стилистических фигур....

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Изобразительно-выразительные средства русского языка для подготовки к ЕГЭ и ГИА.

Краткий перечень лексических средств помогут в подготовке к ГИА и ЕГЭ и в умении анализировать художественный текст...

Подготовка к ЕГЭ. Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к заданию В 8

Этот материал поможет  учителям  и учащимся систематизировать знания при подготовке  к заданию В 8 по русскому языку....

Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно- выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О.М.Безымянной «О благодеянии»

Урок рассчитан на 2 часа,  состоит из 2-х частей. Первая часть - работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе: формы работы по выявлению авторской позиции в тексте. Вторая ч...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка" в рамках подготовки к ЕГЭ

Урок комплексного применения знаний.Урок-практикум. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях....

Презентация к тренингу "Изобразительно- выразительные средства языка" (для подготовки к ОГЭ по русскому языку, задание7)

Презентация к тренингу "Изобразительно-выразительные средства языка" (для подготовки к ОГЭ по русскому языку, задание 7)...