Эссе " Что изменилось в моей профессиональной деятельности с введением ФГОС"
статья по русскому языку по теме

Снигирева Галина Анатольевна

Данная работа была представлена мною на районный конкурс "Педагог года 2018" и получила высокую оценку жюри.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Киршонская основная общеобразовательная школа»

Педагог года – 2018

Педагог нового стандарта

 

                                                                                       Учитель русского языка и литературы

                                                                                        Снигирева Галина Анатольевна

2017 г.

Что изменилось в моей профессиональной деятельности с введением ФГОС.

             ФГОС – четыре буквы, в которых зашифровано то, что по мнению многих должно изменить качество образования. Вопрос для размышления «Что изменилось в моей профессиональной деятельности с введением ФГОС?» тоже достаточно стандартный. Пиши, что и как требует делать от тебя стандарт и будешь слыть учителем, идущим в ногу со временем. Не говори о новшествах плохо, это будет значить не то, что сама система не вполне готова к новшествам, а то, что это ты не сумел перестроиться.  Стандарты были всегда.  Вопрос только в том, насколько готовы участники образовательного процесса к переменам. Сколько нужно времени, чтоб внимательно изучить документ на 529 листах, привыкнуть к новым словам и понятиям, вникнуть в суть, а самое главное, научиться применять всё на практике и увидеть результат?  Но раз время требует перемен, будем меняться.

И у меня, как и у всех, возник закономерный вопрос: с чего начать?  Как спланировать свою деятельность, чтобы получить нужный результат? Понятно, что, прежде чем приступить к практике, нужно изучить теорию. Этим я и занялась. Знакомство с документами на сайте Министерства науки и образования, прохождение курсов, связанных с ФГОС, обсуждение  информации с коллегами. После этого вопросов, конечно, стало меньше.  Стали понятны приоритеты современного российского образования: не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Таким образом, во главе угла поставлена идея развития личности школьника. Что это значит для учителя? А это значит, что нужно в корне изменить и свою деятельность на уроке и деятельность учащихся, изменить образовательные технологии.

Сказать, что у меня получилось в корне изменить ведение урока, это значит сказать неправду. Да и вообще в процессе подготовки к введению ФГОС возникает немало проблем, что мешает полноценному процессу перехода на новый уровень обучения. Не сказать о них было бы ошибкой.  Я обозначу те, с которыми столкнулась лично.

 Во-первых, составление рабочих программ. Сколько школ – столько и положений о рабочей программе учителя. В интернете огромное их количество, но ни одна не подошла именно мне. То есть единого подхода в этом вопросе нет. Пришлось потратить немало времени на создание программ, состояние которых и сейчас меня не очень удовлетворяет.

Во-вторых, в 5 класс перешло уже третье поколение учащихся «фгосников». На мой взгляд, они уже должны обладать умением планировать свою работу, оценивать результаты, но, к сожалению, большинство учащихся не обладает такими навыками. В чём причина? Возможно, в разном подходе учителей к реализации ФГОС.  В связи с этим и моя работа усложняется.

В-третьих, разработка технологических карт к уроку.  Чтобы разработать хорошую рабочую карту занятия, нужно не менее часа. У меня 6 разных уроков в день (не параллели), значит мне нужно составить 6 карт и потратить не менее 6 часов. Можно воспользоваться готовыми, но и их нужно адаптировать под класс, под уровень. Время на подготовку к урокам увеличилось.

 В-четвёртых, тот контингент учащихся, с каким нам приходится работать. В классах, где я работаю, большинство учащихся середнячки или даже «условные» троечники, причём и родители довольствуются таким «статусом» своего ребёнка и не требуют от него чего-то большего. Ученикам, которые из урока в урок пишут мороз – марос, не были – небыли, тоже нужно будет сдавать ОГЭ.  За «2» ни учителя, ни администрацию по голове не погладят. Вот и приходится заниматься «натаскиванием», потому что это остаётся единственным способом подготовить таких учеников к сдаче экзамена. Нейропсихические факторы успешного обучения ещё никто не отменял. Обучаемость у детей разная. Дифференцированное обучение должно быть, никто не спорит. Одарённых нужно развивать. А двоечников? Ему природой не дано, что может ФГОС сделать? Но из него получится отличный механик или тракторист. Да, проще самой объяснить быстренько тему и перейти к упражнениям. Я пробовала строить работу по-новому, но результат был нулевым: тема не понята, ошибок ещё больше. В чём причина? Неумение, нежелание понять учебный материал, сниженный уровень интеллектуальной активности, отсутствие мотивации? Нет, мотивация у всех одна, и это не секрет, выпускник должен сдать ОГЭ.  Это понимают учителя, а к классу 9 и ученики.  И здесь, опять же  по-моему, цель образования и способ проверки результата работы не совпадают. Набор тестов. А как размышлял ученик? Каким способом пришёл он к верному или неверному ответу, не видно. Кто-то наугад, кто-то выучил. Экзамен, одинаков для всех.  Пока тот, к какому мы уже привыкли. А где модель для «фгосников»? Или это те же самые варианты ОГЭ, какие сейчас решают не «фгосники»?

 И ещё один пункт, не менее важный для качественной реализации ФГОС - рабочее место учителя и учащегося. В моём кабинете из ТСО имеется музыкальный мини-центр и личный ноутбук, который приходится каждый день носить из дома. Переходить в кабинет информатики для просмотра видео или презентации на 10 минут нецелесообразно и не очень практично. Остаётся традиционная работа с учебниками. Когда ФГОС только начали внедрять, первый класс оборудовали всем необходимым, а дальше что? Разве в 5 классе у учителя нет материала, который можно и нужно показывать?  Кому-то покажется, что всё это мелочи, пустяки, на которых не стоит заострять внимания. Но из таких мелочей и складывается работа учителя. Если в механизме отказывает один винтик, то он может остановиться. Так и в нашей профессии.  Кому-то покажется, что я не дала ответ на главный вопрос, а что же всё-таки изменилось в моей деятельности. Но разве я назвала бы   те причины, проблемы, если бы сама с ними не столкнулась при ведении занятий? Да, я стараюсь подвести ребят к самостоятельному определению темы урока, опираясь при этом на уже полученные ими знания. Мы выполняем упражнения разноуровневые,  предоставляю ученикам выбор заданий по сложности  и при выполнении домашней работы. Мы пробовали оценивать свою деятельность, используя листы достижений, но их опять же приходилось придумывать и составлять самой на каждого ученика. И вот наконец-то, в конце моих рассуждений появилось одно из главных понятий ФГОС – деятельность. Системно-деятельностный подход – вот  чего необходимо придерживаться в своей работе. Учащиеся должны самостоятельно добывать знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности, а я должна только помогать им в этом увлекательном процессе. Ведь если вдуматься, то это действительно очень интересно - узнавать, понимать, открывать новое, расти над собой. Но чтобы «расти», нужна плодородная почва, которую должны дать   учителя, родители, государство. Только приложив совместные усилия, мы можем увидеть и оценить результат.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-эссе "Якутские прыжки для младших школьников в условиях введения ФГОС"

В соответсвии в общецелевой установкой развития физических способностей учащихся и особенностями природно-климатической зоны расположения школы, обучение младших школьников якутским прыжкам стало моим...

Оценка результатов моей профессиональной деятельности

Оценка результатов моей профессиональной деятельности...

Гончарова Л Ю Место и роль мультимедийного урока в моей профессиональной деятельности

Место и роль мультимедийного урока в моей профессиональной деятельности. Выступление....

Результаты моей профессиональной деятельности.

Данный раздел содержит информациюо  результатах педагогической деятельности за последние 3 года....

Эссе «Роль здоровьесберегающих технологий в моей профессиональной деятельности»

В разные эпохи человечество имело различные ценности, то естьнормы, которые способствуют гармонии и сосуществованию в обществе.Это моральные, религиозные, эстетические, интеллектуальные, физические, с...