«Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

 

Урок  «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные».

 

 Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;

познакомить  с группой разносклоняемых существительных

 

Задачи:

  • учить  изменять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;
  • совершенствовать навыки правильного написания  Ь- знака после шипящих на конце существительных; суффикса – ен в  разносклоняемых существительных;
  • формировать умение мыслить логически, сравнивать, обобщать; воспитывать доброжелательность, уважение к труду одноклассников и учителя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sklonenie_microsoft_word.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные».

 Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;

познакомить  с группой разносклоняемых существительных

Задачи:

  1. учить  изменять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;
  2. совершенствовать навыки правильного написания  Ь- знака после шипящих на конце существительных; суффикса – ен в  разносклоняемых существительных;
  3. формировать умение мыслить логически, сравнивать, обобщать; воспитывать доброжелательность, уважение к труду одноклассников и учителя.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Ход урока.

1.Организационный момент.(приветствие учащихся)

2. Подготовка к восприятию новой темы

а) Повторение и закрепление теоретического материала в 4 классе (Вопросы проецируют на экран через компьютер)

Ребята, подготовьте ответы на вопросы, в случае затруднения обратитесь к теоретическому материалу параграфа 24 стр. 128

  1. Как называется изменение существительных по падежам? (склонение)  
  2. Сколько типов склонения в русском языке?  (три)
  3. Как определить, к какому типу склонения относится существительное?
  4. Какие грамматические признаки для этого нужно знать? (по начальной форме - именительному падеж у единственного числа)                  
  5. Склонение это постоянный или непостоянный признак  существительного?

(постоянный)  ( озвучивание ответов)                              

б) Работа по таблице ( стр. 129)  

Задание: рассмотрите таблицу и расскажите, какие существительные относятся к 1,2.3 – му склонению. Приведите свои примеры

в)Определите тип  склонения имен существительных в предложении

К концу зимы в еловых шишках созревают   семена.  

Какое существительное у вас вызвало затруднение? ( семена)

3.Объяснение нового материала.

Постановка проблемы.

По какому склонению, на ваш взгляд, будет изменяться существительное  семена

Демонстрируется таблица склонений

Слайд

 

Можно ли определить к какому склонению относится существительное семена?

Разносклоняемые существительные – как образовался этот термин?

Слайд

Определите тему  и цели урока (варианты ответов)

Разносклоняемые существительные – те, которые склоняются по-разному.

Цель сегодняшнего урока – познакомиться с особой группой существительных – разносклоняемых; понять, в чем особенность, научиться их склонять.

Слайд

1 Просклоняем вместе с вами устно существительные путь и имя в единственном числе. (Все падежи, кроме именительного, и форма существительных в них появляются по мере ответов учеников).

2. Обобщение.

- Итак, в каких падежах эти существительные имеют окончания 3 склонения, в каких – 2 склонения?  

3. Чтение теоретического материала параграфа 24 стр. 130

4.Послушайте веселый урок "Радионяни" (ресурсы сети Интернет), по ходу которого выпишите все имена существительные, относящиеся к разносклоняемым.

Слайд

Проверка выполнения задания

Слайд

Главное в теоретическом материале выделено красным цветом.

3.     Закрепление.

       Какие имена существительные относятся к разносклоняемым?

        Почему они так называются?

         Какие суффиксы появляются при склонении этих существительных?

4.     Тренировочные упражнения.  

1. Комментированное выполнение упражнения 188

2. Работа с текстом « Два брата»        

а)- В каком порядке должны следовать абзацы, чтобы получился целостный текст? Прочитайте их в нужной последовательности. 

-Определите тему и основную мысль текста. Придумайте заголовок, который отражает эту мысль.    

б) Письменные задания ( по выбору):  

- Выписать выделенные существительные, определить склонение (проверка по слайду)

Составить орфографическую карточку по тексту ( под…лили, з…рно, м..л..дые, помощ…, р…стут, (с,з)делал, см..треть, ноч…, подл…жу, под…вились, счас…ливо, (не) спится, (не) сказали, (не) застал.)    

  в) Орфографический разбор  

3. Проверяем себя  

В каждом ряду найдите « лишнее» слово и объясните, почему оно лишнее.

Дедушка, бабушка, мать, племянница, тетя.    

Конь, олень, лошадь, медведь, лось.

Радио, облако, какао. метро, бюро.  

Знамя, имя, время, пламя. земля.

4.Подведение итогов урока.

      С какой группой существительных мы сегодня познакомились?

      В чем особенности их склонения?

-       Достигли ли вы поставленной в начале урока цели?

-       Оцените свою работу.

5.    Домашнее задание. Закрепить теоретический материал  § 24 упражнение184, 186 Сочинение- рассуждение на тему « Добро творить- счастливым быть»

( по выбору)

                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Разносклоняемые имена существительные".

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

Урок "Разносклоняемые имена существительные" (по программе М.М. Разумовской)

Развёрнутый конспект урока русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской "Разносклоняемые имена существительные", сопровождающийся мультимедийной презентацией, аудиофайлом "Радионяня" и само...

Презентация к уроку Разносклоняемые имена существительные"

Мультимедийная презентация к  уроку русского языка в 5 классе "Разносклоняемые имена существительные" (по программе М.М. Разумовской)...

Урок русского языка по теме: "Разносклоняемые имена существительные"

Основная цель урока: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков разносклоняемых имен существительныхЗадачи урока:Создать условия для развития:1)  предметных компетенций посре...

Проект урока русского языка в 6 классе "разносклоняемые имена существительные"

Данный урок по теме  «Разносклоняемые имена существительные» в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в систему уроков «Имя существительное». Этот урок следующий после повто...

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные

Первый урок по теме "Разносклоняемые имена существительные" в шестом классе....