Урок-викторина в 5 классе "Лексика"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Пономарева Е.А.

урок обобщения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_po_teme_leksika_v_5_klasse.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по теме: «Обобщение по теме «Лексика». 5 класс.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний в условиях реализации ФГОС(викторина)

1. Предметные:

- развить умение формулировать определение понятий; систематизировать знания

- развить умение находить устаревшие, новые слова в тексте;

- формировать умение самостоятельной работы со словарями;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

2. Метапредметные:

- осуществление системно-деятельностного подхода через проектную исследовательскую деятельность учащихся;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

• развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

• развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

• развитие творческих, речевых способностей учащихся;

• формирование логических умений;

• развитие умения формулировать проблему;

3.Личностные:

• воспитание интереса и уважения к родному языку;

• воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

• создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

• взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Пояснение: Класс делится на две команды, заранее придумывают название команд, выбирается ученик-судья, помогающий работе учителя. Задания оцениваются по-разному , от 1  до 10 баллов. Ученики победившей команды получают оценку "отлично".

                                                                   Ход урока.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. Приветствие.

Эпиграф:

Нам дан во владение… поистине

волшебный русский язык. К. Г. Паустовский.

2.Актуализация знаний.

1.Издавна на Руси люди трепетно относились к слову. Не случайно в качестве эпиграфа я взяла эти слова К. Паустовского.

2.Лингвистическая разминка. Определите слово по его толкованию.

1.Группа специалистов, оценивающая выступление или присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.(жюри)

2.Красная строка, отступ вправо в начале строки( абзац)

3.Совокупность графических знаков буквенной системы письма (алфавит)

4.Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда( цитата)

5.Фраза перед произведением или главой , поясняющая смысл , идею текста(эпиграф)

6.Слова одинаковые или близкие по значению, но разные по написанию(синонимы)

3.Обобщение и систематизация знаний.

Отвечаем на вопросы.

Что такое лексика? Как вы понимаете значение слова "лексикон"?Как отличить однозначное слово от многозначного? Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами? Какие вам известны средства художественной выразительности?

4.Применение знаний и умений в новой ситуации.

1. Слово учителя.У нас сегодня с вами необычный урок-путешествие, нам предстоит представить себя в роли пассажиров, сидящих  в вагонах  поезда и совершающих увлекательную поездку в сказочную страну "Лексику". Первая станция называется "Лексическое значение слова". Пользуясь толковым словарем учебника, объясните лексическое значение слов "изморось", "изморозь", "оземь", "озимь". Придумайте и запишите простые предложения с этими словами.

(Изморозь - похожий на иней снегообразный осадок, образующийся в туманную морозную погоду на ветвях деревьев, проводах Влажный, холодный воздух. Дымка испарений в холодную сырую погоду. И́ЗМОРОСЬ, -и, ж. Очень мелкий дождь).

(Оземь, нареч. (разг.). На землю (о движении сверху вниз). «Навзничь грянулся оземь.» Пушкин. «Низко летали, вились колесом совы, шарахаясь оземь крылом.» Некрасов.О́ЗИМЬ, -и, ж. (мн. в том же знач. О́зими. Всходы, посевы озимых культур. 2. Поле, занятое посевами озимых культур).

2.Следующая станция "Однозначные и многозначные слова".

Укажите однозначные слова, пользуясь толковым словарем учебника  и проверяя себя.

Ряска, сувенир, флюгер, гравий, бессердечный, вращаться, кабинет, земля, пурга, арена, жюри, айсберг.

Укажите многозначные слова.

Гнездо, серебряный, кроссворд, тарантас, ледяной, планетарий, тушить, хмурый, шарада, щеголять, янтарный.

3.Следующая станция. "Я корректор". В тексте поменяли местами слова, близкие по значению слову "старый". Найдите эти слова и исправьте ошибки.

Старинный (старый) человек обыкновенно любит вспоминать старые (давние) происшествия и рассказывать о ветхих (старинных) обычаях, то в сундуках его найдешь много давнего(ветхого)…

Физкультминутка.

Раз-подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три-в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре- руки шире,

Пять- руками помахать, шесть - на место тихо сесть.

4 станция. " В гостях у антонимов, синонимов, омонимов".

Подберите синонимы к прилагательным.

Чистая посуда (вымытая), чистые помыслы (добрые),мрачные мысли (тревожные), тяжелый чемодан (неподъемный), тяжелый характер (трудный, неспокойный).

Найдите пары слов-антонимов! ( На доске записаны слова в два столбика, нужно к каждому слову найти антоним)

Трудолюбие                                  выгода

Спокойствие                                  лень

Бодрый                                           тревога

Убыток                                           мокрый

Сухой                                             усталый

Конкретный                                   согнуть

Талантливый                                  абстрактный

Выпрямить                                     посредственный

Найдите                                          омонимы.

 Укажите омонимы.

Ударник играл так, что первые ряды в зале на время оглохли.Если ударник не работает, то ружье не выстрелит. Тираж книги превзошел все ожидания. Тираж лотереи был заманчивы. Лошадь бежала рысью.Рысь- хищное животное

Природа – удивительная выдумщица! То снегом в жару завалит, то дождем в лютые морозы зальет, то град сотворит величиной с футбольный мяч!

Вот и до нас ее шутки добрались.После кусачего мороза вдруг радужно улыбнулось солнце и заискрилась в лужах оттепель. Прозрачным, звенящим на ветру хрусталем застыли ночью ветви деревьев. Словно гигантские ожерелья из бриллиантов сияли тысячами огней ледяные наросты на проводах.

Город застыл в изумлении, любуясь сказочной красотой. Печально шептались трамваи, лишенные жизненной силы; лишь счастливые снегоуборочные машины носились, как угорелые, по полированной поверхности замерзших дорог, с удовольствием разбрасывая химическую смерть на сверкающую рождественскую сказку о вечном ледяном совершенстве.

5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Тест (распечатки).

 Выберите правильный вариант ответа.

1.Что такое лексическое значение слова?

А. Смысл слова; то, что слово обозначает,

Б. Это корень слова,

В. Наука, которая изучает лексические значения слов,

Г. Так называют состав слова.

2.Однозначные слова – это:

А. Слова, имеющие два или более значений,

Б. Слова, не имеющие лексического значения,

В. Слова, схожие по смыслу,

Г. Слова, имеющие одно лексическое значение.

3. Найдите многозначные слова, у которых общее в лексических значениях форма предмета.

А. Стальное полотно – полотно ткани,

Б. Варить кашу – варить железо,

В. Барабанить в барабан – барабанить по крыше,

Г. Срезать неровности бумаги – срезать путь.

4. Омонимы – это:

А. Слова, разные по лексическому значению,

Б. слова, которые одинаково пишутся и произносятся,

В. слова одной части речи и разные по лексическому значению,

Г. слова одной части речи, которые одинаково произносятся и пишутся, но разные по лексическому значению.

5.Найдите синонимы:

А. высокий – низкий,

Б. соленый - пересоленный,

В. ночь – день,

Г. зима – лето.

6. Найдите антонимы:

А. изморозь – изморось,

Б. большой – огромный,

В. снег – снежный,

Г. веселый – грустный.

6.Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Понравился ли вам урок? Что запомнилось? Довольны ли вы своей работой на уроке?








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина 5 класс (урок-викторина)

Методическая разработка по сказкам А.С.Пушкина для 5 класса. Урок разработан с учётом возрастных особенностей детей....

"Штат за Штатом" материал к уроку обобщения по теме "География С.Америки"11 класс. Урок-викторина.

"Штат за Штатом" - материал к уроку географии в 11 классе. Цель: посредством игры закрепить знания интересных фактов о природе, населении, истории, особенностях США....

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов “BRAIN RING”

Итоговое внеклассное мероприятие по английскому языку среди 6-х классов за I и  II четверть по учебнику Starlight 6 (Звездный английский)., под редакцией : Баранова...

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов

План-конспект урока-викторины по теме:Starlight of English Викторина среди 6-х классов...

Урок-викторина "Интеллектуальная викторина «СВОЯ ИГРА» по творчеству Н.А.Некрасова"

    Предлагаю вам литературную викторину по творчеству Н.А. Некрасова. Материалом для составления литературной викторины послужили произведения русской классической литературы, ...

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина

Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....