Главные вкладки

    Конспект урока на тему «Повторение частей речи в русском языке и их форм».
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

    Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл povtorenie_chastey_rechi_v_6_klassah.docx760.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока  на тему «Повторение частей речи в русском языке и их форм».

    6а класс, учебник: Русский язык : учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений. Баранов М. Т., Ладыженская Л. А. Тростенцова Л. А., М. : Просвещение.

    1. Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.
    2. Цели урока:

    Цели урока: 

    2.1 .Образовательные:

     - повторить и закрепить знания о частях речи, об их морфологических и синтаксических признаках;

    - уметь находить и различать между собой части речи;

    2.2. Развивающие:        

    – формировать умение правильно употреблять части речи в устной и  письменной речи;

    – учитывать особенности изменения частей речи в устной и письменной речи;

    - развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);

     -вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

    2.3.Воспитательные:

    – воспитывать в учениках любовь к слову и русскому языку;

    2.4. Метапредметные:

    А. Регулятивные:

    - работая по плану, сверять свои действия с целью;

    - уметь определять степень успешности выполнения своей работы.

    Б. Информативные:

    -  сформировать умение читать схемы и условия выбора орфограммы ;

    - сформировать умение вычитывать актуальную информацию.

    В. Коммуникативные:

    - умение работать в группе.

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    2.5. Предметные:

    А. Познавательные:

    – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий;

    Б. Практические:

    - Формирование практических умений и навыков, обучающихся по осознанному применению полученных знаний по теме «части речи и их формы в русском языке» на практике;

    1. Организационный момент (приветствовать учащихся, проверить наличие у школьников учебников и тетрадей). Отводится 2 мин.
    2. Проверка домашнего задания. 5-7 мин.

    Фронтальный опрос:

    - Что такое морфология?(Морфология – раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи).

    - Какие части речи вы помните? (
    Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения, союзы, междометия, частицы).
    - Дайте определение и их характеристику?(

    Существительное – часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы: кто? что? (человек, книга). Различаются по родам и изменяются по падежам и числам. Бывают одушевленные (рабочий) и неодушевленные (телевизоры).

    Прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой? какая? какое? какие? Изменяется по родам, числам и падежам. Отличается от причастия тем, что не имеет признаков залога, вида и времени.

    • Качественные прилагательные обозначают безотносительное свойство самого предмета, способное проявляться с разной интенсивностью: белый, быстрый, старый. Имеют краткие формы и степени сравнения: бел, быстрее, старейший, самый старый.
    • Относительные прилагательные обозначают свойство предмета через его отношение к другому предмету или действию: дверной, железный, надувной, измерительный.
    • Притяжательные прилагательные указывают, кому принадлежит предмет, который они определяют: отцов, сестрин, лисий.

    Числительное – часть речи, обозначающая:

    • количество предметов; отвечает на вопрос сколько? (количественные числительные): два, четырнадцать, сто двадцать пять;
    • порядок предметов при счете; отвечает на вопрос который? (порядковые числительные): второй, четырнадцатый, сто двадцать пятый;
    • среди количественных числительных выделяется группа собирательных числительных, обозначающих количество предметов как одно целое: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, девятеро, десятеро, оба, обе.
    • Простое числительное – это слово с одним корнем: два, четыре, сорок, сто, второй, четвертый, сотый и др.
    • Сложное числительное – слово несколькими корнями:одиннадцать, пятьдесят, пятьсот, двухтысячный.
    • Составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть простым, так и сложным: сорок восемь, сто пятьдесят четыре; сорок восьмой, сто пятьдесят четвертый.

    Местоимение – часть речи, указывающая на лицо, предмет или признак, но не называющая их. Они изменяются по родам, падежам и числам. В предложении могут быть подлежащим, определением, дополнением. Местоимения делятся на:

    (личные(указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они))

    Возвратное(указывает на того, о ком говорят, т.е. на себя) – себя

    Вопросительные(служат для выражения вопроса) – кто? Какой? Что? Чей? Сколько? Каков? 

    Относительные(те же, что и вопросительные, но служат для связи частей сложноподчиненного предложения) -  кто, что, какой, который, чей, сколько, каков.

    Неопределенные(указывают на неопределенные предметы, признаки, количества) – нЕкто, нЕчто, нЕкоторый, нЕсколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др..

    Отрицательные(выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества. Образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок ни-не- ) – никтО, ничтО, никакой, ничЕй, нЕкого, нЕчего.

    Притяжательные(указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету) – мой, твой, наш, ваш, свой.

    Указательные(указывают на признак или количество предметов.) – тот, этот, такой, таков, столько.

    Определительные(указывают на обобщенное качество предмета) – весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой).

    Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние и отвечающая на вопросы: что делать? что делает? что делал? что будет делать? Имеет признаки вида, залога, лица, числа, времени, наклонения и рода (в прошедшем времени, в сослагательном наклонении).

    Формы глагола:

    • Инфинитив – неопределенная форма глагола без признаков лица, числа, времени, залога, наклонения и рода: бежать, спать, читать.

    Предлог – служебная неизменяемая часть речи, соединяющая слова (отличать от союзов, которые соединяют не слова, а синтаксические единицы: члены предложения или части сложного предложения): в, к, с, на, из, у, сквозь, между, ради, посредством, во время, кругом, около, подобно, относительно, согласно, благодаря, спустя, несмотря на, неужели, в силу, в зависимости от, в связи с, по отношению к и проч.

    Союз – служебная неизменяемая часть речи, соединяющая члены предложения и/или части сложного предложения (отличать от предлогов, которые соединяют не синтаксические единицы, а слова).

    • Сочинительные союзыи, да, а, но, или, либо, тоже, также.
    • Подчинительные союзыкогда, прежде чем, пока, что, чтобы, как, так как, потому что, благодаря тому что, так что, будто, словно, если, раз, хотя, несмотря на то что, для того чтобы, не только... но и..., не столько... сколько... и т. д.

    Частицы – служебные слова, придающие дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам: не, ни, кое-, -либо, -нибудь, -то, -те, -ся (сь), -ка, -де, же, ли, бы, бывало, да, пусть, пускай, даже, уж, лишь, почти, только, хотя бы, разве, неужели, дай, знай, давай, ну, дескать, мол, ведь, ну и, будто, как будто, точно, словно, вроде, якобы, чай, пожалуй, авось, просто, именно, чуть не, едва ли не, что ли и т. д.


    - На какие группы их можно разделить? (
    На самостоятельные и служебные).
    - Назовите примеры и объясните, в чем между ними разница? Чем они являются в предложении? (
    САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: Имя существительное, Имя прилагательное, Имя числительное , Местоимение, Глагол, Наречие 

    СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: Предлог, Союзы, Частицы 

    Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных слов не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения.

    Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом: идти из леса, ехать в метро, море и горы. 

    К самостоятельным словам можно задать вопросы, а к служебным словам — нельзя. Слова каждой самостоятельной части речи отвечают на свои, свойственные этой части речи вопросы. Поэтому по вопросам можно определить часть речи.

    - Как называется изменение сущ., прил., числит. И местоим.? (склонение)

    - Как называется изменение глаголов? (спряжение)

    III. Работа по теме урока. Практические задания:

    1. Упражнение выполняется на доске, письменно. В первом предложении сделать наиболее полную характеристику частей речи.

    Овраг(и.п., ед.ч., неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение ) зовут(несовершенный вид, изъяв.накл., переходный,3 л, мн.ч. , наст.в., 1спр.) Великим(качественное, т.п., ед.ч., м.р.), обрывистые(качественное, мн.ч., и.п.) бока(неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, мн.ч. , и.п.) его(Местоимение, личное, третьего лица, мужского рода, ед.ч., р.п. ) густо(наречие) поросли (сов.в.,мн.ч., изъяв.накл., прош.вр.1 спр.,3л.,)  тальником(неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, т.п., ед.ч.), ракитой(неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, т.п., ед.ч.) и бурьяном,  летом(неодушевлённое, средний род, 2-е склонение , ед.ч., т.п.)  в нём(Местоимение, личное, третьего лица, единственного числа, мужского рода, п.п.) прохладно, сыро.

    1. А какие вы помните фразеологизмы и пословицы связанные с числами? Устно.

    Один в поле не воин. Скупой платит дважды. Два сапога – пара. Как две капли воды. Одна голова – хорошо, а две лучше. Уплетать за обе щеки. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Заблудиться в трёх соснах. Обещанного три года ждут. На все четыре стороны. Жить в четырех стенах. Как свои пять пальцев. Лук от семи недуг. Седьмая вода на киселе.

    До седьмого пота. На седьмом небе. Семь бед – один ответ. Семь раз отмерь, один раз отрежь.  Восьмое чудо света. За тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) царстве.

    1. Спишите текст, заменив цифры числительными(ЗАРАНЕЕ НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ). Определите разряд и падеж числительных . Письменно.

    8 сентября 1830 года произошла Куликовская битва . 2) 1русская океаническая экспедиция в 1820 году увенчалась открытием Антарктиды . 3)война 1941-1945 годов длилась 1418 дней. 4)возле кузницы стояло (два, двое) сан.... и (три, трое )телег ...

    1) Восьмого (порядковое, р.п.) сентября тысяча восемьсот тридцатого (порядковое, р.п. ) года произошла Куликовская битва . 2) первая (порядковое, и.п.) русская океаническая экспедиция в тысяча восемьсот двадцатом (порядковое, р.п.) году увенчалась открытием Антарктиды . 3)война тысяча девятьсот сорок первого (порядковое) -тысяча девятьсот сорок пятого (порядковое) годов длилась тысячу четыреста восемнадцать (количественное, в.п.) дней. 4)возле кузницы стояло двое (собирательное, в.п.) саней и три(количественное, в.п.) телеги.

    1. Проспрягайте глагол ПОБЕДИТЬ (устно)

    - Можно ли образовать от глагола ПОБЕДИТЬ форму 1 лица ед. ч.? (нет)

    - Каким фразеологизмом можно заменить этот глагол в будущем времени 1 лице?(одержу победу)

    Комментарий: Форма настоящего времени ПОБЕЖДАЮ относится к глаголу несовершенного вида ПОБЕЖДАТЬ. Глагол ПОБЕДИТЬ совершенного вида.

    1. Письменно. Учитель диктует, ученики выписывают словосочетания с прилагательными и определяют их разряд, число и падеж.

     http://www.megabotan.ru/images/books_cut/new/2/russian/class_6/book_7123/data/7123/382(301).jpg

    1. Викторина.(игровой элемент)
    1. В какой форме стоят глаголы ГОВОРИТЕ, СПИТЕ, ПОМНИТЕ? (зависит от контекста: форма 2-го лица мн.ч., наст.в.,  и форма повелительного наклонения)
    2. Какое местоимение состоит из двух звуков, но записывается одной буквой? (я)
    3. Какое местоимение не имеет именительного падежа? (себя)
    4. Исправьте ошибки в словосочетаниях: мемориальный памятник, май месяц, ностальгия по родине, взаимоотношения друг с другом,  огромный супермаркет. ( мемориальный памятник — ведь мемориальный означает «памятный». получается памятный памятник. месяц май - нужно просто май, ТОСКА по Родине, Взаимоотношение друг с другом – лексическая избыточность, Огромный супермаркет - просто супермаркет, иноязычная приставка супер означает огромный)
    5. В каких слова приставка стоит после корня? (Мировоззрение, времяпрепровождение, автоподъемник, фотосъемка и т. д.)
    6. Составить как можно более длинное слово с определенной гласной буквой (других гласных быть не должно).
      Например, задана буква о: колосок, колокол, носорог, водоворот, обороноспособность.

    1. Домашнее задание на распечатках.
    1. Прочитайте, помня о склонении числительных.

    В 2006 году, в 45% случаев, из 1636 примеров, к 859 студентам, о 5947 задачах, расплатился 889 рублями, разместили на 832 страницах, не хватает 234 страниц, помогли 249 ветеранам, засажено более 2890 гектаров земли, зарегистрировано около 97 случаев, доволен 194 студентами, жизнь сосны измеряется 350 и даже 600 годами, стоимость процессора от 300 до 500 долларов.

    2) Образуйте нужную падежную форму местоимений ОН, ОНА, ОНО, ОНИ с предлогами:

    Без…, для…, до…, из…, вокруг…, перед…, около…, сзади…, после…, с…, между…, вопреки…, навстречу…, подобно…, благодаря…, сообразно…, при помощи…, за исключением…, наподобие…, в противовес…, по поводу…, насчет… .

    3) Укажите случаи неправильного употребления форм времени и наклонения глаголов, исправьте предложения.

    1. Наверху целый день движут мебель. 2. Прочитайте текст и выправите ошибки. 3. За последний год спортсмены достигнули больших успехов. 4. Бунин, как и все русские писатели, переживал за свой народ и очень остро ощущает драматичность жизни. 5. Учёные двигают науку вперёд. 6. В это время рыба метает икру.

    4) Распределите в колонки существительные, глаголы, прилагательные, наречия и числительные.

    Два, двое, двойня, двойка, второй, удвоение, раздвоение, двести, двоевластие, двойной, двойственный, двуногий, двадцать два, двоиться, раздвоиться, удвоить, двуличный, сдвоить, вдвоём, двенадцать.

    1. Подведение итогов урока. Фронтальный опрос (если останется время).

     (Выставление оценок.) Слово учителя: «Мне понравилось, как сегодня вы работали на уроке, спасибо, удачи вам ».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

    Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

    Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.

    Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....

    Конспект урока по теме "Служебные части речи"

    Конспект урока по русскому языку по теме "Служебные части речи"....

    Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

    Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

    Разработка урока по теме «Причастие как часть речи» учителя русского языка и литературы Яушевой О.В

    На данном уроке учащихся знакомятся с общей характеристикой причастий, с грамматическими признаками данной части речи, формируют умения отличать причастия от  прилагательных;развивают...

    Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

    Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...