Синтаксические нормы
материал по русскому языку на тему

Практическая работа по синтаксическим нормам русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sintakischeskie_normy_9_prakticheskie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Практические задания

  1. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже, составьте предложения.

1. Согласно (устав предприятия, приказ директора, постановление правительства, желание трудящихся). 2. Благодаря (помощь и поддержка друзей, выгодное финансовое положение, забота близких, полученные знания). 3. Вопреки (ожидания, сложившийся ход вещей, рекомендации специалистов, все). 4. Наперекор (здравый смысл, желание матери, ожидания, сложившиеся обстоятельства). 5. По (возвращение из-за границы, окончание переговоров, прибытие на корабль).

  1. Откройте скобки, запишите словосочетания с данными словами. Обратите внимание на то, что близкие по значению или однокоренные слова требуют различного управления.

Доволен – рад (дети); отзыв – рецензия – аннотация (статья); характéрный – свойственный (этот человек); наполнен – полон (свет); беспокоиться – тревожиться (родители); обрадованный – обрадоваться (успех); обосновывать – основываться (предложение); предостеречь – предупредить (опасность); препятствовать – тормозить (развитие); различать – отличать (плохое и хорошее); восхищаться – преклоняться – удивляться  (его смелость); укорять – порицать (бездеятельность); вера – уверенность (справедливость).

  1. Составьте словосочетания, соединив слова первой и второй групп по правилам лексической и грамматической сочетаемости.

1. Платить, заплатить, уплатить, оплатить, оплата, плата. 2. Обучение, расходы, покупки, проезд, долги, налоги, труд, штраф, валюта, вексель, счет.

1. Скучать, тосковать, грустить. 2. Дочь, родные, родина, я, ты, он, она, мы, вы, они.

1. Надеть, одеть. 2. Пальто, перчатка, костюм, ошейник, больной, попона, ребенок.

1. Отмечать, подтверждать, понимать, оперировать, указать, удостоить. 2. Недостатки, факты, искусство, цифры,  пособия, улучшение ситуации, умение, награда, взгляд.

  1. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастного оборота. Исправьте предложения.

1. Взяв без разрешения оборудование, у него начались неприятности. 2. Читая эту книгу, кажется, что был знаком с автором. 3. Проработав два месяца, у нее возникли осложнения с начальником цеха. 4. Изучая проблемы транспорта, нами были получены следующие результаты. 5. Доехав до светофора, у водителя внезапно заглох мотор. 6. Окончив школу, перед каждым встает вопрос о выборе профессии. 7. Убежав из дома, мальчик был найден родителями. 8. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 9. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 10. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 11. Соглашаясь с Вами, у меня нет возражений. 12. Объединив усилия, к нам вернется уверенность в победе. 13. Учитывая общий размер уставного капитала, мы оставляем за собой право корректировки взноса.

  1. Найдите грамматико-стилистические ошибки в предложениях с однородными членами. Отредактируйте предложения.

1. Мы помним и отдаем дань уважения жертвам борьбы с фашизмом. 2. Автор монографии пытается вникнуть, осознать суть проблемы. 3. Руководитель планирует и осуществляет контроль за ходом выполнения работ. 4. Ответственный за проведение конференции обязан координировать и руководить работой секции. 5. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 6. Такое положение вещей не характерно, не свойственно данному этапу исторического развития. 7. Повсюду были слышны взрывы петард и отблески фейерверков. 8. Ритм стиха взрывается то народной частушкой, то растворяется в цыганском романсе. 9. В зарисовках старой деревенской Руси я не только нахожу у Есенина радостные, но и грустные интонации. 10. Колледж рассчитывает получить деньги от продажи изделий, изготовленных руками учащихся, и спонсоров. 11. Магазину требуются продавцы оптовой техники и телевизоров.

  1. Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.

1. Большинство группы был… приезжие. 2. Большинство игроков сборной команды выступал… в турнире. 3. Ряд рабочих цеха заявил… в своих выступлениях, что они досрочно выполнят задание. 4. Ряд избирателей, оказавшихся недовольными работой местных органов власти, игнорировал… повторное голосование. 5. Большинство участников школы был… отправлен… на лето в трудовой лагерь. 6. Ряд столов наход…ся посреди большой комнаты. 7. Большинство участников заседания уже высказал…сь. 8. Ряд студентов института был… счетчиками по переписи населения. 9. В селе жив… большинство местных избирателей. 10. Часть абитуриентов оказал…сь выпускниками математических школ. 11. Большинство человек ранен… 12. Ряд предложений проекта не подкрепил…нужными расчетами. 13. Целый ряд орфографических ошибок и погрешностей повлия… на оценку сочинения. 14. Индонезийцы в подавляющем большинстве мусульмане, и лишь часть исповеду… христианство. 15. Большинство согласи…сь с оратором. 16. Большинство авторов, заключив договор с издательством, представил… рукописи. 17. Большинство предметов лежал… в беспорядке. 18. Часть представленных документов был… признан… недействительн…

  1. Поставьте сказуемое в нужной форме. Объясните ваш выбор.

1. Никто, даже самые смелые, не реши…(сь, ся) бы заночевать в этом лесу. 2. Те, кто не сдела… прививку, рискуют заболеть. 3. Бейкер-стрит известн… во всем мире благодаря популярности Шерлока Холмса. 4. «Горе от ума» написан… А. С. Грибоедовым. 5. Каждый альпинист и каждый спортсмен зна…, как опасен камнепад в горах. 6. Вся Европа, вся Америка, весь мир смотр… эту русскую передачу. 7. То ли бревно, то ли бочка проплывал… по реке. 8. Московский или Петербургский университет провод… конференцию. 9. Стихотворение, а не поэма опубликован…  в журнале. 10. Мать с ребенком пошл… в поликлинику. 11. Театр-студия воспитал… немало талантливых актеров. 12. Библиотека-музей приобрел… неизданные рукописи писателя. 13. Детство и юность ее и двух братьев прошл… на Пятницкой улице. 14. ФСБ запретил… публикацию секретного доклада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ. Синтаксические нормы

Теоретический материал к заданию А6 в ЕГЭ по русскому языку (Нарушение синтаксических норм предложения)—...

Тест Синтаксические нормы

Подготовка к ЕГЭ. Задания А-5....

Синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом).

Данный ресурс закрепляет умение правильно строить предложения с деепричастным оборотом. Дан алгоритм выполнения  заданий данного типа. (Подготовка к ЕГЭ - выполнение задания А-4)...

Занятие по подготовке к ЕГЭ. «Синтаксические нормы»

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по рус...

Тест "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления"

Тест для подготовки к ЕГЭ по русскому языку  "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления" ....