Конспект урока "Правописание суффиксов – ек -, - ик –".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Романова Оксана Владимировна

Цель урока:  формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, - ик -;

Задачи урока:

−  организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-_1.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:


Предмет:    
Русский язык

Тема урока:   Правописание суффиксов – ек -, - ик –

Учитель: Романова Оксана Владимировна

Цель урока:  формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, - ик -;

Задачи урока:

−  организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: познакомиться с образованием существительных с помощью суффиксов –ЕК,-ИК, формировать умение владеть способом действия при выборе суффиксов –ЕК, -ИК;

метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Оборудование: презентация к уроку, видеофрагмент, раздаточный материал (приложение 1)

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с правилом написания гласных в суффиксах существительных

-ек и –ик;

- научить правильно писать гласные в суффиксах -ек и –ик;

- научить применять на письме алгоритм написания суффиксов;

Развивающие:

- развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;

- продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

- развивать орфографическую зоркость;

Воспитательные:

- воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;

- формирование целостного мировоззрения;

- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению,

Тип урока: изучение нового материала.

Формирование ключевых компетенций:

- ценностно-смысловых (выбирать целевые и смысловые установки для своих действий);

- коммуникативных (владеть литературным языком);

-учебно-познавательных (добывать знания на основе наблюдений, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу);

Методы обучения: изложение нового материала, дедуктивные, практическая работа.

Формы организации обучения: фронтальная, самостоятельная, групповая, индивидуальная.

Планируемый результат:

А) учащиеся должны узнать:

- правило правописания гласных в суффиксах существительных -ек и –ик;

- алгоритм написания суффиксов;

Б) учащиеся должны уметь:

- применять на письме алгоритм написания суффиксов существительных –ек-,-ик-;

- уметь самостоятельно воспроизводить полученные знания на практике.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», учебник

Ход урока.

  1. Мотивация. Приветствие учителя.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2.Лингвистическая разминка. Укажи верное утверждение. 

Цель: проверка и закрепление знания по теме «Имя существительное».

 («Верно» -  +, «неверно» - -)

1. Имя существительное  - часть речи, которая обозначает действие предмета (-) /обозначает предмет/

2. Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (+)

3. Имена существительные изменяются по родам. (-) /имеет грамматические признаки: склонение, род, число, падеж…/

4. Имя существительное – служебная часть речи (-) /самостоятельная часть речи; самостоятельные слова являются членами предложения, включают слова, называющие предметы, признаки и действия, к ним можно поставить вопрос/

5. Имена существительные изменяются по падежам (+) /и числам/

3.Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с суффиксами имен существительных, и нам предстоит встретиться с милыми и ласковыми братьями – суффиксами. Их имена пусть пока останутся в секрете. А мы вспомним наших старых знакомых – суффиксы –чик, -щик.

- Что такое суффикс? /значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса, обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм, суффикс не является обязательной частью слова/

ПОСЛЕ БУКВ Т-Д, С-З, Ж = ЧИК

ОСТАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ = ЩИК

4.Актуализация субъективного опыта.

- открываем тетради, записываем число и классная работа, пропускаем строчку для темы, ее мы запишем позже

Задание: исправь деформированное предложение (записать в тетрадь).

Вечер, каждый, фонарщиком, наблюдал, за, золотистые, мальчик, зажигал, на улицах, он, умело, фонарики.

Каждый вечер мальчик наблюдал за фонарщиком, он умело зажигал на улицах золотистые фонарики.

4. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.

- найдите однокоренные слова (фонарщик, фонарики), выделите в них корень и суффикс;

- в каком слове суффикс нам уже хорошо знаком (фонарщик)

А в слове ФОНАРИКИ какой суффикс?

- в каких словах можем встретить такой же суффикс –ИК, который обладает уменьшительно-ласкательным значением? /домик, ключик, фонарик, дворик/ 

- назовите способ образования таких слов? /суффиксальный/

- а какой суффикс, созвучный с суффиксом -ик существует в русском языке? /ек/

- Достаточно ли у Вас знаний, чтобы решить, когда пишется ЕК, а когда ИК?

- Как Вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ЕК, -ИК.

- Цель урока? /ознакомление с правилом написания гласных в суффиксах существительных  -ек- и –ик-/ или /формирование умения правильно писать суффиксы – ек -, - ик -/

- Задачи урока? А что нам нужно узнать на уроке? Чему научиться, или все и так ясно и понятно? А как Вы думаете, зачем нам знать правописание этих суффиксов?

Знать

Уметь

Научиться

(чтобы быть грамотным, писать без ошибок). Да, Вы правы, ребята, грамотность важна.

Жили ключик и замочек,

Домик сторожили.

Но без ключика (Р.п.) замочка (Р.п.)

Вы бы не открыли.

В словах «ключик, замочек» пишется суффиксы –ек, -ик. Как узнать, какой суффикс нужно писать?

Решить орфографическую задачу нам поможет интересная история, в которой содержится подсказка.

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ик- был прилежным учеником, а его друг, суффикс –ек-, был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс –тель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе –ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом –ек-, гласная е всегда выпадает, становится беглой. Вот посмотрите: замочек-замочка, платочек-платочка.

- Кто догадался, как узнать, когда в суффиксах –ек-, -ик- пишется е, а когда и?

- Сформулируем правило…

5. Работа с учебником.  Самостоятельно прочитать материал, обсудить в паре прочитанное

- Мы сделали свой вывод, сравним его с правилом в учебнике. (стр. 252)

- Какое открытие Вы для себя сделали? (еще раз повторяем)

6.Составление алгоритма. Цель: развитие умения учащихся аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности.

- Ребята, как вы думаете, это правило как-то может вам пригодиться в жизни?

- Предлагаю заглянуть в сказку, где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Давайте посмотрим и узнаем, как же он справился с этой задачей.

- Какой первый шаг нужно сделать? (поставить слово в родительном падеже ед.ч., или в именительном мн.ч. ).

- Следующий шаг? (если гласная не выпадает, пишу –ик, если выпадает - -ек )..

Запись в тетради: Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-

1 шаг. Измени форму слова (Р.п.)

2 шаг. Определи, «не убегает ли» гласный

Да                                                                       Нет

пиши -ЕК-                                                    пиши -ИК-

Физкультминутка. Все встали. Ноги на ширине плеч. Слушаем слова. Если слово пишется с –ИК- садитесь, если с –ЕК-, поднимаетесь и делаете хлопок над головой.

Овражек, человечек, костюмчик, веничек, ножичек, ключик, фонтанчик, кулёчек, замочек, зайчик.

7.Первичная проверка понимания. Задание : распределительный диктант (распределить слова в два столбика : с гласной –е и –и в суффиксе существительных –ек, -ик; объясни свои действия.

Горошек, годик, гаражик, глазик, волосик, вопросик, бантик, подарочек, дождик, ежик, желточек, мячик, нолик.

Составьте 2-3 предложения с данными словами. /зачитать/

8.Первичное закрепление. Работа в парах, РТ упр.196, стр. 73–  устная взаимопроверка

9. Работа с текстом 

Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.

- Докажите, что это текст (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)

- Как можно озаглавить текст? (После дождя)

- Выполняем выборочный диктант (самостоятельная работа): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).

10. Анализ. Тестовое задание

  1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к
  2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к
  3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к
  4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к
  5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к
  6. В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к
  7. В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек
  8. В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик
  9. В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник
  10. В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик

Ответы:

№задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

1

4

2

2

4

4

1

3

3

11. Итог занятий. Цель: формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.

- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?

- Смогли мы её достичь?

- Так от чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек, –ик?

Рефлексия. Приём «Микрофон»

- я узнал(а)…

- Мне было трудно…

- мне было интересно…

- я доволен своей работой на уроке…

12. Оценивание.

Интерактивный опрос.

  1. Я знаю правило правописания (да, нет, сомневаюсь)
  2. 2. Я умею проверять, подбирать проверочные слова на изученное правило правописания суффиксов -ек-, -ик-

3. Я могу записывать слова, пользуясь правилом правописания суффиксов -ек-, -ик-

4.Мне было легко. Мне было трудно. Мне все равно.

5.Как ты считаешь, какую оценку ты заслужил сегодня? (3, 4,5)

6. Ваше настроение: смайлик.

(на столе лежат замочки и ключики. Если вы открыли для себя новое правило, возьмите ключик. Если остались ещё вопросы, не до конца разобрались, то возьмите замочек)

Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание слов с суффиксами –ек,-ик.

13. Домашнее задание.

- Параграф 90, упр. 711;

- РТ №199;

- составить рассказ на тему «Зоопарк».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 7 классе"Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных" с ЭОР.

Урок - введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР (электронно-образовательных ресурсов)  пробуждает интерес к изучаемому предмету, способствует во...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

План-конспект урока "Суффикс, его назначение в слове"

Урок закрепления и применения новых знаний на практике с использованием технологии деятельностного метода....

Конспект урока "Суффиксы -чик, -щик".

Урок в 5 классе по УМК Рыбченковой...

Конспект урока. Суффиксы деепричастий

Цель: закрепление изученного материала (видеть в предложении деепричастия, выделять суффиксы деепричастий)...

Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"

/Тема : «Суффикс – значимая часть слова» Цели урока: • Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о ...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...