Конспект урока в 7 классе «Слитное и раздельное написание не с причастиями».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Тема: «Слитное и раздельное написание не с причастиями».

Класс: 7.

Учебник: Русский язык 7 класс. Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слитное и раздельное написание не с причастиями».

Цели: повторить написание не с различными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях; закрепить пунктуационные навыки; навыки лингвистического разбора.

Ход урока

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

  1. Актуализация ранее полученных знаний

Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.

Несколько незнакомцев, некого пригласить, ничего не знаешь, ненавидел лень, невежественный человек, невольник чести, неласковая осень, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, неряшливый вид, неплохое предложение, немалый вклад; поступок нехорош; не страшное, а веселое приключение.

  1. Сообщение темы и целей урока
  2. Работа по теме урока

 Изучение темы «Слитное и раздельное написание не с причастиями»

Слово учителя.

В объяснительном диктанте нам встретились случаи слитного и раздельного написания не с именами существительными, именами прилагательными, местоимениями, глаголами. При выборе орфограммы необходимо не только проанализировать слово, но и учесть контекст, то есть рассмотреть слово в предложении. Это очень важно и по отношению к написанию не с причастиями.

Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот.

Во-вторых, причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму. Всё это влияет на написание не с причастиями.

Рассмотрим возможные варианты. Ответим на вопросы. Сделаем записи в тетрадях.

Случаи слитного написания не с причастиями:

1) Негодующий взгляд, ненавидящий тон.

От какого слова образовано причастие? (От глагола «негодовать».)

— Возможно ли употребление причастия без не? (Невозможно.)

Вывод: если причастие без не не употребляется, то пишется слитно.

— Подберите однокоренные слова других частей речи. (Негодование, негодовать.)

2) Невыраженный признак, нерешённая задача.

— Есть ли при причастиях зависимые слова?

Вывод: если причастие не имеет при себе зависимых слов, то пишется с не слитно.

3) Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.

— Какое значение имеют наречия очень, весьма? (Значения степени.)

Вывод: если причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно и т. п.), то пишется с не слитно.

Случаи раздельного написания не с причастиями:

1) Не работающий, а сломанный телевизор. Не прибранные, а разбросанные вещи.

— Постарайтесь найти причину раздельного написания не с причастиями.

Вывод: если причастие имеет противопоставление, то пишется с не раздельно.

2) Давно не работающий телевизор. Не прибранные вовремя вещи.

— Есть ли у причастий зависимые слова, т. е. образуют ли они причастные обороты?

Вывод: если причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот), то пишется с не раздельно.

3) Реки ещё не скованы льдом. Обед еще не приготовлен.

— В чем особенность этих причастий? (Они краткие.)

— Каким членом предложения они являются? (Сказуемым.)

Вывод: краткие причастия пишутся с не раздельно.

Выполнение упражнений

1. Упражнение 132: комментированное письмо.

Комментарий. Фонетический разбор слова дорожку один ученик выполняет на доске, остальные — в тетрадях.

Элементы разговорного стиля — обращение, разговорные обороты, слова: через день-два, едва.

2. Упражнение 133: самостоятельная работа с последующей проверкой «по цепочке».

5. Итоговый этап. Рефлексия     

Подведение итогов.

Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке.

6. Домашнее задание

1. § 24.

2. Упражнение 134.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" с использованием ЭОР. Технологическая карта урока....

Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)

Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)...

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание не с причастиями"

Урок закрепления изученного по теме "Слитное и раздельное написание не с причастиями...

Самоанализ урока по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». 7 класс

Самоанализ урока  по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями», проведённого в 7  классе...

Конспект урока 7 класс "Слитное и раздельное написание производных предлогов".

Ход урока.Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учениковПримечания1.Организационный этап         2. Актуализация...

Конспект урока в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Главные цели данного урока: познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;- способствовать изучению учащимися закономерностей в правописании НЕ с причастиями;- способствовать формиро...