Конспект урока в 5 классе "Морфема-наименьшая значимая часть слова" с использованием ИКТ
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Киселева Наталья Владимировна гМосква

Изучение нового материала в 5 классе по теме "Морфема - наименьшая значимая часть слова" с использованием мультимедийной программы СD Программа 1C: «Морфемика. Словообразование» 5-6 класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx726.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

«Морфема – наименьшая значимая часть слова»

 5 «Б» класс.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

- применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Задачи:

- знать понятия: морфемика, морфема, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова;

- определять состав слова, выделять морфемы соответствующими значками, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;

- выстраивать композицию рассуждения;

- выполнять морфемный разбор;

- определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас.

Методы, применяемые на уроке:

Методы подобраны в соответствии с содержанием и направлены на решение задач коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.

Формы организации урока:

- групповые;

- общеклассные;

- индивидуальные.

Оборудование: 

- Проектор

- интерактивная доска,

-  компьютер,

- CD Программа 1C: «Морфемика. Словообразование»

Ход урока.

1.        Оргмомент.

- Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте,  все ли лежит на парте: дневник, пенал, учебник, тетрадь, грамматическая тетрадь, словарик. Записываем число, классная работа.

2.  Словарный диктант «Наоборот»

- Запишите к словам антонимы, обозначьте орфограммы:

1) активный (пассивный)

2) горизонтальный (вертикальный)

3) диалог (монолог)

4) исчезать (появляться)

5) оптимизм (пессимизм)

6) приятный (неприятный)

7) прекрасный (безобразный)

8) рассвет (закат)

9) расставаться (встречаться)

- Обозначьте графически, из каких частей состоят слова рассвет, закат

-Какая часть слова не присутствует в этих словах? (суффикс)

3. Определите тему урока с помощью схемы (схемы спроецированы на доске):

         

- Какие это части слова? (Значимые.)

Запись темы: Морфема – значимая часть слова (спроецировано  на экран)

(учащиеся записываю тему в тетрадь)

4. Повторение изученного:

-Вспомните все, что вы знаете о частях слова. Отвечая, приведите примеры.

- А теперь один ученик у доски, остальные в тетради записываем слова группами и выполняем разбор слов по составу: птицелов, птиц, ловить; на сосне, сосновый; посвистом, свисти.

5. Изучение нового

- Итак, что значит разбор слова по составу?

              (выделение приставки, корня, суффикса, окончания, основы слова).

- Как называется такой разбор?

                   ( морфемный)

- Что же такое морфема?

- Какай раздел языкознания изучает морфему?

Сегодня у нас на уроке присутствуют виртуальные гости: Андрей Иванович, Лиза, Вася и Анфиса. Давайте послушаем, как они ответят на наши вопросы (На экране виртуальный урок : 1С:Русский язык. 5-6 класс. Морфемика. Словообразование).

(Проводится фронтальная работа по каждому фрагменту виртуального урока: прослушали - обсудили.)

- А теперь давайте запишем определения, которые нам сейчас встретились в грамматическую тетрадь:

Морфемика-……

Морфема-…..

- После того, как вы просмотрели фрагмент объяснения Лизы, Васи и Анфисы ( виртуальных гостей) восстановите определения и сравните их с теми, которые вы изучали в начальной школе с данными на экране. ( на экране сначала определения, к ним надо подобрать соответствующие термины  )

4 ученика подходят к экрану и восстанавливают определения.

- Что вы заметили? Определения имеют отличия от тех, которые вводились в начальной школе:

1) вводится термин «Морфема»;

2) к определению основы добавляется, что это значимая часть слова без окончания и формообразующих суффиксов;

3) в определение окончания добавляется – грамматическое значение слова и окончание образует форму слова;

4) в корне – заключено общее лексическое значение однокоренных слов)

- А теперь в грамматическую тетрадь давайте запишем определения и их графические обозначения:

 Приставка- ……

 Корень -……

  Суффикс - ……

  Окончание - …..

  Основа слова -……

- Ответьте на вопрос: Что отличает морфему от звука?

-Морфема – это значимая единица слова.

- Правильно, давайте запишем это определение в грамматическую тетрадь.

- А теперь послушаем объяснение нашего виртуального гостя Андрея Ивановича (просмотр фрагмента виртуального урока).

 - После просмотра фрагмента обратимся к учебнику и выполним упр.№368. Разделите слова на морфемы. Обозначьте морфемы соответствующими знаками. (Учащиеся выполняют упражнение по заданию)

-  А теперь ответьте на вопрос нужно ли знать морфемику?

Продолжение просмотра виртуального урока  №2

- После прослушивания рассказа Андрея Ивановича выполните задание: отметьте и исправьте слова с ошибками

К доске выходит учащийся и отмечает слова с ошибками, подчеркивает их.

Следующий ученик выходит и объясняет, исправляя ошибки в тексте, и графически выделяет орфограммы.

- Сделаем вывод: орфография и морфема тесно связаны между собой:

Запись в грамматическую тетрадь:

В основе русской орфографии лежит морфемный принцип.

6.  Закрепление нового материала. Развитие умений

- А теперь выполняем упражнение из учебника №371:

 1 часть выполняем  коллективно (устанавливаем, что глаголы с одинаковыми приставками создают ощущение движения);

2 часть – самостоятельно с последующей взаимопроверкой по «шагам» задания.

- Творческое списывание, выделение основы и суффикса в словах с уменьшительно-ласкательным значением. Обращаю ваше внимание, что много в тексте имен существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, они помогают передать чувства героя: восхищение, восторг.

                                 ( распечатанные тексты лежат на партах)

7. Подведение итогов.

- Ребята,  давайте теперь подведем итоги: что мы повторили?  Что нового вы узнали?  Для чего нужно уметь разбирать слово по составу, легко находить в слове его части?

                   ( Для развития чувства языка, орфографических умений)

- Найдите ошибку в схемах:

,  ,  

8. Домашнее задание:

Выучить записи из грамматической тетради по теме «Морфема – значимая часть слова»,  упр. 370


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Задачи на части"

Комбинированный урок с презентацией...

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР....

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР

Материал редставляет собой конспект   урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастие как часть речи". С использрванием электронных образовательных ресурсов. Урок является первым урок...

Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".

сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....

Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....

План-конспект урока английского языка по теме "Части тела"

План конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Части тела", учебник Биболетовой М.З....

Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс

Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс...