Главные вкладки

    Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Козлова Анна Владимировна

    /Тема : «Суффикс – значимая часть слова» Цели урока: • Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами. • Практические: определить уровень сформированности умений видеть суффиксы в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове. • Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности, развивать самостоятельность мышления через познавательный интерес, самостоятельную деятельность, способствовать воспитанию навыков самообразования.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема : «Суффикс – значимая часть слова»

    Цели урока:

    • Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами.
    • Практические: определить уровень сформированности умений видеть суффиксы в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.
    • Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности, развивать самостоятельность мышления через познавательный интерес, самостоятельную деятельность,  способствовать воспитанию навыков самообразования.

    I. Организационный  этап

    2.Целеполагание: Притча

    Король Грамматики очень любил книжку «Приключения Гулливера». А поскольку он был человек очень занятой и самому побывать в Лилипутии не представлялось возможным, он решил пригласить лилипутов к себе в гости. Они с радостью приняли приглашение и приехали и гости так быстро, что король даже не успел приготовиться к их приезду. А ведь обычный дом для лилипута - целый домище! Но король не растерялся, и в мгновенье ока ДОМ превратился в ДОМИК, СТОЛ - в СТОЛИК, СТУЛ - в СТУЛЬЧИК, КРОВАТЬ - в КРОВАТКУ. Король побежал на кухню. Ужас! Суп для гостей пересолили! Но прежде чем его успели подать к столу, СОЛЕНЫЙ суп стал СОЛОНОВАТЫМ, КИСЛЫЙ сок - чуть-чуть КИСЛОВАТЫМ, и даже старый повар из ЛЫСОГО превратился в ЛЫСОВАТОГО.

    ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: дом ■ домище - домик

    стол - столик стул – стульчик

    кровать - кроватка

    соленый - солоноватый

    кислый - кисловатый лысый -лысоватый

    - Какая часть слова пришла на помощь королю?

    Сформулируйте и запишите тему урока. (Суффиксы и их значения.)

    Какие задачи нам необходимо решить? Чему должны научиться?
    Наши задачи: мы должны понять :

    • Что образуют суффиксы?
    • Какую роль играет суффикс в слове?
    • Почему  суффикс - значимая часть слова.
    • Какие суффиксы называются суффиксами оценки?
    • На какие группы по значению делятся суффиксы?
    • Употребляются ли одинаковые суффиксы для образования разных по значению слов одной и той же части речи?

    3. Этап усвоения нового материала.

    Актуализация знаний

    Синтаксический разбор предложения.

    Ярко светит солнышко.

    Для чего нужен  суффикс? Как изменилось слово солнышко  с помощью суффикса? (Можно изменить лексическое значение слова при помощи такой морфемы).

    Знакомство с материалом учебника 

    (Суффикс занимает место после корня. Это значимая часть слова. Суффикс служит для образования слов с новым лексическим значением, а также для образования однокоренных слов различных частей речи.)

    -Хотим узнать, какие значения бывают у суффиксов? Конечно, хотим.

    Составление таблицы

    СУФФИКСЫ

    ЗНАЧЕНИЯ

    -ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк-

    уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки

    - чик-,-щик-,-ист-,-тель-

    название лица по роду занятий, по профессии

    -оват-,-еват-

    признак предмета

    -ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск-

    название лица по месту жительства

    -ец-

    принадлежность действия лицу

    -ищ-

    увеличительное значение

    -ищ-

    место

    4. Этап первичного закрепления знаний

    ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ

    На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.

    Самостоятельная работа с текстом (результат – заполнение таблицы)

    • 1 группа:

    — Выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват-определите их значение.

    • 2 группа (задания конструктивного уровня):

    — Вспомните и запишите суффиксы со значением “житель какой-либо страны, города, края”. Найдите в тексте слова с подобным значением и выделите суффиксы. (слованец, ошибконосец)

    — Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова? (Разные: название лица по месту жительства и принадлежность действия лицу). 

    • 3 группа (задания творческого уровня):

    — Выпишите слова с суффиксом –ищ-, определите значение (полчища, убежище )

    — Одинаково ли значение этих слов? (Разное: увеличительное значение и место).

    — Вот и заканчивается наш урок.. Достаточно ли мы были внимательны? С этой целью я предлагаю вам выполнить следующие задания.

    • 1 группа:

    Выписать из текста “Тревожные события” словосочетания, включающие слова с суффиксами оценки.

    • 2 группа:

    Придумать и записать 2–3 предложения о том, как дальше развивались события в городе Слованске.  Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.

    5. Этап подведения итогов. Рефлексия

    Итак, сегодня мы говорили о суффиксах, наиболее часто встречающихся в нашей речи.

    А СЕГОДНЯ

    - Что узнали нового?

    - Полезен ли был урок?

    - Что понравилось на уроке?

    - Какие трудности в изучении языка сегодня преодолели?

    - Я сегодня на уроке узнал и научился….

    IY. Домашнее задание:



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Суффикс - значимая часть слова

          Суффикс – значимая часть слова Цели урока:Познавательные:повто...

    Конспект урока в 5 классе "Морфема-наименьшая значимая часть слова" с использованием ИКТ

    Изучение нового материала в 5 классе по теме "Морфема - наименьшая значимая часть слова" с использованием мультимедийной программы СD Программа 1C: «Морфемика. Словообразование» 5-6 класс....

    «МОРФЕМА – значимая часть слова» (5 класс)

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ...

    урок в 5 классе фгос "Морфема-значимая часть слова"

    Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

    Технологическая карта урока-исследования "Заглядываем в сердце слова" (Почему корень-значимая часть слова?)

    Данный урок является первым приповторении темы "Корень слова в 5 классе"...

    Суффикс – значимая часть слова (5 класс)

    Суффикс – значимая часть слова (5 класс)...

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Морфема -наименьшая значимая часть слова"

    В данном конспекте урока много полезного материала, предназначенного учителю русского языка. Здесь собраны задания, которые развивают творческую активность и познавательные интересы учащихся....