Главные вкладки

    Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании».
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

          В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включения в деятельность («хочу»), выделяется содержательная область («могу»).

         Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока и достигают её путем лингвистического эксперимента, изучения теоретического материала учебника, анализа и сопоставления языковых явлений, составления схем, создания формул. Рефлексия помогает оценить свою деятельность на уроке и осознать практическую значимость изученной темы.

          Предложенные задания  вызывают интерес учащихся и создают ситуацию успеха для каждого из них.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ра

    Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе.

    Тема урока: «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь  слов в словосочетании».

    Цели урока.

    1. Учебные: ознакомить учащихся с понятием «словосочетание», определить практическим путем его строение, а также виды связи слов в словосочетании; научить определять главное слово и зависимое;  развивать навыки синтаксического анализа словосочетания; научить правильно строить словосочетания, используя закон «соседства» слов.

    2. Развивающие: развивать логическое мышление, путем сравнения и сопоставления находить указанные лингвистические единицы, определять их роль в языке.

    3. Воспитательные: 1) прививать  интерес к предмету в ходе освоения темы и размышления над содержанием дидактического материала; 2) развивать в практической деятельности лингвистическую, языковую, речевую, правописную компетенции учащихся.    

    Тип урока – урок «открытия» нового знания.

    Технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения.

             Ход урока.

    1. Организационный момент. (Настрой на работу, желание узнать (открыть) новое, решить учебные задачи в ходе коллективной работы).

    2. Словарно-лексическая работа. (Коллективная диктовка изученных слов, составление со словарными словами словосочетаний).   Вкусный апельсин, арена цирка, ароматный пирог, большой балкон, играть в баскетбол, беречь деньги, беседовать с другом… +  объяснение значения отдельных слов.

    Итог работы: повторили правописание трудных, «словарных» слов». А какую творческую работу проделали? Составляли словосочетания.

    3. Актуализация знаний.

    - Что вы знаете о словосочетании? Это совершенно новое для вас понятие?

    4. Мотивация учебной деятельности.

    - Для  чего необходимо иметь элементарные знания о словосочетаниях? (В качестве подсказки обращение к ИД.) Проблемный вопрос: правильно ли, по-вашему, составлены данные словосочетания?

    Задание. Исправьте, запишите исправленный вариант. (+ слайд с проверкой)

    Прийти со школы.

    Поиграться с братом.

    Отзыв на книгу.

    Оплатить за проезд.

         Попробуйте после небольшой практической работы дать ответ на вопрос, почему мы должны владеть элементарными знаниями и представлениями о словосочетании. (Чтобы правильно, точно, понятно выражать свои мысли, чтобы нас правильно понимали. А это очень важно в речевом общении).

    5. Постановка целей и задач.

        Попробуйте сформулировать цель нашей работы на уроке.( Получить как можно  больше знаний о словосочетании). Обращаемся к незаменимому нашему доброму помощнику – учебнику.

     

    6. Работа над темой урока.

    1. Обращение к учебнику.

    Сам термин «словосочетание» подсказывает нам, что словосочетание состоит из двух частей (второй корень ЧЕТ означает в русском языке ЧЕТНОЕ ЧИСЛО; а в старославянском (прародителе русского языка) – ЧЕТА – два, пара).

    Задание. Прочитайте правило и сведения для заучивания.

    2. Создание формулы словосочетания. Попробуйте  на основе прочитанного создать формулу словосочетания. В этом вам должны помочь уроки математики.

    Демонстрация слайда-подсказки на ИД.

      ……….   +   ………..  = …………

    (Главное слово + зависимое слово = словосочетание)

    3. Лингвистическое исследование.  Запоминаем формулу и экспериментальным путем проверяем её истинность. Для этого проводим  небольшое исследование, в ходе которого вы должны выписать только те сочетания слов, которые, по-вашему,  являются словосочетаниями. Обязателен комментарий к работе, то есть объяснение ваших действий.

    ***Если  объяснение вызывает затруднение, перечитайте ещё раз правило.

    Комментарий. В русском языке очень важен закон «соседства» слов. Сочетаться могут слова по смыслу, то есть только такие, которые называют явления, связанные между собой в действительности.

    Формула верна? Да, если слова связаны по смыслу.

    На ИД слайд:

         План сочинения, треугольный шарик, читать электричество, выслушать собеседника, стеклянный чугун, в школу, смотреть на фотографию, переделывать будильником, квашеный вентилятор, он пришел.

            

    (Проверка. Чтение выписанных словосочетаний +

    Объяснение).

    4. Творческое задание. Синтаксический разбор словосочетания.

    Задание. Составить, учитывая смысловые связи,  3 словосочетания по картине (фотографии). Демонстрация слайда. (На работу 3 минуты). Запись словосочетаний на доске.    Задание. Графически указать смысловые связи в словосочетании. Как? Кто затрудняется с решением этого вопроса, обращается  ещё раз к правилу в учебнике. Не забываем: учебник – наш помощник, он многое нам подскажет, многому научит.

     ***Составление словосочетаний со словом ИГРА, выступающим в роли главного слова и зависимого. Закрепление синтаксического разбора словосочетания.

    Задание.  … в волейбол, участие в …, наблюдать за… , азартная …,  отказаться от …, о популярной …, включиться в …, впечатление от …, подвижные … .

    Выводы. Опытным путем доказали, что одно и то же слово может быть и главным, и зависимым.

    5. Уточнение  и дополнение правила в учебнике. (Расширение знаний учащихся экспериментальным путем).

         Следовательно, в учебнике говорится только о смысловой связи зависимого слова с главным.

     Скажите, только ли по смыслу связаны слова в составленных вами словосочетаниях?

    С помощью чего связываются, как правило, слова в словосочетаниях? С помощью окончаний и предлогов. А это  значит, что слова в словосочетании связываются не только по смыслу, но и грамматически – с помощью окончаний и предлогов.

    Задание. Перечитайте ещё раз правило в учебнике.

    Следовательно, в учебнике говорится только о смысловой связи зависимого слова с главным.

    Так ли это? Проверяем экспериментальным путем.

     Составьте и запишите словосочетания. (ИД – слайд)

    Рисовать (фломастер, акварель, холст).

    Играть (теннис, двор, друзья, стадион).

    Проверить + слайды

    Кто попытается уточнить, дополнить правило? На ИД: «Словосочетание – это синтаксическая единица. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого, связанных по смыслу и грамматически: с помощью окончаний и предлогов».

    6. Составление схемы «Связь слов в словосочетании».

    Кто попытается уточнить, дополнить правило? На ИД: «Словосочетание – это синтаксическая единица. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого, связанных по смыслу и грамматически: с помощью окончаний и предлогов. (слайд)

    ИД

                        Связь слов в словосочетании

    смысловая                                           грамматическая

            окончания            предлоги

                                            (в тетрадь-справочник)

     7. Составление лингвистического текста о словосочетании.

    ***Элемент дифференциации. Если кто сомне-вается или затрудняется, получит карточку-подсказку.

         На карточке слова для справок. Единица синтаксиса. Главное слово и зависимое. По смыслу и грамматически. Окончания и предлоги.

     Составить  связный рассказ о словосочетании, вписав необходимые по смыслу слова.

    Словосочетание – это ………………………………. .

    Словосочетание  состоит из ……………..  слова . и ………………. .  Они связаны по ………………….  и  ……………………….., то есть с помощью ………….и  ……………………

     

    7. Рефлексия.

    Что успели сделать на уроке?

    - выяснить, что такое словосочетание;        

    - вывести формулу словосочетания;

    - произвести  синтаксический разбор словосочетания;

    - дополнить правило в учебнике, отметив, что слова в словосочетании связываются не только по смыслу, но и грамматически. (Для чего это все нам нужно знать?)

       ***Какую роль играют словосочетания в нашей речи?

    8. Проектирование домашнего задания.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании.

    Слайд 2

    Задание. Исправьте ошибки в словосочетаниях. Запишите исправленный вариант. Прийти со школы. Поиграться с братом. Отзыв на книгу. Оплатить за проезд. Чёрное кофе.

    Слайд 3

    Формула словосочетания. …………… + ………… = ……………

    Слайд 4

    Формула словосочетания . Главное слово + зависимое слово = словосочетание

    Слайд 5

    Задание. Выпишите только те сочетания слов, которые, по-вашему, являются словосочетаниями. План сочинения, треугольный шарик, читать электричество, выслушать собеседника, стеклянный чугун, в школу, смотреть на фотографию, переделывать будильником, квашеный вентилятор, девочка танцует.

    Слайд 7

    Задание. Составьте словосочетания со словом игра , выступающим в роли главного или зависимого слова. … в волейбол. Участие в … . Наблюдать за … . Азартная … . Отказаться от … . О популярной … . Включиться в … . Подвижные … .

    Слайд 8

    Задание. Составьте и запишите словосочетания. Рисовать (фломастер, акварель, холст). Играть (теннис, двор, друзья, стадион). *** С помощью чего связываются слова в словосочетании?

    Слайд 9

    Слайд-помощник. Словосочетание – это единица синтаксиса, состоящая из главного и зависимого слова, связанных по смыслу и грамматически (с помощью окончаний и предлогов).

    Слайд 10

    Связь слов в словосочетании . смысловая грамматическая окончания предлоги В снежную бурю, теплым вечером, пошел в школу, прыгнул невысоко, буду на стадионе, полечу в самолете.

    Слайд 11

    Задание. Составить связный рассказ о словосочетании. Словосочетание – это …………………………………............ . Словосочетание состоит из …………………………… слова и …………………………. . Они связаны между собой по ………………….. И …………………………………, то есть с помощью ………….. и ……………………….. .

    Слайд 12

    Домашнее задание .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой

    Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании....

    Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой

    По определению, которое можно найти в Большой Советской Энциклопедии, преемственность представляет "связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые ег...

    Памятка для педагогов начальных классов по преемственности между начальным и средним звеном

    Рекомендации педагога-психолога для педагогов начальных классов школы 8 вида по подготовке учащихся к переходу из начального в среднее звено...

    Преемственность в развитии учебной деятельности между начальной и средней школой.

    Формы и методы при переходе от начального звена к среднему звену...

    Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС

    Проблемы преемственности  математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС...

    Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС

    Проблемы преемственности  математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС...

    Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок Enjoy basketball

    Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок "Enjoy basketball"...