«Склонение имен существительных»
презентация к уроку по русскому языку на тему

Силантьева Татьяна Юрьевна

Урок повторение по теме:  «Склонения имен существительных» .

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Склонение имен существительных»

Слайд 2

Задание 1 - Приведите примеры сущ., которые имею форму только мн.ч - Приведите примеры сущ., которые имеют форму только ед.ч - Назовите 3 группы сущ., имеющих только ед. ч, которые выделили на прошлом уроке

Слайд 3

Задание 2 Сегодня на уроке мы повторим известную вам тему « Склонения имен существительных» и углубим ваши знания по этой теме. Запись темы на доске На сосне и на березе – Бахрома Белой пряжей Их запутала зима И оставила Распутывать весне Эту пряжу на березе И сосне. Слова какого склонения использовал поэт в этом стихотворении, создавая свой зимний пейзаж? Подписываем склонения (все сущ. - 1 скл ). Какой падеж отсутствует? Подписываем падежи (нет родит)

Слайд 4

Склонение имен существительных 1 скл. 2 скл. 3 скл. Ж.р. и М.р. М.р. и Ср.р. Ж.р. Окончания а, я Нулевое окончание, о, е Нулевое окончание, Оканчиваются на ь Откроем стр. 207 учебника, прочитаем про себя. Теперь ответьте на вопрос, что такое склонение? (изменение по падежам). Как определить склонение? Сколько склонений в русском языке вы знаете? Задание 3

Слайд 5

Задание 4 Диктую детям слова (вразброс), они распределяют по 3 столбикам – 3 скл., среди них слово ВРЕМЯ. Говорю, если сомневаемся куда определить слово, то не пишем его. 1 скл. 2 скл. 3 скл. слава плач изморозь Слава поклон верность темнота болото россыпь сумрак звездопад

Слайд 6

Задание 5 Предлагаю понаблюдать над тем, как изменяется слово ВРЕМЯ И.п.(что?)время Р.п.(чего?) времени Д.п.(чему?)времени В.п.(что?)время Т.п.(чем?)временем П.п. (о чем?)о времени

Слайд 7

Посмотрите на окончания сущ. ВРЕМЯ , что вы заметили? У существительного есть окончания как II, так и III склонения У существительного есть окончания II склонения У существительного есть окончания II I склонения

Слайд 8

Молодцы! Правильно!

Слайд 9

Увы! Ошиблись! Подумайте еще!

Слайд 10

Как думаете, есть ли еще такие сущ., которые склоняются по - разному? Чтобы с ними познакомиться, прочитаем стихотворение:

Слайд 11

В стародавнее древнее ВРЕМЯ , В шалашах без окон и дверей, Жило-было лохматое ПЛЕМЯ Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове ВЫМЯ , Как написать свою фамилию и ИМЯ , Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ . Необразованное было это ПЛЕМЯ . Трудно было им жить в эти годы. Угнетало их БРЕМЯ забот. И страдали они от погоды Без зонтов, без плащей и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ , Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ . Над тем, как в булку превратить простое СЕМЯ С утра до вечера они чесали ТЕМЯ . Мы сегодня пропели вам песню Из истории древних веков. Что б она оказалась полезней, Мы включили в неё десять слов. Есть в этой песне ИМЯ , ПЛЕМЯ , СЕМЯ , ПЛАМЯ . В неё вошли и ВЫМЯ , ТЕМЯ , СТРЕМЯ , ЗНАМЯ . А для того, что б облегчить учёбы БРЕМЯ , Вы повторяйте эту песенку всё ВРЕМЯ .

Слайд 12

Какие слова мы можем добавить в нашу таблицу? 10 слов на –мя. Делаем вывод , что существительные на мя- разносклоняемые, потому что они относятся ко 2 скл., а имеют окончания в р.п., д.п., п.п. и , а это окончание 3 скл.

Слайд 13

Задание 6 Изменим по падежам кони-пони (у слова кони есть окончания, у слова пони нет окончания) запишите, что сущ. НЕСКЛОНЯЕМЫЕ не изменяются по падежам и не имеют окончания! И.п.(кто?)кони – пони Р.п.(кого?)коней - пони Д.п.(кому?)коням - пони В.п.(кого?)коней - пони Т.п.(кем?) конями - пони П.п.( о ком?)о конях - пони

Слайд 14

Приведем еще примеры: кофе, пальто, шимпанзе, метро, хобби, кенгуру. Запишите предложение с несклоняемым существительными.

Слайд 15

Д/З Выучить правила, составить предложения с разносклоняемыми существительными.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"

План-конспект и презентация  к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...

Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе.: урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....

Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе; урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....

«Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные»

Урок  «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные».  Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;познакомить  с группой ра...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...