Программа культура речи для СПО
рабочая программа по русскому языку на тему

Имамбаева Людмила Михайловна

Программа учебной дисциплины "Культура речи для студентов СПО" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kultura_rechi_2017_imambaeva.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет  по  образованию

 Колледж Судостроения и Прикладных Технологий

 Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ  КС и ПТ

___________ А.Л. Женаев

«____» ____________  2017 г. 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

литература

Дата введения:

01 сентября 2017

Санкт-Петербург 2017

Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «русский язык» для профессий СПО, по специальности 26.02.02 Судостроение разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 26.02.02 Судостроение (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № 440, зарегистрирован в Минюсте России 11 июня 2014 г. № 32677).  

Разработчики:      

Имамбаева Л.М., преподаватель ГБОУ КС  и ПКТ

Рассмотрена и одобрена методической комиссией общеобразовательного цикла №2 (гуманитарный  цикл) 

Протокол № __  от «____»__________ 2017 г.

                                          СОДЕРЖАНИЕ

                                                        стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                        3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСПИЦПЛИНЫ                           5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ           14                               

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

     УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                      16


1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для реализации ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах основных  профессиональных образовательных программ СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования, а так же специфики профессий, которыми овладевают обучающиеся на базе основного общего образования:

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной  образовательной программы:

Учебная дисциплина входит в цикл общеобразовательных профильных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины:

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать: понятие русского языка, как многофункциональной знаковой системы и общественного явления; языковую норму и ее разновидности; нормы речевого поведения в различных сферах общения; представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; культуру межнационального общения; - связь речевой культуры человека с его общей культурой и культурой всего общества;

- различия между языком и речью;

- связь культуры речи с литературным языком;

- специфику устной и письменной речи;

- составляющие компоненты и культуры речи;

- литературные нормы на разных языках;

- литературные нормы по степени обязательности;

- изобразительно-выразительные средства речи;

- особенности основных фундаментальных стилей речи (сфера применения, жанровая дифференциация, разновидность языковых средств);

- типологию речевых ошибок, вызванных отклонением от литературных норм;

- причины коммуникативных неудач, обезличивание речи;

- правила оформления ряда документов служебно-бытового назначения;

- соответствующие речевые формы и ключевые слова;

- об основных нормативных словарях и справочниках;

- пути совершенствования речевого общения.

уметь: опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; повышать уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности - оперировать ключевыми понятиями литературного языка и культуры речи;

- практически использовать полученные знания для продуктивного участия в процессе общения достижение своих коммутативных целей;

- правильно употреблять различные элементы системы языка, комбинируя их с невербальными средствами общения;

- разбираться в функциональных стилях речи, целесообразно и эффективно использовать их различные жанры и языковые единицы;

- ориентироваться в научно-справочном аппарате книги;

- составлять ряд личных документов служебно-бытового назначения;

- вести телефонный разговор;

- осуществлять самоконтроль за правильностью собственной речью, избегать речевых ошибок на всех уровнях языка;

- не допускать обезличенности своей речи;

- противодействовать сквернословию, применению инвективов (ненормативной лексики), не допускать речевую распущенность;

-развивать навыки грамотной устной и письменной речи;

- совершенствовать свою культуру общения;

- пользоваться словарями русского языка.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  50 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 35 часов лекций и 15 часов практические занятия;

самостоятельной работы обучающегося 25 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

35

в том числе:  

        практические и лабораторные занятия

15

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

Итоговая аттестация в форме зачета

.


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Русский язык в современном мире. Язык и культура.

11

Введение

Основные понятия курса. Роль и место русского языка и культуры речи в современном мире, в сфере профессиональной деятельности.

1

1

Русский язык и его составляющие. Литературный язык как высшая форма национального русского языка. Формы существования национального языка и их особенности. Основные особенности литературного языка: нормированность, обработанность, полифункциональность, общеобязательность, наличие  функциональных стилей.

5

1

Формы существования литературного языка; устная и письменная: Параметры различения их; происхождение, форма реализации, отношение к адресату, порождение формы (спонтанность не спонтанность и. т. д.), стилевые различия, лексические и грамматические особенности. Разновидности устной речи. Телефонный этикет.

2

Понятие культуры речи. Значение термина "культура речи";

- раздел науки о языке, изучающий коммуникативные качества речи (правильностъ, точность логичность, богатство, выразительность, уместность)

- практическая реализация в; устной и письменной форме норм литературного языка в условиях общения соответственно целям речи.

Составляющие компоненты культуры речи: нормативные, коммуникативный, этический.

2

Норма, её динамика и вариативность. Понятие о нормах русского литературного языка.

Наличие норм - важнейший признак литературного языка. Определяющий признак культуры речи - ее правильность, т. е. соблюдение норм, свойственных литературному языку. Норма как единообразное, образцовое, общепризнанное употребление языка (фонем, слов, словосочетаний, предложений), соблюдение правил устной и письменной речи. Ортология как наука о нормах современного русско-литературного языка.

Стабильность и динамичность нормы. Социальные и собственно языковые причины языковых изменений.

Виды норм. Формирование норм литературного языка.

2

Невербальные средства коммуникации. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи.

2

Практическая работа № 1 Культура речевой деятельности. Говорение

как вид речевой деятельности

2

выступление с устным сообщением (докладом),

Практическая работа №2. Языковые нормы современного русского литературного языка

анализ и оценка речевого поведения одногруппников,

участие в заданных коммуникативных ситуациях.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Определение типа речевых  ошибок

наблюдение за устной речью окружающих с целью обнаружения и классификации нарушений собственно языковых, коммуникативных и этических норм.

3

Раздел 2. Стилистика и культура речи

12

Официально-деловой стиль. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

4

2

Оформление документации. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет документа.

2

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности

2

Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи.

2

2

Практическая работа № 3. Жанры деловой речи

Практическая работа № 4. Жанры учебно-научной речи

создание и редактирование текстов официально-делового стиля

Оформление официально- деловых  бумаг, создание текстов официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, резюме и т.д.)

Контрольная работа по разделу «Стилистика и культура речи»

1

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

работа по составлению заявления, автобиографии.

составление аннотации и реферата.

5

Раздел 3. Ораторское мастерство

10

Ораторское мастерство. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала и виды вспомогательных материалов.

5

1

Публичное выступление. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

2

 Практическая работа № 5. Методика работы над публичным выступлением

Практическая работа № 6. Подготовка публичного выступления

2

выступление с устным сообщением по теме

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составление и написание реферата, аннотации

Отбор в СМИ статей определенного жанра

3

Раздел 4. Лексические нормы.

11

Лексическая сочетаемость. Лексическая избыточность и недостаточность. Ошибки, связанные с нарушением фразеологизмов.

6

1

Причины речевых ошибок, связанных с лексикой: непонимание значения слов, паронимы, нарушение лексической сочетаемости слов, многословие, тавтология, просторечие, жаргонизмы, штампы, лексическая неполнота высказывания.

1

Русская фразеология.

Крылатые слова и выражения, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Происхождение фразеологизмов.

2

Основные типы словарей. Значение словарей в жизни человека.

Лексикография как теория и практика составления словарей. Типы лингвистических словарей: этимологические, толковые, синонимические (словари синонимов, антонимов, омонимов), фразеологические. Принципы работы со словарем. Роль нормативной общеобязательной справочной литературы в совершенствовании культуры речи.

2

Практическая работа № 7. Лексические нормы русского литературного языка

2

Практическая работа № 8. Изобразительно-выразительные

средства языка

определение типа речевых ошибок

анализ литературного текста, работа с использованием фразеологических словарей

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Составление словаря - справочника по своей специальности

Определение вида лексических ошибок

анализ литературного текста, работа с использованием фразеологических словарей.

3

Раздел 5. Понятие об орфоэпии.

Нормы произношения.

7

Понятие об орфоэпии. Нормы произношения.

Произносительные нормы (произношение гласных, согласных, заимствованных слов)

Орфоэпические нормы.

Вариативность ударения. Система нормативных помет. Акцентологические (нормы ударения) как раздел орфоэпических норм.

3

2

 Практическая работа № 9. Нормативное ударение

2

редактирование предложенных текстов

определение типа речевых ошибок

Практическая работа № 10. Нормативное произношение. Варианты

русского литературного произношения

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 5.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

определение типа речевых ошибок.

Составление орфоэпического словаря

2

Раздел 6. Морфологические нормы.

9

Связь морфологической нормы с правилами слова изменения различных частей речи.

Причины нарушения морфологических норм: ошибки в употреблении форм рода, числа, падежа имен существительных; неправильное использование полной и краткой форм, степени сравнения имен прилагательных, собирательных числительных, синонимических притяжательных местоимений (мой - свой, твой - свой).

Употребление нормативных местоимений. Вариативные окончания существительных, вариативные глагольные формы.

4

1

Практическая работа № 11. Морфологические нормы. Употребление форм

имени существительного и прилагательного

выступление с устным сообщением (докладом),

редактирование предложенных текстов,

определение типа речевых ошибок.

Практическая работа № 12. Употребление форм имени числительного,

местоимения, глагола

анализ трудных случаев употребления частей речи.

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 6.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Определение вида ошибок

определение вида ошибок и их исправление.

анализ трудных случаев употребления частей речи.

3

Раздел 7. Основные единицы синтаксиса. Синтаксические нормы.

8

Синтаксическая норма и правила построения словосочетания и предложения.

Причины синтаксических ошибок: нарушение порядка слов в предложении, согласования сказуемого с подлежащим, определения с определяемым словам, норм управления; неправильное "нанизывание" падежей, "нанизывание" придаточных предложений с одинаковыми союзами, недочеты в преобразовании прямой речи в косвенную, неверное употребление деепричастных оборотов.

3

1

Порядок слов в предложении. Координация подлежащего и сказуемого. Согласование определений и приложений.

2

Практические занятия Практическая работа № 13 . Синтаксические нормы. Стилистическое использование порядка слов в предложении. Устранение  ошибок в употреблении предлогов

2

редактирование предложенных текстов

Практическая работа № 14. Согласование сказуемого с подлежащим.

Нанизывание падежей. Устранение ошибок при употреблении причастных

и деепричастных оборотов

анализ и исправление синтаксических ошибок

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 7.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

анализ и исправление синтаксических ошибок.

грамматический анализ  разных типов простых и сложных предложений, связанный с расстановкой в них знаков препинания.

выявление, объяснение и исправление разного рода синтаксических ошибок в тексте. 

3

Раздел 8. Понятие о пунктуации. Основные правила русской пунктуации.

7

Понятие о лингвистике текста. Средства, обеспечивающие смысловые установки: лексические, синтаксические, графические.

Основные лингвистические свойства текста: целостность, проявляющаяся в его связности и обособленность; стилевое единство; наличие сверхфразовых единств; внутри текстовые связи, достигающиеся за счет лексических и грамматических средств.

3

1

Практическая работа № 15. Стилистические нормы русского языка.

Стилистические ошибки и их исправление

1

редактирование предложенных текстов

определение типа речевых ошибок

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 8.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

орфографический  и пунктуационный анализ сложных предложений.

3

Всего:

75

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку и культуре речи (словари школьного типа, адресованные обучающимся - орфографические, толковые, фразеологические, словообразовательные, иностранных слов и др., для занятий по литературе, краткий словарь литературоведческих терминов, справочники, пособия для обучающихся серии "Литература. Справочные материал.", комплект научно-методических книг, программы, методические рекомендации к учебникам, хрестоматиям, сборники дидактических материалов, изложений, диктантов и другие методические работы)

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • экран;
  • мультимедиапроектор;
  • Моноблок


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература.

  1. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2015. – 219 с. Гриф Минобр.
  2. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2016. – 323с. Гриф Минобр.
  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-н/Д, 2008. – 363с. Гриф Минобр.
  4. Голуб И. Стилистика русского языка. – М., 2015. – 358с.Гриф Минобр.
  5. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. – М., 2008. - 254с. Гриф Минобр.
  6. Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 2016. – 323с. Гриф Минобр.
  7. Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь: Учебное пособие. – М., 2008. – 275с.  Гриф Минобр.
  8. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2016.- 353с.  Гриф Минобр.
  9. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. – Волгоград, 2008.- 362с.  Гриф Минобр.
  10.  Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2007. -375с. Гриф Минобр.
  11.  Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. Ч. 1,2. – Саратов, 2006. – 384с. Гриф Минобр.

Дополнительная литература.

  1. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1988.
  2. Скорикова Т.П. Основы культуры научной речи. М., 1999.
  3. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / Под ред. М.А. Штудинера. – М., 2000.
  4. Щукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты, образные выражения  – М.: Изд-во “Правда”, 1986.
  5. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.: Русский язык, 1994.
  6. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 2016.
  7. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.– 3-е изд., стереотип. – М., 1997.
  8. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий . Учебное пособие / Под. ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб.: Питер, 2015.

OC Windows, XP – сервисная программа.

MS Office, XP – сервисная программа


  1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

оперировать ключевыми понятиями литературного языка и культуры речи;

Практические занятия

практически использовать полученные знания для продуктивного участия в процессе общения достижение своих коммутативных целей;

Практические занятия

правильно употреблять различные элементы системы языка, комбинируя их с невербальными средствами общения;

Практические занятия

Тестирование

разбираться в функциональных стилях речи, целесообразно и эффективно использовать их различные жанры и языковые единицы;

Практические занятия

Творческие работы;

Подготовка рефератов

ориентироваться в научно-справочном аппарате книги;

Творческие работы;

составлять ряд личных документов служебно-бытового назначения;

Практическая работа

Тестирование

осуществлять самоконтроль за правильностью собственной речью, избегать речевых ошибок на всех уровнях языка;

Тестирование

не допускать обезличенности своей речи;

Практическая работа

Подготовка рефератов

противодействовать сквернословию, применению инвективов (ненормативной лексики), не допускать речевую распущенность;

Подготовка рефератов

развивать навыки грамотной устной и письменной речи;

Практическая работа

совершенствовать свою культуру общения;

Тестирование

пользоваться словарями русского языка.

Практическая работа

Тестирование

Знания:

связь речевой культуры человека с его общей культурой и культурой всего общества;

Тестирование

различия между языком и речью;

Контрольная работа

связь культуры речи с литературным языком;

Контрольные работы

специфику устной и письменной речи;

Практические занятия

составляющие компоненты и культуры речи;

Тестирование

литературные нормы на разных языках;

Подготовка рефератов

литературные нормы по степени обязательности;

Тестирование

изобразительно-выразительные средства речи;

особенности основных фундаментальных стилей речи (сфера применения, жанровая дифференциация, разновидность языковых средств);

Практическая работа

Творческие работы;

Подготовка рефератов

типологию речевых ошибок, вызванных отклонением от литературных норм;

Тестирование

причины коммуникативных неудач, обезличивание речи;

Подготовка рефератов

Тестирование

правила оформления ряда документов служебно-бытового назначения;

Практическая работа

соответствующие речевые формы и ключевые слова;

Творческие работы;

об основных нормативных словарях и справочниках;

Практическая работа

пути совершенствования речевого общения.

Творческие работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Культура речи"

Основная цель курса «Культура речи» в музыкальном колледже состоит в том, чтобы ознакомить студента с официальным описанием и признанием нормы русского литературного языка. Основные задачи заключа...

Дополнительная образовательная программа «Культура речи»

Новая форма экзамена (ГИА) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки ка...

Рабочая программа «Культура речи» для 7 класса

   Рабочая программа по «Культуре речи» для 7 класса составлена в соответствии  с в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного об...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Авторская программа "Культура речи"

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Культура речи», и в соответств...

Рабочая программа Культура речи 7-8 классы

Рабочая программа Культура речи 7-8  классы...