Тренировочные тесты по русскому языку. Подготовка к ОГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Акыева Марина Руфимовна

Тесты предназначены для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Представлены в 2 вариантах, с ответами, шкалой перевода баллов в оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenirovochnye_testy_po_russkomu_yazyku.podgotovka_k_oge.docx34.57 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка      к ОГЭ

 

Тренировочный тест по русскому языку

«Текст, выразительные средства в тексте,

орфография, лексика, синтаксис (позиции 2-14 ОГЭ)»

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы  даётся 45 минут.

Работа включает 13 заданий. Ответы к заданиям записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр.

Баллы, полученные  за все выполненные задания, суммируются.

 Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Вариант 1

(1) После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре. (2) Она вышла из учительской и, кивнув, завела меня в класс. (3) Как всегда, она села за стол, я хотел устроиться за третьей партой, подальше от нее, но Лидия Михайловна показала мне на первую, прямо перед собой.

-(4) Это правда, что ты играешь на деньги? - сразу начала она. (5) Она спросила слишком громко, мне казалось, что в школе об этом нужно говорить только шепотом, и я испугался еще больше. (6) Но отпираться никакого смысла не было, Тишкин успел продать меня с потрохами. (7) Я промямлил:

-(8) Правда.

-(9) Ну и как, выигрываешь или проигрываешь?

(10) Я замялся, не зная, что лучше.

-(11) Давай рассказывай, как есть. (12) Проигрываешь, наверное?

-(13) Выигрываю.

-(14) Хорошо, хоть так. (14) Выигрываешь, значит. (15) И что ты делаешь с деньгами?

(16) В первое время в школе я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку. (17) Он был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе – она могла сказать и всласть, а словно бы от притаенности и ненужной экономии. (18) Я готов был свалить все на французский язык: конечно, пока училась, пока приноравливалась к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке, жди теперь, когда он опять окрепнет.(19) Вот и сейчас Лидия Михайловна спрашивала так, будто была в это время занята чем-то другим, более важным, но от вопросов ее все равно было не уйти.

-(20) Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? (21) Ведь у тебя их, наверное, много?

-(22) Нет, не много. (23) Я только рубль выигрываю.

-(24) И больше не играешь?

-(25) Нет.

-(26) А рубль? (27) Что ты с ним делаешь?

-(28) Покупаю молоко.

-(29) Молоко?

(30) Она сидела передо мной аккуратная, умная и красивая, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное каждому, как, например, мне. (31) Не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее. (32) Да и зачем мне было обманывать?

(33) Она помолчала, рассматривая меня, и я почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды наливаются своей дурной силой. (34) Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери  и одинокий, в застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в светло-зеленых штанах со следами вчерашней  драки. (35) Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. (36) Из всего класса в чирках ходил только я. (37) Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, которая была единственной нашей ценностью, и купила мне кирзовые сапоги.

- (38) И все-таки на деньги играть не надо,- задумчиво сказала Лидия Михайловна. – (39) Обошелся бы ты как-нибудь без этого. (40) Можно обойтись?

(41) Не смея поверить в свое спасение, я легко пообещал:

-(42) Можно.

(43) Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками…

(по В.Распутину*)

Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015)- русский писатель и публицист, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы». Наиболее известные книги: «Уроки французского», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Последний срок».

  1. В каком из приведенных ниже предложений содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему мальчик не смог обмануть учительницу?»
  1. Мальчик боялся, что его исключат из школы.
  2. Мальчик обещал своим товарищам не выдавать их.
  3. Учительница была для мальчика особым человеком, он не мог и не хотел ее обманывать.
  4. Мальчик не успел придумать вескую причину своего поступка.

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм. Выпишите цифру, соответствующую верному ответу.
  1. Голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке.
  2. Тишкин успел продать меня с потрохами.
  3. Голос был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться.
  4. –И все-таки на деньги играть не надо,- задумчиво сказала Лидия Михайловна.

  1. Из предложений 5-6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

  1. Из предложений 34-37 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

  1. Замените разговорное слово «всласть» в предложении  17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

  1. Замените словосочетание «задумчиво сказала» (предложение 38), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

  1. Среди предложений 30-32 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при вводном (-ых) слове (-ах).

Я замялся,(1) не зная,(2) что лучше.

-Давай рассказывай,(3) как есть. Проигрываешь, (4)наверное?

-Выигрываю.

-Хорошо,(5) хоть так. Выигрываешь,(6) значит. И что ты делаешь с деньгами?

  1.  Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ укажите цифрой.

  1. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Лишь на следующую осень,(1) когда я наотрез отказался ехать в них в школу,(2) мать продала швейную машину,(3)которая была  единственной нашей ценностью,(4) и купила мне кирзовые сапоги.

  1.  Среди предложений 33-38 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

  1.  Среди предложений 30-37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Тренировочный тест по русскому языку

«Текст, выразительные средства в тексте,

орфография, лексика, синтаксис (позиции 2-14 ОГЭ)»

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы  даётся 45 минут.

Работа включает 13 заданий. Ответы к заданиям записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр.

Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.

 Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Вариант 2

 (1) Так начались для меня мучительные и неловкие дни. (2) С самого утра я со страхом ждал того часа, когда мне придется остаться наедине с Лидией Михайловной, и, ломая язык, повторять вслед за ней неудобные для произношения, придуманные только для наказания слова. (3) Ну, зачем еще, как не для издевательства, три гласные сливать в один толстый тягучий звук? (4) Зачем с каким-то пристоном пускать звуки через нос, когда испокон веков он служил человеку совсем для другой надобности?(5)  Зачем? (6) Должны же существовать границы разумного.(7)  Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки и без жалости заставляла меня мозолить бедный мой язык. (8) И почему меня одного? (9) В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех. 

    (10) Оказалось, что и это еще не самое страшное.(11) Лидия Михайловна вдруг решила, что времени в школе у нас до второй смены остается в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру. (12) Жила она рядом со школой, в учительских домах. (13) На другой, большей  половине дома Лидии Михайловны жил сам директор. (14) Я шел туда как на пытку. (15) И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать. (16) Мне надо было говорить, чтобы я раздевался, проходил в комнату, садился - меня приходилось передвигать, словно вещь, и чуть ли не силой добывать из меня слова. (17) Моим успехам во французском это никак не способствовало. (18) Но, странное дело, мы и занимались здесь меньше, чем в школе, где нам будто бы мешала вторая смена. (19) Больше того, Лидия Михайловна, хлопоча что-нибудь по квартире, расспрашивала меня или рассказывала о себе. (20) Подозреваю, это она нарочно для меня придумала, будто пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык ей тоже не давался и она решила доказать себе, что может овладеть им не хуже других. 

    (21) Забившись в угол, я слушал, не чая дождаться, когда меня отпустят домой. (22) В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем - редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо. (23) Лидия Михайловна ставила пластинки, и ловкий мужской голос опять-таки учил французскому языку. (24) Так или иначе от него никуда было не деться. (25) Лидия Михайловна в простом домашнем платье, в мягких войлочных туфлях ходила по комнате,  заставляя меня вздрагивать и замирать, когда она приближалась ко мне.(26)  Я никак не мог поверить, что сижу у нее в доме, все здесь было для меня слишком неожиданным и необыкновенным, даже воздух, пропитанный легкими и незнакомыми запахами иной, чем я знал, жизни. (27) Невольно создавалось странное ощущение, словно я подглядываю эту жизнь со стороны, и от стыда и неловкости за себя я еще глубже запахивался в свой кургузый пиджачишко. 

    (28) Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. (29) Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю? (30) Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем; по голосу, по походке - мягкой, но уверенной, свободной, по всему ее поведению в ней чувствовались смелость и опытность. (31) А кроме того, я всегда придерживался мнения, что девушки, изучающие французский или испанский язык, становятся женщинами раньше своих сверстниц, которые занимаются, скажем, русским или немецким. 

    (32) Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. (33) Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. (34) Садиться за один стол с Лидией Михайловной! (35) Нет, нет! (36) Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. (37) Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. (38) Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, - настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных. 

    (39) Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки к выходу. (40) Лидия Михайловна смотрела на меня с удивлением и обидой, но остановить меня никакими силами было невозможно. (41) Я убегал. (42) Так повторялось несколько раз, затем Лидия Михайловна, отчаявшись, перестала приглашать меня за стол. (43) Я вздохнул свободней. 

                                 

                                    (по В.Распутину*)

Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015)- русский писатель и публицист, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».Наиболее известные книги: «Уроки французского», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Последний срок».

  1. В каком из приведенных ниже предложений содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему мальчик не соглашался ужинать в доме у учительницы?»
  1. Мальчик боялся, что не умеет вести себя за столом.
  2. Мальчик всегда приходил заниматься, когда был сыт.
  3. Герой считал учительницу необыкновенным человеком и не представлял, как можно сидеть с ней за одним столом.
  4. Герой опасался, что его увидит за столом учительницы директор школы.

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм . Выпишите цифру, соответствующую верному ответу.

1) Так начались для меня мучительные и неловкие дни.

2) Но, странное дело, мы и занимались здесь меньше, чем в школе, где нам будто бы мешала вторая смена.

3) Лидия Михайловна ставила пластинки, и ловкий мужской голос опять-таки учил французскому языку.

4) Зачем с каким-то пристоном пускать звуки через нос, когда испокон веков он служил человеку совсем для другой надобности?

  1. Из предложений 15-17 выпишите слово, в котором правописание безударной гласной в приставке зависит от постановки ударения в слове.

  1. Из предложений 26-27 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: « В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

  1. Замените разговорное слово «кургузый» в предложении 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

  1. Замените словосочетание « в учительских домах» (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 34.

  1. Среди предложений 38-42 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Запишите номера этих предложений.

  1. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.  Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых)    слове (-ах).

Кусок хлеба,(1) наверное,(2) и вправду застрял бы у меня в горле. Кажется,(3) до того я не подозревал,(4) что и Лидия Михайловна тоже, (5)как все мы,(6) питается самой обыкновенной едой,(7) а не какой-нибудь манной небесной, (8)- настолько она представлялась мне человеком необыкновенным,(9) непохожим на всех остальных. 

  1.  Укажите количество грамматических основ в предложении 32. Ответ запишите цифрой.

  1.  В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я никак не мог поверить,(1) что сижу у нее в доме, (2)все здесь было для меня слишком неожиданным и необыкновенным,(3) даже воздух, (4)пропитанный легкими и незнакомыми запахами иной,(5) чем я знал,(6) жизни. Невольно создавалось странное ощущение,(7) словно я подглядываю эту жизнь со стороны,(8) и от стыда и неловкости за себя я еще глубже запахивался в свой кургузый пиджачишко. 

  1.  Среди предложений 32-38 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

  1.  Среди предложений 26-29 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной  связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответы к заданиям

Вариант 1

№ задания

Ответ

1

3

2

2

3

испугался

4

застиранном

5

громко

6

сказала с задумчивостью

7

я ждал

8

31

9

46

10

3

11

1234

12

37

13

33

Вариант 2

№ задания

Ответ

1

3

2

4

3

никак

4

пропитанный

5

тесный, короткий

6

в домах для учителей

7

садиться

8

3942

9

123

10

3

11

157

12

32

13

26

Элементы содержания, проверяемые заданиями тестовой работы*

Типы заданий: ВО- задание с выбором ответа, КО- задание с кратким ответом.

Уровень сложности заданий: Б- базовый

Номер задания

Код раздела

Код КЭС

Контролируемый элемент содержания

Тип задания

Уровень сложности

1

8

8.5

Анализ текста

ВО

Б

2

10

10.1

Анализ средств выразительности

ВО

Б

3

6

6.6

Правописание приставок

КО

Б

4

6

6.8

Правописание -Н- и –НН- в различных частях речи

КО

Б

5

2

2.2

2.4

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Группы слов по происхождению и употреблению.

КО

Б

6

5

5.1

Словосочетание

КО

Б

7

5

5.2

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

КО

Б

8

7

7.4

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

КО

Б

9

7

7.8

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

КО

Б

10

5

5.2

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

ВО

Б

11

7

7.13

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

ВО

Б

12

5

5.13

Синтаксический анализ сложного предложения

ВО

Б

13

5

5.10

Сложные предложения с разными видами связи между частями.

ВО

Б

*Коды КЭС даны по кодификатору, представленному на сайте ФИПИ (fipi.ru)

Список использованной литературы

  1. http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
  2. Иванова С.Ю. ОГЭ -2017. Готовимся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Самара, «Офорт», 2017.
  3. Распутин В.Г. Уроки французского. / В.Распутин. Прощание с Матерой.            М., Издательство «Э», 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочный тест по русскому языку 1 четверть 9 класс

Тест состоит из трех частей и содержит материал по повторению пройденного в 5-8 - ых классах....

Учебно-тренировочный тест по русскому языку.

Данный тест составлен для учащихся 9,11 классов. Поможет выявить уровень подготовки учеников к ГИА и ЕГЭ....

Тренировочные тесты по русскому языку для 6 класса (фонетика)

Данные тесты помогут подготовить учащихся 6 класса к итоговой диагностической работе, т. к.  составлены с учетом ФГОС....

Тренировочные тесты по русскому языку ГИА задание А6

В рамках подготовки к ГИА задание А6 в 2-х вариантах...

Тренировочный тест по русскому языку.

Самоподготовка выпускников 11 класса - неотъемлемая часть работы по подготовке к экзаменам. Предлагаю обучающимся самим проверить свою готовность. Ародителям советую контролировать самоподготовку дете...

Тренировочные тесты по русскому языку для 11 класса.

Материал содержит тренировочные КИМы и тематические тесты, позволяющие закреплять ЗУНы в выполнении различного рода задания, контролировать их, выявлять пробелы и исправлять. Это позволяет более эффек...