Урок в 5 классе "Морфологический разбор имени прилагательного"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Володичева Валерия Геннадьевна

Урок русского языка в 5 Г классе по ФГОС.  Тема: Морфологический разбор имени прилагательного

Учитель: Володичева В.Г.

Цели урока:

познавательные:

-  создать условия  для развития  у обучающихся  орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание),  умения работать с алгоритмом морфологического разбора, применять полученные знания на практике;

личностные:

- формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-умение  проводить самооценку.

коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- развитие  умения слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение  работать в группе.

регулятивные:

- развитие  умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;

- оценивание  учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозирование  предстоящей  работы;

- осуществление  познавательной  и личностной  рефлексии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morf_razbor_prilagatelnogo_fgos.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 Г классе по ФГОС.

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного

Учитель: Володичева В.Г.

Цели урока: 

познавательные:

-  создать условия  для развития  у обучающихся  орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание),  умения работать с алгоритмом морфологического разбора, применять полученные знания на практике;

личностные:

- формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-умение  проводить самооценку.

коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- развитие  умения слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение  работать в группе.

регулятивные:

- развитие  умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;

- оценивание  учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозирование  предстоящей  работы;

- осуществление  познавательной  и личностной  рефлексии.

Формы обучения: групповая,  фронтальная, индивидуальная, работа в  группе. 

Методы обучения:  словесные,  наглядно – иллюстративный, частично поисковый, проблемный.

Планируемые образовательные результаты:

Научатся:

-  морфологическому разбору имени прилагательного

Получат возможность научиться:

- безошибочно применять  алгоритмы и правила при решении учебных задач. 

Тип урока: обобщение знаний и рефлексия.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

                                                                                            Эпиграф:

                                                                                           Я – часть речи интересная,

                                                                                           Широко в миру известная:

                                                                                          Опишу любой предмет –

                                                                                          В этом равных со мной нет.

                                                                                          Речь со мною выразительна,

                                                                                          И точна, и удивительна.

                                                                                          Чтоб красиво говорить,

                                                                                         Мною нужно дорожить!(слайд №1)

Ход урока:

1. Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности. 
Учитель:
Добрый день, ребята! С каким настроением вы пришли в школу на урок?
Пусть нам всем урок русского языка принесет радость общения. Сегодня вас ожидает много интересных заданий и новых открытий.
 Каким  вы хотите видеть сегодняшний урок?  Слова какой части речи вы использовали в своих ответах?

2. Актуализация знаний (слайд №2)В комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина есть такая сцена: один из героев Правдин спрашивает дворянского недоросля Митрофанушку, что он знает по грамматике. Инсценирование:

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: Котора дверь? Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан: И ведомо.

Фронтальный опрос:

Правильно ли ответил Митрофан Простаков? Что же такое прилагательное? Дайте точное определение этой части речи (слайд №3): 

1) Что обозначает имя прилагательное?

2) На какие вопросы отвечает?

3) Как изменяются имена прилагательные?

4)  Какую форму могут иметь имена прилагательные?

5) С какой частью речи согласуются прилагательные?

6) Каким членом предложения являются? (слайд №4)

Проблемный вопрос:  А  как  вы  думаете, с  какой  целью  мы  с  вами  повторили  морфологические  признаки  имени  прилагательного?   Как называется разбор, который характеризует слово как часть речи?

Формулирование темы и целей урока: Уточните тему нашего урока. Для чего нам необходимо исследовать слово как часть речи? (слайд №5)

3. Синтаксическая 5-минутка(слайд №6).

Обратимся к эпиграфу. Действительно, велика роль прилагательных в художественной литературе: они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании  их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы.  Поэтому сегодня на уроке мы обратимся к поэтическому тексту (слайд №7).

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

( «Жаворонок» В. Жуковский).

Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину? 

-А бывает пар тонкий, жаворонок звонкий? Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину? 

 -Назовите антоним к прилагательному тёмный.

-А что такое антонимы?

-Назовите  синоним к слову звонкий.
-А что такое синонимы?

- Какие слова в четверостишии являются словарными?  Записи в словарики (слайд №8)

Самостоятельно (слайд №9):
1) Определите количество грамматических основ в предложении.

2) Какими членами предложения являются прилагательные?

На  доске:

- Выписать словосочетания (прил. + сущ.)

4. Морфологический разбор прилагательного.

А теперь рассмотрим алгоритм морфологического разбора прилагательного.

План разбора (слайд №10).
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки: начальная форма (Им.п., ед.ч.), краткая или полная форма; род (в ед.ч.), падеж, число.
III. Синтаксическая роль.

На доске разбор: тёмный лес.

Самостоятельно по рядам: пар тонкий, песню раннюю, жаворонок звонкий.

5. Игра: «Найди лишнее» (слайд №11). 
Представьте, что мы прибыли на экскурсию на остров Прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным:
веселый, грустный, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, озеро, волна, играют, радостные (слайд №12)

6.  Физминутка. Снятие мышечного и эмоционального напряжения детей.

  1. Массаж рук.

      2.   Гимнастика для глаз 

7. Работа в парах (тексты на партах),(слайд №13). Вы должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными  в роде, числе и падеже.

 1 ряд                                                                                                                                                                     1.(…)  утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.                                                                                                                                            2 ряд                                                                                                                                                                   1.Наступило  (…)лето. 2.Только в (…)лесу сквозь  (…)деревья  пробивались (…) лучи.                                  3 ряд.                                                                                                                                                                          1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2 Сквозь (…)облака неожиданно появились (…) тучи.

Морфологический разбор прилагательных (слайд №14):

1ряд- свежим воздухом, 2ряд-в зеленом лесу, 3ряд- маленькая птичка

8. Тест. Закрепление материала (слайд №15, 16, 17).

1-Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:

а) предмет;       б) признак;       в) действие.

2- Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:

а) медленный, верное, желтизна, белеть;

б) медленный, верное, жёлтый, белый;

в) медленный, верность, жёлтый, белый;

г) медлительность, белый, верность, жёлтый.

3- Укажите род прилагательных в предложении:  В весеннем лесу песню раннюю запел жаворонок звонкий. Выберите подходящую строку: а), б) или в):

а) весеннем (ср.), раннюю (ж.), звонкий (м.);

б) весеннем (м.), раннюю (ср.), звонкий (м.);

в) весеннем (м.), раннюю (ж.), звонкий (м.);

4- Определите падеж прилагательных в предложении: На зелёной полянке мы увидели небольшой куст с необычной листвою. Выберите подходящий ответ: а), б) или в):

а) зелёной (Т.), небольшой (И.), необычной (Т.);

б) зелёной (П.), небольшой (И.), необычной (Т.);

в) зелёной (П.), небольшой (В.), необычной (Т.);

Ответы: 1-б, 2-б, 3-в, 4-в.

9.  Разгадать  шарады, но не забывайте, зашифрованные слова должны быть прилагательными (слайд №18).

1 ряд- Суффиксы взяты из слова «значительный»,
Корень из слова «переполненный»,
Приставка и окончание – из слова
«исключительный».  

2 ряд- Суффикс и окончание ищи в слове «терпеливый»,
Приставку – в слове
«выписать»,
Корень – в слове «преподносить». 

3 ряд- Суффикс и окончание те же, что и в слове «железный»,
Приставка та же, что и в слове
«приезд»,
Корень тот же, что и в слове
«подлежащее».

9. Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке мы с вами были прилежными, исполнительными и выносливыми. Что нового вы узнали на уроке? Какие у вас возникли вопросы? Понравился ли урок? Какое задание было сложным для вас? Поднимите руку, у кого на уроке было хорошее настроение? 

Рефлексия: отметьте на листиках

1-Урок:      интересный,  яркий,  полезный,  скучный

2-Узнали что-то новое:      да,     нет.

Домашнее задание (слайд №19): п. 106, выучить план разбора, сочинение-миниатюра «Описание любимого уголка природы», морф. разбор двух прилагательных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Морфологический разбор имени прилагательного"

Смарт-урок содержит разные формы работы для самостоятельной и коллективной работы на этапе обобщения изученной темы....

План урока. Морфологический разбор имени прилагательного.

Цель: повторить всё об имени прилагательном как части речи          знать: порядок морфологического разбора имени прилагательного...

Урок по теме: «Морфологический разбор имени прилагательного»

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): - повторение изученного об имени прилагательном; - отработка навыков морфологического разбора прилагательного;- отработка навыков о...

Техкарта урока в 5 классе по ФГОС "Морфологический разбор имени прилагательного"

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе на тему "Морфологический разбор имени прилагательного" по УМК Т.А. Ладыженской....

Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 класс Учитель русского языка и литературы - Карнаухова Анна Романовна

Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 классУчитель русского языка и литературы -  Карнаухова Анна Романовна...

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...

Русский язык 5 класс Обобщение по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор имени прилагательного»

Русский язык5 классОбобщение по теме «Имя  прилагательное». Морфологический разбор имени прилагательного»...