Образование слов при помощи суффиксов, указывающих на профессии.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Севен Нелли Оттуг-ооловна

Цель: Знакомить с суффиксальным способом словообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiks_5kl.odt19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образование слов при помощи суффиксов, указывающих на профессии.







Цель: Знакомить с суффиксальным способом словообразования.


Задачи: - Упражнять учащихся в словообразовании слов с помощью 

суффиксов, обозначающих профессии ( -щик, -чик, -ник,

- ист, -ярь, -яр, -ер ).

- Обогащать словарный запас, расширяя знания об окружающем 

мире. 

- Формировать познавательные способности; умение обосновывать 

своё мнение; развивать речь, память, внимание, логическое 

мышление.

- Воспитывать уважение ко всем видам труда.


Ход урока

1 этап: Организационный

- Ребята, сядет тот, кто вспомнит слово с уменьшительно ласкательным значением.

2 этап: Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

- Ребята, что такое суффикс? Где стоит в слове? Для чего служит?

1.Вставь слова в стихотворениях ( работа с карточками )

а) Нужные работники …и… (
столяры и плотники)

Сработать мебель мудрено:

Сначала пилим мы бревно

И пилим доски,

Длинные и плоские.


б) Щуря глаз и хмуря брови,

Промолчав себе в усы

…(
часовщик) Иван Петрович

Осторожно взял часы.

Всё понятно старику.

Старику - …(
часовщику).


в) И спросила Нина тихо:

Разве плохо быть …(
портнихой)

Кто трусы ребятам шьёт?

Ну конечно не пилот.


г) …(
повар) делает компоты –

Это тоже хорошо.

…(
доктор) лечит нас от кори,

Есть …(
учительница) в школе.


- Про кого все эти стихи?

( Про людей разных профессий )


3 этап: Усвоение новых знаний

- Сегодня мы познакомимся с суффиксами, образующими название профессий.

1. Показ слайдов профессий людей

Танцовщик

Стекольщик

Каменщик

Экскаваторщик

- Какой суффикс вы услышали во всех этих словах?(- щик )

2. Доскажите слово, добавив –щик

Закрой – (щик)

Фонар – (щик) – словарная работа

Носиль – (щик)

Кладов – (щик)

Упаков – (щик)

Часов – (щик) 

Кровель – (щик) –словарная работа

Дрессиров – (щик)

3.- Кто водит самолёты? (
лётчик)

- Кто грузит грузы? (
грузчик)

- Какой суффикс в этих словах? (
-чик)

4.Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадях и в словах-отгадках выделите суффиксы.

а) В сентябре и в январе

Он хозяин во дворе.

Листья осенью сгребает,

Снег зимою убирает.

Быстро снег сгребёт лопатой

И каток зальёт ребятам,

Всех быстрее и проворней

Двор наш убирает …(
дворник)

б) Мастер в руки взял фуганок,

Остро наточил рубанок,

Взял сверло, шурупы взял,

Доски ловко просверлил,

Их шурупами свинтил,

Проработал долотом,

Сколотил всё молотком.

Получилась рама – 

Загляденье прямо.

Прекрасный тот работник, зовётся просто …(
плотник)


-Какие суффиксы вы выделили? (
-ник)

5.Физкультминутка с мячом

- Закончи предложение названием профессии.

- В аптеке работает …(
аптекарь)

- В колокола звенит …(
звонарь)

- Траву косит …(
косарь)

- Хлеб печёт …(
пекарь)

- В воротах стоит …( 
вратарь)

- Директору помогает …( 
секретарь)

-Какой суффикс услышали в этих словах? (
-ярь)


4 этап :Закрепление новых знаний

1. К именам существительным мужского рода примените однокоренные существительные женского рода по указанному образцу. Запишите в тетрадь. С одним из слов составить и записать предложение.

Учитель – учительница

Писатель – 
писательница

Воспитатель – 
воспитательница

Колхозник – 
колхозница

- Какой суффикс услышали в этих словах? ( 
-ниц)

2.Карточки « Ну-ка прочитай.»

- Вы должны прочитать слова, обозначающие профессии. Для этого в ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы, а из оставшихся составить слово и записать эти слова в тетрадь.

ЦЛЁУБТЦГЧУИГБК ( 
лётчик )

ЖСЕАДЛОВЖНЛИЕК ( 
садовник)

ПЛНЕОТКЛОАТРНЬ (
пекарь)

БЧГАСЕОЕВГЩБИК ( 
часовщик)

3.Работа у доски. «Верни шарики на свои места».(цепочкой на магнитной доске)

(Шарики с суффиксами: -чик, -ник, -тель, -щик, -арь, -ист.)

Строи…, лёт…,пожар…, пиан…, аптек…, барабан…


5 этап: Этап информации учащихся о домашнем задании.

- Какие суффиксы указывают на профессию?

- Для чего нужны суффиксы?

- Что нового мы сегодня узнали?

-Дома вы выполните упражнение 103 на странице 56.

- Урок окончен.

 

 

 

Конспект открытого урока 

по русскому языку в 5 классе  по теме: 

«Суффикс – значимая часть слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Просвиркина В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заводопетровская СОШ

2013

 

 

 

Тема урока: Суффикс – значимая часть слова

Цель:

1.     Систематизировать знания учащихся по теме, рассмотреть суффикс как словообразовательную морфему, познакомить со значениями суффиксов.

2.     Формирование предметных компетенций: выделять суффиксы, образовывать новые слова с помощью суффиксов, определять значения суффиксов.

Ход урока

     I. Приветствие, проверка готовности к уроку

     II. Повторение

1) Один ученик по желанию выходит к доске, остальные учащиеся задают ему вопросы по разделу «Морфемика», спрашивающий соглашается или не соглашается с ответом.

2)    В данных словах поставить ударения, выделить основу и корень. Найти и подчеркнуть в каждом ряду проверочное слово.

∙••••••••Вечереть, вечер, вечерний, вечером, вечеринка.

∙••••••••Окно, оконце, окна, оконный, подоконник, окошечко.

∙••••••••Глядеть, взгляд, приглядеться, оглянуться, заглянуть.

(Слова написаны на доске, учащиеся по желанию выбирают любой ряд слов, работают самостоятельно, проверяют коллективно по группам).  

     III. Новый материал

1.     Озвучивание темы и цели урока (коллективное целеполагание)

2.     Повторение сведений о суффиксе.

- Знакома ли вам эта тема?

- Что вы знаете о суффиксе?

3. Самостоятельная работа с учебником.

Задание: Сравнить свои ответы с определением учебника, сделать выводы.

     IV. Закрепление

               1) Самостоятельная работа по карточкам, взаимопроверка.

Выделите в словах суффикс.

Минутка, каменщик, шерстяной, краснеть, цветной.

Оконный, интересный, зонтик, водичка, серебряный.

               2) Образовать с помощью суффикса новые слова ( самостоятельная или парная работа по желанию учащихся). Задание выполняется на карточках.

Образуйте с помощью суффикса новые слова.

 

Школа-                                                             радость-

 

Лист-                                                                 брат-

 

Лес-                                                                    вода-

                 3) Работа с таблицей «Суффиксы имён существительных». Таблица распечатывается на каждого ученика. Содержание таблицы учащиеся изучают самостоятельно, делают выводы.

 

 

 

 

Суффиксы имён  существительных

суффикс

пример

Профессия, род занятий

-ист-

гитарист

-ник-

плотник

-чик-

смазчик

-щик-

барабанщик

-тель-

писатель

-ач-

трубач

Названия лиц по месту жительства

-ец-

ленинградец

-ич-

костромич

-анин-

вологжанин

Уменьшительно-ласкательные

-к-

мышка

-ушк-

голубушка

-ышк-

крылышки

-ик-

листик

-ек-

горшочек

-ичк-

водичка

-иц-

царица

-чик-

стульчик

 

     4).Коллективная работа с доской.

Задание: выделить суффикс, определить значение.

     Перевозчик, тракторист, сестричка, орешек, рязанец, пожарник, зайчик, ночка, тюменец.

     5).Восстановительный диктант. 

Учащиеся получают карточку с текстом.

    Заботливый сын поможет матери отвести сестрёнку в детский садик. Он не забудет позвонить бабушке. В транспорте он уступит место пожилой пассажирке. Маленькой сестрёнке или братишке он расскажет сказку. Предложит помощь больной подруге.

Задание: выписать существительные, имеющие суффиксы ( самостоятельная или парная работа по желанию учащихся).

После проверки карточки с текстом собираются, учащиеся по памяти, используя выписанные слова, восстанавливают тест, проводится рефлексия по идейному содержанию текста.

1.     Обобщение. Знания и умения, полученные на уроке, соотносятся с целями.

2.     Домашнее задание. Упражнения на выбор: 392, 393. Учащиеся самостоятельно изучают задание к упражнениям, если возникают вопросы, то задание разбирается.

3.     Подведение итогов урока, рефлексия собственной деятельности, самооценка, коллективная рефлексия.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок

Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок...

План-конспект урока "Образование слов с помощью суффиксов" 5 класс.

План-конспект урока "Образование слов с помощью суффиксов" 5 класс....

Образование прилагательных с помощью суффиксов -СК-, -К-

Конспект урока для 6 класса. Чтобы никогда не путать суффиксы -СК- и -К-......

Групповое логопедическое занятие для учащихся 3 класса имеющих заключение «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи. Дисграфия» Тема: Образование слов при помощью суффикса

Цель: учить детей образовывать существительные и прилагательные суффиксальным способом.Задачи:Образовательные:1)​ Закреплять знания о правописании суффиксов;2)​ Знакомить детей со значениями...

Презентация дистанционного урока по теме "Суффикс - значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса" 3 класс (коррекционный)

Цель:Создать условия для формирования знаний о роли суффикса в речи.Задачи урока:  • Образовательные: дать знания о роли суффикса в речи; отрабатывать умения образовывать однокоренные слова ...