Креативные методики в обучении русскому языку.
статья по русскому языку на тему

Паневина Лариса Владимировна

Предмет (направленность): русский язык и не только

Возраст детей: любой

Место проведения: класс

Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга –  формально-логического мышления, овладение способами построения однозначного контекста. Обучение предполагает усвоение норм, формул, определений, систематизацию всё увеличивающейся информации.  Для лучшего усвоения материал подчинён логике (необходимо соблюдать правила дидактики). Таким образом, мир в восприятии учащегося расчленяется, теряет краски и запахи, распадается целостная картина.  Следовательно, существенной педагогической проблемой при развитии креативных способностей учащихся является сохранение верного соотношения между сознанием с его логикой и обобщением и подсознанием с его творческими импульсами, оригинальностью и неожиданностью решений. В процессе обучения следует стремиться к подключению всех учащихся в посильный, постепенно усложняющийся творческий процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_bez_moroki.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

УРОКИ БЕЗ МОРОКИ

Креативные методики в обучении русскому языку.

Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика

Паневина Лариса Владимировна

Предмет (направленность): русский язык и не только

Возраст детей: любой

Место проведения: класс

Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга –  формально-логического мышления, овладение способами построения однозначного контекста. Обучение предполагает усвоение норм, формул, определений, систематизацию всё увеличивающейся информации.  Для лучшего усвоения материал подчинён логике (необходимо соблюдать правила дидактики). Таким образом, мир в восприятии учащегося расчленяется, теряет краски и запахи, распадается целостная картина.  Следовательно, существенной педагогической проблемой при развитии креативных способностей учащихся является сохранение верного соотношения между сознанием с его логикой и обобщением и подсознанием с его творческими импульсами, оригинальностью и неожиданностью решений. В процессе обучения следует стремиться к подключению всех учащихся в посильный, постепенно усложняющийся творческий процесс.

  На каждом уроке надо стремиться создавать творческую атмосферу, решать маленькую, но проблему, где нет готовых ответов, решать задачи, для решения которых нет постулатов.

Сухомлинский В.А. в книге «Сердце отдаю детям» описывает «школу под голубым небом». Это своеобразная творческая лаборатория, в которой идёт сложный процесс умственного развития, духовного становления, эмоционального, эстетического роста школьника. Главным средством педагогического воздействия здесь выступает природа, язык, творчество, труд. Способности реализуются только в той деятельности, к которой школьник проявляет интерес. Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. «Так пусть перед ним открывается чудесный мир, в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце».

Создание сказок, тонкие наблюдения за природой, умение передавать ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром – в этом Л.С. Выгодский видел слияние творческого восприятия с анализом, с размышлением, с развитием гражданского сознания.

С целью содействия развитию творческого мышления в школе могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

         Обучение должно опираться:

  • Для правополушарных учащихся – на дедукцию, синтез, гештальт (Gestalt нем – фигура, форма, образ, целостность), оперирование пространственными связями, образные представления, предсказание результатов, выявление сходств, использование речевых и музыкальных ритмов, экскурсии;
  • Для левополушарных – на индукцию, анализ, усвоение правил и грамматических конструкций, логические задания, выявление различий, создание категорий, прослушивание текстов, задания на поиск ошибок, классификацию, конструирование.
  • Мы предлагаем комбинацию методов и приёмов с учётом функциональной асимметрии мозга.  Эффективность всех креативных методик опирается на одни и те же правила:
  • Свобода мыслеизъявления: любая идея допустима и полезна – нельзя препятствовать свободному полёту мысли, фантазии;
  • Никакой критики: никаких оценок, комментариев. Спонтанности не должны мешать никакие препятствия. Замечено, боязнь критики мешает творческому мышлению;
  • Отсутствие «авторства», перекрёстное «опыление»: разрешается подхватывать, комбинировать, усовершенствовать, развивать предложенные идеи;
  • Количество опережает качество: чем больше вначале идей, тем лучше (позже они будут проанализированы и систематизированы)

 

К приёмам, основанным на целостной работе головного мозга, гармоничном развитии правого и левого полушарий, можно отнести следующие методы: метод мозгового штурма, изобретение по аналогии, построение ассоциативных связей, визуализация, морфологический анализ, проектные методики; постановка проблемного вопроса (создание проблемной ситуации) и др.

1. Метод мозгового штурма.

В креативных технологиях различают устные и вербальные методы и варианты, объединённые понятием письменный мозговой штурм, при которых предполагается письменное изложение мыслей. Письменный штурм является понятием, объединяющим все письменные формы  мозгового штурма. Преимущества письменного штурма по отношению к мозговому штурму в чистом виде, заключается в том, что все участники имеют одинаковые шансы выражения мнения, мысли. Всегда есть учащиеся-интраверты, стесняющиеся выражать свои мысли вслух в большой группе, сомневающиеся в собственных способностях.  Эти препятствия смягчаются благодаря письменной форме предложенной методики.

Вариант проведения. Продолжительность обсуждения при мозговом штурме зависит в основном от обсуждения темы и количества участников. Обсуждение проходит в три этапа:

  • Введение.
  • Сбор идей.
  • Оценка.

Выбирается ведущий и секретари. Ведущий координирует работу, заботится о том, чтобы не было неразберихи в выступлениях, Секретари фиксируют мысли участников. Объявляется тема (проблема), объясняются вопросы, условия, ставятся задачи, формулируется центральное понятие. Понятие записывается на доске. После этого начинается сбор идей. Все участники высказывают свои спонтанные мысли, идеи. Последняя фаза мозгового штурма заключается в структурировании собранных идей. Работа в творческих группах – лучшая форма для проведения мозгового штурма.

Альтернативная форма традиционного мозгового штурма – анонимный мозговой штурм. Он объединяет критерии интенсивной работы в одиночку с преимуществами групповой работы. При анонимном мозговом штурме после объявления проблемы или задачи всем предлагается записать (зафиксировать в виде схем)  свои идеи, мысли по заданной теме на карточках. Карточки собираются. В творческих группах  проводится анализ и синтез предложенных идей.

 2. Изобретение по аналогии.

По Гордону, основным инструментом обучения являются аналогии, которые служат связующими звеньями между новой и хорошо знакомой информацией. Аналогии дают учащимся возможность связывать усвоенные ранее факты и личный опыт с информацией, которую они усваивают в данный момент. Методика позволяет использовать различные сравнения для облегчения визуализации, а также способствует развитию креативного мышления. Школьники учатся использовать различные связи между предметами и явлениями, которые помогают им строить догадки и предположения о том, как могло возникнуть то или иное изобретение.

Многие знаменитые изобретатели взяли идеи своих изобретений из мира животных. Братья Райт изобрели самолёт, позаимствовав у ястреба конструкцию крыльев.

Вариант проведения. Перед учащимися ставится задача, которую нужно решить по аналогии с уже изученным материалом. В процессе решения нужно обосновать выбор аналогии. В творческих группах  проводится анализ и синтез предложенных идей.

 

3. Проблемная ситуация (постановка проблемного вопроса).

  Вопрос выступает как творческое начало деятельности человека, как выражение его активности. Вопросы  можно   разделить на риторические, информационные и проблемные. Мы рассмотрим вопросы, на которые  можно дать несколько ответов, и их сочетание.

Первые, как известно, используются в качестве риторических приёмов, предлагают задуматься над проблемой.

Вторые, как правило, предлагаются  учащимся с целью актуализации уже имеющихся знаний и выяснения степени усвоения этих знаний. Это вопросы на воспроизведение и первичное осмысление знаний. Они направлены на выделение некоторых внешних признаков предмета или явления и поэтому подразумевают ответы, содержащие известные знания. К вопросам этого уровня сложности относятся следующие: что такое? где? когда? сколько? как? какие? Они необходимы на этапе актуализации прежних знаний, развертывания проблемы и обоснования гипотезы, но они не возбуждают активную мыслительную деятельность.  Проблемные вопросы ставятся  с целью осознания и осмысления проблемного знания, основных этапов его инструментального решения и закрепления полученных умений.  Это вопросы, которые вызывают интеллектуальные затруднения у обучаемых, поскольку ответ (и не всегда единственный) на них не содержится ни в прежних знаниях субъекта, ни в предъявляемой преподавателем информации.  А искомый ответ на проблемный вопрос предполагает выход за пределы наличного знания.

Как правило, проблемный вопрос содержит в себе противоречие и направлен на поиск причин и раскрытие причинно-следственных и других связей.  Важно отметить, развития у школьников умения самостоятельного формулирования подобных вопросов.  Действия постановки проблемного вопроса:

а) анализ проблемной ситуации;

б) расчленение информации на явно известное и неизвестное;

в) выделение исходного противоречия и его осознание;

г) переформулирование содержания исходного противоречия в проблемный вопрос.

Таким образом,  проблемные вопросы — это важное дидактическое средство, создающее необходимые условия для формирования креативного мышления. Обоснованно поставленный вопрос активизирует инструментальную функцию мышления, стимулирует поиск продуктивных методов преодоления проблемного знания, оттачивает логику, укрепляет мыслительные навыки анализа, синтеза, сравнения, систематизации, обобщения и других операций мышления. При этом вопросы должны быть содержательно и методически правильными. Их нельзя специально выдумывать. Они должны органически отражать существенные стороны изучаемой проблемы, быть нешаблонными и острыми, заключать в себе противоречивые тенденции, учитывать особенности обучаемых, их интересы и запросы, вызывать активный самостоятельный поиск истины.

  • Вариант проведения. Постановка проблемного вопроса по русскому языку: «Как вы напишете слова «пол…скать», «пос…деть», «ч..стота» и др.?»

Ребята обычно предлагают несколько вариантов записи этих слов, и каждая группа (или каждый учащийся) аргументирует свою точку зрения. Так продолжается до тех пор, пока кто-то не сформулирует мысль, что правописание таких слов (омофонов) зависит от контекста.

 

4. Визуализация (словесное рисование).

Это процесс создания образов в воображении. Образы могут быть сформированы не только через зрительный канал восприятия, но и через другие модальности. Визуализация задействует оба полушария головного мозга. Левое полушарие «видит» символы, буквы, слова, а правое – конкретные предметы.

Вариант проведения. Задание: нарисуйте причастие, отразив в рисунке связь этой части речи с глаголом и прилагательным.

 

 

5. Дидактическая игра.

 

До недавнего времени игра и её педагогические возможности изучались в основном в рамках психологии раннего детства. Современная дидактика отводит игре особое место в воспитании и обучении учащихся всех возрастов.

Игра – это форма организации познавательной продуктивно-творческой, поисковой деятельности учащихся, направленная на вовлечение каждого ученика классного коллектива как субъекта деятельности в коммуникативно-познавательный творческий процесс. Дидактические игры: путешествие, заочная экскурсия, соревнование, аукцион, КВН, телепередача. В дидактической игре за активным включением эмоциональных сфер психики учащегося следует активное функционирование интеллектуальных и волевых сфер. Игра способствует развитию коммуникативных компетенций: формирует умение не только правильно, но и целесообразно употреблять единицы языка в речи  – позволяет ещё на шаг приблизиться к решению задачи творческого изучения русского изучения русского языка.

6. Построение ассоциативных связей (метод активизации ассоциативных связей). Этот метод способствует не только речевой активности, но и речемыслительной, творческой деятельности, протекающей на ассоциативной основе. Это положение обосновано общеизвестным взглядом И.П.Павлова на разум как цепь ассоциаций (правильных и неправильных). От ассоциации по случайному признаку и по смежности субъект  приходит к причинно-следственным ассоциациям и ассоциациям по сходству и различию.  Приём ассоциирования привлекателен естественностью пути, с помощью которого добываются нужные слова из долговременной памяти и лексикона носителя языка, воссоздаётся ассоциативная структура слова-стимула, «ядро ассоциативного поля». Этот метод позволяет выявить степень быстроты словесных реакций школьников, преобладающий тип мышления (логический или образный), способствует выработке умения быстро находить наиболее уместное в данном случае языковое средство, способствует креативному (художественному) мышлению, поскольку, чем шире ассоциативные поля и длиннее ассоциативные ряды, тем богаче речь говорящего и шире, создаваемые художественные образы.

На уроках словесности ассоциативный метод также позволяет учащимся ощутить связь между языковыми средствами текста, разобраться в  связях, иногда сложных и неоднозначных, темы, идеи, использования речевых средств, создать тематическую сетку текста.

Вариант проведения. Учащимся предлагается подобрать ассоциации к какому-нибудь слову. Так, например, учитель может попросить ребят подобрать ассоциации к художественному тексту или к имени поэта (Пушкин). После сбора ассоциаций идет сравнение и выявление  ассоциативных связей. Можно сравнить ассоциации ребят с ассоциациями к имени «Пушкин» других поэтов: Блока, Цветаевой, Ахматовой. Это сравнение может стать хорошей почвой для начала урока, посвященного лирике А.С. Пушкина.

7. Метод «шести шляп» Эдварда де Боно. Эта методика позволяет подросткам в процессе мышления или решения учебной задачи менять роли и ракурс рассмотрения проблемы. Этот метод позволяет научиться:

  • Работать с информацией
  • Находить выгоды и возможности
  • Использовать интуицию
  • Критически анализировать проблему
  • Генерировать идеи
  • Организовывать свое мышление
  • Вариант использования методики. Ребята для решения проблемы делятся на несколько групп: белая шляпа, красная шляпа, черная шляпа, желтая шляпа, зеленая шляпа, синяя шляпа. Каждая группа – «шляпа» - отвечает за одну из сторон мышления.
  • Белая шляпа сбор объективных фактов, обзор уже имеющейся информации, определение, где и как получить недостающую информацию.
  • Красная шляпа – мышление в «красной шляпе» позволяет прояснить чувства по отношению к проблеме, активизировать интуицию, прислушаться к «внутреннему голосу».
  • Черная шляпа – критический анализ проблемы, исследование слабых сторон и сложностей решения.
  • Желтая шляпа – исследует положительные стороны проблемы и ее решения, отвечает на вопросы: каковы преимущества, в чем ценность, привлекательна ли данная концепция?
  • Зеленая шляпа – поиск альтернативных путей решения проблемы, сбор творческих идей, неожиданных и неординарных выходов из ситуации.
  • Синяя шляпа – это рефлексивное мышление, фокусирование на вопросах, умение поставить задачу для мышления, составить программу, определить регламент работы, принять решение. Вопросы этой группы: с чего начать? Каковы цели? Как подвести итог? Какие шляпы в какой момент использовать?

 

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. По материалам курсов АППО
  2. http://school-box.ru/obrazovatelnye-statyi/interesno-ob-obrazovanii/500-mozgovoy-shturm-kak-metod-obucheniya.html
  3. http://w.school2100.ru/upload/iblock/d1b/d1bf210a2bd5c1117f88c2571c164b8a.pdfgicheskie-tekhnologii/2013/01/07/didakticheskaya-igra
  4. http://constructorus.ru/uspex/metod-shesti-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono.html
  5. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/03/19/urok-literatury-5-klass-khudozhestvennyy-mir-ballady


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсы по теме "Обновление содержание и методики обучения русскому языку и литаратуре при переходе на ФГОС

Курсы по теме "Обновление содержание и методики обучения русскому языку и литаратуре при переходе на ФГОС...

Курсы по теме "Обновление содержание и методики обучения русскому языку и литаратуре при переходе на ФГОС

Курсы по теме "Обновление содержание и методики обучения русскому языку и литаратуре при переходе на ФГОС...

Методика биоадекватного обучения русскому языку по теме "Словосочетание"

Конспект урока позволяет введение понятия "словосочетания" на основе мыслеобраза. Задания урока по закреплению темы строятся от простого к сложному. Развитие творческой мысли преобладает на всем протя...

Креативные методики в обучении русскому языку. Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика

Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга –  формально-логического мышления, овладение способами построения однозначного конт...

Креативные методики в обучении русскому языку. Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика

Предмет (направленность): русский язык и не толькоВозраст детей: любойМесто проведения: класс Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга ...

Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов.

Учебник для студентов и учителей - дефектологов, учителей, работающих в коррекционных классах общеобразовательных школ....

О предпосылках становления педагогического дизайна как направления современной методики обучения русскому языку в школе

Статья посвящена основоположнику электронного обучения русскому языку - доктору педагогических наук, профессору Зинаиде Петровне Ларских (1957-2019 гг.)....