Стилистическая роль обособленных определений в художественных текстах
методическая разработка по русскому языку на тему

В художественной литературе используются все виды обособленных определений, и при этом определения несут не только структурную, но и смысловую, тексто-, сюжетообразующую, эстетическую функцию, функцию формирования авторского стиля. Эта идея является гипотезой данной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

Стилистическая роль обособленных определений

в художественных текстах

В художественной литературе используются все виды обособленных определений, и при этом определения несут не только структурную, но и смысловую, тексто-, сюжетообразующую, эстетическую функцию, функцию формирования авторского стиля. Данная идея является гипотезой нашей работы.

А.М.Пешковский писал, характеризуя обособленные определения: «Согласуемые обособленные члены и группы дают нам возможность нагружать наши выражения, не перегружая их, усложнять мысль, не усложняя, в такой же степени её выражения. Это – лёгкое вооружение в отличие от тяжёлого вооружения отдельных придаточных предложений»[1].

Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придать им определённую  самостоятельность, увеличить их смысловую нагрузку. Обособленные члены предложения выделяются интонацией, которая подчеркивает их особое значение среди других второстепенных членов как средства усиления выразительности речи, качества передачи информации. При этом паузы, возникающие при обособлении, по-своему организуют, замедляют речь, членят её на фрагменты, придают выразительность. Причём все данные функции должны соответствовать содержанию высказывания. Предложения с обособленными оборотами являются более информативными. Вместе с тем недопустимо перегружать текст обособленными членами, поскольку восприятие основного сообщения получится затруднённым. Безусловно, обособленные элементы свойственны книжным стилям речи.

По нашим наблюдениям, обособленные определения в художественных произведениях могут использоваться для создания портрета или психологического состояния героя, детализации пейзажа или интерьера, внешней характеристики предмета, его структуры, для сравнения (аналогии),  в целях метафоризации, гиперболизации, конкретизации возраста, положения и т.д. Следовательно, диапазон обособленных определений широк: от констатации фактов до усиления образности, точности, эмоциональной значимости (с помощью тропов).

Приведём показательные случаи. Например, конкретизация описания: Деревня Хлабы, в шестьдесят с лишком дворов, с заросшим крыжовником огородами и старыми липами посреди улицы, с большим, на бугорке, зданием школы, переделанным из помещичьего дома, лежал в низинке, между болотом и речонкой Свинюхой (А.Н.Толстой). Лаконичная, выразительная характеристика лица, предмета: В пяти верстах от Красногорья, деревни Ленского, живёт и здравствует доныне в философической пустыне Зарецкий, некогда буян, картёжной шайки атаман, глава повес, слуга трактирный, теперь же добрый и простой отец семейства холостой, надёжный друг, помещик мирный и даже честный человек (А.С.Пушкин).

Довольно часто при создании развёрнутой характеристики лица употребляются определения всех видов – согласованные, несогласованные, приложения: Старик чабан, оборванный и босой, в тёплой шапке, с грязным мешком у бедра и с крючком на длинной палке – совсем ветхозаветная фигура – унял собак и, снявши шапку, подошёл к бричке (А.П.Чехов).

Особенное значение имеют в художественной литературе причастные обороты со всей системой их значений и функций: Освещённое луной и перекрытое странными тенями, падавшими на него от лохмотьев шапки, от бровей и бороды, это лицо, с судорожно двигавшимся ртом и широко раскрытыми глазами, светившимися каким-то затаённым восторгом, было страшно жалко (М.Горький).

Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении, увеличить их смысловую нагрузку.

В условиях обособления связь между определяющим и определяемым обычно обогащается дополнительными смысловыми оттенками.

В художественных текстах широко используют все типы обособленных членов; в публицистике, в таких, например, жанрах, как информация, корреспонденция, передовая, используют, как правило, постпозитивные обособленные определения со значением добавочного сообщения, а также деепричастные обороты: их главная функция в предложении – осложнение мысли при одновременной экономии средств.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современном языкознании обособленное определение рассматривается как неотъемлемая часть теории текста, т.е. компонент, обладающий большой коммуникативной значимостью.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль причастия в художественном тексте

Урок развития речи по русскому языку. Анализ художественного текста....

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

Роль деепричастий в художественных текстах.

Материал предназначен для заклчительных уроков по т. "Деепричастие"....

Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор слова.

Данная работа предназначена для учащихся 5 классов и может использоваться на уроках русского языка и литературы (интеграция)...

Роль наречия в художественном тексте. Урок-проект

В уроке реализован коммуникативно-деятельностный подход. Урок направлен на формирование познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждения, нахо...

Урок русского языка в 7 классе "Роль наречий в художественном тексте"

Урок-обобщение в 7 классе по теме "Роль наречий в художенственном тексте" с применением технологии критического мышления и элементами исследовательской технологии....