Рабочая программа по русскому языку для 9 класса....
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Лазарева Елена Владимировна

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

гимназия № 40 им. Ю.А. Гагарина

Рассмотрено

на заседании предметной кафедры

«Русский язык и литература»

Протокол № _1_ от «_4_» __сентября_2017 г.

Заведующая кафедрой

______________________М. Н. Петихина

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________________________________

        «Утверждено»

Директор

_________________________

Т.П. Мишуровская

Программа учебного курса

«Русский язык»

для учащихся 9 классов

Калининград, 2017

Пояснительная записка

Рабочая программа сформирована на основании следующих документов:

  • Учебный план гимназии
  • Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-9 классы М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2008.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.

Русский язык —

  • это родной язык русского народа,
  • государственный язык Российской Федерации;
  • средство межнационального общения, консолидации и единения народов России;
  • основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Русский (родной) язык является

  • основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности;
  • средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Цели изучения русского (родного) языка в школе

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
  • осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  •  осознание эстетической ценности родного языка;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
  •  овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;
  • освоение умением проводить библиографический поиск, извлекать и   преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;
  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
  • овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса;
  • расширение объема используемых в речи грамматических средств;
  • совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Содержание курса русского (родного) языка в школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической  (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе

  • овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • освоения основных норм русского литературного языка;
  • обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;  
  • формирования  способности  к  анализу   и   оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях;
  • умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция  предполагает

  • осознание родного языка как формы выражения национальной культуры,
  • понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики  русского языка,
  • освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения;
  • способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Коммуникативная компетенция предполагает

овладение

  • видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
  • базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфеpax и ситуациях общения.

Коммуникативная компетентность проявляется в умении

  • определять цели коммуникации,
  •  оценивать речевую ситуацию,
  • учитывать намерения и способы коммуникации партнера,
  • выбирать адекватные стратегии коммуникации,  
  •  быть   готовым   к   осмысленному   изменению собственного речевого поведения.

Формирование универсальных учебных действий.

В примерной программе реализован  коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать

Индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, - универсальные учебные действия

Коммуникативные:

  • владение всеми видами речевой деятельности,
  • построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • адекватное восприятие устной и письменной речи;
  • точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
  • соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.).

Познавательные:

  • формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;
  • осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников;
  • определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами и др.)

Регулятивные:

  • постановка и адекватное формулирование  цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;
  • осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др.).

Внутрипредметный модуль «Техника написания сочинений и изложений» составлен в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку.

Целью данного модуля является усовершенствование умений составления творческих работ  для передачи чужого  текста, а также при написании сочинений различной тематики и структуры.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обращение с устройствами ИКТ

Ученик 9 класса должен уметь:

  •  подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
  •  соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
  •  правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
  •  осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
  •  выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
  •  соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности   и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных  способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

    Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в  различных образовательных учреждениях.

Учебно-методические комплекты по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской полностью соответствуют требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта  (ФГСО)  и реализуют его основные идеи:

  • Утверждение личностно ориентированной   парадигмы образования в целом
  • Ориентация на планируемые результаты обучения
  • Усиление метапредметной образовательной функции  родного языка в учебно-воспитательном процессе
  • Реализация системно - деятельностного подхода в образовании
  • Формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро

адаптироваться  во внешней среде и активно в ней функционировать

  • Реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций

Место учебного предмета дисциплины в учебном плане

Программа относится к предметной области РУССКИЙ ЯЗЫК и предусматривает следующий объем учебной нагрузки   - 102 часа.

Планируемые результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

владение всеми видами речевой деятельности:

1) адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

2) владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

3) способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

4) овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

5) умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

6) умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

7) умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

8) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

9) владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение,  диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

10) соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание программы (102 часа)

- Повторение в начале года -11 часов

- Синтаксис сложного предложения. Введение – 4 часа

- Сложносочиненное предложение ССП с соединительной связью, ССП с противительной связью, ССп с раздельтельной связью– 4 часа

- Сложноподчиненное предложение: СПП определительное, СПП изъяснительное, СПП остоятельственное – 28 часов

- Бессоюзное сложное предложение, употребление тире, двоеточия и точки с запятой в БСП – 5 часов

- Сложное предложение с разными видами связи – 5 часов

- Период – 2 часа

- Повторение – 7 часов

- Анализ контрольных работ 4 часа

Содержание внутрипредметного модуля «Техника написания сочинений и изложений» (20 часов)

 

- Обобщение знаний о стилях и типах речи.

- Комплексный анализ текста. Признаки текста. Виды связи предложений в тексте. Стиль и тип текста

- Техника написания сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Композиция. Микротемы. Логическая связь в тексте. Тема и основная мысль.

- Техника написания сочинения на морально-этическую тему. Выразительные средства языка. Структура текста- рассуждения. Тезис, аргументы, вывод. Тема и основная мысль.

-Техника написания сочинения на лингвистическую тему. Структура текста на лингвистическую тему. Аргументы лингвистического характера. Речевые ошибки.

Система оценивания учебных достижений, планируемых результатов

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок,  5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.  Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается:

7 орфографических и

7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и

8 пунктуационных ошибок,

5 орфографических и

9 пунктуационных ошибок,

8 орфографических и

6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Проектная деятельность

(дети, увлечённые изучением предмета, в течение года работают над созданием проекта)

Виды контроля

контрольная работа – 11

диктант - 1

мониторинг качества знаний (входной, промежуточный, итоговый контроль) - 3

контрольное изложение - 3

контрольное сочинение - 4

Материально-техническое обеспечение курса

Библиотечный фонд

  • Разумовская М.М. Русский язык 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений  – М.; Дрофа, 2014.
  • Учебно-тренировочные тесты. Т.Ю. Угроватова. Калининград
  • Русский язык. Подготовка к ГИА-2015. 9 класс Под ред. Н.А. Сениной. «Легион» 2014
  • Новые технологии в обучении русскому языку. Языковой портфель школьника. Методическое пособие./ Черепанова Л.Ю.-М.; Мнемозина, 2013.

Школьные словари русского языка

  1. Новый орфографический словарь русского языка. М. ООО «Дом славянской книги» 2012
  2. Орфографический словарь русского языка.М. «Риппол Классик», 2006
  3. Большой этимологический словарь русского языка. М. ООО «Дом славянской книги» 2013
  4. Большой словарь трудностей русского языка. М. ООО «Дом славянской книги» 2012
  5. Новейший школьный словарь синонимов и антонимов. М. ООО «Дом славянской книги» 2012
  6. Новейший школьный фразеологический словарь. М. ООО «Дом славянской книги» 2012
  7. Толковый словарь новейших слов и выражений русского языка. . М. ООО «Дом славянской книги» 2013
  8. Словарь образцового русского ударения. М.А. Штудинер, М. «Айрис-Пресс» Школь2004
  9. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М.» Просвещение» 2005

Технические средства:

Рабочее место учителя: компьютер (моноблок) LOC программное обеспечение WINDOWS -8, МФУ, колонки SPEEDLINK. электронная доска StarBoard.

•        Разработки заданий для работы на электронной доске

•        Презентации к урокам

•        Электронные репродукции картин известных художников

•        Аудиозаписи текстов

Интернет-ресурсы

  • Словарь сокращений русского языка. Web: http://www.sork.ru 
  • Толковый словарь русского языка Ожегова. http://www.megakm.ru 
  • Русские словари (Институт им. Виноградова). http://www.slovari.ru 
  • Онлайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.) http://www.gramota.ru 

Справочно-информационные ресурсы:


Тематическое планирование

Дата

Тема

Кол-во

часов

Содержание

Требования

к уровню

подготовки (УУД)

Вид

контроля

Русский язык - национальный язык русского народа.

1

Особенности русского национального языка как государственного и как средства межнационального общения.

Вдумчиво читать и анализировать лингвистические тексты

Создать собственное высказывание на лингвистическую тему

Повторение. Речь. Стили речи.

1

Стили речи. Разговорная и книжная речь. Речевая ситуация. Стилевые черты.

Проводить стилистический анализ текста.

Фонетика. Орфография. Графика.

3

Классификация гласных и согласных звуков. Фонетическая транскрипция и её роль Русское словесное ударение. Нормы русского ударения.

Закрепить навыки фонетического и орфоэпического разбора. Знать русский алфавит. Иметь представление о литературной норме и её разновидностях.

Проверочная работа

Лексика. Морфемика. Словообразование.

2

Лексика и фразеология. Толковый словарь. Морфемика и словообразование. Морфемно-словообразовательный разбор слова. Словообразовательный словарь.

Закрепить навыки лексического, морфемно-словообразовательного разбора.

Проверочная работа

Морфология и синтаксис.

2

Морфология. Части речи Морфологический разбор слова. Синтаксис. Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Закрепить знания о частях речи.

Тестовая работа

Входной мониторинг

1

Анализ мониторинга

1

Орфография и пунктуация.

3

Знаки препинания отделяющие и выделяющие. Правописание гласных в корнях слов. Корни с чередованием. Спряжение глаголов. Приставки и частицы НЕ и НИ и их правописание.

Закрепить правописание гласных в корнях слов и корней с чередованием, опираясь на соответствующие орфографические правила.

Знать и применять правила написания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. Различать приставки и частицы НЕ и НИ.

Проверочная работа

Контрольная работа. Диктант с дополнительными заданиями.

1

Анализ контрольной работы.

1

Синтаксис сложного предложения. Пунктуация

Понятие о сложном предложении

2

Сложное предложение. Смысловое и интонационное единство частей сложного предложения.

Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями.

Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения.

2

Типы сложных предложений. Интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова) как основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

Разграничивать сложные предложения разных типов. Составлять графические схемы сложных предложений.

Графический диктант

Сложносочиненное предложение

Понятие о сложносочиненном предложении.

1

Сложносочиненное предложение, его строение. Интонационное и пунктуационное оформление таких предложений.

Овладеть навыками расстановки знаков препинания на письме.

Виды сложносочиненных предложений.

3

Основные значения сложносочиненных предложений: соединительные, противительные, разделительные.

Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений. Моделирование предложений по заданным схемам. Тренироваться в синтаксическом разборе.

Тест

Творческая работа (Изложение или сочинение на лингвистическую тему)

1

Употребление в речи сложносочиненных предложений.

Сложноподчиненное предложение

Понятие о сложноподчиненном предложении

2

Понятие о сложноподчиненном предложении

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части. Подчинительные союзы и союзные слова. Средства связи частей сложноподчиненного предложения. Интонационное оформление.

Проверочная работа

Виды сложноподчиненных предложений

2

Виды сложноподчиненных предложений

Виды придаточных предложений. Синтаксический разбор сложноподчиненных предложений по образцу.

Тест

Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными

2

Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными.

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Синтаксические синонимы.

Проверочная работа

Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными

2

Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными.

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительными. Синтаксические синонимы.

Тест

Сложноподчиненное предложение с придаточным места

2

Сложноподчиненное предложение с придаточным места.

Особенности строения и употребление в речи.

Анализ текста

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени

2

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

Особенности строения и употребление в речи.

Тест

Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения

2

Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.

Различные способы сравнения в русском языке. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Особенности строения и употребление в речи.

Проверочная работа

Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени

2

Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени. Особенности строения и употребление в речи

Нахождение сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени в художественных текстах, уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Работа с текстом

Сложноподчиненное предложение с придаточным цели

1

Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Особенности строения и употребление в речи

Нахождение сложноподчиненных предложений с придаточными цели в художественных текстах, уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Тест

Сложноподчиненное предложение с придаточным условия

1

Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Особенности строения и употребление в речи

Нахождение сложноподчиненных предложений с придаточными условия в художественных текстах, уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции.

Анализ текстов

Сложноподчиненное предложение с придаточным причины и следствия

2

Сложноподчиненное предложение с придаточным причины и следствия. Особенности строения и употребление в речи

Нахождение сложноподчиненных предложений с придаточными причины и следствия в художественных текстах, уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции. Повторить и обобщить сведения о сложноподчиненных предложениях разных видов. Оценивать правильность построения сложноподчиненных предложений разных видов, исправлять нарушения построения сложноподчиненных предложений

Нахождение сложноподчиненных предложений с придаточными причины и следствия в художественных текстах, уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции. Повторить и обобщить сведения о сложноподчиненных предложениях разных видов. Оценивать правильность построения сложноподчиненных предложений разных видов, исправлять нарушения построения сложноподчиненных предложений

Промежуточный мониторинг

1

Анализ мониторинга

1

Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным

5

Нахождение сложноподчиненных предложений с придаточными уступительными в художественных текстах, уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции. Повторить и обобщить сведения о сложноподчиненных предложениях разных видов. Оценивать правильность построения сложноподчиненных предложений разных видов, исправлять нарушения построения сложноподчиненных предложений

Анализ текста

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

3

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение

Иметь представление о разных видах подчинительной связи; однородное и неоднородное соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Составлять схемы сложных предложений и моделировать предложения по заданным схемам

Проверочная работа

Контрольная работа. Сочинение в жанре эссе «Кем быть? Каким быть?»

1

Эссе

Создавать собственные высказывания в жанре эссе

Сочинение

Анализ контрольной работы

Бессоюзное сложное предложение

Понятие о бессоюзном сложном предложении

1

Бессоюзное сложное предложение: смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложение, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений

Иметь представление о бессоюзном сложном предложении как таком единстве предикативных частей которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия. Понимать особенности бессоюзного предложения союзов. Понимать особенности бессоюзного предложения

Тест

Бессоюзные сложные предложения со значением:

перечисления, пояснения, противопоставления, времени или условия, следствия,

4

Иметь представление о важнейших значениях, присущих бессоюзным предложениям: перечисления, пояснения, дополнения, противопоставления, времени или условия, следствия. Правильно употреблять знаки препинания в зависимости от этих значений и соответствующей интонации. Правильно и уместно, устно и письменно употреблять в собственной речи бессоюзные синтаксические конструкции, безошибочно производить синтаксический разбор данных предложений

Проверочная работа

Работа по картине Н.Я.Бута «Серёжка с малой Бронной и Витька с Моховой»

2

Письменные впечатления о картине с использованием бессоюзных сложных предложений

Грамотно использовать в собственной речи бессоюзные предложения, безошибочно употреблять в этих предложениях соответствующие знаки препинания

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

5

Типы сложных предложений с различными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием

Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Составлять схемы таких сложных предложений и моделировать предложения по данным схемам. Проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи, находить их в художественных текстах

Период

2

Итоговое повторение

7

Итоговый контроль

1

Повторение проводится на основе текстов

Тестовая работа

Анализ работы

1

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...