О РОЛИ ГИМНАЗИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья по русскому языку на тему

Идеи гражданского образования имеют особое значение для гимназии. У нас реализуется общегимназическая программа «Мы россияне». Данная программа ориентирована на внедрение русского этнокультурного компонента в условиях двуязычия. Одним из стержневых проектов является проект «Язык», в ходе реализации которого язык рассматривается с позиций существования нации. Также стержневыми проектами являются «Родина» и «Семья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanskaya_identichnost_ibragimova_l.t.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

О РОЛИ ГИМНАЗИИ В ФОРМИРОВАНИИ

ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ибрагимова Л.Т

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №37» Авиастроительного района г.Казани

Республики Татарстан, Российская Федерация

                                     

«Подлинным носителем национальной культуры

                                    считается тот человек, который хорошо познал

                             культуру своего народа и способствует  ее

     взаимообогащению с культурой других народов»,

 Зуфар Фатхутдинов,

современный татарский

публицист, писатель и философ,

автор книги «Откровения XX века».

В соответствии с новыми требованиями ФГОС коллектив гимназии основной акцент делает на всемерное содействие социализации личности, формирование ее гражданской идентичности, активной и ответственной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в родной гимназии, городе, стране, развитие духовно-нравственных качеств. Важно на всех уровнях образовательного процесса обращаться к формированию гражданской идентичности школьника на уроке, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образоватия, во взаимодействии с социумом, Поэтому в образовательном учреждении необходима целостная программа по формированию современного гражданина Российской Федерации, который будет успешен в социуме, будет способен принимать ответственные решения, находить выход из нестандартных ситуаций.

Идеи гражданского образования имеют особое значение для гимназии. У нас реализуется общегимназическая программа «Мы россияне». Данная программа ориентирована на внедрение русского этнокультурного компонента в условиях двуязычия. Одним из стержневых проектов является проект «Язык», в ходе реализации которого язык рассматривается с позиций существования нации. Также стержневыми проектами являются «Родина» и «Семья». Таким образом, программа основана на следующих концептуальных идеях:

- возрождение этнокультуры русского и татарского народов, использование её потенциала в нравственном, духовном и социальном становлении современных школьников;

- создание целостности, системности и глубины учебно-воспитательного процесса, т.к. реализация программы предполагает многоуровневый исследовательский аналитический подход.

Предполагаемый конечный результат заключается в следующем:

- воспитание гражданина, знающего достоинства национальной культуры, имеющего сформированные ценностные ориентиры, умеющего гармонично войти в современную жизнь на культурном, социальном, экологическом уровнях, способного видеть взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего и ценить взаимосвязь культур разных народов;

- воспитание патриота, обладающего способностью к диалогу, эмпатии, к сохранению народных традиций, умеющего брать на себя ответственность за принятые решения.

Реализуя программу, мы активно сотрудничаем с Центром русского фольклора. Так, традиционными стали совместные выставки: «Русские полотенца в семейной обрядности», «Народная ёлочная игрушка в русском доме», «Кукла из бабушкиного сундука» и др. Учащиеся нашей гимназии выступают на праздниках русской культуры и русского фольклора «История Рождества и святок», «Святочные забавы» в Доме Дружбы народов, участвуют во  Всероссийском конкурсе «Русская народная игрушка».

Данная программа реализуется на уроках и во внеурочной деятельности. Учителя русского языка и литературы проводят уроки «Энциклопедия одного слова». На таких уроках обучающиеся работают над этимологией, определяют смысловое значение, подбирают однокоренные слова, пословицы. Например, на уроке по теме «Энциклопедия одного слова. Конь» образ коня рассматривается в художественной литературе, праздниках русского и татарского, а также других народов. Так, конь во всех странах почитался как самое умное создание. Согласно верованиям древних славян конь – символ добра и счастья; мудрость богов являлась людям через это животное; конь являлся не только оберегом, но и верным другом. («Конек-горбунок» и др.). В Болгарии до сих пор празднуют Тодорицу, День коня. Этот праздник похож на праздник татарского народа «Сабантуй» с его скачками.

Учителя начальных классов проводят уроки народной мудрости, где отражаются идеалы народа в сказках. Всем известно выражение А.С. Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Обучающиеся, читая сказки, формируют представление о доброте, справедливости, образ Ивана ассоциируется с величием, красотой своего народа.

В пятых классах – уроки «Чему учат нас былины и легенды?».

Шестые классы изучают казанский ретролексикон. Проводится работа со словарем, который является первым опытом родословно-биографической и историко-краеведческой энциклопедии [1].

Седьмые классы проводят исследования «Слово и мысль», «Слово – начало всех начал».

Восьмые рассматривают этимологию слов «толерантность», «эмпатия», «традиция», учатся анализировать на уроках литературы исторические песни.

Девятые классы обращают особое внимание на тюркские элементы в славянских языках.

Десятые и одиннадцатые классы проводят специальные уроки «Диалог культур», темами которых являются «Русские писатели XIX – XX веков в Казани», «Современные татарские и русские писатели Татарстана».

Во внеурочноей деятельности сохранению родного языка и культуры способствует школьный этнографический музей «Наследие времен». Проводятся экскурсии «Из истории старинных вещей», «Обзорная (краткая и полная) экскурсия» (на русском и татарском языках), «Из истории самовара», «Похвальное слово керосиновой лампе», «Прялка», «Матрешек пестрый хоровод» (на русском и английском языках). Активисты музея ведут кропотливую работу. Экспедиционные группы привозят уникальные экспонаты (деревянные ступы, льночесалки, мутовки и др.) из русских деревень Старое Чурилино, Семиозерка, Никольское, Кулаево и др.

Сохранению языков, взаимообогащению культур способствуют исследовательские работы учащихся. Гимназисты принимают участие в различных научно-исследовательских конференциях. Так, ученица седьмого класса в своей работе «Культурологический концепт слова «память» обращается к стихотворению И.Юзеева «Чуток ли твой сон, XX век?», рассматривая вопросы ответственности за земной шар, к легенде Ч. Айтматова о манкурте, которая подводит ученицу к мысли о том, что каждый человек должен помнить семейные и народные традиции, иначе превращается в бессловесного раба – манкурта, убивающего свою мать.

Тема исследовательской работы десятиклассницы ‒ «Спектр портретов и образов пожилых людей в Отечественной литературе» Помимо филологической направленности эта работа имеет социально-нравственное звучание. В ней рассматривается система духовно-нравственных координат современного общества. Работа носит сопоставительный характер русских и татарских произведений разных жанров: анализ пьесы Ш. Хусаинова «Мама, прости», рассказы В.М. Шукшина и А.Н. Еники, стихи Л. Татьяничевой и татарских поэтов Р. Миннуллина и Р. Файзуллина. В работе рассматриваются наставления К. Насыйри. Ученица сделала вывод, что литература уделяет большое внимание теме старости, подчеркнула, что слова «старость» и «одиночество» порой воспринимаются как синонимы. В работе звучит призыв к молодому поколению задуматься над тем, что необходимо воспитывать в себе такие нравственные чувства, как сострадание, милосердие и забота, следовать таким нравственным принципам, как человечность, а нравственность поведения должна проявляться в единстве и благородстве помыслов, слов и поступков.

Приведенный выше материал иллюстрирует работу гимназии по сохранению языков и культур русского и татарского народов. Как сказал Н. Бердяев: «Культура, в которой мы обитаем, влияет на наше восприятие событий в мире. Культура есть культ предков, связь отцов с сынами».

Список литературы

1. Глухов-Ногайбек М.С. Казанский ретро-лексикон: Первый опыт родословно-биографической и историко-краеведческой энциклопедии / Научн. редактор ‒ З.З.Мифтахов. ‒ Казань: Издательский центр «Основа», 2002. ‒ 575 с.