Главные вкладки

    Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) по теме:
    Подготовка к ЕГЭ. Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к заданию В 8

    Кузнецова Фарида Фаритовна

    Этот материал поможет  учителям  и учащимся систематизировать знания при подготовке  к заданию В 8 по русскому языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

     В самом задании уже есть подсказка, например: назовите  троп в предложении№_,,, А тропов всего основных 4: метафора - развернутая метафора; эпитет, сравнение, олицетворение(«одушевленная метафора»), а также   гипербола, литота, аллегория, метонимия, синекдоха. Другие средства, которые предложены в КИМе(в задании)- это либо стилистические, либо синтаксические приемы, либо лексические средства. 

    Итак, все приемы делим на четыре группы:1. Тропы; 2. Стилистические средства.3. Синтаксические средства(приемы)4. Лексика - лексические средства. 5. Фонетические возможности. Звуковые средства.

    ЕГЭ. Задание В8. Изобразительно-выразительные средства языка( это и есть тропы, или художественные приемы)

     Изобразительно-выразительными средствами языка называются приемы, при помощи которых воспроизводится в воображении наглядный облик явления, рассчитанный на чувственно-эмоциональное восприятие.

    1. ТРОПЫ  (  Изобразительно-выразительными средствами языка )        

     Тропы ( греч. tropos – оборот ) – употребление слова не в прямом, а в переносном, иносказательном смысле.

     Важнейшие виды тропов:

     Сравнение -  сопоставление явлений и понятий с другими явлениями Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит. Радость ползет улиткой

    Эпитет (греч. epitheton – приложение) – художественное определение. Мармеладное настроение А. Чехов. Отговорила роща золотая Березовым веселым языком.(С. Есенин):

      а ) эпитеты, выраженные существительными ( матушка-Волга, батюшка-Дон, ветер-бродяга );

     б ) эпитеты, выраженные прилагательными ( очи светлые, брови собольи, зелено вино, сыра земля);

      в ) эпитеты, выраженные наречиями:

                                   Ты любишь горестно и трудно.

                                    А сердце женское – шутя А.С.Пушкин  

    Постоянный эпитет- устоявшееся определение героев, образов в фольклоре: горючие слезы, красно солнышко, добрый молодец ,путь –дороженька, лютый враг                      

     Метафора ( греч.metaphora – перенос) – скрытое сравнение, основанное на скрытом уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту( шумит лес, опустел сад,взыгралась непогода) :

     а) олицетворение – речевой оборот, в котором слова, обозначающие свойства и признаки явлений одушевленного мира, применяются в описаниях внешне сходных явлений мира неодушевленного. Иными словами, олицетворение – это приписывание неодушевлённым предметам свойств живых существ:

                                        Над омраченным Петроградом

                                        Дышал ноябрь осенним хладом А.С.Пушкин

      Терек воет, дик и злобен. М.Ю.Лермонтов;

                   Утешится безмолвная печаль… А.С.Пушкин                                                              

    б) развернутая метафора:

                              Но церковь на крутой вершине

                                   Видна меж туч еще поныне,

                                    И у ворот ее стоят

                                 На страже черные граниты,

                           Плащами снежными прикрыты,                        И на груди их, вместо лат                            Льды вековечные горят.  М.Лермонтов

                                                               

     Метафорический эпитет – сочетание функции эпитета и метафоры: туманная юность, золотые сны, седое утро, железная воля, шелковые ресницы, каменное сердце, железная воля (это устоявшиеся фразы, напоминают фразеологизмы по  форме прил+сущ)

     Символ ( греч. symbolon – условный знак) – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления:

                                             Да здравствует солнце, да скроется тьма! А.С.Пушкин

     Здесь солнце – символ разума, счастья и знания.

     Примером развернутого символа может служить стихотворение М.Лермонтова «Парус». Символ – понятее, более глубокое, чем метафора.

     Аллегория  – вид иносказания; отвлеченная идея, понятие, воплощенное в конкретном образе. Или развернутое уподобление, составные части которого складываются в систему намеков, т.е. обозначение конкретных явлений через признаки этих явлений. Так, богиня правосудия Фемида изображалась с весами и завязанными глазами. Весами мерились человеческие грехи, завязанные глаза аллегорически указывали на беспристрастность и объективность богини-судьи. Отсюда пошли такие выражения, как весы правосудия, слепое правосудие. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств выступают животные, предметы, явления природы.

     Метонимия (греч. metonomadzo – переименовывать).

    Это такой прием, при котором замена слов производится не на основе сходства ( как в метафоре), а на основе различных видов связи явлений. Эта связь может быть нескольких видов:

      а ) связь сосуда с его содержимым (выпил два стакана, съел тарелку супа, выкушал бокалов семь);

      б ) связь материала и вещи, сделанной из него (янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе; есть на золоте );

      в ) связь действий и обстоятельств с местом, где они происходили ( ликует буйный Рим; это его Ватерлоо);

      г ) связь вещей с их свойством, назначением или характером ( лукавый кинжал, кровавый урок);

      д ) связь общих понятий с конкретными ( смелость города берет, окровавленное злодейство);

      е ) связь явлений душевного порядка с характерными формами их проявления. (Сравните: грустить, тосковать – вздыхать; подвергать себя из-за своей глупости опасности – точить на себя топор, рубить под собой сук).

     Синекдоха  (особый вид метонимии) – (греч. synecdoche – понимание посредством чего-либо) – замена слов на основании количественных отношений, например, названия большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот.        «Все флаги в гости будут к нам». «Мы всё глядим в Наполеоны».- А.С.Пушкин

    «Все спит – и человек, и зверь, и птица»- Н.Гоголь. « Швед, русский – колет, рубит, режет - А.С.Пушкин»                                                  

       Градация постепенность(Усиление или послабление )– обычно предполагает расположение слов и выражений по принципу их возрастающей силы или убывающей (« Я говорил, убеждал, требовал, приказывал».)              

    Оксиморон (оксюморон) – оборот речи, в котором новое выразительное значение возникает вследствие сочетаний противоположных по смыслу слов (добродушная свирепость, горячий снег, убогая роскошь, живой труп, Мертвые души).

    Перифраз(а)- троп, указывающий на признак (царь зверей –лев; хозяин тайги – тигр, Северная Пальмира, Северная Венеция – все С-Петербург, златоглавая столица – Москва, мать всех городов русских –Киев)

              2.  Стилистические фигуры.

     Стилистические фигуры – постоянные по смыслу и по конструкции выражения, обладающие определенными художественными возможностями.

      анафора, или единоначатие:

                        Клянусь я первым днем творенья,

                        Клянусь его последним днем,

                       Клянусь позором преступленья  

                       И вечной правды торжеством

                                                   М.Ю.Лермонтов;

     эпифора, или концовка, крайне редка в российском стихе, характерна для восточной поэзии:

                  Я наперсницы, кроме души своей, - не нашел,

                 Бескорыстней, чем сердце свое, - не нашел…      

                 И сердечного плена нигде страшней не нашел.                                                                                

    плеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект:

                       Друг мой, друг мой,

                       Я очень и очень болен.

                      Сам не знаю, откуда взялась эта боль… С.Есенин.                                                                  

    градация. Этот прием заключается в том, что повторяется не одно и то же слово, а семантически близкие слова, то есть слова, близкие  по значению, которые, постепенно усиливая друг друга, создают один образ, выражающий обычно последовательно нарастающее или затухающее чувство, мысль, а также воссоздают событие или действие: В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться (Н.В.Гоголь);

                       Сгорели в танках мои товарищи

                        До пепла, до золы, дотла.                                                         (Слуцкий) Швед, русский – колет, рубит, режет - А.С.Пушкин» 

    Оксиморон (оксюморон) – оборот речи, в котором новое выразительное значение возникает вследствие сочетаний противоположных по смыслу слов (добродушная свирепость, горячий снег, убогая роскошь, живой труп, Мертвые души).

    Ирония ( греч.eironeia – притворство) – может принимать вид любого другого тропа. Это такой оборот речи, в котором слова, характеризующие явление, употребляются в целях достижения комического эффекта в противоположном значении ( философ в осьмнадцать лет, А.С.Пушкин.Откуда, умная, бредешь ты голова? И. Крылов.)

     гипербола – художественное преувеличение (пир – на весь мир; редкая птица долетит до середины Днепра, Н.В.Гоголь);

     литота –  стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом преуменьшении, уничижении (мальчик с пальчик; мужичок с ноготок, Некрасов, он не блещет умом).

    алогизм – объединение в качестве однородных членов разного видового значения, имеющее целью создание комического эффекта. ( Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом…на дачу, А.П.Чехов);      

    3. Лексические средства.  Изобразительные возможности лексики.

     а) лексические повторы- намеренное повторение слова для обращения внимания читателя ( Береги копейку, копейка не выдаст, все прошибешь на свете копейкой. Н.В.Гоголь);

    плеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект:

                       Друг мой, друг мой,

                       Я очень и очень болен.

                      Сам не знаю, откуда взялась эта боль… С.Есенин.  

    Фразеологизмы  (крылатые слова)– устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре. Кривить душой, на скорую руку, ни пуха ни пера, Рыцарь без страха и упрека

    синонимы – слова, близкие по значению. Контекстные синонимы именно в контексте являются близкими.

    антитеза – сопоставление противоположных по смыслу и значению явлений. ( Сравните: первый день творенья – последний день, М.Ю.Лермонтов);

    Контекстные антонимы именно в контексте являются противоположными. Вне контекста значение меняется ( Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень – А. Пушкин)

    Оценочная лексика – эмоционально окрашенные слова, содержащие оценку: простофиля, егоза, умниц, голосище.

    Омонимы слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения пассаж в пении птиц, торговля в пассаже

    Паронимы – близкие по звучанию, но различные по значению слова геройский- героический, действенный- действительный

    Просторечия( просторечная лексика, или сниженная, или разговорная) – слова разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью болван, вертихвостка, вихлять.

    Диалектизмы – слова, бытующие в определенной местности. Драники, мшары, Буряки.

    Заимствованные слова  - слова, перенесенные из других языков. Пиар, парламент, консенсус, миллениум.

    Книжная лексика – слова, характерные для письменной речи и имеющие особую стилистическую окраску. Бессмертие, стимул, превалировать

    Жаргонизмы – слова, находящиеся за пределами литературной нормы./Арго/- Голова- арбуз, глобус, тыква…

    Неологизмы – новые слова, возникающие для обозначения новых понятий. Прозаседавшиеся, шопинг, клипмейкер, маркетинг.

    Профессионализмы( специальная лексика) – слова, употребляющиеся людьми одной профессии. Камбуз.

    Термины – специальные понятия в науке, технике…Оптика, кататар.

    Устаревшие слова.(архаизмы)  – слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия. Рачительный – заботливый, утеха – радость, отрок –юноша, око- глаз, выя- шея

    Экспрессивная разговорная лексика – эмоционально окрашенные слова, имеющую несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску. Грязнуля, крикун, бородач.

    Окказионализмы – авторские неологизмы, созданные по необычным моделям Хилософия- М. Горький, стрекозел- В. Маяковский

    Палиндром - слово, фраза, строка, одинаково читающиеся  слева направо и справа налево  (кабак)

    4. Синтаксические средства

    пропуск – форма лаконического, «лозунгового» стиля. Его сила – в краткости, а краткость зависит от того, насколько умело отобраны и оставлены в фразе наиболее полновесные по значению и картинности слова. ( Мы села – в пепел! Града – в прах!   В мечи – серпы и плуги. В.А.Жуковский);

                                                               

        Неполные предложения см. пропуск ( часто в диалоге, лозунге)

    Умолчание, или многоточие – форма, воспроизводящая речь сильно взволнованного человека. Умолчание близко к пропуску:

                     Отец… Мазепа… казнь – с мольбою

                      Здесь, в этом замке мать моя … /Фигура предоставляет слушателю самому догадаться, о чем пойдет речь/.

    риторический вопрос, восклицание,  обращение – для усиления выразительности речи, не требуют ответа:

                       Куда ты скачешь, гордый конь,

                       И где опустишь ты копыта? А.С.Пушкин

    Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Н.В.Гоголь.

    Ряд однородных членов- это группы  однородных членов, которые осложняют структуру предложения. Однородными могут быть любые члены предложения, с помощью которых более содержательно и полно передается смысл  предложения  

    бессоюзие – перечень явлений, действий, событий, когда намеренно опускаются нужные союзы. Эффект быстроты сменяющихся образов, чувств, эмоциональная надрывность, волнение:                                      

                     Мелькают мимо будки, бабы,

                       Мальчишки, лавки, фонари,

                       Дворцы, сады, монастыри,

                      Бухарцы, сани, огороды,

                      Купцы, лачужки, мужики,

                      Аптеки, магазины, моды.

                     Балконы, львы на воротах,

                     И стаи галок на крестах.

                                            А.С.Пушкин

      Многосоюзие (полисиндетон) – специальное введение дополнительных союзов, чтобы придать речи плавность, величавость, иногда – подчеркнуть эпически-спокойную, повествовательную манеру:

                                  И пращ, и стрела, и лукавый кинжал.

                                  Щадят победителя годы…

                                                                            А.С.Пушкин

    Парцелляция – намеренное нарушение границ предложения

    Это была «Волга». Пепельная. С московским номером. (Обычно при парцелляции указывают 2 предложения. Чтобы верно определить этот прием, нужно перечитать предыдущее предложение и последующее).

    Неполные предложения – в которых пропущен член предложения, который мог быть восстановлен из контекста. Впереди еще поворот, за ним ещё.

    Вопросно – ответная форма изложения – Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопрос.

     

     синтаксический параллелизм – образное сопоставление двух сходных явлений, композиционно выраженное в виде параллельно расположенных фраз:

                               Черный ворон в сумраке нежном,

                               Черный бархат на смуглых плечах

                                                                             А.Блок;

                                Травой зарастают могилы-

                                 Давностью зарастает боль.

                                                                        М.Шолохов.

        Отрицательный параллелизм: подчеркнуть совпадение основных признаков сопоставляемых явлений:

                                То не ветер ветку клонит,

                                Не дубравушка шуршит,-

                                То мое сердечко стонет,

                                Как осенний лист дрожит.

                                                              С.Стромилов

    Параллелизм служит для сравнения явлений природы с настроением человека.

         Полно, белая березка, над водою бушевать,

    Полно, глупая девчонка, надо мной озоровать – сходная синтаксическая конструкция.                        

    алогизм – объединение в качестве однородных членов разного видового значения, имеющее целью создание комического эффекта. ( Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом…на дачу, А.П.Чехов);      

      инверсия – нарушение стандартного порядка слов, обратный: Белеет парус одинокий

                        Она стройна, ее движенья

                        То лебедя пустынных вод

                        Напоминают плавный ход,

                        То лани быстрое стремленье.  А.С.Пушкин.

    Курсив – выделенное слово, ключевое

    Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения Мужики – за топоры. Мы сёла – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. В.Жуковский

    !!!

    5.Звуковые средства выразительности. Фонетические средства ( Встречается редко)

    Аллитерация- прием усиления изобразительности путем повторения согласных звуков Подобна лилии крылатой,/ Колеблясь, входит Лала –Рук

    Ассонанс- прием усиления изобразительности путем повторения гласных звуков. Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен…А.Пушкин

    Звукопись- прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. Соловей: «То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался»И.Крылов

    Звукоподражание -  подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. Когда гремел мазурки гром …А.Пушкин

    • Некоторые приемы могут быть  в стилистике  и тропах, или в синтаксисе и стилистике – надо быть внимательным и различать: переносное значение (образное) – это тропы; если строение самого предложения, его построение – это синтаксис. А если произвести на читателя эффект, выделить особенность фразы как ключ к проблеме текста – это стилистика.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проверочная работа по русскому языку. Уровень подготовки к ГИА в 8-ом классе

    Материалы проверочной работы позволят учителю оценить уровень грамотности ученика по темам, изучаемым  в курсе русского языка в 8-ом классе....

    Таблица к заданию В-8 ЕГЭ по русскому языку

    Таблица включает справочный материал с примерами по заданию В-8....

    Справочный материал при подготовке к заданию В 8 (ЕГЭ по русскому языку)

    Справочное пособие по средствам выразительности (В8). Позволяет организовать подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Есть проверочные задания и ключи....

    Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

    Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

    открытый урок "Изобразительно-выразительные средства языка"(Подготовка к ГИА)

    Систематизация знаний о изобразительно-выразительных средствах языка,отработка задания А3,подготовка обучающихся к экзамену....

    "Изобразительно-выразительные средства языка" (подготовка к ЕГЭ)

    Материал урока включает разные виды упражнений по отработке тестового задания №24 (часть 1)...

    Готовимся К ЕГЭ по литературе. Материалы для подготовки к выполнению заданий 8, 9, 17. 1 часть

    Представлены материалы для подготовки по следующим произведениям:«Слово о полку Игореве», А.С.Грибоедов  «Горе от ума», А.С.Пушкин «Дубровский», М.Ю.Лермонтов  «Герой нашего в...