Вводные слова
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Костерина Любовь Вячеславовна

Урок по программе Бабайцевой проходит в 8 классе по теме "Предложения с вводными словами и словосочетаниями". Даётся понятие вводных слов, группы вводных слов по значению, предлагаются таблицы, карточки, задания по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspet_uroka_vvodnye_slova.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

Вводные слова

Тип урока: урок  усвоения нового материала.

Цели:

  • Образовательные:
  • знать:
  • понятие вводных слов;
  • основные группы вводных слов по значению;
  • уметь: 
  • опознавать вводные конструкции;
  • правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами;
  • определять принадлежность вводного слова  смысловой группе;
  • выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности.
  • Развивающие:
  • формирование мотивации к дальнейшему овладению правописанием;
  •              развитие творческих и аналитических умений
  • Воспитательные:
  • воспитание интереса к познанию нового;
  • воспитание самостоятельности и ответственности.

  1. Организационный момент
  2. Объявление темы
  3. Повторение

Правописание наречий и местоимений через дефис

Подбери к выделенным словам омонимы и составь с ними словосочетания. Что изменится в правописании?

По прежнему пути - …

Во вторых рядах - …

По видимому контуру -…

По вашему следу - …

-Какой частью речи являются данные слова?

- Какой части речи подобрали омонимы? (наречия)

  1. Объяснение нового материала

( Исследовательская работа)

- Почему некоторые слова называются вводными?

 1) Лексическое  значение слов вводить, ввести по «Толковому словарю»

  1. Кого,что. Заставить войти, привести куда-н. В. войска в город. 2. Кого - что во что. Включить во что-н., сделать действующим. В. в бой крупные силы и т.п.
  2.  Приставка в – направленность действия внутрь

2) Запишите предложение: Уже наступила весна.

 Инструкция:

– Проснувшись утром, вы удивились, что уже наступила весна. Введите в предложение слова, которые передадут ваше удивление.
– Вы несказанно счастливы, что уже наступила весна. Покажите это, используя вводное слово и поставив его в середину предложения.
– Откуда вы могли узнать, что уже наступила весна? Укажите источник информации.

  Проверьте свои записи:

Уже наступила весна.
К моему удивлению, уже наступила весна.
Уже
, к счастью, наступила весна.
Уже наступила весна
, по сообщению синоптиков.

3) Ответьте на вопросы и устно сделайте  выводы своего исследования.

–Что вы можете сказать о смысле предложения, если в него вставить вводные слова?
– Если эти слова не связаны грамматически с предложением,  не влияют на содержание, будут ли они членами предложения? Как подчёркиваются?

– Прочитайте эти предложения. Выделяются ли вводные слова интонационно? (паузы и сравнительно быстрое произнесение)

- Знаки препинания при вводных словах?

Вывод: определение вводных слов

4) Заполни таблицу

– С какой же целью вводятся в предложение вводные слова и сочетания слов?

Смысловая нагрузка вводных слов

Вводные слова

Для выражения уверенности

Безусловно, без сомнения, бесспорно, в самом деле, действительно, естественно, конечно, несомненно, правда, разумеется

Для выражения неуверенности

Вероятно, видимо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, наверное, очевидно, по-видимому, пожалуй, по всей вероятности

Для выражения того или иного чувства

К досаде, к несчастью, к огорчению, к радости, к сожалению, к счастью, к удивлению, на беду, странное дело, чего доброго

Для указания на источник сообщения

Говорят, по-моему, по мнению кого-то, по словам кого-то, по чьему-нибудь сообщению, на чей-нибудь взгляд, помнится

Для указания на последовательность явлений, на связь между ними

Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, напротив, наоборот, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, например, в частности, скажем, стало быть

Примечание:

Указывают на способ выражения, оформления мыслей

Одним словом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь

Служат для привлечения внимания читателей или слушателей

Видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, представьте себе, пожалуйста, позвольте, согласитесь

Вставь вводные слова в таблицу в соответствии со значением

1.

Видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, представьте себе, пожалуйста, позвольте, согласитесь

2.

Безусловно, без сомнения, бесспорно, в самом деле, действительно, естественно, конечно, несомненно, правда, разумеется

3.

Вероятно, видимо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, наверное, очевидно, по-видимому, пожалуй, по всей вероятности

4.

Одним словом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь

5.

Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, напротив, наоборот, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, например, в частности, скажем, стало быть

6.

Говорят, по-моему, по мнению кого-то, по словам кого-то, по чьему-нибудь сообщению, на чей-нибудь взгляд, помнится

7.

К досаде, к несчастью, к огорчению, к радости, к сожалению, к счастью, к удивлению, на беду, странное дело, чего доброго

  • Не являются вводными словами:
  • Будто, как будто, вряд ли, едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, только, непременно, вот, как раз, всё-таки, авось, обязательно, вдруг и др.

-Какими частями речи являются эти слова? (союзы,частицы,наречия)

5) Некоторые сложные пунктуационные правила при вводных словах:

Выделяются вместе с оборотом:

Вводные слова например, в частности, главным образом, допустим, положим, скажем в начале оборота

Книга понравилась многим, в частности мне.

Вводные слова например, в частности, главным образом, допустим, положим, скажем в начале и конце обособленного оборота

Ребёнок, очевидно испугавшись посторонних, бросился к матери.

 Ребёнок, испугавшись посторонних очевидно, бросился к матери.

Вводное слово не отделяется запятой от союза а, если образует с ним единое целое

Несчастье его нисколько не изменило, а напротив, он стал ещё крепче и энергичнее.

Слово однако, стоящее в начале предложения, является союзом, в других позициях – это вводное слово

Ярко светило солнце, однако (= но) купаться не хотелось. Он, однако, был прав.

6)  Работа по стилистике

- В каких стилях речи используются вводные слова?

В разговорной, художественной и публицистической речи широко используются вводные слова, выражающие различные чувства

Стилевая черта научной речи: строгая, специально подчёркнутая логичность, последовательность частей излагаемого, их связь.

- Выберите и подчеркни вводные слова, которые употребляются в разговорной речи?

(просторечия: знамо, знамо дело, вестимо)

 

  1. Закрепление, тренировка, отработка умений

Задание 1. Потренируемся в определении смысловой нагрузки вводных слов

Задание 2 (устно)

Вставьте вводные слова, необходимые по смыслу. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию:

  1. Выразите мысли с уверенностью:

Поезд придёт вовремя. Во время каникул мы хорошо отдохнём. Перед матчем хорошо бы посоветоваться с врачом.

  1. Выразите мысли как предположение:

Солнечные дни установятся надолго. Река вскроется рано. Весна будет тёплая и сухая.

  1. Выразите, кому принадлежат данные выражения:

В сентябре ожидаются заморозки. В этой неширокой, но глубокой реке раньше было много рыбы. Экспедиция открыла в сибирской тайге большие запасы нефти.

  1. Выразите то или иное чувство:

                        Болезнь оказалась очень опасной. У механика нашлись запасные детали.  

                        Завтра мы уезжаем в Москву. 

Задание 3 .(карточки)

Работа  по  опознаванию  вводных слов и сочетаний.

                   - найдите вводные слова, определите их смысловую нагрузку, поставьте недостающие знаки препинания.

1.Книги, как известно, издавна почитались на Руси.
2. Пожар в лесу, по словам очевидцев, возобновился неожиданно.
3. Поезд отправляется через час, следовательно, нам нужно выходить из дома.
4. Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом.
5. Вы, одним словом, легко отделались.
6. Он,  слава богу, остался жив.
7. По сообщению синоптиков, скоро ожидается понижение температуры.                                8. Василий, вероятно приехавший вчера, выглядел бодрым.                                                         9. Однако он был прав.                                                                                                                10. Он вряд ли успеет вернуться к завтрашнему дню.

Задание 4. (деффириенцированное)

а) Прочитайте этот "рассказ". Можно ли понять его содержание? Добавьте недостающие с вашей точки зрения слова, чтобы получился рассказ на весеннюю тему (или на школьную). Условие – не выбрасывать и не переставлять указанные вводные слова и словосочетания. У вас все получится!

Признаться, надо сказать, без всякого сомнения, к страшной моей досаде, по словам очевидцев, мягко выражаясь, согласитесь, по слухам.

б) Самостоятельное составление предложений к каждой смысловой группе вводных слов.

  Задание 5: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя материал для справок.

Чем хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить,
_____________,он быстро передвигается.
Все это,                        , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.
Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
_______________, без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме пользы, немало от них и вреда.
______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.

Слова для справок:

Конечно, во-первых, во-вторых, итак,  с одной стороны, с другой

Задание 6.

3 часть ГИА представляет собой сочинение – рассуждение по высказыванию. Одно из высказываний  Б.Н.Головина звучит следующим образом «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны  из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы». Попробуем объяснить его и привести доказательства, используя полученные знания о вводных словах.

Сообщение ученика «Роль вводных слов  в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

  1. Подведение итогов урока, выводы

– Что на уроке было главным? Что вы узнали нового?
– Добились ли мы поставленных целей?
– Имеются ли у вас вопросы по данной теме?
– Что было интересным?
– Чему научились?

  1. Домашнее задание

- Выпишите из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» предложения с вводными словами и определите их роль в тексте

- Найдите примеры использования вводных слов в современных текстах стихов, песен, рекламы и определите их роль

- упр.    , выучить п.

Для карточек:

Выразите мысли с уверенностью:

Поезд придёт вовремя. Во время каникул мы хорошо отдохнём. Перед матчем хорошо бы посоветоваться с врачом.

Выразите мысли как предположение:

Солнечные дни установятся надолго. Река вскроется рано. Весна будет тёплая и сухая.

Выразите, кому принадлежат данные выражения:

В сентябре ожидаются заморозки. В этой неширокой, но глубокой реке раньше было много рыбы. Экспедиция открыла в сибирской тайге большие запасы нефти.

Выразите то или иное чувство:

Болезнь оказалась очень опасной. У механика нашлись запасные детали. Завтра мы уезжаем в Москву.

                  в)  найдите вводные слова, поставьте недостающие знаки препинания.

1.Книги как известно издавна почитались на Руси.
2. Пожар в лесу по словам очевидцев возобновился неожиданно.
3. Поезд отправляется через час следовательно нам нужно выходить из дома.
4. Конечно вы не раз видали уездной барышни альбом.
5. Вы одним словом легко отделались.
6. Он  слава богу остался жив.
7. По сообщению синоптиков скоро ожидается понижение температуры.                                   8. Василий вероятно приехавший вчера выглядел бодрым.                                                                  9. Однако он был прав.                                                                                                                    10. Он вряд ли успеет вернуться к завтрашнему дню.

1.Книги как известно издавна почитались на Руси.
2. Пожар в лесу по словам очевидцев возобновился неожиданно.
3. Поезд отправляется через час следовательно нам нужно выходить из дома.
4. Конечно вы не раз видали уездной барышни альбом.
5. Вы одним словом легко отделались.
6. Он  слава богу остался жив.
7. По сообщению синоптиков скоро ожидается понижение температуры.                               8. Василий вероятно приехавший вчера выглядел бодрым.                                                        9. Однако он был прав.                                                                                                                   10. Он вряд ли успеет вернуться к завтрашнему дню.

1. Книги как известно издавна почитались на Руси.
2. Пожар в лесу по словам очевидцев возобновился неожиданно.
3. Поезд отправляется через час следовательно нам нужно выходить из дома.
4. Конечно вы не раз видали уездной барышни альбом.
5. Вы одним словом легко отделались.
6. Он  слава богу остался жив.
7. По сообщению синоптиков скоро ожидается понижение температуры.                              8. Василий вероятно приехавший вчера выглядел бодрым.                                                          9. Однако он был прав.                                                                                                                    10. Он вряд ли успеет вернуться к завтрашнему дню.

1.Книги как известно издавна почитались на Руси.
2. Пожар в лесу по словам очевидцев возобновился неожиданно.
3. Поезд отправляется через час следовательно нам нужно выходить из дома.
4. Конечно вы не раз видали уездной барышни альбом.
5. Вы одним словом легко отделались.
6. Он  слава богу остался жив.
7. По сообщению синоптиков скоро ожидается понижение температуры.                              8. Василий вероятно приехавший вчера выглядел бодрым.                                                       9. Однако он был прав.                                                                                                                10. Он вряд ли успеет вернуться к завтрашнему дню.

  Задание 3: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя материал для справок.

Чем хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить,
_____________,он быстро передвигается.
Все это,                        , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.
Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
_______________, без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме пользы, немало от них и вреда.
______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.

Слова для справок:

Конечно, во-первых, во-вторых, итак,  с одной стороны, с другой

Задание 3: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя материал для справок.

Чем хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить,
_____________,он быстро передвигается.
Все это,                        , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.
Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
_______________, без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме пользы, немало от них и вреда.
______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.

Слова для справок:

Конечно, во-первых, во-вторых, итак,  с одной стороны, с другой

  Задание 3: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя материал для справок.

Чем хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить,
_____________,он быстро передвигается.
Все это,                        , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.
Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
_______________, без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме пользы, немало от них и вреда.
______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.

Слова для справок: Конечно, во-первых, во-вторых, итак,  с одной стороны, с другой

 Задание 3: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя материал для справок.

Чем хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить,
_____________,он быстро передвигается.
Все это,                        , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.
Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
_______________, без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме пользы, немало от них и вреда.
______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.

Слова для справок:

Конечно, во-первых, во-вторых, итак,  с одной стороны, с другой

Смысловая нагрузка вводных слов

Вводные слова

Для выражения уверенности

Для выражения неуверенности

Для выражения того или иного чувства

Для указания на источник сообщения

Для указания на последовательность явлений, на связь между ними

Примечание:

Указывают на способ выражения, оформления мыслей

Служат для привлечения внимания читателей или слушателей

Вставь вводные слова в таблицу в соответствии со значением

1.

Видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, представьте себе, пожалуйста, позвольте, согласитесь

2.

Безусловно, без сомнения, бесспорно, в самом деле, действительно, естественно, конечно, несомненно, правда, разумеется

3.

Вероятно, видимо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, наверное, очевидно, по-видимому, пожалуй, по всей вероятности

4.

Одним словом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь

5.

Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, напротив, наоборот, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, например, в частности, скажем, стало быть

6.

Говоря, по-моему, по мнению кого-то, по словам кого-то, по чьему-нибудь сообщению, на чей-нибудь взгляд, помнится

7.

К досаде, к несчастью, к огорчению, к радости, к сожалению, к счастью, к удивлению, на беду, странное дело, чего доброго


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях

Урок   с  использованием  таблиц, творческих  заданий, интерактивной  доски...

Вводные слова и пунктуация при вводных словах

Вводные слова и пунктуация при вводных словах...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»

Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Цель урока. Дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки  высказывания, формировать умения: 1) выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных ...

Таблицы по русскому языку.8 класс.Тема" Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. "

Русский язык.8 класс. Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Таблицы....

Урок русского языка в 11 классе "Вводные слова.Знаки препинания при вводных словах (конспект урока)

На уроке повторяются и углубляются знания по орфографии и пунктуации,формируется умение различать вводные слова и члены предложения. Для проверки знаний используются интерактивные тесты LECTA...