Урок русского языка "Междометие как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Кноль Александр Викторович

      Русский язык богат тайнами и загадками. Сегодня мы поговорим об этой, пожалуй, самой необычной части речи – междометии. Для того чтобы поставить перед собой учебные задачи, выясним, что нам известно и неизвестно о междометии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_mezhdometie_kak_chast_rechi.docx72.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                        МКОУ «Таловская средняя школа»

                   Пенжинского муниципального района Камчатского края

                   Урок русского языка по теме:

       

«Междометие как часть речи»

                             

                                                                                         Учитель русского языка

                                                                                         и литературы  Кноль А.В.

         

                                                          2016

 

 Урок русского языка по теме «Междометие как часть речи»

 

Цели:

образовательные:

•        познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями;

•        показать роль междометий в речи;

•        формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;

•        закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных;

развивающие:

•        активизация познавательной деятельности учащихся;

•        развитие внимания, памяти, логического мышления;

•        развитие коммуникативных способностей учащихся;

воспитывающие:

•        воспитание интереса к предмету;

•        воспитание умения работать в парах.

Тип урока: изучение нового учебного материала

 

 

                                       

                                       

                                               Ход урока

  1. Слово учителя

      Ребята,  с каким чувством вы сегодня проснулись? А с каким чувством вы шли на урок? Какие чувства вы сейчас испытываете? Скажите, как люди выражают свои чувства? А знаете ли вы, что существует часть речи, которая   помогает выразить множество чувств при помощи только одного слова?

      Русский язык богат тайнами и загадками. Сегодня мы поговорим об этой, пожалуй, самой необычной части речи – междометии. Для того чтобы поставить перед собой учебные задачи, выясним, что нам известно и неизвестно о междометии.

 2. Актуализация знаний

 Прочитайте на доске отрывок из стихотворения Н. Брауна

           Мне русская речь – вот как музыка.

           Чу! Слово звучит, поёт.

           В нем дышит душою русскою

           Создатель его – народ…

 -  Выпишите из данного отрывка самостоятельные части речи.

 -  Найдите  служебные части речи.

 - Назовите самостоятельные части речи, употребленные автором. (Докажите).

 - Назовите служебные части речи. (Докажите)

 - Одно слово не было отнесено ни к одной группе. Какое это слово?

  - Это междометие – особая часть речи.

 

  - Что же такое междометие?

 Ученик – консультант рассказывает об истории термина «междометие» (задание было подготовлено дома)

 - Можете ли вы доказать, что это междометие? (Нет, так как признаков данной части речи учащиеся не знают)

 - А можете ли вы сказать, почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, т.е. является особой частью речи?

 3. Целеполагание

 Итак, поставьте перед собой учебную цель, которую вы должны реализовать на уроке.

 (Учащиеся проговаривают цели, которые каждый из них перед собой поставил)

  - Цель нашего урока – узнать признаки междометия как части речи; определить, почему эта часть речи является особой;  узнать правила выделения междометий в устной и письменной речи.

 4. Исследовательская  работа 

 Учащиеся делятся на группы

 1. Задание для 1-ой группы

 Изучите теоретический материал учебника  и выделите признаки   междометия как части речи. Дополните опору научными   сведениями.

 2. Задание для 2-ой группы

 Как выделяются междометия в устной речи? А в письменной? Приведите свои примеры

 3. Задание для 3-ей группы 

Лингвистический эксперимент

 На карточке записаны предложения. Дополнить их междометиями. Дать характеристику. Сравнить записи и сделать вывод: с какой целью употребляются междометия в речи.

 Что за погода сегодня!

 Есть здесь кто-нибудь?

 Вот это песня!

 Подайте книгу.

 Кто говорит?

 4. Задание для 4-й группы

 Даны тексты  различных стилей.  Необходимо  выяснить, в  каких стилях речи употребляются междометия? Почему?

 5. Представление учащимися результатов самостоятельной исследовательской  работы

 1 группа  представляет опорный материал как результат исследования

 Вывод: мы узнали признаки междометия как части речи. Наши знания помогут нам справиться со следующим заданием, цель которого – научиться выделять междометия из предложений и определять признаки междометия

 6.Тренировочные упражнения

  А) Упр. учебника.  Выпишите из предложений междометия, докажите, что задание выполнено вами правильно. (Ученик называет междометия, доказывает правильность выполнения задания)

 Вывод: мы учились отличать междометия от других частей речи

 Б) 2-ая группа дополняет опорный материал и таким образом представляет результаты исследования

 Тренинг:  класс под диктовку записывает предложения, обращая внимание на постановку знаков препинания. Письменно охарактеризовать междометия

 (1 учащийся выполняет работу у доски). Цель задания – закрепить умение правописания междометия и постановки знаков препинания при междометии

 Эй, садись ко мне, дружок!

 Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая.

 О, я совершенно спокоен.

 «Ой-ой!»- воскликнула Соня испуганно.

 Эта песня, увы, не прозвучит.

 Сверка. Могли ли быть варианты постановки знаков препинания? От чего зависит постановка знака препинания?

 Вывод: мы учились постановке знаков препинания при междометии

 В) 3-я группа: какова  роль междометий в речи?

 Вывод: с помощью междометий выражаются в речи различные чувства;

 выражается отношение говорящего или пишущего к окружающему

 высказывается побуждение к действию

  Г) 4-я группа: в каких стилях речи употребляются междометия? Почему?

  Вывод: междометия широко используются в разговорной и художественной речи, представляя разнообразные чувства человека и особенности живой речи, богатой эмоциями

  7. Конкурс актерского мастерства

 - Вы говорили уже сегодня о том, что междометия произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами, усиливающими то значение. Учтите это, выполняя следующее групповое задание:

  1 группа: выразительно прочитать предложенные стихи (подборки стихотворений с междометиями)

 2 группа: составить варианты предложений, используя данные в скобках междометия. Выразительно прочитать с соответствующей мимикой, жестами.

 Какая ночь! (О! Ну и ну, господи!)

 3 группа: выразительно прочитать. Объяснить, какое значение выражает каждое междометие.

 Фу-у-у! Какая невкусная каша.

 Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

 Мария, бедная Мария! Опомнись! Боже!.. Что с тобой?

 4 группа (аналитическая): прослушав одноклассников, сделать вывод, что придают речи междометия

 Вывод: мы учились выделять междометия в устной речи

  8.  Работа в парах

Составить диалог на предложенную тему, используя этикетные междометия.

Темы на выбор:

– встреча друзей после каникул

– помощь однокласснику

– звонок по телефону другу

 9. Закрепление материала. Выполнение  теста

  1. Междометие – это

 А. Самостоятельная часть речи

 Б. Служебная часть речи

 В. Особая неизменяемая часть речи

 Г. Особая изменяемая часть речи

 2. Выберите междометие, выражающее команду

 А. Здравствуйте

 Б. Брысь

 В. Не так

 3. Выберите междометие, которое пишется через дефис

 А. Крепко(накрепко)

 Б. Из(под)

 В. Ну( и) ну

 Г. Ах (ах)

 4. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

 А. Извините, позовите пожалуйста  Игоря.

 Б. Ба! Знакомые всё лица.

 В. Это она, слава богу!

 10. Подведение итогов. Рефлексия

Итак, вернемся к нашему проблемному вопросу: почему междометие – особая часть речи?

 - Какой вид работы заинтересовал?

 - Что нового узнали?

 - Какую оценку бы поставил каждый из вас  себе за работу на уроке?

 - Реализовали ли цель урока, которую ставили перед собой?

 - Можно ли обойтись без междометий?

 - К какому же выводу мы с Вами пришли в итоге?

1. Междометия, звукоподражательные и этикетные слова активно используются людьми для  непосредственного общения друг с другом.

2. При помощи выразительных языковых средств междометий ярче проявляются  эмоции и  чувства.

3. Междометия делают нашу речь выразительнее, образнее.

4. Значит, без них обойтись нельзя. 

Поэт А. Тетивкин написал об этом так:

Мне, - сказало Междометье, -

Интересно жить на свете:

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет.

Те, кого охватит страх,

Произносят слово «Ах!»

У кого тяжелый вздох,

Произносят слово «Ох!»

Кто встречается с бедой,

Произносят слово «Ой!»

 Кто отстанет от друзей,

 Произносят слово «Эй!»

 У кого захватит дух,

 Произносят слово «Ух!»

 Интересно жить на свете,

 Если знаешь междометья!

 11.  Домашнее задание

Вариативное домашнее задание:

 1) создать рекламу междометия;

 2) сочинить сказку о междометии;

 3) нарисовать междометие;

 4) подобрать тексты из художественной литературы, в которых употреблены междометия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Урок русского языка в 10 классе. Тема урока: Способы словообразования знаменательных частей речи.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Используется технология развития критического мышления. Сопровождается презентацией. Данный урок был представлен на муниципальном конкурсе "Учитель го...

Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные части речи".

Материал для проведения урока в 5 классе....

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "

Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме  "Имя существительное - удивительная часть речи "....

Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Имя числительное как часть речи.

Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Имя числительное как часть речи....

Конспект урока на тему «Повторение частей речи в русском языке и их форм».

Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков....