Словосочетание. Простое предложение.Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс.

Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко. Повторительно - обобщающий урок.

Тема урока: Словосочетание. Простое предложение.

Педагогические задачи: создавать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний о словосочетании, простом предложении); способствовать развитию у обучающихся стремления к героическим поступкам, содействовать воспитанию чувства гордости, уважительного отношения к героям наших дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока43.36 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 6 класс.

Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко. Повторительно - обобщающий урок.

Тема урока: Словосочетание. Простое предложение.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Педагогические задачи: создавать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний о словосочетании, простом предложении); способствовать развитию у обучающихся стремления к героическим поступкам, содействовать воспитанию чувства гордости, уважительного отношения к героям наших дней.

Планируемые результаты

Предметные: знают состав словосочетания, отличие простого предложения от словосочетания, умеют вычленять словосочетания, выполнять синтаксический разбор словосочетаний и предложений.

Метапредметные УУД:

- познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

- регулятивные: принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формируют их в устной и письменной форме;

- коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования.

Организационная структура урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

В классе портрет Героя Российской Федерации Александра Александровича Прохоренко

1. Сообщение темы, цели.

Урок памяти героя Российской Федерации Александра Прохоренко.

Он не мог иначе поступить.

На себя огонь он в том бою

Просто вызвал, жизнь отдав свою

За страну совсем чужую.

       Ю.Баладжаров.      Эпиграф к уроку

Вступительное слово учителя.

В обыденной жизни мы не задумывается о том, что где-то наши соотечественники жертвуют собой. А когда это происходит, как в случае с геройским поступком Александра Прохоренко, то мы вольно или невольно задумываемся о том, что есть в характере наших людей такие черты – смелость, мужество, самопожертвование, которые не подвержены моральной коррозии. А ещё – офицерская честь, верность Присяге, любовь к Родине. И такие люди, как офицер Александр Прохоренко, становятся нравственным примером для целого поколения, а то и не одного.

Обратите внимание на эпиграф к уроку.

Вдумайтесь в смысл. В этом поможет нам материал урока.

В конце урока мы вернемся к эпиграфу. 1. На уроке отдадим дань геройскому поступку офицера наших дней. 2. Вспомним материал 5 класса. Словосочетание.  Простое предложение.

Внимательно слушают.

Принимают и сохраняют учебные задачи.

II. Работа по теме урока.

1. Вопросы классу

Какие разделы науки о языке вы знаете?

Что изучается в синтаксисе?

Чем словосочетания отличаются от слов и предложений?

Как называются части словосочетания?

Как найти в словосочетании главные и зависимые слова?

Отвечают на вопросы, приводят примеры.

Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия.

2. Комментированное письмо.

Текст на слайде.                              

Задание. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Расставьте пропущенные запятые.

Слайд №1.

1)В марте 2011 года в Сирии нач..лась в..йна с террористами Исламского государства.2)Российские в..йска пом..гают сирийскому народу выполняют освоб..дительные операции.3)Во время пребывания Российской Армии в Сирии наши с..лдаты совершили немало подвигов.4) Г..ройский подвиг совершил Александр Прохоренко.5)Офицер выполнял б..евую задачу выявлял важные объекты террористов выд..вал точные координаты ра..пол..жения б..евиков.6)Российские в..енные         получали информацию.7)Российские самолеты нан..сили авиаудары.

Выполняют задание.

1. Чтение  текста с слайда на экране.

2. Комментированное письмо – обучающиеся

В случае затруднения (слово – террорист-) обращаются к толковому словарю; к орфографическому (герой, солдат и т.д.)

3. Беседа

Какие орфограммы повторили, работая с данным текстом.    

В каких предложениях поставили недостающие знаки препинания? Объясните.

Отвечают на вопросы.

Орфограммы:

-проверяемые безударные гласные в корне;                                                                                                            -непроверяемые гласные и                                                                                                                           согласные;                                                                                                                          - гласные и согласные в                                                                                                                           приставках;                                                                                                                          - буквы з и с на конце                                                                                                                              приставок                                                                                                                                           - буквы а и –о в корне                                                                                                                            -лаг - --лож-.

Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия.

4. Разбор словосочетаний. Задание классу.

 (По тексту для комментированного письма).

1. Из предложения №2 выписать словосочетания, разобрать.

2. К доске вызываются  2 ученика. 1-й выписывает из текста, разбирает словосочетание глагол* + существительное.

2-й – выписывает из текста,  разбирает словосочетание прилагательное +существительное*.

Выполняют задание.

5. Дополнительное задание. Морфемный разбор.

1. В тексте найдите слово с 2-мя приставками, выполните морфемный разбор.

2. Геройский2.

Выполняют задание.

Взаимопроверка.

Осуществляют контроль, оценку учебных действий

6. Отличия предложений от словосочетаний.

Назовите  отличия предложений от словосочетаний.

Что составляет грамматическую основу предложения?

Отвечают на вопросы.

Формулируют ответы на вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия.

7. Выборочный диктант.

Учитель читает текст.

Текст диктанта.

8)Прохоренко находился неделю в тылу противника. 9)Боевики обнаружили офицера и окружили его.10)Лейтенант вступил в бой с террористами.11)Он не сдался в плен, вызвал огонь на себя. 12)Александр погиб геройски.13)Погибли окружившие его боевики.

Обучающиеся выписывают из предложений грамматические основы.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения.

8. Вопрос классу.

Слайд №2.

Как был отмечен подвиг Александра Прохоренко?

За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, указом Президента Российской Федерации (от 11 апреля 2016 года) Прохоренко Александру Александровичу присвоено звание Героя Российской Федерации, посмертно.

Внимательно читают текст.

Получают необходимую информацию.

9. Синтаксический  разбор предложений.

Составление схем предложений.

Предложения записаны на доске.

14)  Оренбургская земля подарила нам героя1.15)Прохоренко родился в селе.

Выполняют задание.

Используют  схемы для решения учебно-практических задач.

10. Фонетический разбор.

Выполнить фонетический разбор слова – героя.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Осуществляют поиск средств ее решения.

11. Работа в группах.

Обучающимся раздаются карточки с текстом и заданиями.

Текст напечатан на карточках.

16)С..ло Городки находит(ся) в Оренбургской област.. . 17)Отец работал тр..ктористом. 18)Мать -  уборщицей в администраци.. . 19)В школ..  учился Саша хор..шо. 20)Старался учит( )ся в Военной академи.. , которую закончил с отличием.

21)Народ гордит( )ся отважным офицером.22)О подвиг.. Прохоренко знают не только в нашей стран.. . 23)Итальянцы проделали долгий путь в Россию. 24)Они приехали покл..нит( )ся герою. 25)Французская с..мья перед..ла с..мейные реликвии р..дителям  Александра. 26)Пройдут годы. 27) Мы будем прод..лжать г..ордит( )ся человеком, который вызвал огонь на себя ради сп..сениядругих. 28)Прохоренко не мог иначе поступить. 28)Герои навсегда ост..ют( )ся в памят.. народа.

Задание первой группе:

выписать  слова с пропущенными буквами, в которых есть орфограмма «безударные проверяемые гласные в корне слова». Обозначить данную орфограмму.

Выписать предложения, соответствующие схемам, сделать синтаксический разбор.

1-ая группа

Задание второй группе.

 Выписать слова с пропущенными буквами, в которых есть орфограммы «буквы е и и  в окончаниях имен существительных», «-тся и ться в глаголах». Обозначить данные орфограммы.

Выписать предложения, соответствующие схемам.

2-я группа

Проверка по ключу.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения.

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Выставление и комментирование оценок.

Какую тему повторяли?

Для чего в языке служат словосочетания и предложения?

Чем словосочетания отличаются от слов и предложений?

Назовите основные признаки предложений.

Что составляет грамматическую основу предложения?

Что вызвало у вас затруднения?

 Почему?

Как оцениваете свою работу на уроке?

Вернемся к эпиграфу урока.

Какой подвиг совершил офицер России Александр Прохоренко?

Отвечают на вопросы. Примеры приводят из материала урока.

Проводят самоанализ деятельности на уроке.

Слово учителя.

Слайд №3.

Композитор Владимир Евзеров и поэт Юрий Баладжаров написали песню «Он не мог иначе». Посвятили песню Герою России Александру Прохоренко.  На слайде слова песни.

 Каждый ли человек способен на такой подвиг?

Ваше отношение к подвигу Героя России Александра Прохоренко.

На классном часе послушаем песню «Он не мог иначе поступить…» и продолжим разговор о подвиге.

Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Он не мог иначе поступить…».

Из текста сочинения выписать одно словосочетание, разобрать, одно предложение, выполнить синтаксический разбор.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простое предложение. (урок о Ю.А. Гагарине)

Памятные даты календаря - 12 апреля.  Урок построен на материале о Ю.А. Гагарине -  первом космонавте земли....

Ордена и медали Российской Империи и Российской Федерации: «Слава героям!»

В 2014-2015 учебном году учащиеся 11Б класса продолжают серию уроков в музее школы с проектной работой «Ордена и медали Российской Империи и Российской Федерации: «Слава героям!»...

Презентация к уроку "Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко"

Презентация к уроку "Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко"...

Урок развития речи. Изложение. Урок памяти Героя Российской Федерации Романа Филипова

Урок развития речи. Изложение. Урок памяти Героя Российской Федерации Романа Филипова...

Сценарий традиционного турнира памяти павших при защите конституционного строя Российской Федерации

Турнир проводится 18 лет.Имеет огромное воспитательное значени .В организации турнира принимают участие родственники павших,ветеранские организации....

Конкурс сочинений, посвященных героям Российской Федераций, приуроченный ко Дню защитника Отечества

Приближать Победу почта помогала.Полевая почта жизни всем желала.Сложен в треугольник маленький листочек,Получали весточку со скупыми строчками.Полевая почта с тылом связь держала,На войне солдатам по...