Методическое пособие для проведения внеаудиторного мероприятия "Я пишу, чтоб добраться до сути...", посвященного 125-летию м.Цветаевой
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Марченко Наталья Михайловна

Данная методическая разработка представляет собой разработку внеаудиторного открытого мероприятия по дисциплине «Литература» и соответствует  РАЗДЕЛУ 6. Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов Теме 6.2 «Марина Ивановна Цветаева» Рабочей учебной программы для студентов 1 курса  специальностей   34.02.03    «Сестринское дело»,  31.02.03  «Лабораторная диагностика».  Мероприятие «Я пишу, чтобы добраться до сути…», посвященное 125-летию М.И.Цветаевой, было подготовлено и проведено преподавателями Акопян М.В. и  Марченко Н.М.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetaeva_mr_marchenko.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

СП 2; 4

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателя

 

Дисциплина ОДБ.2 «Литература»

  ТЕМА:  «Я пишу, чтобы добраться до сути…» к 125-летию М.И.Цветаевой

СПЕЦИАЛЬНОСТИ:  34.02.03    «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»,

                                          31.02.03  «ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА»

           

I курс, 1 семестр

Москва – 2017


Одобрено  ЦМК № 1

Протокол № 4

от    «19» декабря 2017 г.

Составлено  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям

34.02.01 Сестринское дело, 

31.02.03 Лабораторная диагностика

 (базовая  подготовка)

                                                         

                                                                

Авторы-составители: М. В. Акопян, Н. М. Марченко преподаватели  высшей квалификационной категории  ГБПОУ ДЗМ «МК №1»;

Рецензент:   Федотова Т.Н., преподаватель  высшей квалификационной категории  ГБПОУ ДЗМ «МК №1»;


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

стр.4

2.

Введение

стр.6

3.

Основная часть

стр.7

4.

Приложения

стр.16

5.

Заключение

стр. 34

6.

Список источников информации

стр. 35

7.

Рецензия  

стр.36


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка представляет собой разработку внеаудиторного открытого мероприятия по дисциплине «Литература» и соответствует  РАЗДЕЛУ 6. Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов Теме 6.2 «Марина Ивановна Цветаева» Рабочей учебной программы для студентов 1 курса  специальностей   34.02.03    «Сестринское дело»,  31.02.03  «Лабораторная диагностика».  Мероприятие «Я пишу, чтобы добраться до сути…», посвященное 125-летию М.И.Цветаевой, было подготовлено и проведено преподавателями Акопян М.В. и  Марченко Н.М. 

Среднее профессиональное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

        Спецификой данного мероприятия является сложность понимания выбранной темы большинством студентов младших курсов. В связи с этим особая нагрузка ложится на преподавателей, которые должны тщательно отобрать материал и провести дополнительную подготовительную работу с исполнителями.

        Методическое пособие содержит пояснительную записку, методический блок, сценарий мероприятия, перечень необходимого материально-технического оборудования, аудио- и видеозаписи (на электронных носителях), список источников информации.

        В методическом блоке отражена актуальность данного мероприятия, указаны цели,  междисциплинарные связи, определяются участники мероприятия, дается порядок организации работы и материальное оснащение мероприятия.

        В приложении содержится сценарий мероприятия, компьютерная презентация, видеозаписи, музыкальное сопровождение.


ВВЕДЕНИЕ

        Современное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции. Литература – это неотъемлемая часть нашего духовного развития. Благодаря изучению литературы мы способны осмыслить явления нашей действительности, сделать выводы и как результат – изменить наше представление о многих явлениях. Связь литературы с профессиональной деятельностью студентов-медиков позволяет, кроме того, повышать мотивацию к обучению, расширять кругозор и совершенствовать нравственные качества будущих специалистов.

        Данное внеаудиторное мероприятие: «Я пишу, чтобы добраться до сути…» позволяет студентам, опираясь на факты жизни М.Цветаевой, глубже понять мотивы ее лирики, проникнуться атмосферой непростого времени, в которое ей довелось жить. 

Творчество Марины Ивановны Цветаевой - выдающееся и самобытное явление как культуры Серебряного века, так и всей истории русской литературы. Она принесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма. Благодаря ей русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями.

Судьба Марины Цветаевой была яркой и трагической. Все в ее личности и в ее поэзии (а для нее это нерасторжимое единство) резко выходило за рамки традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова.

Сегодня Марину Цветаеву знают и любят миллионы людей: не только у нас в стране, но и во всем мире. Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалось неотъемлемой частью духовной жизни общества. В связи с этим, проведение данного мероприятия вносит существенный вклад в воспитание духовно развитой личности, способствует формированию у студентов гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.  ОДБ 2 «Литература»

2.  Курс I ;         Семестр  1;

3. Тема: «Марина Ивановна Цветаева» (РАЗДЕЛ 6. Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов).

4. Тема внеаудиторного мероприятия: «Я пишу, чтобы добраться до сути…»

5. Место проведения  и  время проведения:    актовый зал; 45 минут

 6. Мотивация темы:

Изучение творчества известной русской поэтессы Серебряного века М.И.Цветаевой является одной из самых сложных тем в курсе литературы. Данное внеаудиторное мероприятие: «Я пишу, чтобы добраться до сути…» позволяет студентам, опираясь на факты жизни М.Цветаевой, глубже понять мотивы ее лирики, проникнуться атмосферой непростого времени, в которое ей довелось жить. 

Поэзия М.И.Цветаевой вошла в культурный обиход, сделалась неотъемлемой частью духовной жизни общества. Проведение данного мероприятия вносит существенный вклад в воспитание духовно развитой личности, способствует формированию у студентов гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

      7. Цели мероприятия:

        Внеаудиторное мероприятие «Я пишу, чтобы добраться до сути…» позволяет студентам, опираясь на факты жизни М.Цветаевой, глубже понять мотивы ее лирики, проникнуться атмосферой непростого времени, в которое ей довелось жить

 


Код/ шифр компетенции

Содержание компетенции

Пути формирования компетенции

                                            Общие компетенции

ОК.1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Знать минимум сведений о жизни и творчестве писателей, об истории создания выдающихся произведений, о связи произведений со временем написания и нашей современностью

ОК. 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать в работе  интернет или дополнительных библиографических источников, документальных и художественных фильмов

ОК. 5

 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Использовать ИКТ для обработки данных и поиска информации. Презентация имеет единый стиль оформления.

ОК. 6.

 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Работать в команде согласованно, без конфликтов между ее членами. Вежливость, тактичность при ответах.

ОК. 10. 

Бережно относиться к

 историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Иметь представление о  научных картинах мира, об отношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека.   

ОК. 11. 

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Знать основные понятия и принципы этики; моральные нормы и принципы взаимоотношений; понятия долга и ответственности;

ОК. 13. 

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре.

ОК. 14

 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Грамотно применять полученные профессиональные знания, умения и навыки в ходе исполнения воинской обязанности. 

Конкретные цели (задачи):

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
  • формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
  • формирование образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • расширение кругозора студентов;
  • развитие общеучебных  умений студентов: умения работать с научно-

популярной, справочной и критической литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;

  • развитие самостоятельности и творческих способностей при выполнении   заданий;
  • развитие умения оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения норм современного русского языка;
  • развитие способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку обучающихся в одной или нескольких образовательных областях;
  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Студент должен знать:

  • Интеллектуальную и художественную жизнь России рубежа XIX – XX веков
  • Жизненный и творческий путь М.И.Цветаевой
  • Особенности лирики разных периодов жизни поэтессы
  • Значение творчества М.И.Цветаевой в литературе, ее поэтическое наследие

Студент должен уметь:

  • Работать с текстом, находить необходимые отрывки из произведения
  • Выразительно читать поэтические произведения
  • Задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию
  • Правильно строить умозаключения и логические цепочки доказательств
  • Уметь  выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим
  • Использовать разнообразные конструкции в связной речи.
  • Пользоваться критической литературой при обсуждении произведения.

        Развивающие цели:

Научить студентов

  • анализировать, систематизировать информацию и делать выводы;
  • отстаивать свою точку зрения, логично и грамотно излагать собственные умозаключения;
  • воспроизводить формулировки и объяснить сущность понятий;        

        Воспитательные цели:        

Отработать навыки

  • работать в малой группе,
  • проявлять чувство ответственности;
  • публично выступать.

10. Уровень освоения:  1,2

11. Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи

Междисциплинарные связи:


Внутридисциплинарные связи (с указанием разделов, тем):


        12. Обеспечение мероприятия:

А. Методическое обеспечение:

        - лекционный материал

- сценарий

- словарь

Б. Материально-техническое обеспечение

        - презентация

        - проектор

        - экран

- компьютер

В. Раздаточный материал:

        - текст

        

        13.  Порядок проведения и участники мероприятия

        Литературно-музыкальный вечер проводится в СП № 2 и в СП № 4, согласно месячному плану мероприятий.

        Для участия в музыкально-литературном мероприятии приглашаются студенты с 1 - 4 курсов структурных подразделений №2 и №4 ГБПОУ ДЗМ «ММК №1». Каждый участник может работать индивидуально или в группе.

        Подготовка и проведение мероприятия осуществляется в несколько этапов.

1. Подготовительный этап

 Определение темы, постановка целей;

  Составление плана работы;

 Определение хода и содержания мероприятия;

  Анализ и подбор литературы;

  Определение методов и приемов;

  Разработка сценария;

  Определение участников (актеров, ведущих, исполнителей и т.д.);

  Составление и оформление сценария;

  Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей;

  Определение места, времени, даты проведения;

  Согласование с администрацией;

  Решение организационных вопросов.

2. Коррекционный этап 

 Подготовка оформления;

  Подготовка и проверка оборудования и технических средств;

  Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция;

  Объявление;

  Приглашение зрителей, гостей.

3 . Основной этап

  Оформление зала;

  Установка оборудования, технических средств;

  Проведение мероприятия;

  Возможное обсуждение с коллегами, гостями.

  Возможное составление методической разработки;

  Распространение опыта работы (проведение открытого мероприятия или семинара).


Приложение

Сценарий мероприятия «Я пишу, чтобы добраться до сути…»

Действующие лица:

Ведущие

Чтецы

Исполнители вокальных номеров

Технический персонал

 (Слайд 1)

Ведущий 1: Марина Ивановна Цветаева - русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей. Она считается одной из ключевых фигур в мировой поэзии XX века.

(Слайд 2)

 Сегодня называют хрестоматийными такие стихотворения Марины Цветаевой о любви, как «Пригвождена к позорному столбу…», «Не самозванка – я пришла домой…», «Вчера еще в глаза глядел…» и многие другие.

(Слайд 3)

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
 (Сердюкова А.)

(Слайд 4)

Ведущий 2: Родилась девочка в Москве, в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, один  из создателей музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и его второй супруги Марии Мейн, профессиональной пианистки.

(Слайд 5)

По отцу у Марины были единокровные брат Андрей и сестра Валерия, а также родная младшая сестра Анастасия.

День рождения Марины Цветаевой приходится на православный праздник  апостола Иоанна Богослова. Это обстоятельство поэтесса позднее неоднократно отразит в своих произведениях.

(Слайд 6)

Красною кистью  
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.    
(Григорян Р.)

(Слайд 7)

Ведущий 3: Творческие профессии родителей наложили отпечаток и на детство Цветаевой. Мама обучала ее игре на фортепиано и мечтала увидеть дочь музыкантом, а отец прививал любовь к качественной литературе и иностранным языкам.

Так получилось, что Марина с мамой часто жила заграницей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и немецком языках.

(Слайд 8)

Ведущий 1: Образование будущая знаменитая поэтесса начала получать в московской частной женской гимназии, а позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии. Более того, когда маленькая шестилетняя Марина Цветаева стала писать стихи, то сочиняла она на всех трех, причем больше всего – по-французски. Стихотворение «He смейтесь вы над юным поколеньем!» было написано в 14 лет.

           He смейтесь вы над юным поколеньем!

            Вы не поймете никогда,

            Как можно жить одним стремленьем,

            Лишь жаждой воли и добра...

        

            Вы не поймете, как пылает

            Отвагой бранной грудь бойца,

           Как свято отрок умирает,

             Девизу верный до конца!

             Так не зовите их домой

            И не мешайте их стремленьям, --

              Ведь каждый из бойцов -- герой!

              Гордитесь юным поколеньем! (Калганова)

(Слайд 9)

Ведущий 2: Счастливая пора ее детства, связанная с рождественскими елками, рассказами матери, волшебством книжных открытий и человеческих встреч, проходившая в уютном старом доме у Патриарших прудов, была прервана неожиданной болезнью матери. Мария Александровна заболела чахоткой, ее здоровье требовало теплого и мягкого климата. Летом 1906 года Цветаевы уехали в городок Тарусу на Оке, где обычно проводили летние месяцы. Там в июле скончалась, так и не выздоровев, Мария Александровна. Горечь этой утраты никогда так и не изгладилась в душе Марины:

Маме

В старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо,
(Без тебя лишь месяц в них глядел!)
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров...
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров — детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!
(Бруцкая Алина)

(Слайд 10)

Ведущий 3: Марина Цветаева не застала в живых ни одну из своих бабушек, которые скончались в достаточно молодом возрасте. Однако в семейных архивах хранились их портреты. И если по линии отца бабушка  была простой и работящей женщиной, супругой сельского священника, то по материнской линии  -  польская аристократка Мария Бернацкая,  которая скончалась в 20-летнем возрасте.. Видимо, рассматривая ее портрет, в 1914 году Цветаева написала свое знаменитое стихотворение «Бабушке», в котором пыталась постичь тайну красоты и благородства этой удивительно привлекательной женщины.

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
— Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моем — не от вас ли?..  
(Алешина)

(Слайд 11)

Ведущий 1: Марина Цветаева вела дневник и писала рассказы. Свой первый сборник стихов Марина, не раздумывая, послала Брюсову, Волошину и в издательство «Мусагет» с «просьбой посмотреть». Она сделал это с прямотой, правдивостью и искренностью, свойственной ей в дальнейшем всю жизнь и сформулированной в одном из дневников: «Единственная обязанность на земле человека – правда всего существа». На сборник последовали благосклонные отзывы Брюсова, Гумилева, Волошина и других поэтов. Волошин даже счел необходимым посетить юную Цветаеву у нее дома, и после серьезной и содержательной беседы о поэзии началась, несмотря на большую разницу в возрасте, их длительная дружба.

До революции Цветаева часто гостила у него в Коктебеле, а позже она вспоминала об этих посещениях как о самых счастливых днях в своей жизни.

(Слайд 12)

О будь печальна, будь прекрасна,
Храни в душе осенний сад!
Пусть будет светел твой закат,
Ты над зарей была не властна.

Такой, как ты, нельзя обидеть:
Суровый звук — порвется нить!
Не нам судить, не нам винить…
Нельзя за тайну ненавидеть.

В стране несбывшихся гаданий
Живешь одна, от всех вдали.
За счастье жалкое земли
Ты не отдашь своих страданий.

Ведь нашей жизни вся отрада
К бокалу прошлого прильнуть.
Не знаем мы, где верный путь,
И не судить, а плакать надо.  
( Гуц А.)

(Слайд 13)

Ведущий 2:  Не окончив гимназии, весной 1911 года Цветаева уехала в Коктебель к Волошину. Здесь она познакомилась с Сергеем Эфроном - круглым сиротой и сыном революционеров-народников.

В Сергее Эфроне Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность. Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой. В январе 1912 года она вышла за него замуж, а вскоре на свет появилась их старшая дочь Ариадна. второй сборник стихов – «Волшебный фонарь» - был посвящен Сергею Эфрону.

(Слайд 14)

Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь
ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю.

Не чувствую, как в этих стенах жарко,
Как зелено в саду.
Давно желанного и жданного подарка
Не жду.

Не радует ни утро, ни трамвая
Звенящий бег.
Живу, не видя дня, позабывая
Число и век.

На, кажется, надрезанном канате
Я — маленький плясун.
Я — тень от чьей-то тени. Я — лунатик
Двух темных лун.  
( Кобзева)

(Слайд 15)

Ведущий 3:  Жизнь молодой поэтессы в 1913 году была вполне счастливой. Она увлеченно воспитывала малышку-дочь, вместе с ней жил любящий и любимый муж Сергей Эфрон, в друзьях и знакомых поэтесса также вряд ли ощущала недостаток. Тем не менее, ее одолевала смутная тревога. Образовавшийся вакуум заполнялся «темной и грозной тоской».

(Слайд 16)

Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, —
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,

И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох…
И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.

О, летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале…
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы — если б знали —

Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы,—
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.
 (Маняева О.)

(Слайд 17)

Ведущий 1:  Первая мировая война прошла мимо Цветаевой. Несмотря на то, что ее муж некоторое время курсировал с санитарным поездом, рискуя жизнью, и она очень волновалась за него, Цветаева жила отрешенно, словно в прошлом столетии, поглощенная своим внутренним миром. «Вся моя жизнь – роман с собственной душой», - говорила она.

(Слайд 18)

На солнце, на ветер, на вольный простор

Любовь уносите свою!

Чтоб только не видел ваш радостный взор

Во всяком прохожем судью.

Бегите на волю, в долины, в поля,

На травке танцуйте легко

И пейте, как резвые дети шаля,

Из кружек больших молоко.

О, ты, что впервые смущенно влюблен,

Доверься превратностям грез!

Беги с ней на волю, под ветлы, под клен,

Под юную зелень берез;

Пасите на розовых склонах стада,

Внимайте журчанию струй;

И друга, шалунья, ты здесь без стыда

В красивые губы целуй!

Кто юному счастью прошепчет укор?

Кто скажет: «Пора!» забытью?

–  На солнце, на ветер, на вольный простор

Любовь уносите свою!    (Коровкина)

(Слайд 19)

Ведущий 2:  Ни Февральскую, ни Октябрьскую революции Цветаева близко не приняла. Однако с весны 1917 года наступил трудной период в ее жизни. «Из истории не выскочишь», - сказала она позднее.

 

(Слайд 20)

В апреле 1917 года Цветаева родила вторую дочь. Сначала она хотела назвать ее Анной в честь Ахматовой, но потом передумала и назвала Ириной: «Ведь судьбы не повторяются».

(Слайд 21 - 27)

Ведущий 3:  Вскоре начинается Гражданская война. Эти годы очень тяжело сказались на моральном состоянии молодой женщины. Она болезненно переживала разрыв родины на белую и красную составляющие. В стихах поэтесса часто обращается к героическому прошлому своей Родины, свято веря в ее возрождение.

Дикая воля  

   

Я люблю такие игры,

Где надменны все и злы.

Чтоб врагами были тигры

И орлы!

Чтобы пел надменный голос:

"Гибель здесь, а там тюрьма!"

Чтобы ночь со мной боролась,

Ночь сама!

Я несусь,- за мною пасти,

Я смеюсь - в руках аркан...

Чтобы рвал меня на части

Ураган!

Чтобы все враги - герои!

Чтоб войной кончался пир!

Чтобы в мире было двое:

Я и мир!       (Соловей П.)   

Ведущий 1:  Также в этот период в творчестве Цветаевой появились стихи о высоком предназначении поэта. Она считала, что вдохновение – единственный повелитель поэта, и лишь сгорая в огне, принося ему в жертву все, он способен жить на земле. Большой пласт в ее лирике этого времени составляли любовные стихи, бесконечная исповедь сердца.

(Слайд 28)

ПЕСНЯ: «Я словно бабочка к огню…»

(Слайд 29)

Ведущий 2:  Почти четыре года Цветаева не имела известий о своем муже. Наконец, в июле 1921 года она получила от него письмо из-за границы, где он находился после разгрома белой армии. Его по просьбе Цветаевой разыскал Эренбург, уехавший за границу. Цветаева мгновенно приняла решение ехать к мужу, учившемуся в Пражском университете, а в ее стихах мы слышим признание в любви человеку, которому иным способом открыть свои чувства она не могла...

(Слайд 30)

Не любила, но плакала. Нет, не любила, но все же

Лишь тебе указала в тени обожаемый лик.

Было все в нашем сне на любовь не похоже:

Ни причин, ни улик.

Только нам этот образ кивнул из вечернего зала,

Только мы — ты и я — принесли ему жалобный стих.

Обожания нить нас сильнее связала,

Чем влюбленность — других.

Но порыв миновал, и приблизился ласково кто-то,

Кто молиться не мог, но любил. Осуждать не спеши

Ты мне памятен будешь, как самая нежная нота

В пробужденьи души.

В этой грустной душе ты бродил, как в незапертом

доме

(В нашем доме, весною...) Забывшей меня не зови!

Все минуты свои я тобою наполнила, кроме

Самой грустной — любви   (Ибрагимова Д.)

(Слайд 31)

   Ведущий 3:  В мае 1922 года Цветаева добилась разрешения на выезд за границу. Некоторое время она жила в Берлине, где ей помог устроиться в русском пансионе Илья Эренбург. В Берлине, недолговечном центре русской эмиграции, куда благодаря дружественным отношениям между Германией и Россией часто приезжали и советские писатели, Цветаева встретилась с Есениным, которого немного знала раньше, и подружилась с Андреем Белым.

(Слайд 32)

Не для льстивых этих риз, лживых ряс — Голосистою на свет родилась!

Не ночные мои сны — наяву! Шипом-шепотом, как вы, не живу!

От тебя у меня, шепот-тот-шип — Лира, лира, лебединый загиб!

С лавром, с зорями, с ветрами союз, Не монашествую я — веселюсь!

И мальчишка — недурён-белокур! Ну, а накривь уж пошло чересчур, —

От тебя у меня, шепот-тот-шип — Лира, лира, лебединый загиб!

Доля женская, слыхать, тяжела! А не знаю — на весы не брала!

Не продажный мой товар — даровой! Ну, а ноготь как пойдет синевой, —

От тебя у меня, клекот-тот-хрип — Лира, лира, лебединый загиб! (Белова) 

(Слайд 33)

Ведущий 1:  Здесь завязалась переписка с Борисом Пастернаком, под сильным впечатлением от его книги «Сестра моя жизнь».
         Два с половиной месяца, проведенные в Берлине, оказались для нее очень напряженными и человечески, и творчески. Цветаева успела написать более двадцати стихотворений, во многом не похожих на прежние. Ее лирика становилась более усложненной. Тема вроде бы оставалась прежней: любовь земная и романтическая, любовь вечная, - но выражение было иное.

Связь через сны

Всё лишь на миг, что людьми создается.
Блекнет восторг новизны,
Но неизменной, как грусть, остается
Связь через сны.
Успокоенье... Забыть бы... Уснуть бы...
Сладость опущенных век...
Сны открывают грядущего судьбы,
Вяжут навек.
Всё мне, что бы ни думал украдкой,
Ясно, как чистый кристалл.
Нас неразрывной и вечной загадкой
Сон сочетал.
Я не молю: «О, Господь, уничтожи
Муку грядущего дня!»
Нет, я молю: «О пошли ему. Боже,
Сон про меня!»
Пусть я при встрече с тобою бледнею,
Как эти встречи грустны!
Тайна одна. Мы бессильны пред нею:
Связь через сны.  
(Калганова)

(Слайд 34)

Ведущий 2:  В августе 1922 года Цветаева уехала в Прагу к Эфрону. Всей душой Цветаева полюбила Прагу, город, вселявший в нее вдохновение, в отличие от не понравившегося ей Берлина. Трудная, полунищенская жизнь в чешских деревнях компенсировалась близостью к природе – вечной и неизменно возвышающейся над «земными низостями дней», пешими прогулками по горам и лесам.

(Слайд 35)

Ведущий 1:  В лирике Цветаевой того времени отразились многие волновавшие ее чувства – разноречивые, но всегда сильные. Страстные, щемящие стихи выражали ее тоску по родине.  В стихах этого периода «рассказывается о самом процессе рождения стихов: записи стихотворения предшествуют “ночные шепота”, разговор Цветаевой с собой в ночной час, анализ прожитого дня, пережитых чувств, разглаживающий шелка души - уста поэта”

(Слайд 36)

Ночные шепота: шелка
Разбрасывающая рука.
Ночные шепота: шелка
Разглаживающие уста.
                                        Счета
Всех ревностей дневных —
                                        и вспых
Всех древностей — и стиснув челюсти —
И стих
Спор —
В шелесте…
И лист
В стекло…
И первой птицы свист.
— Сколь чист! — И вздох.
Не тот. — Ушло.
Ушла.
И вздрог
Плеча.
Ничто
Тщета.
Конец.
Как нет.

И в эту суету сует
Сей меч: рассвет.
 (Григорян Р.)

(Слайд 37)

Ведущий 2:  Она продолжала размышлять над особой судьбой поэта в цикле «Поэт», над его величием и беззащитностью, могуществом и ничтожеством в мире.  

Безумье — и благоразумье,
Позор — и честь,
Все, что наводит на раздумье,
Все слишком есть —

Во мне. — Все каторжные страсти
Свились в одну! —
Так в волосах моих — все масти
Ведут войну!

Я знаю весь любовный шепот,
— Ах, наизусть! —
— Мой двадцатидвухлетний опыт —
Сплошная грусть!

Но облик мой — невинно розов,
— Что ни скажи! —
Я виртуоз из виртуозов
В искусстве лжи.

В ней, запускаемой как мячик
— Ловимый вновь! —
Моих прабабушек-полячек
Сказалась кровь.
(Кузнецова)

(Слайд 38 - 39)

Ведущий 1:  1 февраля 1925 года у Цветаевой родился сын, названный Георгием. Она давно мечтала о мальчике, и ласково называла его Мур.

Жизнь в эмиграции была трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях. Но творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: в 1926 г. она закончила поэму «Крысолов», начатую еще в Чехии, работала над поэмами «С моря», «Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха» и др.

(Слайд 40)

Ведущий 2: Впрочем, большинство из созданного так и  осталось неопубликованным. «Я здесь никому не нужна… Все меня выталкивают в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна, там я невозможна». Чувства бесконечной грусти и одиночества пронизывают ее стихотворения.

(Слайд 41)

От четырех до семи (Варбан)

В сердце, как в зеркале, тень,
Скучно одной — и с людьми...
Медленно тянется день
От четырех до семи!
К людям не надо — солгут,
В сумерках каждый жесток.
Хочется плакать мне. В жгут
Пальцы скрутили платок.
Если обидишь — прощу,
Только меня не томи!
— Я бесконечно грущу
От четырех до семи.  

(Слайд 42)

Ведущий 1:  В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву, а в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы - «После России», включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов.

(Слайд 43)

Ведущий 2:  В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком...»). Однако она не теряет веры в свое признание как поэта:

(Слайд 44)

К 1930-м годам Цветаевой казался ясным рубеж, отделивший ее от белой эмиграции: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, т.е. по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда...» В 1939 она восстановила свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью возвратилась на родину. Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере. Отражение ее переживаний мы находим в стихах…

(Слайд 45)

Уроненные так давно... (Калабина)

Вздымаю руки.
В пустое черное окно
Пустые руки
Бросаю в полуночный бой
Часов, - домой
Хочу! - Вот так: вниз головой
- С башни! - Домой!
Не о булыжник площадной:
В шепот и шелест...
Мне некий Воин молодой
Крыло подстелет.

(Слайд 46)

Ведущий 1:  Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда».

- Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года».

(Слайд 47)

31 августа 1941 года измученная, безработная и одинокая поэтесса покончила с собой.

(Слайд 48)

ПЕСНЯ: «Посвящение женщине».

(Слайд 49)

Ведущий 2:Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.

На южной стороне кладбища, у каменной стены, где находится её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие.

(Слайд 50)

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.  
(Шахназарова)

(Слайд 51)

ПЕСНЯ: «Реквием»

Заключение

Проблема изучения поэзии "серебряного века" в СПО - одна из сложнейших проблем преподавания литературы.  Это связано с целым рядом существенных факторов со спецификой этого рода литературы и особенностями его восприятия, сложностями анализа поэтического произведения как искусства слова. Вместе с тем, лирика рубежа XIX-XX веков - одно из наиболее сильных по эмоциональному воздействию средств формирования личности. Осознание, понимание, оценивание ее способствует становлению ценностных нравственных и эстетических ориентаций студентов.

Поэзия "серебряного века" - важнейшая составная часть этого "русского культурного ренессанса" (Н.А. Бердяев), впитавшего в себя традиции практически всех предыдущих эпох и указавшего пути развитию искусства нашего столетия.

Лирика "серебряного века" - одно из наиболее сильных средств воздействия на формирование личности cтудентов, так как именно в этом возрасте у учащихся с необычайной силой пробуждается интерес к внутреннему миру человека, рождается стремление постигнуть самого себя, окружающий мир, найти ответы на многие волнующие вопросы. Обучающихся, в силу особенностей самоорганизации их эмоциональной сферы, близко пристальное внимание поэтов "серебряного века" к внутреннему миру человека, к состоянию его души. В новом, неожиданном для них свете предстают в этой поэзии природа человека, его место в обществе, сам мир, философские и нравственные основы бытия.

Все в ней как бы рассчитано на расширение художественной впечатлительности читателя, обострение всех сторон его эмоционального мира. В лирике рубежа XIX -XX веков возрастает творческая роль читателя, "искусство чтения становится не менее важным, чем искусство писания" (М.Л. Гаспаров).

Серебряный век" русской поэзии занимает особое место в программах по литературе. Поэтическое наследие Марины Ивановны Цветаевой и других  поэтов становится предметом чтения и изучения на уроках литературы. Их произведения обладают высокой художественной ценностью и способствуют развитию устойчивого интереса студентов к поэзии вообще.

Изучение поэзии "серебряного века" обогатит представление об историко-литературном процессе, развитии искусства в данный период, повысит уровень восприятия поэтических текстов, культуру чтения, будет способствовать нравственно-эстетическому воспитанию учащихся.

Предложенная нами методическая разработка,  посвященная  творчеству М. И. Цветаевой, содействует решению актуальных вопросов, стоящих перед современным образованием, формированию духовного мира студентов, развитию их творческих способностей и эстетического вкуса, совершенствованию литературного образования.

14. Источники информации

1. Жижина А. Д. Проникая в мир цветаевского лиризма.  Открытая школа,-2002г.

2.Каган Ю. М. Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели – М, Отечество,- 1992г.

3.Цветаева М.И. Сочинения в 3-х томах, М,-1989г.

4. Федосеева Л. Путь в вечность. М, Знание, 1992г.

5.Эфрон А. О Марине Цветаевой М, - 1989г.

РЕЦЕНЗИЯ

 методической разработки  внеаудиторной работы  дисциплины «Литература».

Авторы: Акопян М. В., Марченко Н. М., преподаватели русского языка и литературы высшей квалификационной категории 

ГБПОУ  ДЗМ   «Медицинского колледжа № 1»

Представленная на рецензию методическая разработка предназначена  для внеаудиторного открытого мероприятия по дисциплине «Литература» и соответствует  РАЗДЕЛУ 6. Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов Теме 6.2 «Марина Ивановна Цветаева» Рабочей учебной программы для студентов 1 курса  специальностей   34.02.03    «Сестринское дело»,  31.02.03  «Лабораторная диагностика».  Мероприятие «Я пишу, чтобы добраться до сути…», посвящено 125-летию М. И. Цветаевой.

Организационно-методический блок содержит: вид, цели, актуальность и значимость, обращение к студентам.

Приложение представлено презентацией.

Методическая разработка тщательно продумана авторами, четко сформулированы цели и задачи раскрыта актуальность, и значимость темы, обозначены междисциплинарные связи.

Методическая разработка может использоваться как для внеаудиторной работы, так и для аудиторной работы  дисциплины «Литература».

В методической разработке представлен также блок контроля, который может быть использован на аудиторных занятиях. Представленная работа соответствует современным тенденциям  педагогики.

                         

РЕЦЕНЗЕНТ: Федотова Т.Н., преподаватель  высшей квалификационной категории  ГБПОУ ДЗМ «МК №1»;                                     Федотова Т.Н.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие по проведению внеклассного мероприятия "Праздник Российского флага"

Анализ ФКЗ №1.История Российского флага. Викторина по истории флага....

Методическое пособие по проведению внеклассного мероприятия "Я - пешеход, я -пассажир, я- водитель"

Материал мероприятия закрепляет знания Правил дорожного движения у учащихся....

Методическое пособие по проведению внеклассного мероприятия "Моя семья"

Мероприятие дает возможность познакомиться с Семейным кодексом РФ....

Методическое пособие по проведению внеклассного мероприятия«Да, были люди в наше время»

Мероприятие приурочено к 200-летию победы в Отечественной войне 1812г. Материал дает информацию об основных событиях войны.  Закрепление материала проходит в форме викторины...

Методическое пособие для проведения внеаудиторного мероприятия "Апофеоз войны", посвященного Дню защитника отечества

Данное методическое пособие представляет собой разработку внеаудиторного открытого мероприятия «Апофеоз войны», посвященного Дню Защитника Отечества, которое было подготовлено  препод...

Методическое пособие для проведения внеаудиторного мероприятия по литературе "Литературно-философская гостиная "Башня Вяч.Иванова"

Методическое пособие предназначено для проведения интегрированного урока по Литературе и Философии....

Методическое пособие для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню Матери

Методическое пособие для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню Матери было разработано преподавателями Марченко Н.М. и Стрельченя Е.Ю. для организации и проведения данного мероприятия ...