Конспект урока по русскому языку 7 классе "Слитное и раздельное написание не с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Иволгина Надежда Валентиновна

конспект урока по русскому языку в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_7_kl_ne_s_prichastiyami.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 7 классе.

Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями».

Тип урока: изучение нового материала

Цель:   

формирование  знаний, умений, навыков у учащихся  написания НЕ с причастиями;

Задачи:

1) закрепить умение написания НЕ с разными частями речи;

2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор;

3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы  

4) развивать орфографические умения и навыки.

Ход урока:

  1. Организационный момент. 

  Слово учителя:

- Здравствуйте ребята! Я рада вас всех видеть на уроке русского языка.  Прошу занять свои рабочие места.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.  

  1. Синтаксическая пятиминутка

- Запишите предложение:

 ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ.

 - Как вы понимаете эти слова?

 - Выполните  синтаксический разбор предложения.

 - Выполните  морфологический разбор причастия.

 Задание на слайде:

 - В слове какой части речи нужно раскрыть скобки?  (Причастии).

- Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? (Нет)

- Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие? (Правило, как пишется НЕ с причастиями.)

- Назовите теперь  тему сегодняшнего урока. («Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».)

- Запишите ее  в тетрадь. (Записывают тему урока на оставленной строке.)

- Какой же будет цель урока? (Называют цель урока: (Изучить, как пишется НЕ с причастиями.)

Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании НЕ с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями и т.д.

 Дополнительная информация

Ученику было дано задание, найти что-нибудь интересное о частице НЕ

 

 Запись на слайде:

Стихотворение:

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.

- Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха? В нашей стране знаний  порядок, потому что существует правило правописания  частицы НЕ.

Дома вы должны были повторить его.

IV. Лингвистическая разминка

 Объяснительный диктант: правописание не с различными частями ре

Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть  лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость, небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь.

Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.

Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.

Слитно, если:                                                                    Раздельно, если:

- без НЕ не употребляется                                   - есть противопоставление с союзом А

(неряха, невзгоды, небрежный);                         ( не правда, а ложь; не добрый, а злой)

- можно заменить с синонимом без НЕ              - с существительными при отрицании

или близким по значению выражением             (не волк);

(неправда – ложь);                                               - с краткими прилагательными (не могуч);

                                                                               - есть слова далеко не, вовсе не, совсем не;

                                                                               - зависимое слово – отрицательное

                                                                                местоимение (никому не интересный);

                                                                              - прилагательное в сравнительной или

                                                                                превосходной степени ( не громче,

                                                                                не красивейший).

V. Работа над новой темой.

- Теперь нам нужно узнать, как  пишется НЕ с причастиями.

 Запись на слайде :

Ощибка не замечена  Негодующий взгляд                                                          

Не замеченная, а пропущенная ощибка  Незамеченная ошибка                                  

Не замеченная учеником ошибка

Анализируют написанное, делают выводы:( Не пишется слитно с краткими причастиями, с причастиями, которые без НЕ не употребляются. Раздельно- с полными причастиями, если  есть противопоставление с союзом А, зависимое слово.  В остальных случаях слитно.)

- Откройте учебники .   Найдите правило о правописании НЕ с причастиями.     Читаем вслух.

- Совпадают ли сделанные нами выводы с правилом?

- Запишем полученные сведения в таблицу. Когда причастие пишется НЕ раздельно, когда –слитно.

Запись на слайде:

Слитно

Раздельно

1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание) 

2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь) 

3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ)

1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание)

2.С краткими причастиями (не прочитана книга) 

3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача) 

4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа) 

- А теперь снова обратимся к предложению, которое мы записали в начале урока.

- Как нужно написать НЕ с причастием желающий?

(Раздельно, так как у причастия есть зависимое слово)

 VI.Закрепление материала.

  1. -Закрепим полученные знания на практике. Перепишите, раскрывая скобки, комментируя:

Запись на слайде:

(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох.

(Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное)

  1. -Самостоятельная работа.

Запись на слайде

Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.

  1. - Работа в парах.

Проверьте  друг друга в парах. Сравните  с эталоном на доске.

4.      Цифровой диктант

- Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.

 Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка;  трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.

- Проверьте себя по ключу.

 Запись на слайде

Читаю ключ вслух.    1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

 -Поставьте себе оценку.

- Если вас устраивает полученный результат, поставьте себе оценку в дневник.

VI.Подведение итогов урока. Рефлексия

- Какое правило мы сегодня изучили на уроке?

- Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?

Слитно

Раздельно

1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание) 

2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь) 

3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ)

1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание)

2.С краткими причастиями (не прочитана книга) 

3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача) 

4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа) 

- А теперь подумайте и ответьте на вопросы в листах самооценки.

Запись на слайде

  • Сумели  Вы решить поставленную перед собой задачу?
  • Доволен ты своим результатом или нет и почему?
  • Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
  • Что для меня самым полезным было на уроке?
  • Что на уроке для меня было трудным?
  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

                              (Работают с листами самооценки )

Домашнее задание.        

       Выписать из текстов русской художественной литературы 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)

Урок русского языка Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (7 класс)...

Урок-модуль русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е".

Конспект урока русского языка в 7-м классе  "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е."...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Написание большой буквы в именах, фамилиях людей и кличках животных»

Дата: 28.02.18 (по счёту 7 урок по теме «Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных». 9 урок -  контрольный диктант по теме.)Тема урока:«Написание большой буквы в...

Конспект урока в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Главные цели данного урока: познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;- способствовать изучению учащимися закономерностей в правописании НЕ с причастиями;- способствовать формиро...