Рабочая программа по русскому языку для 5 класса....
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Лазарева Елена Владимировна

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ru_5_klass_lvova_170_ch.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

гимназия № 40 им. Ю.А. Гагарина

Рассмотрено

«Утверждено»

на заседании предметной кафедры  «Русский язык и литература»

Протокол № 1 от 4 сентября 2016г.

Директор

Заведующая кафедрой

________ / Мишуровская Т.П. /

_______________/ Петихина М.Н./

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________________________

Программа учебного курса

 «Русский язык»

для учащихся 5 класса

Калининград, 2017

Пояснительная записка

 Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих документов:

•        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

•        Примерная программа по русскому языку для основной школы, 2012 год

•        Авторская программа по русскому языку для 5 – 11 классов С.И. Львовой.

Цели изучения русского (родного) языка в школе:

  1. Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.
  2. Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;  проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.).
  3. Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;  развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют  универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Содержание курса русского (родного) языка в школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической  (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе

  • овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • освоения основных норм русского литературного языка;
  • обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;  
  • формирования  способности  к  анализу   и   оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях;
  • умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция  предполагает

  • осознание родного языка как формы выражения национальной культуры;
  • понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка;
  • освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения;
  • способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Коммуникативная компетенция предполагает

  • овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
  • овладение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфеpax и ситуациях общения.

Коммуникативная компетентность проявляется в умении

  • определять цели коммуникации,
  • оценивать речевую ситуацию,
  • учитывать намерения и способы коммуникации партнера,
  • выбирать адекватные стратегии коммуникации,  
  • быть   готовым   к   осмысленному   изменению собственного речевого поведения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

ФГОС ООО для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 5 классе. Программа изучения  русского языка в 5 классе рассчитана на 170 часов, из которых 20 часов - внутрипредметный модуль «Уроки развития речи» (в соответствии с заявленными нормами программы).

Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК Русский язык. 5 класс в 3 ч.: учебник  для общеобразовательных учреждений \С.И. Львова, В.В. Львов – М.: МНЕМОЗИНА, 2013 год. Учебник прошёл экспертизу на соответствие требованиям ФГОС.

Учебно-методический комплекс по русскому языку под редакцией С.И. Львовой полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта  (ФГОС)  и реализуют его основные идеи:

•        утверждение личностно ориентированной   парадигмы образования в целом;

•        ориентация на планируемые результаты обучения;

•        усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;

•        реализация системно-деятельностного подхода в образовании;

•        формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться  во внешней среде и активно в ней функционировать;

•        реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Результаты изучения предмета «Русский  (родной) язык»

Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств  для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

       2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

       3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются следующие умения и навыки:

освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова(фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.

В том числе

•        по фонетике и графике: правильно артикулировать звуки; слышать и различать звуки, характеризовать звуки; пользоваться алфавитом при работе со словарями; различать сильную и слабую позицию звуков; различать употребление ь для обозначения мягкости согласных и обозначения форм слов (в изученных случаях);

•        по орфоэпии: правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе     слов, заимствованные слова, употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарём

•        по морфемике и словообразованию: различать  варианты морфем; определять в вариантных морфемах  чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова  с вариантами морфем  к указанным словам; изменять и образовывать слова, формы одного и того же слова; знать о чередовании гласных и согласных  в морфемах, об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков; уметь опознавать чередование гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; опознавать  слова с беглыми гласными О и Е в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам; проверять правильное нахождение корня подбором родственных слов; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова (в простых случаях); опознавать однокоренные слова с чередующимися гласными и согласными; различать значения слов с омонимичными корнями (вода — водитель; гора —горе); разбирать слово по составу для объяснения орфограмм.

•        по лексикологии и фразеологии: объяснять лексическое значение наиболее употребительных слов; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; уметь пользоваться  толковым словарём, извлекать нужную информацию из словарных статей; подбирать синонимы и антонимы в доступных для них случаях; объяснять значение неизвестных слов, используя толковый словарь; определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам; различать прямое и переносное значение слова; раскрывать смысл доступных их пониманию фразеологизмов.

•        по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов, имён числительных, местоимений; знать, как изменяются части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонений и другие; распределять известные части речи по группам; осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.

•        по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; находить грамматическую основу предложения (в изученных случаях); различать главные и второстепенные члены предложения, двусоставные и односоставные предложения, простые  и  сложные  предложения (в изученных случаях); характеризовать простое осложнённое предложение, различать однородные члены предложения, вводные слова, обращения, сравнительный оборот, обособленные обстоятельства и определения; различать и правильно интонировать предложения, разные по цели высказывания и эмоциональной окраске; производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях; высказывания;

•        по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; различать сильную и слабую позицию звуков; опознавать, объяснять и правильно писать изученные орфограммы; пользоваться орфографическим словарём; знать способы поверки правильности написания   слов.

•        по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения, соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, обращением, вводными словами, сравнительным оборотом, обособленными обстоятельствами и определениями, разделять запятой части сложного предложения, правильно ставить знаки препинания при прямой речи и диалоге, ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже.

•        по текстоведению: уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок; выделять части текста (микротемы); понимать последовательность и грамматическую связь предложений в тексте; различать повествование, описание и рассуждение; применять различные типы речи при составлении высказывания; создавать план текста; знать структуру текста типа повествование, роль описания в художественном повествовании, способы включения описания в повествование; уметь определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; анализировать тексты с типом речи описание; выразительно читать и пересказывать текст.

Основные содержательные линии

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре рабочей программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

•        содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции (раздел «Функциональные разновидности языка»);

•        содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций (разделы «Общие сведения о языке», «Синтаксис и пунктуация»);

•        содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции (раздел «Язык и культура»).

Необходимо отметить, что в учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.

Программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в широком использовании сведений по истории языка и русистики, этимологии.

Программа рассчитана на использование модульной технологии. Данный вид обучения позволяет успешно решать следующие задачи:

-повысить сознательность и прочность усвоения знаний учащихся;

-вырабатывать у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему;

-прививать школьникам культуру умственного труда и научить их самостоятельно трудиться продуктивно, с интересом подходить к достижению поставленной цели;

-готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразовательной работой в дальнейшем.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им. Модульное обучение позволяет изменить форму общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули плюс личное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъектную основу. Отношения становятся паритетными, равными между учителем и учеником. При модульном обучении ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это даёт школьникам возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы.

Содержание курса (170 часов)

Модуль 1. Лингвистика – наука о языке. Разделы лингвистики.  (1час)

Модуль 2. Фонетика и графика. Орфоэпия (7 часов)

Модуль 3. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема – значимая часть слова (4 часа)

Модуль 4.   Лексикология как раздел науки о языке. Способы объяснения лексического значения слова (2 часа)

Модуль 5. Орфография. Разделы русской орфографии. (13 час.)

Модуль 6.  Морфология как раздел науки о языке. Части речи в русском языке (3 часа)

Модуль 7. Культура речи (4 часа)

Модуль 8. Синтаксис и пунктуация (28 часов)

Модуль 9. Текстоведение (10 часов)

Модуль 10. Словообразование (12 часов)

Модуль 11. Лексикология и фразеология (11 часов)

Модуль 12.Морфология. Имя существительное (18 часов)

Модуль 13. Морфология. Имя прилагательное (12 часов)

Модуль 14. Морфология. Глагол (16 часов)

Модуль15. Повторение изученного в 5 классе (5 часов)

Внутрипредметный модуль «Уроки развития речи»  (20 часов)

Формирование универсальных учебных действий

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать

Индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, - универсальные учебные действия

Коммуникативные:

        владение всеми видами речевой деятельности,

        построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

        адекватное восприятие устной и письменной речи;

        точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;

        соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.).

Познавательные:

        формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;

        осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников;

        определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;

        применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

        переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами и др.).

Регулятивные:

        постановка и адекватное формулирование  цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;

        осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др.).

Учебно-методическое обеспечение предмета «Русский язык» 

1.        Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа. – М.: Просвещение, 2011

2.        Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт.-сост. С.И. Львова]. – М.: Мнемозина, 2010

3.        УМК С.И. Львовой, В.В. Львова, в трёх частях для 5 класса. - М.: МНЕМОЗИНА, 2013 год.

Литература для учителя

1. Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2004.

2. Глебова Е. Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе. — Горький, 1986.

3. Васильевых И.П., Львова С.И. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. В 2 ч. – М.: Мнемозина, 2010.

4. Васильевых И.П. Уроки русского языка в 5 классе. - М.: Мнемозина, 2010.

5. Еремина Е.А. Виды разбора на уроках русского языка. -  М.: Просвещение, 2009.

6. Иванов В. В., Потиха 3.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.

7. Иванова В. Ф.Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

8. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 классы. — М., 1994.

9. Костяева Т.А., Рыбченкова Л.М. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов средней школы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

10. Крамаренко Н.О.. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: ВАКО,  2006.

11. Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.

12. Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5—9 классы. — М., 1989.

13. Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.

14. Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии пунктуации. — М., 2004.

15. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. — М., 2000.

16. Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.

17. Львова С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1990 (и другие издания).

18. Любичева Е.В. Уроки развития речи. — СПб, 2002.

19. Любичева Е.В., Болдырева Л.И.О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. — СПб, 2002.

20. Нестандартные уроки русского языка. 6 класс. / Сост. Шашлова Н.А. – Волгоград: Корифей, 2005.

21. Прохватилина Л.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс. Книга для учителя. Под редакцией Львовой С. И. – М.: Мнемозина, 2008

22. Пузанкова Е.Н. Проблемы развития языковой способности учащихся при обучении русскому языку. — М., 1996.

23. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.

24. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку. – М.: Просвещение, 1989.

Литература для учащихся

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.

2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2008

3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. — М., 1987.

4. Вартаньян Э.А. Из жизни слов. — М., 1960.

5. Введенская Л. А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1981.

6. Граник Г.Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994.

7. Граник Г.Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А., Владимирская Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995.

8. Колесов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982.

9. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.

10. Костомаров В. Г. Жизнь языка. — М., 1994.

11. Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.

12. Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

13. Львова С. И. Практикум по русскому языку. 6 класс. — М., 2005.

14. Львова С. И. Русский язык. 5 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. — М., 2002.

15. Откупщиков Ю. Н. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — М., 1986.

16. Сергеев В.Н. Словари — наши друзья и помощники. — М., 1984.

17. Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5—7 классы / В. И. Капинос и др. — М., 2002.

Школьные словари русского языка

  1. Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).
  2. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
  3. Быстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.
  4. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.
  5. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
  6. Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.
  7. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
  8. Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
  9. Львова С. И., Краткий словообразовательный словарь школьника. — М.,2004.
  10. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — М., 1981.
  11. Потиха 3.А. Школьный словарь строения слов русского языка. — М., 1998.
  12. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.
  13. Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М.,2000.
  14. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.
  15. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 1997.
  16. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
  17. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). Сост. М. В. Панов. — М., 1984.

Интернет-ресурсы для учащихся:

Словари:

        Словарь сокращений русского языка. Web: http://www.sork.ru

        Толковый словарь русского языка Ожегова. http://www.megakm.ru

        Русские словари (Институт им. Виноградова). http://www.slovari.ru

        Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.) http://www.gramota.ru

Тренажеры:

        Тесты по пунктуации в режиме он-лайн.  http://www.repetitor.1c.ru

        Электронный тренажер «Грамотей». http://www.gramotey.ericos.ru

        Грамматический конкурс «Золотая клякса». http://www.klyaksa.country.ru

        Головоломки со словами. http://www.golovolomka.hobby.ru

для учителя:

Справочно-информационные ресурсы:

        РОФ «Центр развития русского языка». http://www.ruscenter.ru

        Электронные версии газеты «Русский язык». http://www.1september.ru

        Сайт о русской словесности.http://www.slovesnikk.ru

        Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ). http://www.ruthenia.ru/apr

        Образовательный портал. http://www.edu.ru

        Мастерская «В помощь учителю. Русский язык». http://center.fio.ru

Материально-техническое обеспечение курса

Технические средства обучения

1.        Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

2.        Колонки (рабочее место учителя).

3.        Проектор.

4.        Интерактивная доска.

Программные средства

1.        Операционная система Windows ХР.

2.        Офисное приложение MicrosoftOffice 2007.

3.        CD 1С:Школа. Русский язык, 5-6 кл. Морфология. Орфография. – М, 2006.

4.        CD Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка, 2005.

5.        CD Репетитор « Русский язык». Весь школьный курс

6.        CD Репетитор « Тесты по пунктуации». Весь школьный курс

Печатные пособия

1. Раздаточный материал: контрольно-измерительные материалы по русскому языку ГИА-9, контрольно-измерительные материалы по русскому языку для подготовки к ЕГЭ, «Рабочие тетради по русскому языку для 6 класса», «Тесты по русскому языку для 6 класса»;

2. Иллюстрированные материалы: альбомы: «И. Крамской», «Андрей Рублёв», «Илья Глазунов», «И. Левитан», «И. Айвазовский», «Дюрер», «Дали», «Русская живопись»; открытки: «А. С. Пушкин», «Крамской», «Саврасов», «Репин», «Театр пушкинской поры», «К. Васильев», «Калининград», «Кёнигсберг», «Города Прибалтики», «Графика К. Васильева», «Васнецов»;

Электронные приложения: «К урокам литературы материалы», «К урокам русского языка», «Подготовка к экзаменам», «Презентации к урокам литературы», «Презентации. Русский язык», «Русский язык», «Корпусная лингвистика»; презентации: «Фразеология», «Графология», «Морфология»,  «Фонетика»,  «Орфография»,  «Пунктуация»,  «Синтаксис»,  «Русские лингвисты»; иллюстративный материал: «Древнерусские книги», «Иконопись», «Иллюстрации. Космос», «К. Васильев», «Природа»; портреты «Русские писатели»;

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: творческие мастерские: «Как сохранить природы доброту»; «Музыка моей души»; «Предъявляя русскую культуру»; «Поэтическое открытие янтаря»; статья, представленная в рамках Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (2009), «Материалы к урокам развития речи (музейная педагогика)»; материалы олимпиад по русскому языку.

Система оценки планируемых результатов изучения курса «Русский язык»

Предметные  оценки:

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок,  5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.  Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается:

1 орфографическая, или

1 пунктуационная, и

1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

2 орфографические, или

2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и

3 пунктуационных

 ошибки, или

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается:

4 орфографические и

4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографических и

5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается:

7 орфографических и

7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и

8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и

9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и

6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка мониторинговых работ

ставится в соответствии с полученными баллами за решённые задания (исходя из особенностей заданий и количества баллов)

Виды контроля

Входной контроль (сентябрь);

Промежуточный контроль (декабрь);

Итоговый контроль (май);

Контрольные работы в форме тестов, диктантов с грамматическим заданием, контрольных изложения и сочинения (по итогам изучения тем).


Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Основное содержание

Основные понятия

Кол-во часов

Стр. учеб

ника

УУД

Формы контроля

Лингвистика – наука о языке

1 Что изучает лингвистика. Разделы лингвистики. Какие вопросы интересуют учёных-лингвистов.

Лингвистика (языкознание), лингвист, русистика

1

П. 1

Знать основные разделы лингвистики, единицы языка. Учиться извлекать информацию из разных источников;

понимать содержание научно-учебного текста, задавать познавательные вопросы; планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися.

Работать в группах и самостоятельно, анализировать изученный материал;

проводить исследование, обсуждать полученные сведения

Смысловой анализ текста-высказывания на лингвистическую тему, опрос,

упр. 4

Фонетика и графика. Орфоэпия

2-3 Фонетика. Гласные и согласные звуки. Фонетическая транскрипция.

4 Слог. Ударение

Орфоэпия. Произношение гласных звуков

5 Орфоэпия. Произношение согласных звуков

6 Графика. Алфавит и его использование. Звуки и буквы

7-8 Обозначение звуков с помощью букв Е, Ё,Ю,Я

Р/р  Сочинение по картине М. А. Врубеля «Царевна-лебедь» (1ч.)

Фонетика, звуки речи, гласные и согласные звуки, фонетический разбор, транскрипция, звукопись, ударение (силовое, разноместное, подвижное), слоги, орфоэпия, нормы произношения, оглушение, озвончение, орфоэпический словарь, графика, алфавит

Композиция, «описание»; особенности в описании картины

7+

2 р/р

П. 2-8

Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; использовать элементы транскрипции, правильно произносить гласные и согласные звуки, пользоваться орфоэпическим и орфографическим словарями; понимать орфоэпические нормы слов; работать с информацией, различать понятия орфография, орфоэпия;

правильно произносить буквы алфавита, называть   их  в   алфавитном порядке,

использовать алфавит в практической деятельности, производить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

работать в группах и самостоятельно, анализировать изученный материал; готовить сообщения, доклады, справочную информацию;

по развитию речи: создавать план сочинения (с помощью учителя), обмениваться устными высказываниями при подготовке к письменному описанию картины, правильно строить речевые конструкции

Проверочная работа (тест, фонетический разбор, орфоэпический разбор), упр. 13, упр. 21, 31, 45, 46, 47, 54

Сочинение, упр. 397

Морфемика

9 Морфемика как раздел науки о языке. Морфема – значимая часть слова

10 Морфемная модель. Морфемный разбор

11-12 Чередование гласных и согласных в морфемах

Морфема, морфемика, приставка, корень, суффикс, окончание, словообразующие и формообразующие морфемы, морфемный разбор, морфемная модель, корни-омонимы, однокоренные слова, этимология, чередование в корне

4

П. 9, 10

Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; производить морфемный разбор слова, приводить доказательства правильности разбора,  применять поморфемную запись; образовывать слова с помощью суффиксов и приставок, наблюдать над однокоренными словами, группировать слова  по заданному признаку; пользоваться различными словарями, понимать значение суффиксов в выражении оценки в художественной речи; структурировать знания

Тестовые задания, упр. 84, 86, 87, 94, 98

Лексикология

13 Лексикология как раздел науки о языке. Способы объяснения лексического значения слова

14 Тематические группы слов

 

Лексическое значение, лексикология, лексика, толковый словарь, родовые и видовые понятия

2

П. 11,

12

Объяснять лексическое значение слова разными способами, уметь пользоваться различными словарями для выбора наиболее точного слова, уместно использовать слова-синонимы с учётом их стилистической окрашенности; работать в группах и самостоятельно;

по развитию речи: составлять план сочинения (с помощью учителя и учащихся), детально описывать картину по плану, внимательно выбирать выразительные языковые единицы, осуществлять коррекцию сочинения

Презентации, сообщения, работа со словарём, упр. 117, 125

Сочинение, упр. 123, 124

Орфография

15-16 Орфография. Разделы русской орфографии. Правописание и, у, а после шипящих. Правописание сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, щн

17 Правописание безударных гласных в корнях слов

18 Правописание согласных в корнях слов

19 Контрольная работа № 1 -входной контроль

20-21 Анализ к/р. Правописание безударных окончаний  -Е,  -И в именах существительных

22-23 Правописание безударных личных окончаний глаголов

24-25 Употребление Ь в словах. Буква Ь для обозначения мягкости согласных, Ь после шипящих, написание  -ТСЯ,  -ТЬСЯ в глаголах,

Ъ и Ь

26-27 Слитные, дефисные и раздельные написания

Орфография, орфограмма, орфографический словарь, безударные гласные, глухие и звонкие согласные, омофоны,  непроизносимые согласные, удвоенные согласные, проверочное слово, имя существительное, склонение, глагол, спряжение, формы глагола, дефис

13

П.13-17

Самостоятельно выделять  и формулировать познавательную  цель, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; соблюдать основные правила орфографии, основной принцип написания морфем, опознавать орфограммы, группировать слова по видам орфограмм, объяснять правописания анализируемых слов, графически обозначать орфограммы, моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам; использовать орфографический словарь для самоконтроля и при возникновении трудностей написания слов, самостоятельно подбирать слова на изученное правило; работать в группах и самостоятельно; работать с информацией, готовить сообщения

Тестовые задания, самоконтроль, взаимоконтроль, упр. 127, 149, 150, 174, 184, 186

Тесты

Самостоятельная работа

Морфология

28 Морфология как раздел науки о языке. Части речи в русском языке

29 Самостоятельные и служебные части речи

30 Образование форм слова с помощью окончания

Р/р Подробное изложение повествовательного характера (по рассказу Г. Снегирёва «Любопытные») (2ч.)

Морфология, грамматика,  самостоятельные и служебные части речи, форма слова, нулевое окончание,  грамматико-орфографический словарь, склонение, спряжение

Изложение, план, абзац

3 +

2 р/р

П. 18,19

Распознавать части речи с учётом различных признаков слов: общего грамматического значения, типичных суффиксов и окончаний, морфологических признаков, синтаксической роли; сравнивать самостоятельные и служебные части речи, части речи внутри одной группы; готовить сообщения;

работать с информацией,

работать в группах и самостоятельно, анализировать изученный материал;

структурировать знания.

Самостоятельно выделять  и формулировать познавательную  цель,

по развитию речи: правильно воспринимать прослушанный текст, пересказывать его, выделять части текста (микротемы), составлять план, понимать последовательность предложений в тексте, следовать нормам речи при составлении текста изложения

Самоконтроль, взаимоконтроль, упр. 187, 198, 206, 210, 211

Упр. 744

Культура речи

31 Соблюдение

орфоэпических и орфографических норм русского языка. Соблюдение лексических и грамматических норм русского языка

32 Употребление в речи этикетных слов. Понятие о речевой ситуации

33-34 Обобщающее повторение изученного материала в 1 четверти  

Культура речи, нормы языка (орфоэпические, орфографические, грамматические, лексические), этикетные слова, речевая ситуация

4

П. 20,

21

Использовать в речи различные речевые формулы, участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с темой и правилами речевого общения, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, уметь оценивать свою речь с точки зрения соответствия с её нормами речевого этикета, осуществлять выбор и организацию языковых средств; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации; работать с различными источниками информации, готовить сообщения, справочную информацию

Сочинение-миниатюра (составление текста с использованием этикетных слов), упр. 217, 220, 225, 226

35 Контрольная работа № 2 (за 1 четверть)

36 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

2

Диктант с грамматическим заданием

Синтаксис и пунктуация

37 Синтаксис как  раздел лингвистики.

38 Словосочетание  как единица синтаксиса.

39  Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения

40-41 Главные и второстепенные члены предложения

42 Виды предложений по цели высказывания

43 Виды предложений по эмоциональной окраске

44-45 Виды предложений по количеству грамматических основ

46-47 Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами

48 Предложения с обращениями

49 Предложения с вводными словами

50 Предложения со сравнительными оборотами

 Р/р Сочинение по картине И. И. Фирсова «Юный живописец» (2ч.)

51 Предложения с прямой речью

52 Диалог

53  Контрольная работа № 3 – промежуточный мониторинг

54 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

55  Пунктуация. Зачем нужны знаки препинания. Знаки препинания в конце простого предложения

56-57 Знаки препинания внутри простого предложения

58-59 Знаки препинания между частями сложного предложения

60 Знаки препинания в предложениях с прямой речью

61-62 Обобщающее повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

63 Контрольная работа № 4 по теме «Синтаксис и пунктуация»

64 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

Р/р Изложение с элементами сочинения (по рассказу Л. Кассиля «Руки человеческие») (2ч.)

Синтаксис, грамматика, словосочетание, смысловая и грамматическая связь в словосочетании, именные и глагольные словосочетания, предложение, интонация, логическое ударение, повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, восклицательные и невосклицательные предложения, простые и сложные (союзные и бессоюзные) предложения,

грамматическая основа (подлежащее, сказуемое), дополнение, определение, обстоятельство, однородные члены предложения, интонация перечисления, обращение, звательная интонация, вводные слова, сравнительный оборот, прямая речь, диалог, реплика, пунктуация, знаки препинания

28 +

3 р/р

П.22-32

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную  цель, планировать учебное сотрудничество  с учителем и сверстниками; выделять словосочетания в предложении, распознавать и конструировать словосочетания изученных видов;

различать виды предложений на основе их смыслового и грамматико-интонационного анализа;

анализировать смысловые и синтаксические отношения в предложениях. Обосновывать выбор знаков препинания с опорой на смысловую, интонационную, грамматическую характеристику предложения.

Конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; составлять схемы предложений;

производить синтаксический разбор предложений; интонационно правильно произносить предложения с однородными членами, обращениями, вводными словами, правильно ставить знаки препинания;

правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций;  планировать свою деятельность, работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников, структурировать знания, задавать учителю и учащимся познавательные вопросы, проводить исследование, обсуждать полученные сведения, готовить сообщения, доклады, справочную информацию;

по развитию речи: устно и письменно описывать картину, составлять план, понимать последовательность предложений в тексте, осуществлять аудирование, отвечать на предложенный вопрос (по тексту)

Тестовые задания,

самоконтроль, взаимоконтроль, упр. 229, 232, 235, 243, 244, 256, 264, 268, 280, 288, 289, 302, 306, 311, 317, 330

Сочинение, упр. 234

Тесты, составление высказывания по предложенной проблеме

Диктант с грамматическим заданием

Изложение

Текстоведение

Понятие о тексте

Типы речи

План текста

Р/р Сжатое изложение с элементами сочинения (по рассказу Г. Снегирёва «Кашалот») (2ч.)

Основные нормы построения текста

Текст, тема текста, основная мысль текста, повествование, описание, рассуждение, план, абзац, нормы построения текста

10 р/р

П. 33-36

Проводить смысловой анализ текста;

определять тему, основную мысль текста, опознавать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи, находить типовые фрагменты, делить текст на абзацы, составлять план; соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных;

исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении, анализировать прочитанный текст, задавать вопросы по тексту, пересказывать, создавать тексты разных типов речи, уместно употреблять соответствующие языковые средства; работать в группах и самостоятельно, проводить исследование, обсуждать полученные результаты;

по развитию речи: осуществлять аудирование, составлять план текста в соответствии с микротемами (с помощью учителя и учащихся), сжимать текст способом исключения, использовать различные типы речи при написании изложения и сочинения

Составление устных высказываний различных типов речи, составление плана, упр. 368, 377, 381, 394, 399

Сжатое изложение,

упр. 386

Сочинение,

упр. 608

Словообразование

65 Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы образования слов в русском языке

66-67 Правописание корней с чередованием А//О

68-69 Буквы О – Ё после шипящих в корнях слов

70-71 Словообразование имён существительных, имён прилагательных, глаголов

72-73 Правописание приставок

74 Образование слова и его морфемное строение

75 Контрольная работа № 5 по теме «Словообразование»

76 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

Словообразование, словообразующие морфемы, суффиксальный, приставочный способ, сложение, словообразовательная пара, словообразовательная цепочка,  морфемный разбор, словообразовательный разбор, словообразовательный словарь, корень, приставка, чередования

12 +

2 р/р

П. 37-44

Уметь определять способ словообразования, выделять исходные морфемы; применять правила для написания чередующихся гласных в корне, приставок, О-Ё после шипящих, разбирать слова по составу, пользоваться словарём значения морфем и словарём поморфемного строения;  готовить сообщения, доклады, справочную информацию; структурировать знания;

по развитию речи: составлять план сочинения (самостоятельно), задавать вопросы при создании каждой микротемы, рассуждать, использовать такой тип речи, как описание с элементами рассуждения

Тестовые задания,  самоконтроль, взаимоконтроль, упр. 401, 410, 419, 427, 456

Сочинение, упр. 417

Решение лингвистических задач

Лексикология и фразеология

77-78 Лексикология. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы. Омонимы

79 Исконно русские и заимствованные слова

80-81 Написание букв И – Ы после Ц

82 Лексика ограниченного употребления

83Устаревшие слова

84-85 Фразеология

Лексикология, лексическое значение, прямое и переносное значение, многозначность, тропы (метафора, олицетворение, эпитет), синонимы, антонимы, омонимы, общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления, профессиональные, диалектные слова, устаревшие слова, неологизмы, исконно русские и иноязычные (заимствованные) слова, фразеологизмы

9 +

1 р/р

П. 45-51

Использовать толковые словари для определения, уточнения лексического значения слов;

подбирать синонимы, антонимы к слову, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики;

правильно произносить заимствованные слова,

включённые в орфоэпический минимум;

уместно использовать в речи лексику ограниченного употребления, правильно употреблять термины;

толковать фразеологизмы и уместно использовать в речи;

производить лексический разбор слова; представлять необходимость использования дополнительного источника для уточнения значения незнакомого слова;  составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых было ранее неизвестно; структурировать знания, обсуждать полученные сведения, готовить сообщения, справочную информацию;

по развитию речи: составление плана к сочинению (самостоятельно), описание картины на выбор с использованием различных лексических пластов языка (особо – устаревших слов)

Презентации, сообщения, упр. 493, 498, 512, 515

Самостоятельная работа

Сочинение, упр. 496, 504

86 Контрольная работа № 6 (за 3 четверть)

87 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

2

Систематизировать изученный материал; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Диктант с грамматическим заданием

Морфология. Имя существительное

88 Морфология как раздел лингвистики. Слово как часть речи

89 Имя существительное. Общее значение имён существительных и их употребление в речи

100-101 Правописание суффиксов  -ЧИК-,  -ЩИК-

102-103 Правописание суффиксов  -ЕК-,  -ИК- (-ЧИК-)

104-105 Постоянные морфологические признаки имени существительного. Собственные и нарицательные имена существительные. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

106  Постоянные морфологические признаки имени существительного. Род.

107 Склонение

108-109 Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными

Р/р Подробное изложение по тексту «Символ России» (2ч.)

110-111 Непостоянные морфологические признаки имён существительных. Безударные окончания  -Е и

 -И в именах

существительных

112 Синтаксическая роль имени существительного

113 Правильное употребление имён существительных

114 Контрольная работа №7 по теме «Имя существительное»

115 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

Морфология, части речи, самостоятельные и служебные части речи, имя существительное, морфологические признаки,  собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, род, склонение, разносклоняемые и несклоняемые имена существительные

Рассуждение

18 +

2 р/р

П. 52-61

Распознавание имён существительных на основе общего значения и грамматических признаков;

распознавание и написание типичных суффиксов имён существительных, уместное употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, узнавание приёма олицетворения в художественных текстах;

употреблять прописную букву при написании собственных имён существительных, правильное произношение отчеств и несклоняемых существительных;

определять род, тип склонения по окончанию и суффиксу, употреблять имена существительные в соответствии с основными орфоэпическими нормами; планировать учебную деятельность, сотрудничество с учителем и учащимися; выполнять смысловой и лингвистический анализ текста; проводить исследование, обсуждать полученные результаты; работать в группах и самостоятельно; работать с информацией, готовить справочную информацию;

по развитию речи: осуществлять аудирование, составлять план изложения (самостоятельно), следовать нормам речи

Тестовые задания, самоконтроль, взаимоконтроль, упр. 545, 547, 570

Изложение, упр. 434

Диктант с грамматическим заданием

Морфология. Имя прилагательное

116 Имя прилагательное. Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи

117-119 Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные

120-121 Степени сравнения имён прилагательных

122-123 Полные и краткие имена прилагательные

124 Склонение имён прилагательных

125 Правописание

безударных окончаний имён прилагательных

126 Синтаксическая роль

имени прилагательного

127 Правильное

 употребление имён прилагательных

Имя прилагательное,

 качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные, степени сравнения имён прилагательных,

полные и краткие имена прилагательные, склонение

12 +

2 р/р

П. 62-67

Распознавать имена прилагательные на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний;

работать с учебным словарём эпитетов, подбирать прилагательные-синонимы с учётом стилистической характеристики текста; распознавать прилагательные в прямом или переносном значении, устанавливать разряд, определять способ словообразования;

правильно образовывать, произносить, писать и употреблять имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени;

определять орфограммы, связанные с написанием имён прилагательных;

производить морфологический разбор имён прилагательных; планировать учебную деятельность, сотрудничество с учителем и учащимися; выполнять смысловой и лингвистический анализ текста; проводить исследование, обсуждать полученные результаты; работать в группах и самостоятельно; работать с информацией, готовить справочную информацию;

работать с информацией,

работать в группах и самостоятельно, анализировать изученный материал;

структурировать знания.

Самостоятельно выделять  и формулировать познавательную  цель.

По развитию речи: работать над сочинением с использованием различных типов речи, строить высказывание на основе жизненных наблюдений и предложенного иллюстративного материала, составлять план; понимать последовательность и грамматическую связь предложений в тесте, следовать нормам речи

Тестовые задания, самоконтроль, взаимоконтроль, упр. 634, 640, 657, 659

Сочинение, упр. 278, 455, 717

Морфология. Глагол

128 Глагол. Общее значение глаголов и их употребление в речи

129 Инфинитив

130 Вид глагола

131 Переходные и

непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы

132-134 Правописание

корней с чередованием Е//И

135 Изменение глаголов по наклонениям. Условное наклонение

136Повелительное

 наклонение

Р/р Сочинение по картине А. И. Куинджи «Берёзовая роща» (1ч.)

137-138 Изменение

 глаголов изъявительного наклонения

139 Разноспрягаемые глаголы

140 Безличные глаголы

141 Синтаксическая роль глагола

142 Правильное

 употребление глаголов

143-144 Обобщающее

 повторение по теме «Глагол»

Глагол, инфинитив, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходность, возвратность, наклонение, спряжение, безличные глаголы, время, разноспрягаемые глаголы

16 +

1 р/р

П. 68-78

Распознавать глагол на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли, типичных суффиксов и окончаний, различать способ словообразования; точно употреблять в речи, распознавать орфограммы, связанные с написанием глаголов;

уместно использовать в речи интонационные и лексические средства передачи разных оттенков побуждения к действию, употреблять в различных стилях;

производить морфологический разбор глагола, употреблять в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами; планировать учебную деятельность, сотрудничество с учителем и учащимися; выполнять смысловой и лингвистический анализ текста; проводить исследование, обсуждать полученные результаты; работать в группах и самостоятельно; работать с информацией, готовить справочную информацию;

по развитию речи: работать над сочинением-описанием с использованием таких типов речи, как повествование и рассуждение, строить высказывание на основе жизненных наблюдений и предложенного иллюстративного материала, составлять план; понимать последовательность и грамматическую связь предложений в тесте, следовать нормам речи

Тестовые задания,

самоконтроль, взаимоконтроль, упр. 676, 683, 687, 692, 701, 718, 751

Сочинение, упр. 478

Самостоятельная работа

Повторение

145-147 Обобщающее

повторение изученного в 5 классе

148 Контрольная работа № 8 – итоговый мониторинг

149 Анализ ошибок, допущенных в итоговой контрольной работе

5

Систематизировать и анализировать изученный материал, делать выводы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации; осознавать качество усвоения материала. Работать в группах и самостоятельно, анализировать изученный материал.

Упр. 765, 773, 776

Тесты, составление высказывания по предложенной проблеме

Резервные уроки

1

Итого

150

Тематическое планирование внутрипредметного модуля «Уроки развития речи»  (20 часов)

Дата

Тема

Основные понятия

Кол-во

часов

УУД

Форма контроля

Сочинение домашнее по картине

М. А. Врубеля «Царевна-лебедь»

Композиция, «описание»; особенности в описании картины

1

Создавать план сочинения (с помощью учителя), обмениваться устными высказываниями при подготовке к письменному описанию картины, правильно строить речевые конструкции

Подробное изложение повествовательного характера (по рассказу Г. Снегирёва «Любопытные»)

Текст, тема текста, основная мысль текста, повествование, описание, рассуждение, план, абзац, нормы построения текста

2

Правильно воспринимать прослушанный текст, пересказывать его, выделять части текста (микротемы), составлять план, понимать последовательность предложений в тексте, следовать нормам речи при составлении текста изложения

Сочинение классное по картине

И. И. Фирсова «Юный живописец»

Композиция, «описание»; особенности в описании картины

2

Составлять план сочинения (с помощью учителя и учащихся), детально описывать картину по плану, внимательно выбирать выразительные языковые единицы, осуществлять коррекцию сочинения

Изложение с элементами сочинения (по рассказу

Л. Кассиля «Руки человеческие»)

Изложение, план, абзац

2

Составлять план, понимать последовательность предложений в тексте, осуществлять аудирование, отвечать на предложенный вопрос (по тексту)

Понятие о тексте

Текст, тема текста, основная мысль текста, повествование, описание, рассуждение, план, абзац, нормы построения текста

1

Проводить смысловой анализ текста;

определять тему, основную мысль текста, опознавать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи, находить типовые фрагменты, делить текст на абзацы, составлять план; соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных; исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении, анализировать прочитанный текст, задавать вопросы по тексту, пересказывать, создавать тексты разных типов речи, уместно употреблять соответствующие языковые средства; работать в группах и самостоятельно, проводить исследование, обсуждать полученные результаты

Типы речи

3

План текста

2

Сжатое изложение с элементами сочинения (по рассказу Г. Снегирёва «Кашалот»)

2

Основные нормы построения текста

2

Подробное изложение по тексту «Символ России»

Рассуждение

2

Осуществлять аудирование, составлять план изложения (самостоятельно), следовать нормам речи

Сочинение домашнее по картине А. И. Куинджи «Берёзовая роща»

Композиция, «описание»; особенности в описании картины

1

Работать над сочинением-описанием с использованием таких типов речи, как повествование и рассуждение, строить высказывание на основе жизненных наблюдений и предложенного иллюстративного материала, составлять план; понимать последовательность и грамматическую связь предложений в тесте, следовать нормам речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...