Открытый урок русского языка в 6 классе " Мягкий знак на конце и в середине числительных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Ширлина Татьяна Васильевна

Данный урок построен с использованием современных педагогических технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6kl.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

« Мягкий знак на конце

и в середине числительных»

(Открытый урок русского языка в 6 классе)

Провела:Ширлина Т.В.,

                                                                                          учитель русского языка и литературы    

2014г.

Дидактическая цель урока: создать условия для формирования информационной, коммуникативной, социальной компетентностей обучающихся  с помощью интерактивных методов обучения.

Задачи:

  1. Способствовать формированию знаний о правописании мягкого знака на конце и в середине числительных, умений правильно оформлять  данные орфограммы на письме и правильно употреблять в речи.
  2. Направить деятельность обучающихся на развитие  речевых и оценочных умений, умений работать в группе, в паре, находить главное, участвовать в обсуждении.
  3. Содействовать воспитанию положительного  ценностного отношения к здоровому образу жизни,  гордости за российских чемпионов.

Тип урока: урок  открытия  новых знаний.

Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирование ключевых компетенций, здоровьесберегающая технология.

Оборудование:  презентация, учебник, КИМы, таблица.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель урока; умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение составлять задания к предложенным учителем упражнениям

ХОД УРОКА

I) Организационный этап.

Слайд 1.

Ребята, давайте поприветствуем наших  гостей и подарим cвоими улыбками  хорошее настроение друг другу. Сегодня наш урок будет необычным. Обратите ,пожалуйста, внимание на число, записанное на доске. Какое событие произойдёт в нашей стране сегодня?

Слайд 2.

Правильно. Сегодня в 20ч14 мин  в г.Сочи состоится открытие XXII зимних Олимпийских игр. Я предлагаю провести наш урок под девизом всех спортсменов: « Быстрее! Выше! Сильнее!» и приложить максимум усилий в языкознании.

День 7 февраля -

«красный» день календаря.

Это праздник всей страны!

И гордимся этим мы!

II. 3) Актуализация знаний.

- Ребята, говорят, на ошибках учатся. Но, согласитесь, лучше учиться на чужих ошибках.

Работа в группе.

 Слайд 3 .

А сейчас поработайте в группе. Перед вами кластер «Имя числительное». Вам необходимо, работая с кластером , вспомнить, что вы знаете о имени  числительном.  И будьте внимательны. Здесь закралась ошибка. Найдите её. Как будете готовы, поднимите руку.

- Какую ошибку вы заметили. Аргументируйте  свой ответ.

 Слайд 3.( удаляю ошибку)

Что вы можете рассказать об имени числительном?

У каждого из вас на столе есть оценочные  листы. Не забывайте сами оценивать свою работу на уроке.

III. Формулирование темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Слайд 3.

А я ещё к кластеру добавлю вот такую запись .( добавляю2 раза).Это зашифрованное орфографическое правило.

5Ь – 20Ь, 30Ь 5Ь0 – 8Ь0 Всередине числительных 15,16, 17, 18,19 Ь
                                      5Ь00 – 9Ь00

Попробуйте сформулировать  тему нашего урока.  СЛАЙД 4.

Молодцы!
Сядьте красиво. Откройте свои тетради и запишите число, классная работа и тему урока.

(пишу на доске)

Слайд 5

Опираясь на тему урока, опорные слова на слайде монитора , сформулируйте, пожалуйста,  цели урока.  (Узнаем о правописании ь на конце и в середине числительных, научимся правильно писать слова с данной орфограммой и правильно употреблять имена числительные в речи).

Молодцы!

IV. Открытие новых знаний.

- РАБОТА С  ТАБЛИЦЕЙ  НА ДОСКЕ.

1.Ребята, посмотрите внимательно на  первую часть орфографического  правила. Как вы думаете, в каком случае пишется ь на конце числительных? ( пять - когда обозначает мягкость конечных согласных).

2.По второй части орфографического правила  попробуйте определить:  в середине каких числительных ь не пишется?

Орфоэпическая минутка.

-  В числительных на -дцать нормированное произношение [ц].

Вывод учителя: Ребята, чтобы не ошибиться в записи числительных прописью, нужно не только уметь склонять числительные, но и знать и применять  орфографические правила.

Давайте проверим, правильно ли мы свами ответили на поставленные вопросы и обратимся к правилу в учебнике, на стр. 47.( чтение самостоятельно).

Совпадают ли наши выводы с правилом?

V. Первичное усвоение знаний.

А теперь проверим , как Вы сумеете применить полученные и уже имеющиеся у вас  знания на практике. Выполним упр.401 на стр. 47 учебника.

К доске пойдёт Костя. – Что нужно сделать? ( Сгруппировать слова :

- с буквой ь на конце слова,

- с буквой ь в середине слова,( Дима у доски).

- без буквы ь.( самостоятельно).

-Какая же общая орфограмма у всех этих частей речи? ( Употребление и неупотребление буквы ь для обозначения мягкости ).

Не забывайте оценивать свою работу на уроке!!!

ФИЗМИНУТКА.  Глазки крепко закрываем .Дружно до 7 считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем.

VI. Открытие новых знаний

 -  Посмотрите на 3 часть нашего орфографического правила.  – Какие даны числительные? (Сложные).Докажите. ( Пятьдесят- пять десятков. Пятьсот – пять сотен.  Они состоят из двух корней.   Что обозначают данные числительные? ( Круглые десятки). Как вы думаете, в каком случае пишется ь на конце числительных?(когда обозначает мягкость последующего согласного первого корня или после первого корня и обозначает мягкость согласных в середине слова).

Чтобы сформулировать правило,   рассмотрите таблицу  склонения сложных числительных  настр.54 учебника(1 и 2 столбики)  и скажите, в каких падежах   пишется ь  в середине сложных числительных? Когда же пишется ь в сложных числительных ?

Давайте проверим, правильно ли мы с вами ответили на поставленные вопросы и обратимся к правилу в учебнике, на стр. 48.( чтение самостоятельно).

Совпадают ли наши выводы с правилом?

Запишите в тетрадь примеры из правила и выделите орфограмму « Мягкий знак в середине числительных».

Слайд  6.

VII. Закрепление новых знаний.

1.)Комплексный анализ текста.

Закрепим полученные знания на практике.

Перед вами  текст. Рассмотрите фотографии и прочитайте про себя текст. – Какие слова вам непонятны?

Рапиристка- это женщина- фехтовальщик  на  рапирах(шпагах).

Монреаль  – город в Канаде.

-Озаглавьте. - Какова тема текста. - Определите основную мысль теста.- Назовите тип текста.  (Испытываем гордость за то, что в нашей области стартовала эстафета Олимпийского огня, и что спортсмены Курской области являются олимпийскими чемпионами).

Работа в паре.

Поработаем в паре. 1 пара- Костя и Дима. 2 пара – Наташа и я.                                                                                      

-Выберите  и выпишите из текста имена числительные с изученной орфограммой. Выделите орфограмму.

С какой орфограммой  будете выписывать имена числительные ?

(16 января в Курске стартовала эстафета Олимпийского огня.Первым факелоносцем эстафеты стал олимпийский чемпион Игр 1976 года в Монреале  по велоспорту Валерий Чаплыгин. Чемпионка Игр 2008 года в командных соревнованиях рапиристок Евгения Ламонова завершила этап эстафеты огня XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в Курске.Она   зажгла городскую чашу огня вместе с губернатором Александром Михайловым.)

Не забывайте оценивать свою работу на уроке.

(Шестнадцатого ( без ь), тысяча девятьсот семьдесят шестого, две тысячи восьмого, двадцать вторых, две тысячи  четырнадцатого).

-Костя, какие  слова  вы выписали и почему?  Мы с Наташей тоже выписали эти слова. Молодцы, справились с заданием.

        Определите, какие это числительные : простые или составные, количественные или порядковые.

2.)Самостоятельная работа.

Откройте свои « Контрольно- измерительные материалы»  на стр. 56.(1в.), стр. 58 (2в.). Выполните задание  А2  из теста «Имя числительное». – В каком числительном  на месте пропуска не пишется ь? Взаимопроверка. (Ключ: 1(4)).

Оцените работу друг друга. Оценки  занесите в оценочные листы.

Слайд 7.

VIII.Рефлексия.

 Ребята, наш урок подходит к концу.  Оцените свою работу  и работу товарищей   на уроке.

Комментируют  свои оценки за урок.

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Слайд 8.Запишите домашнее задание.

1. § 69 УПР. 403
2. Сочинить загадки с именами числительными ( по желанию).

Ребята, вы все сегодня старались. Не всё иногда удавалось.  Но ведь и у спортсменов бывают тоже и победы , и поражения.  Главное, не отчаиваться, а стремиться вперёд за знаниями. Любите  также спорт. Может, кто-то из вас станет в будущем выдающимся спортсменоми будет прославлять наш край своими победами.

А нашей команде на Олимпиаде  в г.Сочи пожелаем удачи!

Давайте завершим наш урок словами: «Встанем, за руки взявшись, в ладони ладонь – в каждом сердце пусть зажжётся Олимпийский огонь!»

СЛАЙД 9.        Урок окончен. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме"Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества...

урок русского языка в 6 классе по теме "Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Данныйпо  урок является вторым в изучении темы "Мягкий знак на конце и в середине числительных". Материал представлен в виде схем, что способствует большему пониманию учащимися....

Урок русского языка в 6 классе "Мягкий знак на конце и в середине числительных"

На уроке использованы современные образовательные технологии...

Конспект урока русского языка 1 класс "Мягкий знак - показатель мягкости"

Задачи:- расширить представления обучающихся о мягком знаке – показателе мягкости;- совершенствовать умение правильно писать слова;- формировать умение работать в паре;- организовывать самооценивание ...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце и в середине числительных"...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа

Предлагается информационный и дидактический материал, задания  для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)

Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный  и контролирующий материал по изучаемой теме....