Формирование мотивации при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе
материал по русскому языку на тему

Тимофеева Елена Борисовна

Меня зовут Тимофеева Елена Борисовна. За годы моего преподавания в сфере образования многое изменилось, появилось много информационных технологий, которые можно использовать при работе, но интерес учащихся к предмету все равно не повышается. На мой взгляд, это одна из тех проблем, которая может встретиться не только на пути у молодого педагога, но и у педагога со стажем.

Все мы знаем, что успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший же успех обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями. Известна также масса случаев, когда дети, обладающие блестящими умственными способностями, имели слабую успеваемость и, наоборот, дети-«отличники» отличались вполне посредственными способностями.

Проблема, как сделать урок русского языка и литературы интересным, давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Пути повышения мотивации учащихся к урокам русского языка и литературы считаю следующие:

1. Связь с жизнью - необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях, основу которого составляют произведения великих русских писателей. Через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине. Жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Совместная работа учителя-словесника, его учеников со школьной и районной библиотекой тоже мотивирует учащихся на овладение новыми знаниями. Проведение различных литературных конкурсов способствует поднятию интереса учащихся к изучению русского языка и литературы, развивает речь учащихся, сближает классный коллектив учеников и учителя. Некоторые ребята с трудом говорят о самых простых вещах, допускают ошибки в речи при использовании местоимений, деепричастных оборотов и понимают, что даже простым вещам надо учиться.

2. Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка и литературы. Для предмета русский язык и литература значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии, портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям.

 3. "Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой — организует работу учащегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, разместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы. Понятно, что качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации Power Point позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Изготовление собственных презентаций процесс очень

интересный и важный, но довольно долгий. И, конечно же, использование интерактивной доски.

 4. Мыслительные задачи, выдвигаемые перед учащимися, - один из приёмов развития интереса к занятиям по русскому языку. Всякая мыслительная работа начинается с того, что перед человеком выдвигается какая - то задача, необходимость решения которой становится для него очевидной. Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ. Поэтому, когда учитель начинает урок, приступая к новому материалу, недостаточно только объявить тему, но необходимо чётко сформулировать вопрос, на который дети должны получить ответ. Когда ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.

Иногда такую мыслительную задачу можно поставить не в начале, а в середине урока.

Ясное определение вопроса, на который необходимо ответить, отчётливое определение задачи изучения, выдвинутой в начале урока или в ходе объяснения нового материала, возбуждают интерес учащихся к уроку. Для этого мы используем такие технологии: в среднем звене: проектная деятельность, дифференциация, развивающее и проблемное обучение, а у старшеклассников критическое мышление, личностно-ориентированный подход в обучении, проблемное обучение.

5. Использование игр - упражнений для развития интереса к урокам русского языка. Игровые технологии в основном используются 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов.

Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Эффективное использование возможностей элективных курсов позволяет качественно подготовить учащихся к сдаче государственного экзамена. Поэтому мною была разработана программа элективного курса по литературе «Литература как искусство слова», которая рассчитана на 2 часа в неделю для учащихся 11 класса, при построении данного курса учитывались знания, которые учащиеся получат на уроках по “Программе литературного образования”. В 11 классе изучаются лирика и произведения конца и начала 20 века.

Содержание данного курса рассчитано на углубленное изучение литературы в профильных 11 классах. Подготовка к единому государственному экзамену по литературе предъявляет особые требования к планированию и проведению занятий по курсу. Качество литературного образования выпускника складывается из теоретических знаний, умений давать оценку прочитанному, устойчивых "навыков устной и письменной речи. В процессе обучения литературе необходим текущий контроль, который включает в себя выявление литературного кругозора, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст.

Для этого возможно использовать проверочные работы двух типов. Задания первого типа определяют знакомство с произведениями для обязательного чтения и уровень читательского восприятия. Для выполнения этих заданий ученикам необходимо знать основные факты биографии писателей, уметь воспроизводить содержание произведений, предназначенных для текстуального и обзорного изучения, определять тему и жанр, давать оценку героям и событиям, понимать авторское отношение к написанному. Задания второго типа проверяют умение анализировать художественный текст (проблематика, сюжет, композиция, система образов), сопоставлять близкие по тематике произведения, проверяют навыки анализа эпизода и лирического стихотворения.

Методы и формы обучения.

На данных занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Проблемные вопросы, проблемные ситуации и поисковое знание могут быть соотнесены именно с ситуацией учебного диалога, который не исчерпывается системой вопросов и ответов.

Так как метод обучения — это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

·         Беседа (например, устном анализе какого-либо лирического или прозаического произведения)

·         Работа с текстом (сочинения разных жанров, тематические конспекты).

·         Анализ текста (учащиеся учатся производить анализ художественного произведения).

·         Пробный ЕГЭ

·         Индивидуальная работа (см. слайд)

Средствами реализации этих методов являются контрольно-измерительные материалы, тесты, ИКТ и т.п. Такая форма работы, на мой взгляд, помогает учащимся успешно подготовиться к сдаче выпускного экзамена.

Легко или трудно в школе молодому учителю? Конечно, нелегко, но трудности нужно учиться преодолевать, это закаляет и воспитывает характер, а также помогает найти свою цель в жизни и достигнуть её.

Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут вовлечены в процесс обучения под чутким руководством учителя, ежедневно, ежеурочно создающего условия для формирования положительной учебной мотивации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspoznavanie.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации при подготовке к ЕГЭ
по русскому языку и литературе

Меня зовут Тимофеева Елена Борисовна. За годы моего преподавания в сфере образования многое изменилось, появилось много информационных технологий, которые можно использовать при работе, но интерес учащихся к предмету все равно не повышается. На мой взгляд, это одна из тех проблем, которая может встретиться не только на пути у молодого педагога, но и у педагога со стажем.

Все мы знаем, что успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший же успех обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями. Известна также масса случаев, когда дети, обладающие блестящими умственными способностями, имели слабую успеваемость и, наоборот, дети-«отличники» отличались вполне посредственными способностями.

Проблема, как сделать урок русского языка и литературы интересным, давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Пути повышения мотивации учащихся к урокам русского языка и литературы считаю следующие:

1. Связь с жизнью - необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях, основу которого составляют произведения великих русских писателей. Через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине. Жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Совместная работа учителя-словесника, его учеников со школьной и районной библиотекой тоже мотивирует учащихся на овладение новыми знаниями. Проведение различных литературных конкурсов способствует поднятию интереса учащихся к изучению русского языка и литературы, развивает речь учащихся, сближает классный коллектив учеников и учителя. Некоторые ребята с трудом говорят о самых простых вещах, допускают ошибки в речи при использовании местоимений, деепричастных оборотов и понимают, что даже простым вещам надо учиться.

2. Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка и литературы. Для предмета русский язык и литература значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии, портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям.

 3. "Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой — организует работу учащегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, разместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы. Понятно, что качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации Power Point позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Изготовление собственных презентаций процесс очень

интересный и важный, но довольно долгий. И, конечно же, использование интерактивной доски.

 4. Мыслительные задачи, выдвигаемые перед учащимися, - один из приёмов развития интереса к занятиям по русскому языку. Всякая мыслительная работа начинается с того, что перед человеком выдвигается какая - то задача, необходимость решения которой становится для него очевидной. Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ. Поэтому, когда учитель начинает урок, приступая к новому материалу, недостаточно только объявить тему, но необходимо чётко сформулировать вопрос, на который дети должны получить ответ. Когда ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.

Иногда такую мыслительную задачу можно поставить не в начале, а в середине урока.

Ясное определение вопроса, на который необходимо ответить, отчётливое определение задачи изучения, выдвинутой в начале урока или в ходе объяснения нового материала, возбуждают интерес учащихся к уроку. Для этого мы используем такие технологии: в среднем звене: проектная деятельность, дифференциация, развивающее и проблемное обучение, а у старшеклассников критическое мышление, личностно-ориентированный подход в обучении, проблемное обучение.

5. Использование игр - упражнений для развития интереса к урокам русского языка. Игровые технологии в основном используются 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов.

Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Эффективное использование возможностей элективных курсов позволяет качественно подготовить учащихся к сдаче государственного экзамена. Поэтому мною была разработана программа элективного курса по литературе «Литература как искусство слова», которая рассчитана на 2 часа в неделю для учащихся 11 класса, при построении данного курса учитывались знания, которые учащиеся получат на уроках по “Программе литературного образования”. В 11 классе изучаются лирика и произведения конца и начала 20 века.

Содержание данного курса рассчитано на углубленное изучение литературы в профильных 11 классах. Подготовка к единому государственному экзамену по литературе предъявляет особые требования к планированию и проведению занятий по курсу. Качество литературного образования выпускника складывается из теоретических знаний, умений давать оценку прочитанному, устойчивых "навыков устной и письменной речи. В процессе обучения литературе необходим текущий контроль, который включает в себя выявление литературного кругозора, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст.

Для этого возможно использовать проверочные работы двух типов. Задания первого типа определяют знакомство с произведениями для обязательного чтения и уровень читательского восприятия. Для выполнения этих заданий ученикам необходимо знать основные факты биографии писателей, уметь воспроизводить содержание произведений, предназначенных для текстуального и обзорного изучения, определять тему и жанр, давать оценку героям и событиям, понимать авторское отношение к написанному. Задания второго типа проверяют умение анализировать художественный текст (проблематика, сюжет, композиция, система образов), сопоставлять близкие по тематике произведения, проверяют навыки анализа эпизода и лирического стихотворения.

Методы и формы обучения.

На данных занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Проблемные вопросы, проблемные ситуации и поисковое знание могут быть соотнесены именно с ситуацией учебного диалога, который не исчерпывается системой вопросов и ответов.

Так как метод обучения — это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Беседа (например, устном анализе какого-либо лирического или прозаического произведения)
  • Работа с текстом (сочинения разных жанров, тематические конспекты).
  • Анализ текста (учащиеся учатся производить анализ художественного произведения).
  • Пробный ЕГЭ
  • Индивидуальная работа (см. слайд)

Средствами реализации этих методов являются контрольно-измерительные материалы, тесты, ИКТ и т.п. Такая форма работы, на мой взгляд, помогает учащимся успешно подготовиться к сдаче выпускного экзамена.

Легко или трудно в школе молодому учителю? Конечно, нелегко, но трудности нужно учиться преодолевать, это закаляет и воспитывает характер, а также помогает найти свою цель в жизни и достигнуть её.

Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут вовлечены в процесс обучения под чутким руководством учителя, ежедневно, ежеурочно создающего условия для формирования положительной учебной мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Мотивация учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без...

Выступление на педагогическом совете «Реализация методов стимулирования мотивации у глухих обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Выступление из опыта работы: " Реализация методов стимулирования мотивации у глухих обучающихся на  уроках русского языка и литературы"...

Подготовка заданий к урокам русского языка и литературы с учетом формирования УУД.

Подготовка заданий к урокам русского языка и литературы с учетом формирования УУД (Познавательные УУД)...

Доклад "Организация работы учащихся с низкой мотивацией по подготовке к ОГЭ по русскому языку"

В работе описана организация работы учащихся с низкой мотивацией по подготовке  к ОГЭ по русскому языку. Доклад представлен на заседании РМО учителей русского языка и литературы в августе 2021г....