Урок по русскому языку: Язык как средство общения.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Панькова Зоя Викторовна

Вводный урок. Учащиеся учатся извлекать информацию из разных источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk_kak_sredstvo_obshcheniya.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Посельская  средняя общеобразовательная школа»

Урок по русскому языку по ФГОС

Класс:  5

Учебник: УМК. (Русский язык. 5 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение  Т.А.Ладыженской.)

Тема:        Язык как средство общения.

        

Учитель русского языка и литературы:  Панькова З.В.

2016 – 2017 уч.г

        

Тип урока. Вводный урок.

Задачи урока:

 Образовательные: 1.Продолжить формирование  умения  обнаруживать и исправлять ошибки, объяснять условия выбора орфограмм в устной форме и письменной форме (с помощью графических символов).

2.Формировать   язык предмета.

3. Формировать речеведческие умения.

Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.

2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор уч-ся.

3. Развивать память и внимание.

Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами  обучения воспитывать интерес и любовь     русскому языку,  к окружающему миру.

2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, слушать и слышать друг друга.

Цели как деятельность учеников.

М/п: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях), извлекать информацию из разных источников (текста, рисунков, условных обозначений, схемы и т.д.).

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

1ЛР: менять стратегию чтения в зависимости от вида чтения, находить главную мысль в текстах о языке и слове, интерпретировать содержание.

2ЛР: выявлять отличия языка от других средств общения, в том числе у животных.

7ЛР: осознавать язык как часть культуры и национального достояния.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД, технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация умений читательской деятельности на основе вступительной статьи «Как работать с учебником?» и содержания учебника.

1. Рассматривание учебника.

Беседа.

– Что можете сказать об учебнике? об авторах?

– Вспомните (предположите), о чём говорится в каждой из частей? (О целях обучения русскому языку, открытии новых знаний – проблемном диалоге, условных обозначениях.)

– Обратите внимание на условные обозначения.

– Какие знаки могут встретиться около слов?

– Знакомы ли они вам? (Те же были в учебниках для начальной школы.)

3. Обсуждение содержания учебника.

– Просмотрите рубрику «Что ты будешь изучать и чему учиться в этом году». Какие понятия кажутся знакомыми? Какие – новыми?

– Изучения какого раздела вы ждёте и почему?

– Как строится учебник? Откройте содержание. Просмотрите названия, выделенные крупным шрифтом.

– Какое понятие лежит в основе изучения русского языка в 5­м классе? (Слово.)

4. Решение проблемной задачи.

Английский писатель XVIII века Дж. Свифт в своём романе о путешествиях Гулливера («Путешествие в Лапуту…») рассказал о проекте одного учёного:

«…Проект требовал полного упразднения всех слов. Автор этого проекта ссылался, главным образом, на его пользу для здоровья и сбережения времени. Ведь совершенно очевидно, что произнесение слов утомляет горло и лёгкие и, следовательно, сокращает нашу жизнь. А так как слова суть только названия вещей, то гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний…

Единственным его неудобством является то обстоятельство, что собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с разными вещами, которые могут понадобиться в разговоре…

Зато великим преимуществом этого языка является его международный характер. У всех цивилизованных наций мебель и домашняя утварь более или менее одинаковы. Благодаря этому посланники при помощи вещей могут легко объясняться с иностранными королями или министрами, язык которых им совершенно неизвестен».

– Что вы думаете об этом проекте? Попробуйте объяснить, почему в основе курса русского языка у авторов учебника лежит слово.

5. Оформление тетрадей.

Учитель сообщает детям, что так же, как и в начальной школе, после записи числа и «Классная работа» нужно пропускать две строчки, поскольку тему урока они будут открывать и формулировать самостоятельно. Запись темы возможна на любом этапе урока.

Познавательные УУД:

1. ориентироваться в учебнике: на развороте, в оглавлении, условных обозначениях;

2. извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

Духовно-нравственное воспитание:

воспитание нравственного чувства, этического отношения к языку и его носителям.

III. Введение в тему урока.

1. Чтение и обсуждение названия введения.

– Что значит изучать русский язык?

– А зачем изучать родной язык и нужно ли вообще?

2.  Мотивирующий приём «актуальность».

Выполнение упр. 1:

– чтение отрывка учителем;

– продолжение мысли автора (варианты предлагают ученики);

– ответы на вопросы к упражнению;

– формулирование темы урока: «Язык как средство общения».

3. Уточнение и запись темы урока:

– чтение текста упр. 3 (самостоятельно учащимися) и обсуждение прочитанного;

– уточнение темы урока;

– запись темы урока на доске и в тетрадях.

Личностные результаты:

1. интерес к изучению языка и целенаправленной познавательной деятельности;

2. осознание ценности русского языка как явления культуры, основного средства выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

2. осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Наблюдение над языком как средством общения.

1. Анализ жизненных ситуаций (работа в группах).

– Обсудите и сравните две ситуации, сделайте выводы.

Группы под №1

(задания представлены на карточках).

а) – Вы думаете о том, как закончится ваш первый учебный день? Расскажите, о чём вы подумали.

– А теперь постарайтесь подумать о чём­нибудь без слов, так, чтобы мысль «думалась», а в голове не было никаких слов, никаких предложений. Получилось?

б) – Кошка охотится за мышкой и, возможно, даже представляет, как она её схватит и начнёт с ней «играть». Думает ли она при этом, например, о том, что мышка совсем не хочет быть пойманной, что мышки как грызуны приносят вред и пр.?

Предполагаемые выводы: способность думать не только о конкретном предмете, а обо всех предметах, действиях, качествах присуща только человеку. Животное «мыслит» инстинктами. Понимать мир, жизнь, самого себя можно только с помощью языка.

Запись в тетради:

Человек способен думать. Думать, мыслить можно только с помощью языка.

Группы под №2.

а) Утка ведёт утят на пруд. «Кря­кря!» – сказала она. И все утята вслед за ней бегом в воду. Говорит ли утка на самом деле? (Нет, её «кря­кря» – врождённое поведение. Утка не могла действовать по­другому, не могла, например, предупредить утят, что в пруду их ждёт опасность – старая зубастая щука, что у правого берега есть быстрый водоворот и там опасно плавать и пр. Она не говорит, не пользуется языком.)

б) Во дворе дома встретились два приятеля.

– На! – сказал один и протянул другому яблоко.

– На! – сказал второй, откусив от яблока хороший кусок.

– Можно ли сказать, что они пользовались языком? А какой «язык» им помог?

– Продолжите диалог, чтобы в нём проявилось использование языка.

Вывод. Животные общаться не могут, они обмениваются сигналами. Пользоваться языком – значит высказывать мысли, обмениваться ими. Язык позволяет людям общаться, сообщать мысли друг другу.

Запись в тетради:

Язык позволяет людям общаться, высказывать мысли.

2. Подведение итогов наблюдений.

– Сравните выводы, сделанные в каждой группе. Близки ли они?

Заключительное слово учителя.

– Все ситуации, которые мы с вами обсуждали, были серьёзными, и выводы у нас получились тоже серьёзные, научные. А сейчас послушайте шутливую историю – басню Лафонтена «Мельник, его сын и осёл», пересказанную М.В. Ломоносовым, и попробуйте сделать свой вывод о языке как средстве общения: может быть, серьёзный, может быть, нет.

Послушайте, прошу, что старому случилось,

Когда ему гулять за благо рассудилось.

Он ехал на осле, а следом парень шёл;

И только лишь они с горы спустились в дол,

Прохожий осудил тотчас его при встрече:

«Ах, как ты малому даёшь бресть столь далече?»

Старик сошёл с осла и сына посадил,

И только лишь за ним десяток раз ступил,

То люди начали указывать перстами:

«Такими вот весь свет наполнен дураками:

Не можно ль на осле им ехать обоим?»

Старик к ребёнку сел и едет вместе с ним.

Однако чуть минул местечка половину,

Весь рынок закричал: «Что мучить так скотину?»

Тогда старик осла домой поворотил

И, скуки не стерпя, себе проговорил:

«Как стану я смотреть на все людские речи,

То будет и осла взвалить себе на плечи».

(Эта басня Лафонтена была положена в основу известного стихотворения С. Маршака «Мельник, мальчик и осёл».)

Коммуникативные УУД:

1. слушать и понимать других;

2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

3. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, рисунок, задачу и т.д.);

2. делать обобщения, формулировать выводы.

V. Подведение итогов.

– Проиллюстрируйте сделанный вами вывод о роли языка в общении любым возможным для вас способом: схема, рисунок, рассказ, стихотворение, задача и т.п.

Вывод может быть представлен от каждой группы.

VI. Домашнее задание.

Составить устно небольшой рассказ­повествование на одну из предложенных тем (задания после определения в рамке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения

Ряд методистов и психологов авторов определяют мотивацию как специфическую познавательную направленность личности на предметы и явления действительности. С точки зрения формирования учебно-позна...

Методическая разработка урока "Язык как средство общения в современном мире"

Методическая разработка -конспект урока по русскому языку "Язык как средство общения в современном мире" с обоснованием целей и задач. Предусматривает разные виды работы обучающихся: групповые, индиви...

ФГОС, Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе «Язык - важнейшее средство общения».

Урок разработан для учащихся с ОВЗ (задержка психического развития)....

Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка.

Презентация к выступлению на РМО по теме :Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка. В презентации рассм...

Русский язык.Тест № 1. Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

Русский язык.Тест № 1. Раздел 1.  Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры....