Дидактические материалы по русскому языку (5-6 классы)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Ивлева ЕА

Упражнения, презентации для уроков русского языка в 5-6 классах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правописание согласных.

Сомнительные

Непроизносимые

Удвоенные

Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с

1.Измени слово

_____________________

2.Подбери родственное

_____________________

3.Запомни варежка, кофта, космонавт, рюкзак и др.

4.Чередование звуков

друг-_______-_______г ж з

5.Будь внимателен

изморось –_____________

изморозь -______________

вперемежку –___________

вперемешку -____________

_______________________
_______________________
_______________________
_______________________

6.Запомни

 сватать, но____________

лезу, но ________________

отверзать,но_____________

[/\ /?\ /\]

1.Измени слово, подбери родственное

здравствуй – __________________

словесный – __________________

2. Запомни

блеснуть (но блестеть)

лестница (но лесенка)

плеснуть ( но плескать)

склянка ( но стекло)

3.этимология

чувствовать (ЧУВИТИ)

участвовать ( часть)

сверстник ( верста)

ровесник ( ровесе)

4. Будь внимателен

шефствовать – __________________

шествовать – __________________

явственно – __________________

яства – ___________

свистнуть – ______

свиснуть - ________

  1. Состав слова

Бессердечный      ! ССУДА

роддом                  ССОРА

искусство

2. Этимология

коллега ( col + lego)

аппарат ( ap + pare)

3.Чередование

сожжённый- жёг ж//г,о//0

мозжечок –мозг  ж//г

4. Словарь

аббревиатура

галерея

5.Будь внимателен

кристалл – _____________

колонна – ______________

финн – ________________

тонна – _______________

оперетта - ____________

6.Запомни

terra, gramma

етта  оперетта

иссимус генералиссимус

есса  поэтесса

но иса актриса

Правописание согласных.

Сомнительные

Непроизносимые

Удвоенные

Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с

1.Измени слово

_____________________

2.Подбери родственное

_____________________

3.Запомни

асбест, варежка, вокзал,

кофта,космонавт мундштук, рюкзак,футбол, ягдташ

4.Чередование звуков

друг-_______-_______г ж з

5.Будь внимателен

изморось –_____________

изморозь -______________

вперемежку –___________

вперемешку -____________

_______________________
_______________________
_______________________
_______________________

6.Запомни

 сватать, но____________

лезу, но ________________

отверзать,но_____________

[/\ /?\ /\]

1.Измени слово, подбери родственное

здравствуй – __________________

словесный – __________________

2. Запомни

блеснуть (но блестеть)

лестница (но лесенка)

плеснуть ( но плескать)

склянка ( но стекло)

3.этимология

чувствовать (ЧУВИТИ)

участвовать ( часть)

сверстник ( верста)

ровесник ( ровесе)

4. Будь внимателен

шефствовать – __________________

шествовать – __________________

явственно – __________________

яства – ___________

свистнуть – ______

свиснуть - ________

  1. Состав слова

Бессердечный      ! ССУДА

роддом                  ССОРА

искусство

2. Этимология

коллега ( col + lego)

аппарат ( ap + pare)

3.Чередование

сожжённый- жёг ж//г,о//0

мозжечок –мозг  ж//г

4. Словарь

аббревиатура

галерея

5.Будь внимателен

кристалл – _____________

колонна – ______________

финн – ________________

тонна – _______________

оперетта - ____________

6.Запомни

terra, gramma

етта  оперетта

иссимус генералиссимус

есса  поэтесса

но иса актриса

Правописание согласных.

Сомнительные

Непроизносимые

Удвоенные

Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с

В середине и на конце слова.

1.Измени слово

луг-луга

2.Подбери родственное

молотьба-молотить

3.Запомни

асбест, варежка, вокзал,

кофта, мундштук, рюкзак,футбол, ягдташ

4.Чередование звуков

друг-дружба-друзья ж//г//з

визжать – визг ж//г

5.Будь внимателен

изморось –моросить

изморозь-морозы

вперемежку –межа

вперемешку- мешать

6.Запомни

свадьба , но сватать

лестница,но лезу

отверстие ,но отверзать

[/\ /?\ /\]

1.Измени слово, подбери родственное

здравствуй – здравие

словесный – словеса

2. Запомни

блеснуть (но блестеть)

лестница (но лесенка)

плеснуть ( но плескать)

склянка ( но стекло)

3.Этимология

чувствовать ( ЧУВИТИ)

участвовать ( часть)

сверстник ( верста)

ровесник ( ровесе)

4. Будь внимателен

шефствовать – шефы

шествовать – шествие

явственно – явный

яства – есть

свистнуть – свистеть

свиснуть - свисать

  1. Состав слова

Бессердечный    ССУДА

Роддом               ССОРА

Искусство

2. этимология

коллега ( col + lego)

аппарат ( ap + pare)

3.чередование

сожжённый- жёг ж//г,о//0

мозжечок –мозг  ж//г

4. словарь

аббревиатура

галерея

5.будь внимателен

кристалл –кристальный

колонна – колонка

6.запомни

terra, gramma

етта  оперетта

иссимус генералиссимус

есса  поэтесса

но иса актриса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разминка

Слайд 2

В каких словах звуков больше, чем букв? Ядовитый Массивный Объём Вьюнок Белка Тень Маячок букв больше букв. = зв. букв. = зв. букв. = зв. букв больше

Слайд 3

В каких словах нет звука [ В ] ? Безрукавка Любовь Велосипед Большого явственно [ ... о в а ] [ ... к а ф к ъ ] [ ...б о ф` ] [ в`ь л... ] [ й`а с т в`ь н ъ ]

Слайд 4

Найти третий лишний 1.Параш_т, ш_тник, ш_бка. 2.Фальш_, камыш_, шутиш_. 3. Пригож_, намаж_, невтерпёж_ ю у у ь ь ь

Слайд 5

[` э ] или [ э ] Силуэт Фонетика Бутерброд Термин Партер Компьютер

Слайд 6

Полночной порою В болотной глуши Чуть слышно, бесшумно Шуршат камыши. К Бальмонт [л] - согласный, тв.(парн.), звонк. (непарн). [ш] - согласный, тв.(непарн.), глух. (парн).

Слайд 7

Затранскрибируйте слово Безжалостный [ б ` ижалъсный `] э / -

Слайд 8

Правописание согласных букв

Слайд 9

Правописание согласных. Сомнительные Непроизносимые Удвоенные Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с _____________________ 1.Измени слово _____________________ 2.Подбери родственное _____________________ 3.Запомни а с бест, варе ж ка, во к зал, ко ф та,космона в т мун д штук, рю к зак,фу т бол, яг д таш 4.Чередование звуков друг-_______-_______г ж з визжать –_________ж//г 5.Будь внимателен изморось –_____________ изморозь -______________ вперемежку –___________ вперемешку -____________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ 6.Запомни сватать, но____________ лезу, но ________________ отверзать,но_____________ [/\ /?\ /\] 1.Измени слово, подбери родственное здравствуй – __________________ словесный – __________________ 2. Запомни блеснуть (но блестеть) лестница (но лесенка) плеснуть ( но плескать) склянка ( но стекло) 3.этимология чувствовать (ЧУВИТИ) участвовать ( часть) сверстник ( верста) ровесник ( ровесе) 4. Будь внимателен шефствовать – __________________ шествовать – __________________ явственно – __________________ яства – ___________ свистнуть – ______ свиснуть - ________ Состав слова Бессердечный ! ССУДА роддом ССОРА искусство 2. Этимология коллега ( col + lego ) аппарат ( ap + pare) 3.Чередование сожжённый- жёг ж//г,о//0 мозжечок –мозг ж//г 4. Словарь аббревиатура галерея 5.Будь внимателен кристалл – _____________ колонна – ______________ финн – ________________ тонна – _______________ оперетта - ____________ 6.Запомни terra , gramma етта оперетта иссимус генералиссимус есса поэтесса но иса актриса

Слайд 10

Сомнительные Б - п, в - ф, г - к, д - т, ж - ш, з - с 1.Измени слово _____________________ 2.Подбери родственное _____________________ 3.Запомни варе ж ка, ко ф та, космона в т, рю к зак и др. 4.Чередование звуков друг-___________-____________г //ж// з столб - столбы ) - ) = столб - столбики ) ) - = дружить друзья ) - ) =

Слайд 11

Сомнительные 5.Будь внимателен изморось изморозь вперемежку вперемешку _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ моросить ) - ) = морозить ) - ) = межа ) - ) = мешать ) - ) = увязший - увязнуть ) - ) = увядший - увядать ) - ) = везти - везёт ) - ) = вести - ведёт ) - ) =

Слайд 12

Сомнительные 6.Запомни сватать, но____________ лезу, но ________________ отверзать,но_____________ свадьба лестница отверстие


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Удвоенные согласные

Слайд 2

Правописание согласных. Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с 1.Измени слово _____________________ 2.Подбери родственное _____________________ 3.Запомни варе ж ка, ко ф та, космона в т, рю к зак и др. 4.Чередование звуков друг-_______-_______г ж з 5.Будь внимателен изморось –_____________ изморозь -______________ вперемежку –___________ вперемешку -____________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ 6.Запомни сватать, но____________ лезу, но ________________ отверзать,но_____________ [/\ /?\ /\] 1.Измени слово, подбери родственное здравствуй – __________________ словесный – __________________ 2. Запомни блеснуть (но блестеть) лестница (но лесенка) плеснуть ( но плескать) склянка ( но стекло) 3.этимология чувствовать (ЧУВИТИ) участвовать ( часть) сверстник ( верста) ровесник ( ровесе) 4. Будь внимателен шефствовать – __________________ шествовать – __________________ явственно – __________________ яства – ___________ свистнуть – ______ свиснуть - ________ Состав слова Бессердечный ! ССУДА роддом ССОРА искусство 2. Этимология коллега ( col + lego ) аппарат ( ap + pare) 3.Чередование сожжённый- жёг ж//г,о//0 мозжечок –мозг ж//г 4. Словарь аббревиатура галерея 5.Будь внимателен кристалл – _____________ колонна – ______________ финн – ________________ тонна – _______________ оперетта - ____________ 6.Запомни terra , gramma етта оперетта иссимус генералиссимус есса поэтесса но иса актриса Удвоенные Непроизносимые Сомнительные

Слайд 3

Состав слова Бессердечный ! ССУДА роддом ССОРА искусство 2. Этимология коллега ( col + lego ) аппарат ( ap + pare) Удвоенные ) ) ) ) ^ месте собирать готовлю

Слайд 4

3.Чередование со жж ённый- ж ё г ж//г, о//0 мо зж ечок –мо зг ж//г 4. Словарь аббревиатура галерея ) ) ) ) аппетит, гамма драма количество

Слайд 5

5.Будь внимателен криста лл – _____________ коло нн а – ______________ фи нн – ________________ то нн а – _______________ опере тт а - ____________ 6.Запомни terra , gramma етта оперетта иссимус генералиссимус есса поэтесса но иса актриса кристальный колонка финка пятитонка оперетка терраса, территория земля буква грамматика, программа, телеграмма принцесса, стюардесса директриса



Предварительный просмотр:

Безударные гласные в корне слова.

  1. Прочитайте. Объясните написание гласных букв в корне слова.

Припадать, толковать, привлекательность, впечатление,  угнетение, предзнаменование, кормление, усиление, усмирение, щедрота, просвещение, ворсистый, благословление, засвистеть, наскрести, заколоть, раскрошить, растяжение.

  1. Прочитайте. Какую букву нужно  вставить, объясните.

Нам..лоть, обг..в..рить, поз..л..тить, ут..лщение, обр..тение, тр..петать, осн..стить, похв..лить, подб..дрить, откр..венный, отр..вить, оскв..рнить, обл..мать, спл..чённый, разб..леться, растр..пать, одр..хлеть, настр..ение, обн..вить, ..довитый, по..вление, ст..рожил.

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму.

Спуститься в д..лину, понукать прист..жных лошадей, вд..леке от дома, ум..лять достоинство, удариться оз..мь, разв..вается сюжет,  ч..стота помещений, ум..лять о прощении, нак..лоть дров, нав..вать кудри, прист..жной  воротник, нак..лить докрасна, ум..лять своим видом, созревает оз..мь, ч..стота колебаний, ч..столюбивый человек,  нав..вать сны, разв..ваются волосы, раздр..жать прод..вца, бл..госл..вить на св..тое дело.

Безударные гласные в корне слова.

  1. Прочитайте. Объясните написание гласных букв в корне слова.

Припадать, толковать, привлекательность, впечатление,  угнетение, предзнаменование, кормление, усиление, усмирение, щедрота, просвещение, ворсистый, благословление, засвистеть, наскрести, заколоть, раскрошить, растяжение.

  1. Прочитайте. Какую букву нужно  вставить, объясните.

Нам..лоть, обг..в..рить, поз..л..тить, ут..лщение, обр..тение, тр..петать, осн..стить, похв..лить, подб..дрить, откр..венный, отр..вить, оскв..рнить, обл..мать, спл..чённый, разб..леться, растр..пать, одр..хлеть, настр..ение, обн..вить, ..довитый, по..вление, ст..рожил.

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму.

Спуститься в д..лину, понукать прист..жных лошадей, вд..леке от дома, ум..лять достоинство, удариться оз..мь, разв..вается сюжет,  ч..стота помещений, ум..лять о прощении, нак..лоть дров, нав..вать кудри, прист..жной  воротник, нак..лить докрасна, ум..лять своим видом, созревает оз..мь, ч..стота колебаний, ч..столюбивый человек,  нав..вать сны, разв..ваются волосы, раздр..жать прод..вца, бл..госл..вить на св..тое дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку (5-11 классы)

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средств...

Дидактические материалы по русскому языку «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка с военной лексикой»

Дидактические материалы по русскому языку «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка с военной лексикой»...

Дидактические материалы по русскому языку для уроков в классе с полиэтническим составом. Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Дидактические материалы по русскому языку  для уроковв классе с полиэтническим составом.Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных»....

Дидактические материалы по русскому языку 6 класс

Дидактические матераилы по русскому языку разработаны для 6 класса по теме "Лексика.Фразеология"....

Дидактические материалы по русскому языку 5-7 классы

Материалы содержат карточки для отработки различных видов орфограмм...