Урок русского языка в 6 классе "Слитное и раздельное написание не с причастиями "
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Арефьева Ольга Николаевна

Технологическая карта урока, разработанного по ФГОС, это первый урок в теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_ne_s_prich._moy.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Слитное и раздельное написание не с причастиями  6 класс

Цель: вырабатывать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с причастиями и руководствоваться им при решении типовых задач.

Задачи:

  • Образовательные:
  • освоить способ выбора раздельного и слитного написания не с причастиями;
  • применять в стандартной и нестандартной ситуации способ выбора раздельного и слитного написания не с причастиями
  • Развивающие:
  • развивать интеллектуальные умения (выдвигать гипотезы, самостоятельно добывать новые знания, извлекать информацию);
  • развивать коммуникативные умения (оформлять свои мысли в устной речи; выделять главное; сотрудничать с товарищами;
  • развивать организационные умения (самостоятельно формулировать тему, цели урока, способы решения проблемы).
  • Воспитывающие:
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах;
  • воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки; воспитывать уважение к чужому труду;
  • создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность.

Планируемые результаты обучения:

  • Предметные:
  • опознание орфограммы и анализ написания не с причастиями;
  • применение алгоритма выбора слитного и раздельного написания.
  • Метапредметные:
  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • уметь ориентироваться в системе знаний.
  • Личностные:
  • развитие самооценки, формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию.

Тип урока - Урок открытия новых знаний.

Используемые технологии:  ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, проблемные.

УМК: Русский язык. 6 класс. Учебник под редакцией М.М. Разумовской.   Москва, «Дрофа», 2016.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оргмомент.

Цель: Организация направленного внимания на начало урока

2 мин

Прием «Лови улыбку»

Давайте поздороваемся друг с другом глазами, улыбнемся и пожелаем каждому плодотворной работы на уроке. Я вам желаю успеха на уроке. А какие качества нам пригодятся для достижения успеха?

Запись числа.              

Приветствуют друг друга

Упорство, трудолюбие, самостоят-ть, старание.

Л - Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Мотивация. Актуализация знаний,

Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний, мотивировать учащихся к учебному действию.

10 мин

Слайд1 Сегодняшний урок я хочу начать словами: «Ученость – это сладкий плод горького корня». Как вы понимаете это высказывание?

                           

1. Работа по карточкам у доски (2 уч) – повторение написания н и нн в причастиях.

Слайд 2

2. Фронтально – прием «Да-нет»

3. Буквенный  диктант (с, р.) –

Слайд №3  (написание НЕ с разными частями речи)

4. Для чего мы изучаем причастия?

- Какова роль причастий в тексте?

- Л. С. Пушкин  писал: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, ...мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

Учение – это тяжелый процесс, требующий много времени и сил, зато какие великие и полезные плоды приносит обучение.

2 чел. работают у доски, класс – в тетради ("Да-нет»)

Взаимопроверка. Оценивание ответа товарищей.

Выполняют в тетради буквенный  диктант

Взаимопроверка.

Высказывают предположения. Выразительность. Причастия образно характеризуют предмет, показывая его признаки в динамике, развитии

Р - Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;

К - Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю.

Выявление места и причин затруднения.

Цель: Организовать построение проекта изучения нового знания.

2 мин

1. Какие из предложенных словосочетаний в буквенном диктанте вызвали затруднение? Запишите их.

2. Слова какой части речи мы записали?

1.(не)прекращающийся дождь, никем (не) скошенные луга, (не) законченное, а приостановленное строительство. Записывают.

2. Причастия.

П - Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации

Процессное планирование деятельности.

Цель: Организовать усвоение учащимися нового способа действий

1 мин

Какую тему мы будем изучать?

Чему научимся? Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

Запись темы.

Написание НЕ с причастиями.

Высказывают предположения.

Р - Целеполагание, планирование, прогнозирование;

К - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели;

Л - значение и смысл полученных знаний,  нравственно-этическая ориентация.  

Процесс решения проблемы.

Цель: Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа.

3 мин.

1. Работа со словосочетаниями из буквенного  диктанта (не с причастиями). Раскроем скобки. Какие будут предположения?

2. Работа с учебником.  Прием «Инсерт». Что нового вы узнали из прочитанного? Расскажите правило друг другу.

Записывают, раскрывая скобки.

Высказывают предположения.

Читают, делают записи. Рассказывают правило.

Р - Умение в сотрудничестве работать,

П - выбор оснований и критериев для сравнения;

К - Умение выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физминутка

Тематическая физминутка

Делают упражнения

Применение знаний и умений.

Цель: Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

(23 мин)

5 мин

2 мин

7 мин

3 мин.

5 мин

1. Измените словосочетания так, чтобы в первом примере НЕ писалось раздельно, а во втором – слитно.

2. Слайд 4

Работа с предложениями. Задание: Объяснить орфограммы, встречающиеся в данных предложениях. Выписать словосочетания с причастиями, графически показывая написание НЕ.

Вопрос: Чем интересны эти «детские примеры»? Чем они интересны для вас?

Г.Остер «Детские приметы и суеверия»

1. Съевшего не?мытые овощи постигнет тяжкая участь.

2. Не?стриже(н,нн)ые ногти приводят к царапинам на друзьях.

3. Не?завяза(н,нн)ые, а болтающиеся шнурки – предвестники разбитого носа.

4. Не?выуче(н,нн)ые уроки - к огорчению.

5. НЕ?сказа(н,нн)ая тобой глупость   (не) уронит тебя в глазах товарищей. Оценивание.

Индивидуально – упр. 460 (работа по образцу) – Заболотский Р., Корнюшин Д. (по 4 словосочетания). Проверка. Оценивание.

3. Работа в парах с текстом С. Гладышева

 (распечатан).

Было время, когда специально о хлебе в школе (не)говорили - повода (не)было для беспокойства. Но вот на смену ученикам послевое(н,нн)ых лет пришли дети другого поколения, ни в чём (не)знающие нужды. Кусок хлеба, броше(н,нн)ый на полу школьного буфета. (Не)доеде(н,нн)ый или, хуже того, надкуса(н,нн)ый ломоть на столе.. Надо бить тревогу!

Почему надо бить тревогу? Что случилось? Вспомните пословицы о хлебе.

- Объясните написание орфограмм, раскрыв скобки.

-Выпишите НЕ с причастиями, которые пишутся:

1 вар – слитно, 2 вар. – раздельно.

4. Слайд 5

Устная работа со стихотворением.

Никуда (не)спешащий директор

И деловой архитектор,

Мальчишка, с утра (не)умытый,

И продюсер, весьма знаменитый,

Как-то встретились летом в саду.

И (не)жданно для всех какаду

(Не)разборчиво вдруг закричал.

«(Не)пойму, что же крик означал? –

Заявил (не)высокий прохожий,

На (не)вежду отнюдь (не)похожий. –

Совершенно (не)пуганых птиц

(Не)бывает у наших границ».

(при пояснительных словах, обозн степень качества – крайне, очень, совершенно, почти - слитно)  

 - Об исключениях из правил мы поговорим на следующем уроке.  

4. Составление кластера НЕ с причастиями. Оценивание.

Работают самостоятельно в тетради.

Работают с текстом, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Объясняют условия написания.

В юмористической форме автор – правила поведения, нормы жизни

Выписывают, у доски – по одному чел.

Выполняют самостоятельно.

Трудно хлеб достается человеку – легкого хлеба не бывает. Очень часто в старину земледельцам приходилось в поле выходить не только с сохой и плугом, но и с оружием, чтобы дать отпор врагам. В блокадном Ленинграде хлеб был на вес золота.

Хлеб всему голова. Много снега – много хлеба.

Не будет хлеба, не будет и обеда.

Работают по вариантам

Устно

Составляют кластер.

Л - Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

Р – Саморегуляция;

П - Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

К - Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Рефлексия

Цель: Организовать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности, взаимодействия

2 мин.

Напишите СМС друг другу о том, чему научились на уроке, как вы работали, что осталось непонятным, довольны ли вы своей работой.

Пишут.

Л - Умение давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке;

Р - Оценивание собственной деятельности;

П - структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке;

К - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оценивание

Цель: подвести итоги урока, взаимооценивание

2мин

-Достигли ли мы с вами целей, которые ставили в начале урока?

Напишите СМС друг другу.

Пишут смс.

Домашнее задание

1 мин.

Составить текст  или  5-6 предложений к репродукции Рылова «Цветистый луг», используя НЕ с причастиями (дифференциация), или упр. 461

Записывают д.з.

Никуда (не)спешащий директор

И деловой архитектор,

Мальчишка, с утра (не)умытый,

И продюсер, весьма знаменитый,

Как-то встретились летом в саду.

И (не)жданно для всех какаду

(Не)разборчиво вдруг закричал.

«(Не)пойму, что же крик означал? –

Заявил (не)высокий прохожий,

На (не)вежду отнюдь (не)похожий. –

Совершенно (не)пуганых птиц

(Не)бывает у наших границ».

(при пояснительных словах, обозн. степень качества – крайне, очень, совершенно, почти - слитно)      


«Да – нет»

1. причастие – это особая форма глагола, которая обозначает действие (-)

2. причастия бывают действ. и страд (+)

3. прич. оборот – это причастие с определяемым словом (-)

4. в кратких причастиях пишется Н (+)

5. НН пишется в прич сов вида (+)

6. Действит прич наст времени с суф ущ-ющ образованы от глагола 1 спр.(+)

7. страд прич наст времени с ем-ом образованы от глагола 2 спр (-)

Оценивание: 0 – 5б, 1-2 – 4б, 3-3б, 4-2б.

Буквенный диктант(с – слитно, р – разд.)

  1. (не)широкая, а узкая река
  2. (не)был в школе
  3. Чувствовать (не)искренность
  4. (не)уклюжий медвежонок
  5. (не)объятная даль
  6. Вовсе (не)интересный
  7. (не)красивый почерк
  8. (не)прекращающийся дождь
  9. Никем (не)скошенные луга
  10. (не)законченное, а приостановленное строительство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 10 классе "Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных".

Данный материал состоит из конспекта и презентации урока по теме " Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных". Преподавание ведется по программе и учебнику Гольцовой, Шамшина. На уроке учащиес...

Урок в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Учащиеся на уроке дают определение, выделяют необходимую информацию; запоминают написание НЕ с причастиями; учатся обосновывать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями; работают в парах...

Конспект урока в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Главные цели данного урока: познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;- способствовать изучению учащимися закономерностей в правописании НЕ с причастиями;- способствовать формиро...

Конспект урока в 7 классе «Слитное и раздельное написание не с причастиями».

Тема: «Слитное и раздельное написание не с причастиями».Класс: 7.Учебник: Русский язык 7 класс. Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Раздельное написание НЕ с деепричастиями"

Конспект открытого урока с рабочей презентацией, построенный с учётом требований обновлённых ФГОС ООО....