Конспект урока по литературе в 6 классе "Твори добро" по рассказу Куприна "Чудесный доктор"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Ирина Владимировна Егорова

Конспекты уроков литературы и русского языка для уроков в 6 и 8 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы в 6 классе

Тема «Твори добро!» По рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»

Цели урока:

- способствовать формированию морально-нравственных ценностей;

- продолжить формировать навыки анализа художественного текста;

-повторить изобразительно-выразительные средства языка, встречающиеся в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна;

- стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы.

Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова, иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор», мультимедийный проектор, компьютер.

Добру человек  у человека учится

Ч. Айтматов

Ход урока

  1. Организационный момент. Актуализация знаний. (2 мин.)  (Слайд №1)

Учитель:

-  Здравствуйте, ребята!Скажите, пожалуйста, что значит быть добрым? Что такое доброта?

 У вас есть листочки, на которых  в графе «до» запишите свой ответ.

Ученики:

    1.Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение.

2.Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

3. Доброта — это бережливое и внимательное отношение к чему-либо.

    4.Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

 Учитель:

- Как вы думаете, какая тема  нашего урока? О  чем  сегодня  мы  будем говорить  на  нём?

Ученики:  

- О доброте,  о  людях и  их  поступках.

Учитель:

- Действительно, тема нашего  урока  «Твори добро!»  по  рассказу  А.И.Куприна "Чудесный доктор". Эпиграфом к нашему занятию мы возьмём слова известного писателя XXвека Ч. Айтматова: «Добру человек у человека учится»  (Слайд №2)

II. Формулирование целей  урока (1 мин.) (Слайд № 3)

Учитель:

- Давайте попробуем определить то,  чем  мы   сегодня   будем  заниматься   на  уроке?

Сегодня на уроке мы должны раскрыть такое понятие, как "доброта" на примере рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор";

 -разобраться в содержании прочитанного вами текста, понять авторский замысел произведения;

-дать оценку поступкам героев;

 - определить нравственную проблематику рассказа.

Но прежде чем мы начнём разговор о доброте, проверим, насколько внимательно вы его прочитали произведение.

Словарная работа. (2 мин.) (Слайд № 4)

Читая рассказ, пожалуй, каждый из вас находил непонятные слова. Вы уже знаете, что в конце текстадаётся их толкование, в частности, что такое:

Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).

Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.

Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.

Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.

Сочельник - (устар.) канун церковных праздников Рождества и Крещения.

III. Художественный анализ текста. (12 мин.)

Теперь перейдём к анализу произведения.

1. Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

- Сколько рассказчиков в этом произведении?

Ученики:

- Два: тот, с кем произошла описанная писателем история, и сам автор, передающий услышанное от другого.

Учитель:

- Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».

Как автор описывает картину города?

Найдите описание города (По мере…позади).

Судя по прочитанному, можно точно сказать, в какое время года происходит действие рассказа?

Ученики:  

- Зимой, перед Рождеством или Новым годом.

Учитель:

-С чем ассоциируются новогодние праздники?

Ученики:

- С ёлкой, гирляндами, мандаринами.

 Учитель:

- Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?

Ученики:

-  Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, свершение чуда.

Учитель:

- Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?

Ученики:

- Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут.(Наконец …нищеты).(Слайд № 5)

Учитель:

- Перед вами лежат листочки. На них записаны детали  из картины жизни большого города и из картины жизни мальчиков. Давайте распределим их, соответственно отметив цифрами 1 и 2.

  • Целые горы красных крепких яблок и апельсинов.
  • Ярким светом висящих ламп;
  • Правильные пирамиды мандаринов.
  • Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы.
  • Гирляндами колбас.
  • Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.
  • Сияющие ёлки.
  • Прекрасные магазины.
  • Смеющиеся лица нарядных дам.
  • Тесным, обледенелым и грязным двором.
  • Закоптелым, плачущим от сырости стенам.
  • Мокрым отрёпкам.
  • Ужасному запаху керосинового чада.
  • Грязного белья и крыс.
  • Запаху нищеты.

Учитель:

- Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором? (Слайд №6)

Ученики:

- Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей.

Учитель:

- Правильно, чтобы показать контраст жизни и мечты автор использует прием противопоставления.  Такой прием в литературе называется антитеза. ( Слайд № 7)

Зачем А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков?

 Выводы  учащихся:

- А. И. Куприн сопоставляет картины жизни большого города и жизни мальчиков  для  того,  чтобы  показать читателю, как жесток окружающий мир.

Учитель:

- Следующее задание по карточке. Подчеркните эпитеты и метафоры, которые встретились в тексте. Но сначала вспомним, что такое эпитет и что такое метафора.

  • Эпитеты: «красных крепких яблок», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала».
  • Метафоры: «горы яблок», «пирамиды мандаринов», «запах нищеты».

С помощью художественных средств автор создает картины жизни большого города и картины жизни мальчиков.

Учитель:

- А почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении?

Ученик:

- Семья Мерцаловых оказалась в таком положении, потому что глава семейства заболел и поэтомупотерял работу и теперь никак не может найти новое место, хотя  старается.Весь сегодняшний день он ходил по городу и просил деньги у кого только можно. А детей мать послала с письмом к своему бывшему работодателю в надежде, что тот одолжит хотя бы какую-нибудь сумму денег.

    V. Особенности изображения действительности. (10 мин)

Учитель:

- Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает.

(Учитель читает описание природы под музыку Бетховена «Лунная соната»(«Тут было… тишины»).(Слайд №  8)

Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов.

Олицетворение: «деревья дремали».

Эпитет: «великое спокойствие».

Метафора: «глубокая тишина».

Учитель:

- Скажите, какая природа в рассказе?

Ученики:

- Царственная, спокойная, роскошная.

Учитель:

- А что говорится о семье Мерцаловых?

Ученики:

- Она ведёт нищенское существование. Все это, во-первых, служит противопоставлением.

Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение – уйти из жизни.

 IV. ФИЗМИНУТКА.(2 мин.)

Учитель:

- О чем Мерцалов думает среди глубокой тишины и великого спокойствия?  

Ученики:

- Вот лечь бы и заснуть.

Учитель:

- Какой поступок хочет совершить Мерцалов? Почему? Грех ли это?

Ученики:  

- Он хочет покончить жизнь самоубийством. Мерцалов в отчаянии, потому что не может содержать семью, его дети голодают. Но  самоубийство -это не выход, это грех.

Учитель:

- С кем встретился Мерцалов здесь, в саду?

Ученики:

- С доктором.

Учитель:

- Найдите эпизод встречи Мерцалова и доктора. (Ролевое чтение).

 Найдите описание портрета незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Слайд № 12)

Ученики:

- «Мягкий, ласковый», «умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие».

Учитель:

- Найдите описание  портретаМерцалова. Как его рисует автор?

Ученики:
- «Скромный, заботливый, честный, интеллигентный, тактичный».

Учитель:

- Что же произошло после разговора в парке? (Один ученик рассказывает).

Учитель:

- Скажите,  произошло ли  чудо  в  рассказе?  

Ученики:

- Да произошло,  и  связано оно  с  появлением «чудесного доктора». Всё меняется, как в сказке, семья возвращается к нормальной жизни. А доктор так же быстро исчезает, как неожиданно он и появился.

VI. Работа в парах. (3 мин.)

Учитель:

-  Что было «чудесного» в поступках незнакомца? (Отвечают ученики).

- Запишите на листочках те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным?

Выводы учащихся:

- В рассказе А.И. Куприна речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям и невзгодам судьбы.

Учитель:

- А  вы знаете,  что  Куприн, говоря о докторе Н.И.Пирогове, писал о  реальном человеке, оставившим  существенный след  в  медицине. Хотите узнать о нём? Я «пригласила»к нам в гости Николая Ивановича Пирогова. Пусть он сам расскажет, как стал доктором. (Слайд № 9)

VII.Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову. (2 мин.) (Слайд №10)

- Меня зовут Николай Иванович Пирогов. Я профессор медицины. Вы  меня спросите,  как я  стал  доктором? А вот, господа,  все случай... Когда  я  был  еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел  и  к  нему был приглашен профессор  Мухин. О, это был удивительный человек!  А  как он  говорил  с  братом!  Не  поверить ему было просто  невозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Он, как чародей, посетил нашу семью. И я начал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году,  стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений.  Я лечил всех: и императора Александра,  и  бедных людей, которые шли  ко  мне на прием целыми толпами. Я  помогал простым людям, как мог, а не выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.  

VIII. Работа с текстом.(2 мин.)

Учитель:

- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?

Ученики:

- «Что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо»?

Учитель:

- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?

Выводы учащихся:

- В произведении Купринаесть глубокие размышления писателя о добре и зле, которые существуют не только где-то, но находятся  в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам. (Слайд № 11)

IX.  Дискуссия.(6 мин.)

Учитель:

- Как вы думаете,  а  что  помогло  осуществиться  этому  чуду?

Ответы учеников.

Учитель:

- И название этому чуду- доброта, милосердие, сострадание. (Слайд №12)

Объясните,  а  что  такое в  вашем  представлении милосердие,  сострадание,  доброта?

Со словом добро созвучны слова милосердие, благотворить. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым не зависит от богатства, а зависит от состояния души. Благотворить - значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям.

Есть  в  нашем  современном  обществе  такое  чудо, как  милосердие?

Ответы учащихся. (Слайд №13)

Учитель:

- И в наше время  немало милосердныхлюдей, которые помогают и словом, и делом. Например, существует  благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой, который помогает  детям с онкологическими заболеваниями. Он оплачивает лечение ребят в зарубежных клиниках, оснащает  медицинские заведения дорогостоящим оборудованием, бытовой техникой. Фонд создан в 2003 году Владимиром и Мариной Вавиловой и назван в память об их дочери, ушедшей в мир ангелов от лейкемии в возрасте  пяти лет. В  Казани действует «Детский хоспис», цель которого помочь больным детям. На эти же цели  отдала присуждённую ей Государственную премию  известная актриса Чулпан Хаматова.

У меня в руках прозрачные, светлые бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза прозрачная, искрящая, на солнце горит всеми цветами радуги. Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой,  а мы по крупицам, по бусинкам будем наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками.

Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться, подойдите и положите в этот сосуд по одной бусинке. (Дети кладут в хрустальную вазу бусинки).

Посмотрите, сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!

  X. Рефлексия урока. (2 мин.)

Как вы считаете: в  человеке больше  добрых или злых  качеств? А  в  вас?

Каких  у  нас  людей  больше добрых  или  злых?  Докажите, приведя примеры  из  своей жизни.

Учитель:

- В начале урока мы  поставили перед собой вопрос «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте теперь ответим на этот вопрос.

Ученики:

- В рассказе говорится о добром, милосердном докторе, который совершил чудо для семьи Мерцаловых. Он действительно чудесный, потому что не всякий богатый, человек с положением обратит внимание на бедного.

Перед вами листочки, которые вы уже заполняли в начале урока. А теперь запишите в графе «после» свой ответ на вопрос,  что такое доброта?

Изменилось ли ваше мнение о доброте?

Ученики:

- Не очень изменилось. Здесь у нас слова благотворить и милосердие, они созвучны со словом доброта.

XI. Домашнее задание. (1 мин.) (Слайд № 14)

Напишите сочинение-размышление (по выбору)

Темы сочинений:

1. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?

2. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?

Литература

  1. Литература. 6 класс. Учебник в 2 ч.  Коровина В.Я. и др. М.: 2012. Ч.1 – 304с.; Ч.2 – 288с.

     2. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка

         Издательство: М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп.

  1.  с.; 2006 г.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

 8-й класс

Турнир знатоков русского языка

 «Бой эрудитов» (1 слайд)

В игре участвуют  две команды. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся и для болельщиков.

Оборудование: плакат «Турнир знатоков русского языка», плакаты с высказываниями о русском языке, карточки с заданиями для команд и болельщиков, секундомер, призы для участников и для болельщиков, на игровых столах – листочки бумаги, ручки, карандаши.

Цель:

- формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;

- стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения;

- воспитание бережного отношения к языку.

Ход проведения.

Учитель:  Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Мы рады приветствовать вас на Турнире знатоков русского языка.

        Главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Дети читают высказывания о русском языке.

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».

Учитель:  Сегодня в нашем турнире участвуют 2 команды, которые в честном поединке выяснят, кто же лучше знает наш прекрасный русский язык.

        Девиз нашей игры: "Выучить русский язык!”

        Итак, за стол игроков приглашаются команды: .

1 команда – «Веселые и находчивые»

                                  2 команда – «Любознательные»

         Победителя турнира определит компетентное жюри в составе (представляются члены жюри).

         Итак, команды готовы! Объявляю начало первого тура.

Первый тур. Приветствие команд.

Команда 1. Мы весёлые ребята,

                          И не любим мы скучать,

                          С удовольствием все будем

                          Мы в турнире выступать.

Команда 2.  И пусть быстрей кипит борьба,

                          Сильней соревнование,

                          Успех решает не судьба,

                          А только наши знания.

Команда 1.  Мы отвечаем дружно,

                           И здесь сомнений нет:

                           Сегодня будет дружба

                           Владычицей побед.

Команда 2.  И, соревнуясь вместе с вами,

                           Мы останемся друзьями.

                           Пусть борьба кипит сильней –

                           И наша дружба крепнет с ней.

Второй тур. Разминка.

Команды отвечают на вопросы. У кого больше ответов, тот и победитель (за каждый правильный ответ — 1 балл).

2 слайд

1. Топливо из леса (дрова)

2. Учебный час (урок)

3. Оппонент зла (добро)

4. День недели после дождичка (четверг)

5. Болотная невеста журавля (цапля) 

6. Словесная дуэль (спор)

7. Зубная печать (пломба)

8. Ваши первые ботинки (пинетки) 

3 слайд      

Сколько всего музыкальных нот? (Семь.) 

Назовите их. (До ре ми фа соль ля си)

4 слайд      

Придумайте слова, в которых дважды встречается название нот (фамилия, сирена, доля, домино, фасоль, помидор, премия, переносица, доверенность, усмирение, чередование).

5 слайд      

Третий тур

 Конкурс I. «Исправленное меню»

Учитель : Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, — ответил официант.

- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, — сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, оформите грамотно меню:

БулЬОн курИНый с фрикадельками.

РаССольник с кОлбасой.

Котлеты гОвяжьИ.

ПЕльмени.

Кисель клюквЕННый.

КовриЖка ржаНая.

ПИрожное бИсквитное.

ПироЖки с печЁнкой.

Четвертый тур

6 слайд    Шарады

Учитель:  Поиграем в шарады:

Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода.

Местоименье — слог второй,

А в целом — школьный столик твой. (Парта)

Предлог стоит в моем начале.

В конце же — загородный дом.

А целое мы все решали

 И у доски, и за столом. (Задача)

Первое — нота,

Второе — игра.

Целое встретишь у столярА. (ДолотО)

Прежде, чем перейти к следующему конкурсу, отгадаем загадки-складки.

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет... (до корней волос).

Он в этот час, как говорится,

Готов... (сквозь землю провалиться)

О чем же думал он вчера,

Когда... (баклуши бил с утра)        

О чём пойдёт речь? (Об устойчивых сочетаниях слов - фразеологизмах)

Пятый тур

Фразеологизмы

7 и 8 слайды - Фразеологизмы    

Задание. Перед вами рисунки, которые помогут вспомнить известные фразеологизмы. Объясните их происхождение.

        

Дамоклов меч (рис. 1). Дамокл — приближенный сиракузского тирана Дионисия, завидовал его богатству и счастью. Чтобы проучить завистника, Дионисий посадил его на свое место, повесив над ним на конском волосе острый и тяжелый меч. Испуганному Дамоклу он объяснил, что этот меч — символ опасностей, которым постоянно подвергается властитель, потому что волос можно перерезать (порвать) в любой момент.

Семь пятниц на неделе (рис. 2). Так говорят о том, кто часто меняет свои решения.)

Ахиллесова пята (рис. 3) — уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку.

Спустя рукава (рис. 4) означает «трудиться неохотно, небрежно». Раньше старинная русская одежда была с длинными рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошло выражение работать спустя рукава, т.е. неохотно, небрежно.

На воре шапка горит (рис. 5) — от старинного анекдота. Искали вора и не могли найти, обратились к знахарю. Он повел потерпевших на базар и вдруг крикнул в толпу: «Поглядите, на воре шапка горит!» Какой-то человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором.

От доски до доски (рис. 6). В старину переплет книги делали не из картона, а из досок, обтянутых кожей. Выражение от доски до доски означает от начала до конца (выучить, прочитать...).

9 слайд - Фразеологизмы  

Учитель :  Подскажите фразеологизм.

1. Близко — рукой подать.

2. Обманывать – морочить голову

3. Быстро — во весь дух.

4. Замолчать — прикусить язык.

Домашнее задание

 Подобрать по 5 фразеологизмов с одним общим для них словом.

Слова: нос, нога, зуб, язык, голова, рука, ухо, глаз.

 Каждая команда получает карточку с 4 словами.

Нос – водить за нос, совать всюду нос, держать нос по ветру, задирать нос, не видеть дальше собственного носа, остаться с носом, носа не показывать, комар носа не подточит.

Нога – унести ноги, встать не с той ноги, на короткой ноге, чёрт ногу сломит, падать с ног, путаться под ногами, ног под собой не чуять.

Зуб – говорить сквозь зубы, иметь зуб, зубы заговаривать, ни в зуб ногой, положить зубы на полку, в зубах навязло, скалить зубы.

Язык - язык прикусить, язык проглотил, язык не поворачивается, не сходит с языка, развязался язык, острый на язык, сорваться с языка, найти общий язык.

Голова – человек с головой, без царя в голове, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, как снег на голову, свалить с больной головы на здоровую, морочить голову.

Рука – отбиться от рук, всё из рук валится, умывать руки, прибрать к рукам, на скорую руку, своя рука владыка.

Ухо – держать ухо востро, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, ушки на макушке, прожужжать все уши, навострить уши, покраснеть до ушей, слышать краем уха.

Глаз – искры посыпались из глаз, мозолить глаза, хлопоть глазами, глазом не моргнуть, как бельмо в глазу, с глазу на глаз, пускать пыль в глаза, говорить правду в глаза, хоть глаз коли.

Конкурс болельщиков

1.        Что у цапли впереди, а зайца позади? (буква «Ц»)

2.        Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

3.        Что общего у дня и ночи? («Ь» знак в конце слова)

4.        Что находится между горой и оврагом? (буква «И»)

5.        Какое государство можно носить на голове? (Панама)

6.        Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (твое имя)

7.        Какую часть слова можно найти в земле? (корень)

8.        В каком слове сорок гласных? (сорока)

9.        В каком слове 7 гласных Я ? (семья)

10.        Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

11.        В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет)

12.        Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево? (тот, шалаш, боб, Анна, Алла, казак)

13.        Как с помощью наречий перечислить по порядку все дни недели, не называя при этом на числа, ни названия дня? (вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра).

Шестой тур

10 слайд – Конкурс III. «Аукцион синонимов»

Задание командам. Подберите синонимы к иноязычным словам.

Контракт        — договор.

Ситуация        — положение.

Коммюнике — соглашение.

Лозунг — призыв.

Антракт — перерыв.

Монумент        — памятник.

Седьмой тур

11 слайд –  Конкурс IV. «Знай грамматику!»

Учитель :1. От названий городов образуйте названия жителей.

Москва – москвич.                    Екатеринбург — екатеринбуржец.

Тула — туляк.                              Братск        — братчанин.

Одесса - одессит.                    Тбилиси        — тбилисец.

Волгоград - волгоградец.          Баку        — бакинец.

Восьмой тур

12 слайд –  Конкурс IV. «Знай грамматику!»

Учитель: 2. Образуйте правильные формы слова в родительном падеже: Например: абрикосы – абрикосов; килограммы – килограммов.

   Сапоги - сапог.        

   Носки -  носков.        

    Армяне - армян.        

Казахи - казахов.

Рельсы - рельсов.

Гусары - гусар.

Партизаны - партизан.

Гусли - гуслей.

Девятый тур

 Команда, посмотрев сценку, находит омонимы и уточняет их лексическое значение.

Сценка «Овсянка»

Встретились два друга: Коля и Матвей. Коля сказал:

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь,- сказал Матвей,- у меня тоже дома овсянка.

- Я люблю овсянку! – добавил Коля.

- И я люблю! – сказал Матвей.

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком.

- Как это – вкусная? Как это – с молоком?- удивился Коля.

- Да так. А ещё хороша с маслом и с сахаром.

- Да ты про что говоришь? – не понял Коля.

- Как это про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную. А ты про какую?

- И я про обыкновенную овсянку. Про ту, что в нашем саду жила и песни

пела.

- Каша песни пела?!- изумился Матвей.

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слышал про такую, что

ли? Пойдём ко мне – мою овсянку слушать!

- Пойдём, а потом ко мне – мою овсянку кушать!

Десятый тур

13 и 14 слайды – Конкурс V: «Четвертое лишнее»

Задание: каждой команде даётся по четыре отрывка, найдите четвёртое лишнее и объясните, почему

1)  По улицам Слона водили
  Как, видно, напоказ.
  Известно, что слоны

   В диковинку у нас.

2)        Было у отца три сына:

Два умных, а третий — дурак.

  1. Иван-царевич, что невесел,
    Буйну голову повесил?
    Ложись спать, утро
    Вечера мудренее.
  2. Сивка-бурка, вещий каурка,
    встань передо мной,

как лист перед травой!

  1. Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
    На дровнях обновляет путь;
    Его лошадка, снег почуя,
    Плетется рысью как-нибудь...
  2. Проказница-Мартышка,
    Осел, Козел да косолапый
    Мишка затеяли сыграть Квартет...
  3. Кто виноват из них, кто прав —
    Судить не нам.

Да только воз и ныне там.

4)        Тут Воробей, случась,
Промолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните,
Хваля друг дружку -

 Все ваша музыка плоха...»

Ответ. I. Первый отрывок, так как это басня, а остальные сказки. II. Первый отрывок, так как это стихотворение, а остальные басни.

Конкурс болельщиков

  • Какую строчку не сможет прочитать ни один человек? (швейную)
  • Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (ямы)
  • Какое имя числительное приказывает? (три)
  • Решите звуковую пропорцию: в : ф = з : ? (с)
  • Какое слово можно составить из 5-й, 11-й и 16-й букв русского алфавита? (Йод)
  • Даны слова: Ольга, ягода, баня, удочка, драться, мириться, форель, завидно, тринадцать. В каком слове при произношении звучат только твердые согласные? (Драться)
  • Именно это является наименьшей единицей устной речи. (Звук)
  • Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
  • Эта часть слова служит для образования форм слова. (Окончание)
  • Определите способ образования слова подоконник. (Приставочно-суффиксальный)
  • Сколько наклонений у русского глагола? Перечислите их. (Изъявительное, повелительное, условное)
  • Эта часть речи указывает на предметы, признаки, принадлежность и количество, может быть любым членом предложения. (Местоимение)
  • В этом словаре можно найти информацию о происхождении слова. (Этимологический)
  • Так называются слова, одинаково произносящиеся и пишущиеся, но имеющие разное лексическое значение. (Омонимы)
  • Как с точки зрения происхождения называются слова злато, длань, уста? (Архаизмы)
  • Отгадать загадку, выполнить морфемный разбор слова, подобрать слова с таким же суффиксом и однокоренные.

Загадка

Он пузатый, но не жирный,

В тюбетеечке всегда,

Молчаливый, очень смирный,

Не выходит никуда.

Но как только он напьётся,

Забирается на печь

И ворчит, шумит, плюётся-

Уж от ссор не уберечь.

Корень слова дан в Китае,

Ну а суффикс русский, знаем. (Чай-ник).

Мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.

Конкурс «Продолжи пословицу».

1.Грамоте учиться – (всегда пригодится)

2.В умной беседе ума наберешься, а (в глупой – свой растеряешь).

3.Корень ученья горек, а (плод сладок).

4.Слово серебро, (молчание – золото).

Мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.

Конкурс «Продолжи пословицу».

1.Грамоте учиться – (всегда пригодится)

2.В умной беседе ума наберешься, а (в глупой – свой растеряешь).

3.Корень ученья горек, а (плод сладок).

4.Слово серебро, (молчание – золото).

Учитель:  Вот и закончился наш турнир. И, как ни грустно, но нам пора расставаться. Мне остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка. Заключительное слово предоставляется председателю жюри.

(Объявляется победитель. Каждой команде и болельщикам вручаются призы.)

        - Нашим командам сражаться в турнире помогала дружба.

15 слайд - «Выучи русский язык» С. Абдулл

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник.

Если  нуждаешься в твёрдой опоре, -

Выучи  русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если  штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Горького зоркость,

бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

КОНКУРС

«Веселые и находчивые»

«Любознательные»

1

Приветствие

(3 балла max)

2

Разминка

 ( правильный ответ – 1 балл)

3

Исправленное меню

4

Шарады

(правильный ответ – 1 балл)

5

Фразеологизмы

(происхождение) 

(правильный ответ – 1 балл)

6

Фразеологизмы

(замена слова)

(правильный ответ – 1 балл)

7

Домашнее задание

8

Аукцион синонимов

(правильный ответ – 1 балл)

9

Знай грамматику- жители

(правильный ответ – 1 балл)

10

Знай грамматику- Род.пад. (правильный ответ – 1 балл)

11

Знаешь ли ты омонимы?

(правильный ответ – 1 балл)

12

Четвертый лишний

Итого:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"). 9 класс

Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"), приложение.  9 класс...

Конспект урока по литературе: «Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП в 6 классе»

Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.На уроке мы попыт...

Конспект урока по литературе по ФГОС "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий" ".

Конспект урока по литературе 6 класса соответствует ФГОС....

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...

Конспект урока родной литературы "Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка".

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка....

Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....